Баловнева Т. Е., учитель биологии МАОУ «Шарлыкская СОШ №1» Шарлыкский район Название предмета: биология Класс: 10 класс УМК: Базовый учебник: Общая биология. Базовый уровень, учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова – М. Дрофа, 2011 Уровень обучения: базовый Тема: Уровни организации живой материи Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час. Место урока в системе уроков по теме - текущий урок, третий в разделе «Биология как наука. Методы научного познания». Цель: развивать понятия «биосистема», «жизнь», «уровень организации живой материи», продолжить формирование знаний об основных свойствах живого. Задачи: Обучающие: научить давать определение понятию «уровень организации живой материи», определять критерии живых систем; Развивающие: развивать умения школьников самостоятельно работать с учебником и дополнительной литературой, выделять главное, развивать коммуникативные способности учащихся; Воспитывающие: формировать научное мировоззрение учащихся, осуществлять нравственное и экологическое воспитание школьников. Средства обучения: презентация, экран, мультимедиа-проектор, карточки с заданиями для работы в группах. Планируемые результаты: Называть основные уровни организации живой природы. Выделять существенные признаки организма как живой системы. Описывать общие признаки живых организмов. Содержание урока: 1 Организационный момент 2 Актуализация знаний 3 Изучение нового материала 4 Сообщение темы и цели 5 Первичное закрепление 6 Закрепление, подведение итогов, оценивание 7 Домашнее задание Ход урока I. Организационный момент II. Актуализация знаний 1.Сообщение учащегося «Понятие «жизнь»». Анализ определений жизни, сформулированными разными учеными. Дискуссия о правомерности каждого из них. 2.Биологический диктант 1. Раздел биологии, изучающий животных, называется (зоология). 2. Раздел биологии, изучающий законы наследственности, носит название(генетика). 3. Анатомия изучает (строение) организма. 4. Взаимосвязь живого организма с окружающей средой изучает (экология) 5. Живые организмы состоят из тех же (химических элементов), что и неживые тела. 6. Любая система состоит из отдельных частей, т.е. (дискретна). 7. Постоянство внутренней среды – это (гомеостаз). 8. Хранит и передает генетическую информацию (молекула ДНК). 9. Свойство организмов приобретать новые признаки и свойства называется (изменчивость). 10. Все живое избирательно реагирует на внешние воздействия специфическими реакциями благодаря свойству (раздражимости). 11. Молекулярная биология и биохимия изучает живое на (молекулярном) уровне. 12. Строение и функции тканей изучают на (тканевом) уровне. 13. Совокупность всех биогеоценозов называется (биосфера). 14. Необратимое изменение объекта живой природы в процессе роста называется (развитием). 15. Ф. Энгельс: «Жизнь – есть способ существования (белковых тел)». СЛАЙД 1 Взаимопроверка Критерии оценки Оценка 2 3 4 5 Кол-во верных ответов 0-7 8-12 13-14 15 III. Изучение нового материала Мир живых существ, вместе с человеком, представляет собой биологические системы разнообразной формы, различающиеся по размерам и сложности внутреннего устройства. Все живые организмы состоят из клеток. - Какая клетка может быть отдельным организмом и почему? -А если клетка входит в состав более сложного организма – многоклеточного? В ходе беседы прийти к выводу, что для живых систем характерна многоуровневость и иерархическая организация. СЛАЙД 2 Мы выявили общие признаки, присущие только живым организмам. Живые биологические системы имеют гораздо более высокий уровень организации, чем неорганическая природа. Биологические системы постоянно обмениваются с окружающей средой энергией, веществом, информацией, что делает их открытыми системами, и позволяет противостоять разрушению. В процессе эволюции происходило постепенное усложнение организации живой материи. При образовании более сложного уровня предыдущий уровень, возникший ранее, входил в него как составная часть. Именно поэтому уровневая организация и эволюция являются также отличительными признаками живой природы. Сообщение темы цели. СЛАЙД 3 Именно об уровневой организации живой материи мы с вами сегодня поговорим. Подготовка к работе в группах: каждая группа получает дополнительную литературу с характеристикой уровней организации жизни (Задание для групп 1, 2, 3) С помощью учебника и дополнительной литературы выяснить, каковы структурные элементы и какие процессы протекают на данном уровне организации жизни. По результатам исследования каждая группа готовит отчёт, во время которого все учащиеся в рабочей тетради заполняют таблицу «Уровни организации живой материи». СЛАЙД 4-12 (По ходу отчета учащиеся просматривают соответствующие слайды презентации) IV. Первичное закрепление СЛАЙД 13 Работа в парах. Используя текст учебника, заполнить таблицу Биологический объект Уровень организации Элементы образующие систему Популяция Яйцеклетка Нуклеиновая кислота Животные Древесина Сосновый бор В ходе беседы сделать ввод о многоуровневой организации живой природы, проявлении специфических закономерностях на каждом уровне. Для того чтобы изучить законы, характерные для всех уровней организации жизни, используются различные методы исследования. - Перечислите, какие вам известны методы, изучающие различные биологические законы и явления? Демонстрация слайда СЛАЙД 14, работа по учебнику19-20, запись в тетрадь. V. Закрепление, подведение итогов, оценивание Беседа по вопросам Решение биологических задач. Задача 1: Живые организмы отличаются от неживых систем сложностью и структурной и функциональной упорядоченностью. Выявите черты сходства и отличия живых организмов от объектов неживой природы. Приведите примеры. Задача 2: Мир живой природы представляет собой совокупность биологических систем разного уровня организации, которые находятся в непрерывном взаимодействии. Раскройте взаимосвязь различных уровней структурной организации животного мира. Приведите примеры. VI. Домашнее задание: §1.3, ответить на вопрос: - Каково значение биологических знаний в жизни человека?
Автор(ы): Баловнева Т. Е.
Скачать: Биология 10кл - Конспект.docxАвтор(ы): Баловнева Т. Е.
Скачать: Биология 10кл - Презентация к уроку.ppt