Название предмета Алгебра Класс 9 УМК (название учебника, автор, год издания) «Алгебра 9» Ю.Н Макарычев,2008 Уровень обучения: базовый У р о к 111-112 (1-2). Нахождение значения числового выражения. Проценты Цели: систематизировать знания учащихся; обобщить умения нахождения значения числового выражения, процента от числа и числа по его проценту. Ход урока I. Организационный момент. II. Устная работа. 1. Какие из приведенных чисел являются рациональными: 0,3; ; ; 1,(31); ; ; –4,2(51)? 2. Представьте в виде десятичной дроби число: а) ; б); в) ; г) ; д) ; е) . 3. Вычислите: . 4. Найдите: а) 3 % от 60; б) 25 % от 360. 5. Сколько процентов составляет: а) 26 от 200; б) 50 от 250? III. Формирование умений и навыков. 1. Начинаем с актуализации знаний, предлагая несложное задание на нахождение значения числового выражения. Упражнения: В а р и а н т 1 Вычислите: а) 4 (1,22 : 0,4 – 3,7) + ; б) + (0,4 · 3,25 – 3,15) : 0,2; в) . В а р и а н т 2 Вычислите: а) + 1,2 (2,3 – 0,061 : 0,2); б) 5,07 : (0,6 · 3,25 – 2,25) – 3; в) . Р е ш е н и е В а р и а н т 1 а) 4 (1,22 : 0,4 – 3,7) + = 4(3,05 – 3,7) + = 4 (–0,65) + = –2,6 + + = –. б) + (0,4 · 3,25 – 3,15) : 0,2 = 1,5 + (1,3 – 3,15) : 0,2 = 1,5 + (–1,85) : : 0,2 = 1,5 – 9,25 = –7,75. в) . О т в е т: а) –1; б) –7,75; в) 68,4. В а р и а н т 2 а) + 1,2 (2,3 – 0,061 : 0,2) = + 1,2 (2,3 – 0,305) = + 1,2 · 1,995 = = + 2,394 = . б) 5,07 : (0,6 · 3,25 – 2,25) – 3 = 5,07 : (1,95 – 2,25) – 3,25 = 5,07 : : (–0,3) – 3,25 = –16,9 – 3,25 = –20,15. в) О т в е т: а) ; б) –20,15; в) –18,6. При выполнении этих заданий обращаем внимание на порядок выполнения действий, на переход от десятичных дробей к обыкновенным и наоборот. 2. Решение упражнений на нахождение значения алгебраического выражения при конкретных значениях входящих в его запись букв. Упражнения: В а р и а н т 1 Найдите значение выражения: 1) , при а =, b = . 2) , , при а = 0,3 b = –0,4. 3) , при х = ; у = . В а р и а н т 2 Найдите значение выражения: 1) , при х = ; у = . 2) , при х = 1,2; у = –0,6. 3) , при a = ; b = . 3. Решение текстовых задач на нахождение значения выражения, составленного по заданным процентным соотношениям. № 877 (а). Р е ш е н и е I с п о с о б. Пусть а – стоимость телевизора (в рублях), тогда в апреле его стоимость составляла 1,3а. В декабре телевизор стоил (1,3а) · 0,6 = 0,78а. Так как а = 10000 (р.), то 0,78 · 10000 = 7800(р.) – стоимость телевизора в декабре. II с п о с о б (не вводя буквенных значений). 10000 (р.) – стоимость телевизора. 1,3 · 10000 = 13000 (р.) – стоимость телевизора в апреле. 13000 · 0,6 = 78000 (р.) – стоимость телевизора в декабре. О т в е т: 7800 р. № 877 (б). Р е ш е н и е а – цена товара первоначальная; 1,3а – цена товара после повышения на 30 %; 0,6 (1,3а) = 0,78а – цена товара после снижения на 40 %. Значит, цена снизилась на 22 %. О т в е т: 22 %. П р и м е ч а н и е. Если пункт а) решать первым способом, то есть с введением буквенного выражения, то пункт б) можно решить устно. № 879 (б). Р е ш е н и е Пусть а – количество первого раствора соли, тогда 0,3а – количество соли в нем. Пусть 2а – количество второго раствора соли, тогда 0,15 · 2а = 0,3а – количество соли в нем. 3а – количество смеси, а соли в ней 0,3а + 0,3а = 0,6а. Концентрация получившегося раствора равна = 0,2 или 20 %. О т в е т: 20 %. № 881 (а). Р е ш е н и е 8000 р. – первоначальный вклад. 1,05 · 8000 = 8400 р. – на счету через год. 1,05 · 8400 = 8820 р. – на счету через два года. О т в е т: 8820 р. № 881 (б). Р е ш е н и е 8000 р. – первоначальная сумма. 1,05 · 8000 = 8400 р. – на счету через год. 8400 + 2000 = 10400 р. – на счету на начало второго года. 1,05 · 10400 = 10920 р. – на счету через два года. О т в е т: 10920 р. 4. № 876. Р е ш е н и е 18, 18, 19, 20, 23, 24, 24, 25, 25, 25. Среднее арифметическое: = 22,1. Мода 25. Медиана = 23,5. Размах 25 – 18 = 7. О т в е т: 22,1; 25; 23,5; 7. IV. Итоги урока. В о п р о с ы у ч а щ и м с я: – В чем заключается основное свойство дроби? – Правило изменения закона дроби. – Правила сложения (вычитания) дробей с одинаковыми и разными знаменателями. – Правила умножения и деления дробей. – Правило нахождения процента от числа и числа по его проценту. Домашнее задание: № 875 (а, в), № 878, № 879 (а).
Автор(ы): Джанаева О. В.
Скачать: Алгебра 9кл - Конспект.docxАвтор(ы): Джанаева О. В.
Скачать: Алгебра 9кл - Презентация к уроку.pptx