Название предмета Алгебра Класс 9 УМК (название учебника, автор, год издания) «Алгебра 9» Ю.Н Макарычев,2008 Уровень обучения: базовый У р о к 127-128 (17-18). Решение текстовых задач на составление систем уравнений Цели: актуализировать умения и навыки решения текстовых задач алгебраическим методом: составлять систему уравнений по условию задачи и решать ее. Ход урока I. Организационный момент. II. Проверочная работа. В а р и а н т 1 Решите систему уравнений: 1. 2. В а р и а н т 2 Решите систему уравнений: 1. 2. Р е ш е н и е В а р и а н т 1 1. О т в е т: (3; –1). 2. D = (–25)2 – 4 · 7 · 12 = 625 – 336 = 289 = (17)2; y1 = = 3; y2 = . О т в е т: (1; 3); . В а р и а н т 2 1. О т в е т: (–2; 5). 2. О т в е т: (2; 3); (–3; –2). III. Формирование умений и навыков. Актуализацию знаний можно провести с помощью презентации «Решение текстовых задач при помощи систем уравнений». Все задания условно можно разбить на группы: – Текстовые задачи на составление системы линейных уравнений с двумя неизвестными. – Текстовые задачи на составление системы уравнений второй степени. – Текстовые задачи на составление систем уравнений с использованием формул из различных разделов математики. Как и в случае с задачами на составление уравнений, следует особое внимание уделять анализу условия задачи и его переводу на математический язык. Упражнения: № 966. Р е ш е н и е А н а л и з: Мастер Ученик Всего I день х у 100 II день 1,2х 1,1у 116 Пусть х и у – количество деталей, которые мастер и ученик изготовили в первый день соответственно. Во второй день мастер изготовил на 20 % больше, чем в первый день, что составило 1,2х деталей, а ученик во второй день изготовил на 10 % больше, что составило 1,1у. Зная, что всего в первый день было изготовлено 100 деталей, а во второй – 116 деталей, составим систему уравнений: О т в е т: 60; 40. № 970. Р е ш е н и е А н а л и з: Пусть х и у – количество первого и второго сплава соответственно. Первый сплав содержит 0,67х меди, второй – 0,87у. Масса нового сплава (х + у), и меди в нем 79 %, то есть 0,79 (х + у). Зная, что абсолютная масса меди в новом сплаве составляет 0,67х + 0,87у, составим уравнение с двумя неизвестными: 0,79 (х + у) = 0,67х + 0,87у; 0,79х – 0,67х = 0,87у – 0,79у; 0,12х = 0,08у; ; . О т в е т: 2 : 3. П р и м е ч а н и е. При решении этой задачи система уравнений не составляется, так как требуется установить только соотношение сплавов. Можно предложить учащимся самостоятельно дополнить условие задачи, чтобы она сводилась к решению системы уравнений, имеющей единственное решение. № 982. Р е ш е н и е Пусть х и у (см) – катеты прямоугольного треугольника, тогда его площадь равна · х · у (см2) и составляет 44 (см2). Если один из катетов уменьшить на 1 см, а другой увеличить на 2 см, то его площадь будет равна (х – 1)(у + 2). Зная, что эта площадь равна 50 см2, составим систему уравнений: О т в е т: 11; 8. № 989. Р е ш е н и е А н а л и з: (ап) – арифметическая прогрессия. а25 – ? Пусть а – первый член арифметической прогрессии, d – ее разность, тогда а6 = а + 5d, а10 = а + 9d и а6 + а10 = 2а + 14d; а12 = а + 11d; а4 = а + + 3d и а12 – а4 = 8d. Зная, что а6 + а10 = 5,9 и а12 – а4 = 2, составим систему уравнений: а25 = а + 24d; а25 = 1,2 + 24 · 0,25 = 7,2. О т в е т: 7,2. № 996. А н а л и з: (bn) – геометрическая прогрессия. S7 – ? Пусть b1 > 0 – первый член геометрической прогрессии, q > 0 – ее знаменатель, тогда b3 = b1 · q2 и b5 = b1 · q4. Зная, что b3 = 20 и b5 = 80, составим систему уравнений: П р и м е ч а н и е. Решение q = –2 – не удовлетворяет условию задачи. О т в е т: 635. IV. Итоги урока. В о п р о с ы у ч а щ и м с я: – Каковы этапы решения задач на составление систем уравнений? – В чем состоит способ сложения и способ подстановки при решении систем уравнений? Домашнее задание: № 967, № 980, № 984, № 997.
Автор(ы): Джанаева О. В.
Скачать: Алгебра 9кл - Конспект.docxАвтор(ы): Джанаева О. В.
Скачать: Алгебра 9кл - Презентация к уроку.pptx