Баловнева Т. Е., учитель биологии
МАОУ «Шарлыкская СОШ №1»
Шарлыкский район
Название предмета: биология
Класс: 10 класс
УМК: Базовый учебник: Общая биология. Базовый уровень, учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова – М. Дрофа, 2011
Уровень обучения: базовый
Тема: Уровни организации живой материи
Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час.
Место урока в системе уроков по теме - текущий урок, третий в разделе «Биология как наука. Методы научного познания».
Цель: развивать понятия «биосистема», «жизнь», «уровень организации живой материи», продолжить формирование знаний об основных свойствах живого.
Задачи: Обучающие: научить давать определение понятию «уровень организации живой материи», определять критерии живых систем;
Развивающие: развивать умения школьников самостоятельно работать с учебником и дополнительной литературой, выделять главное, развивать коммуникативные способности учащихся;
Воспитывающие: формировать научное мировоззрение учащихся, осуществлять нравственное и экологическое воспитание школьников.
Средства обучения: презентация, экран, мультимедиа-проектор, карточки с заданиями для работы в группах.
Планируемые результаты:
Называть основные уровни организации живой природы.
Выделять существенные признаки организма как живой системы.
Описывать общие признаки живых организмов.
Содержание урока:
1 Организационный момент
2 Актуализация знаний
3 Изучение нового материала
4 Сообщение темы и цели
5 Первичное закрепление
6 Закрепление, подведение итогов, оценивание
7 Домашнее задание
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1.Сообщение учащегося «Понятие «жизнь»». Анализ определений жизни, сформулированными разными учеными. Дискуссия о правомерности каждого из них.
2.Биологический диктант
1. Раздел биологии, изучающий животных, называется (зоология).
2. Раздел биологии, изучающий законы наследственности, носит название(генетика).
3. Анатомия изучает (строение) организма.
4. Взаимосвязь живого организма с окружающей средой изучает (экология)
5. Живые организмы состоят из тех же (химических элементов), что и неживые тела.
6. Любая система состоит из отдельных частей, т.е. (дискретна).
7. Постоянство внутренней среды – это (гомеостаз).
8. Хранит и передает генетическую информацию (молекула ДНК).
9. Свойство организмов приобретать новые признаки и свойства называется (изменчивость).
10. Все живое избирательно реагирует на внешние воздействия специфическими реакциями благодаря свойству (раздражимости).
11. Молекулярная биология и биохимия изучает живое на (молекулярном) уровне.
12. Строение и функции тканей изучают на (тканевом) уровне.
13. Совокупность всех биогеоценозов называется (биосфера).
14. Необратимое изменение объекта живой природы в процессе роста называется (развитием).
15. Ф. Энгельс: «Жизнь – есть способ существования (белковых тел)».
СЛАЙД 1 Взаимопроверка Критерии оценки
Оценка
2
3
4
5
Кол-во верных ответов
0-7
8-12
13-14
15
III. Изучение нового материала
Мир живых существ, вместе с человеком, представляет собой биологические системы разнообразной формы, различающиеся по размерам и сложности внутреннего устройства. Все живые организмы состоят из клеток.
- Какая клетка может быть отдельным организмом и почему?
-А если клетка входит в состав более сложного организма – многоклеточного?
В ходе беседы прийти к выводу, что для живых систем характерна многоуровневость и иерархическая организация. СЛАЙД 2
Мы выявили общие признаки, присущие только живым организмам. Живые биологические системы имеют гораздо более высокий уровень организации, чем неорганическая природа. Биологические системы постоянно обмениваются с окружающей средой энергией, веществом, информацией, что делает их открытыми системами, и позволяет противостоять разрушению.
В процессе эволюции происходило постепенное усложнение организации живой материи. При образовании более сложного уровня предыдущий уровень, возникший ранее, входил в него как составная часть. Именно поэтому уровневая организация и эволюция являются также отличительными признаками живой природы.
Сообщение темы цели. СЛАЙД 3
Именно об уровневой организации живой материи мы с вами сегодня поговорим.
Подготовка к работе в группах: каждая группа получает дополнительную литературу с характеристикой уровней организации жизни (Задание для групп 1, 2, 3)
С помощью учебника и дополнительной литературы выяснить, каковы структурные элементы и какие процессы протекают на данном уровне организации жизни. По результатам исследования каждая группа готовит отчёт, во время которого все учащиеся в рабочей тетради заполняют таблицу «Уровни организации живой материи». СЛАЙД 4-12
(По ходу отчета учащиеся просматривают соответствующие слайды презентации)
IV. Первичное закрепление СЛАЙД 13
Работа в парах. Используя текст учебника, заполнить таблицу
Биологический объект
Уровень организации
Элементы образующие систему
Популяция
Яйцеклетка
Нуклеиновая кислота
Животные
Древесина
Сосновый бор
В ходе беседы сделать ввод о многоуровневой организации живой природы, проявлении специфических закономерностях на каждом уровне.
Для того чтобы изучить законы, характерные для всех уровней организации жизни, используются различные методы исследования.
- Перечислите, какие вам известны методы, изучающие различные биологические законы и явления?
Демонстрация слайда СЛАЙД 14, работа по учебнику19-20, запись в тетрадь.
V. Закрепление, подведение итогов, оценивание
Беседа по вопросам
Решение биологических задач.
Задача 1: Живые организмы отличаются от неживых систем сложностью и структурной и функциональной упорядоченностью. Выявите черты сходства и отличия живых организмов от объектов неживой природы. Приведите примеры.
Задача 2: Мир живой природы представляет собой совокупность биологических систем разного уровня организации, которые находятся в непрерывном взаимодействии. Раскройте взаимосвязь различных уровней структурной организации животного мира. Приведите примеры.
VI. Домашнее задание: §1.3, ответить на вопрос:
- Каково значение биологических знаний в жизни человека?
Автор(ы): Баловнева Т. Е.
Скачать: Биология 10кл - Конспект.docxАвтор(ы): Баловнева Т. Е.
Скачать: Биология 10кл - Презентация к уроку.ppt