Название предмета Алгебра Класс 9 УМК (название учебника, автор, год издания) «Алгебра 9» Ю.Н Макарычев,2008 Уровень обучения: базовый У р о к 121-122 (11-12). Линейные, квадратные, биквадратные и дробно-рациональные уравнения Цели: систематизировать знания учащихся по теме; актуализировать умения и навыки решения уравнений с одной переменной перечисленных видов. Ход урока I. Организационный момент. II. Проверочная работа. В а р и а н т 1 1. Упростите выражение: 2у (у + 5) – 3у (у – 3). 2. Разложите на множители: 6тп – 3т2п + 3тп2. 3. Упростите выражение: . 4. Вычислите: (103)2 · 10–8. 5. Упростите выражение: . В а р и а н т 2 1. Упростите выражение: (а – 3) (а + 3) –2а (4 – а). 2. Разложите на множители: 4ас2 – 8ас + 4а2с. 3. Упростите выражение: . 4. Вычислите: (213 · 2–11)–1. 5. Упростите выражение: . Р е ш е н и е В а р и а н т 1 1. 2у(у + 5) – 3у(у – 3) = 2у2 + 10у – 3у2 + 9у = –у2 + 19у. О т в е т: –у2 + 19у. 2. 6тп – 3т2п + 3тп2 = 3тп(2 – т + п) = 3тп (п – т + 2). О т в е т: 3тп(п – т+ 2). 3. . О т в е т: . 4. (103)2 · 10–8 = 106 · 10–8 = 106 – 8 = 10–2 = = 0,01. О т в е т: 0,01. 5. . О т в е т: . В а р и а н т 2 1. (а – 3) (а + 3) –2а (4 – а) = а2 – 9 – 8а + 2а2 = 3а2 – 8а – 9. О т в е т: 3а2 – 8а – 9. 2. 4ас2 – 8ас + 4а2с = 4ас (с – 2 + а) = 4ас (а + с – 2). О т в е т: 4ас (а + с – 2). 3. . О т в е т: . 4. (213 · 2–11)–1 = (22)–1 = = = 0,25. О т в е т: 0,25. 5. . О т в е т: . III. Повторение учебного материала. Перед работой над опорной схемой можно рассмотреть с учащимися презентацию «Уравнения». А к т у а л и з а ц и я з н а н и й (определение и методы решения уравнений) по опорному конспекту или таблице (заранее заготовить). Вид уравнения Методы решения 1 2 1. Линейное ах = b, х – переменная, а, b – числа 1) а ≠ 0, х = ; 2) а = 0, b ≠ 0, корней нет; 3) а = 0, b = 0, х – любое 2. Квадратное ах2 + bх + с = 0, х – переменная, а, b, с– числа, а ≠ 0 1) с = 0, ах2 + bх = 0, х (ах + b) = 0, х = 0 или х = 2) b = 0, ах2 + с = 0; х2 = ; ≥ 0, x1, 2 = ; < 0, корней нет 3) D = b2 – 4ac; D > 0, x1, 2 = ; D = 0, x = –; D < 0, корней нет 4) ax2 + 2kx + c = 0, D1 = k2 – ac, D1 > 0, x1, 2 = ; D1 = 0, x = ; D < 0, корней нет 5) x2 + px + q = 0, по теореме Виета, если х1, х2 – корни уравнения, то х1 + х2 = –р, х1 · х2 = q Окончание табл. 1 2 3. Биквадратное ах4 + bх2 + с = 0, а ≠ 0 Метод введения новой переменной. Пусть х2 = t, t ≥ 0, тогда решаем аt2 + bt + c = 0 относительно переменной t, а затем из уравнения х2 = t находим значение х 4. Дробно-рациональное. Обе части уравнения являются рациональными выражениями, причем хотя бы одно из них – дробное А л г о р и т м р е ш е н и я: 1) найти общий знаменатель дробей, входящих в уравнение; 2) умножить обе части уравнения на общий знаме- натель; 3) решить получившееся целое уравнение; 4) исключить из его корней те, которые обращают в нуль общий знаменатель дробей IV. Формирование умений и навыков. Все упражнения, решаемые на этом занятии, можно разбить на г р у п п ы: – решение уравнений, сводящихся к линейным; – решение квадратных уравнений; – решение биквадратных уравнений; – решение дробно-рациональных уравнений; – решение уравнений комбинированными методами. Упражнения: № 925 (а, г). Р е ш е н и е а) 3х (х – 1) – 17 = х (1 + 3х) + 1; 3х2 – 3х – 17 = х + 3х2 + 1; –4х = 16; х = –4. г) ; · 6 х – 3 + 6х = 4х – 2 – 12 + 3х; 0 = –11 – неверное, значит, нет корней. О т в е т: а) –4; г) нет корней. № 931 (б, г). Р е ш е н и е б) 6у2 – 0,24 = 0; у2 = ; у2 = 0,04; у = ±; у = ±0,2. г) ; · 3; 10и2 + 9и – 9 = 0; D = 92 – 4 · 10 · (–9) = 81 + 360 = 441; и1 = = 0,6; и2 = = –1,5. О т в е т: б) ±0,2; г) 0,6; –1,5. № 951 (а). Р е ш е н и е 4х4 – 17х2 + 4 = 0. Пусть х2 = t, t ≥ 0, тогда 4t2 – 17t + 4 = 0. D = (–17)2 – 4 · 4 · 4 = 289 – 64 = 225; t1 = = 4; t2 = ; х2 = 4 или х2 = ; х1, 2 = ±2; х3, 4 = ±. О т в е т: ±2; ±. № 940 (б). Р е ш е н и е ; ; ; х ≠ 4, х ≠ –4; 70 – 17х – 68 – 3х2 + 12х = 0; 3х2 + 5х – 2 = 0; D = 52 – 4 · 3 · (–2) = 25 + 24 = 49; х1 = ; х2 = = –2. О т в е т: ; –2. V. Итоги урока. В о п р о с ы у ч а щ и м с я: – Что называется уравнением? Что означает «решить уравнение»? – Какие виды уравнений с одной переменной вы знаете? – Назовите основные методы решения квадратных уравнений. – Сформулируйте алгоритм решения дробно-рационального уравнения. Домашнее задание: № 925 (б, в), № 935 (а, в, е), № 940 (д, ж), № 951 (в).
Автор(ы): Джанаева О. В.
Скачать: Алгебра 9кл - Конспект.docxАвтор(ы): Джанаева О. В.
Скачать: Алгебра 9кл - Конспект.pptx