Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Урок 41 Показательные неравенства [Подболотова Л.Н.]

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета: Алгебра и начала математического анализа
    Класс: 11
    УМК: Алгебра и начала математического анализа.10-11 классы в 2 частях. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (базовый уровень)/ А.Г. Мордкович , 2009 год.
    Уровень обучения:  базовый
    Тема урока: Показательные уравнения. ( урок повторения и систематизации знаний по теме)
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 3
    Место урока в системе уроков по теме:  Тема «Показательные уравнения» изучается в 5 главе «Показательная и логарифмическая функции», на ее изучение  отводится 27  часов ( 1 час занимает контрольная работа) , из которых на изучение материала о показательной функции, на решение показательных уравнений и неравенств выделено 7 часов , 19 часов отводится на изучение логарифмов.
    Цель урока: Повторение основных приемов и методов  решения показательных уравнений, приведение единичных знаний в систему.
    Задачи урока: 
    Образовательная - формирование умений и навыков выбора метода решения показательного уравнения  и его применение.
    Развивающая - формирование способности анализировать, обобщать полученные знания; формирование логического мышления.
    Воспитательная - активизировать интерес к получению новых знаний, воспитание математической грамотности, формирование точности и аккуратности.
    Планируемые результаты: изучить различные методы решения показательных уравнений и выработать навыки их применения при решении уравнений.
    Техническое обеспечение урока: ноутбук, проектор, экран.
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: методическое пособие с электронным приложением « Уроки алгебры с применением информационных технологий. Функции: графики и свойства .7-11  классы»
    
    Содержание урока:
    1. Организационный момент. Здравствуйте, ребята. Мы сегодня на уроке продолжаем работу по теме «Решение показательных уравнений».
    2. Проверка домашнего задания. Показать на доске решение домашнего задания. 
    ( к доске вызываются 4 ученика выполнить домашнее задание по учебнику, если ученик затрудняется , можно воспользоваться тетрадью, но объяснить решение , это влияет на отметку. )
    № 40.13(б), №40.14(б), 40.19(б), 40.23(б)
    Пока учащиеся решают у доски, весь класс работает с учителем. Открыли учебники на странице 245. Повторение основного теоретического материала ( прочитали, кто забыл определение показательного уравнения, основную теорему, методы решения показательных уравнений). Отвечаем устно на вопросы:
    1. Какое уравнение называется показательным? 
    2. На какую теорему опирается метод решения уравнения 32х = 9?
    3.Каким способом можно решить показательное уравнение 
    af (x) = bf (x)?
    4. Какие уравнения называются однородными показательными уравнениями? Какой прием используется при их решении?
    5. Сформулируйте сущность графического метода решения показательных уравнений	
    Сверяем решение домашнего задания с доской. Какие есть вопросы по выполнению домашнего задания? 
    Каким методом решали заданное  уравнение? 
    
    3. Устная работа. Для успешного решения показательных уравнений важно уметь правильно работать со степенями. 
      Представьте в виде степени с основанием 2.
    а) 8;		б) 64;			в) ;			г) ;
    д) (32)12;		е) ;		ж) 128 · ;		з) 1.
    2. Решите уравнение.
    а) ;				б) 32x = 243;
    в) 5x = ;				г) 112x = 1.
    4. Проверка знаний учащихся 
    а) Определите, каким методом будем решать каждое уравнение:
    
    
    
    
    
    	
    
    Ответы учащихся: Уравнение под №1 решаем методом замены переменной, приводим уравнение к виду квадратного;  уравнения. №2 решаем методом уравнивания, так как основания степеней взаимно-обратные числа. Задание  № 3 решаем вынесением общего множителя за скобки и приведением к простейшему показательному уравнению, которое можно решить методом уравнивания , № 4 решаем графически, строим график показательной функции и обратной пропорциональности, показательная функция убывает, так как основание меньше 1, а обратная пропорциональность возрастает (k<0), поэтому уравнение имеет единственное решение.  
    Задание № 5, 6 – однородные  показательное уравнение, решается деление на одно и тоже выражение. Почему сделан такой вывод? Так как различные основания у степеней. ( Если учащиеся затруднятся , можно обратиться  к примеру из домашнего задания № 40.19(б))
    
    5.Проверка уровня знаний учащихся по теме «показательные уравнения»
    Дифференцированная самостоятельная работа
    Вариант№1  - Базовый
    Вариант №2 - Повышенный
    4х = 8        
     1=0,5х · 4 х - 4
    3х +3 -   3х =78;
    6х + 6х + 1 = 2х +  2х + 1  + 2 х + 2  
    25х + 10 · 5 х – 1  - 3 = 0;
    32х + 1 – 28 · 3х + 9 = 0
    9 · 2 х – 3 = 4 · 3х – 3
    5 · 4 х + 3 · 10х = 2 · 25х
    Проверка самостоятельной работы с помощью листа ответов , учащиеся сами проверяют друг у друга в парах( равноценных по уровню)  самостоятельные работы, выставляя отметку карандашом. Затем сдают их учителю для выставления окончательной отметки.
    6. Итог урока :
    Каким вопросам был посвящен наш сегодняшний урок?
    Какие методы решения уравнений рассмотрели?
    Какие этапы урока вам понравились больше всего?
    Что оказалось трудным для восприятия и понимания?
    Как вы думаете, много ли времени вам потребуется для подготовки домашнего задания?
    Оценить ответы учащихся за выполнение домашнего задания, устную работу, работу по повторению теоретического материала.
    Рефлексия
    Определите свое состояние и настроение  в цветовой гамме:
    красный – тревожно, не уверен в себе, синий – спокойно, у меня все получится, коричневый – безразлично, что будет, то и будет ( карточки лежат на столе , показать учителю).
    Задание на дом: разобрать по учебнику решение системы уравнений страница 245, пример 4, решить из задачника № 40.28(а,б), № 40.16(в) 40.17(в), 40.24(в)
    
    
    
    
    
    
    
    	
    
    	 
    
     

    Автор(ы): Подболотова Л. Н.

    Скачать: Алгебра 11кл - Конспект.doc