Название предмета: Алгебра и начала анализа Класс: 11 класс УМК : 10-11 классы.В 2 ч./ А.Г.Мордкович, 2012. Уровень обучения: базовый Тема урока: «Показательные неравенства» Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 2 часа Место урока в системе уроков по теме: 2 урок Цель урока: 1. Обучающая - рассмотреть приемы решения показательных неравенств; - формирование умения обобщать, систематизировать. 2. Воспитательная - воспитание умения слушать; - воспитание настойчивости для достижения конечных результатов при решении показательных неравенств. Задачи урока: Формировать у учащихся умения выделять главное, отбирать нужный материал, работать по плану. Углубить знания учащихся в методах решения показательных неравенств. Планируемые результаты: В результате изучения темы на базовом уровне ученик должен: уметь решать показательные неравенства, использовать, для приближенного решения неравенств, графический метод. Техническое обеспечение урока: Плакаты на тему «Показательная функция», учебная литература, ПК, проектор. Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет - ресурсы) Содержание урока План и ход урока I. Приветствие учителем. Сообщение учителем темы и целей урока. II. Повторение и закрепление пройденного материала. 2.1. Ответы на вопросы по домашнему заданию (разбор нерешенных задач) 2.2. Устно решить неравенства: 3х-1 ≥81 22+х ≤ () х-3 > 16 () х+1 < 25 2х+2 > При решении этих неравенств левая и правая части приводится к одному основанию. Какая теорема используется при переходе к показателям степеней? Учащиеся проговаривают теорему при решении каждого неравенства, обращая внимание на основании степени. Если а>1, то показательное неравенство аf (х) >а g (х), равносильно неравенству того смысла: f (х) ›g (х). Если 0 < а < 1, то показательное неравенство аf (х) >а g (х) равносильно неравенству противоположного смысла f (х) < g (х) 2.3. Решить у доски неравенства, сводящиеся к простейшим: а) ≥ 0,8 2 б) < При решении этих неравенств ученик использует те же приемы, что при решении простейших неравенств: (приводят к одному основанию обе части неравенства и применяет теорему) III. Формирование новых знаний и умений Учитель: рассмотрим основные типы показательных неравенств. a. Неравенства, решаемые с помощью вынесения за скобку общего множителя. 8* – 2х > 48 Решение: * (8-2) > 48 / 6 > 8 >23 ↔ х-1 > 3 ↔ х > 4 (4; +∞). b. Неравенства, решаемые с помощью замены переменной. 22 + < 9 Решение: 2х + > 9 2х + – 9 > 0 Пусть 2х =t t + – 9 > 0 -9t +8 > 0 Решим это неравенство методом интервалов. < 0 2х‹ 0- нет решения, так как 2х ›0 1‹y ‹8 1‹ 2х‹ 8, 20 ‹ 2х ‹23, 1 ‹ х ‹3 Ответ: (0;3) c. Неравенства, решаемые графическим методом. 2х ›3-х Рассмотрим функции f(х) =2х и g(х) =3-х Обе определены на R f(х) =2х - возрастает g(х) =3-х - убывает значит, уравнение f(х) = g(х) имеет не более одного решения. Несложно заметить, что х=1 является корнем уравнения Вернемся к неравенству: мы должны взять те значения х, которые отвечают за часть графика f(х), что выше графика g(х) то есть х›1 Применение знаний, умений, навыков. Учитель предлагает решить неравенства самостоятельно. С помощью проектора неравенства выводятся на доску и ученики имеют возможность проговорить, какими способами будут решать каждое неравенство. Для сильных учеников предлагается неравенство из ЕГЭ. Если вызовет затруднение – решить на доске. Решить неравенства а) 32х-1 +32х-2 -32х-4 ≤315 б) 0,2 2х – 1,2*0,2х + 0,2› 0 в) ‹ х +11 г) 4х-3 -71*2х-6 +7≤ 0 (ЕГЭ 2015-С3)- для учащихся с высокой мотивацией учения. Творческие задания ≥ ›5 2 -7х +12) * (5х -25) ≥ 0 IV. Итог урока. Сообщить оценки. Отметить наиболее активных V. Домашнее задание: §40 № 40.36 (а, б), 40.39 (а, б), 40.40 (а, б), 40.41 (а, б)
Автор(ы): Евченко О. М.
Скачать: Алгебра 11кл - Конспект.docx