Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

115-116 Вычисления по формулам комбинаторики и теории вероятности

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета Алгебра
    Класс 9
    УМК (название учебника, автор, год издания) «Алгебра 9» Ю.Н Макарычев,2008
    Уровень обучения: базовый
    У р о к  115-116 (5-6).
    Вычисления по формулам комбинаторики
    и теории вероятностей
    Цели: систематизировать знания учащихся по теме; обобщить умения применять формулы комбинаторики и теории вероятностей при решении задач.
    Ход урока
    I. Организационный момент.
    II. Проверочная работа.
    В а р и а н т  1
    Найдите значение выражения:
    1) ;
    
    2) ;
    
    3) ;
    
    4) .
    
    В а р и а н т  2
    Найдите значение выражения:
    1) ;
    
    2) ;
    
    3) ;
    
    4) .
    Р е ш е н и е
    В а р и а н т  1
    1) 
    
    2) 
    
    3) .
    4) 
    .
    В а р и а н т  2
    1) 
    
    
    
    2) 
    
    
    3) 
    
    4) 
    
    III. Формирование умений и навыков.
    При актуализации знаний по теме «Элементы комбинаторики и теории вероятностей» можно воспользоваться презентацией «Элементы комбинаторики», можно использовать опорные конспекты, составленными на уроке обобщения темы.
    № 892 (а, д).
    Р е ш е н и е
    а) ;
    д) 
    О т в е т: а) 380; д) 220.
    № 893 (б).
    Р е ш е н и е
    
    105 = 10 · 10 · 10 · 10 · 10.
    Первое число представлено в виде произведения пяти положительных сомножителей, каждый из которых больше 10. Значит,  > 105.
    О т в е т:  > 105.
    № 895.
    Р е ш е н и е
    Так как Алла дежурит в субботу, а Света в четверг, то остальные 4 школьника могут работать в любой из оставшихся четырех дней. Порядок имеет значение. Число комбинаций равно числу перестановок из 4 элементов: Р4 = 4! = 1 · 2 · 3 · 4 = 24.
    О т в е т: 24 способа.
    № 896 (б).
    Р е ш е н и е
    В эстафете 4 100 м принимают участие четыре человека, по одному на каждом этапе. Так как тренеру важен порядок заплыва спортсменов, то число способов отбора спортсменов равно числу размещений из 12 элементов по 4:
    
    О т в е т: 11880 способов.
    № 897.
    Р е ш е н и е
    Число вариантов 3 научно-фантастических романов из 10 равно числу сочетаний из 10 по 3:  (порядок выбора значения не имеет, так как Петя берет все три книги сразу, порядок прочтения не оговаривается). Аналогично число вариантов выбора 2 исторических романов из 8 равно . Так как каждый выбор научно-фантастических книг сочетается с каждым выбором исторических романов, то по комбинаторному правилу умножения общее число вариантов равно:
     ·  = .
    О т в е т: 3360 способов.
    № 898.
    Р е ш е н и е
    Общее число билетов п = 150; извлечение каждого из них является равновозможным. Рассмотрим событие А – «полученный билет оказался выигрышным». Количество благоприятных исходов равно т = 30. Искомая вероятность: 
    .
    Событие В – «полученный билет оказался невыигрышным». Количество благоприятных исходов т = 150 – 30 = 120.
    .
    П р и м е ч а н и е. Если в классе были пройдены понятия «противоположные события»  и  «вероятность  противоположных  событий»,  то  можно  заметить,  что , тогда .
    О т в е т: ; .
    № 900.
    Р е ш е н и е
    Число вариантов расстановки 5 фотоальбомов равно числу размещений из  5  элементов  (порядок  нам  важен).  Значит, общее число исходов равно п = Р5 = 5! = 1 · 2 · 3 · 4 · 5 = 120.
    Событие А – «альбомы на полке оказались в том же порядке, что и прежде». Число благоприятных исходов т = 1 (только один вариант верный). Искомая вероятность:
    .
    О т в е т: .
    IV. Итоги урока.
    В о п р о с ы   у ч а щ и м с я:
    – Назовите основные формулы комбинаторики.
    – В чем отличие сочетаний из п элементов по k от размещений из п элементов по k?
    – Назовите формулу вычисления вероятности случайного события при классическом подходе.
    Домашнее задание: № 894; № 896 (а), № 899, № 901.
    
     

    Автор(ы): Джанаева О. В.

    Скачать: Алгебра 9кл - Конспект.docx

Презентация к уроку