Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Урок 31 Степенные функции, их свойства и графики [Кузнецова С.Д.]

Текст урока

  • Конспект

     Урок по алгебре и началам анализа в 11 классе
    
    Тема: Степенные функции, их свойства и графики
    
    Цели урока: 
    Образовательная - Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Степенные функции, их свойства и графики» при   решении задач повышенного уровня сложности, подготовка к ЕГЭ; 
    Развивающая – Формирование способности анализировать, обобщать полученные знания. Формирование логического мышления. Развитие творческого потенциала учащихся;
    Воспитательная – Повышение интереса к получению новых знаний, воспитание графической культуры, формирование навыков умственного труда через поиск рациональных путей решения задач.
    
    	
    Тип урока: урок- практикум.
    
    Оборудование: - Персональный компьютер.
    Проектор
          -    Презентация.
    
                                                            Ход урока
    
    I. Организационный момент
    Сообщается тема занятия, цель.
    
    На предыдущих уроках мы с вами изучили все известные вам графики и свойства степенной функции, научились решать ключевые задачи. Сегодня на уроке систематизируем полученные знания и научимся их применять при решении задач повышенного уровня сложности. 
    
    
    II. Актуализация знаний учащихся                                                                                                 Выполнение теста № 1(самопроверка –слайд 2,3)  
     Тест №1
    Функция 
    Область определения
    Множество значений
    Четность, нечетность
    Возрастание/убывание
    График
    , 
    
     
    
    
    
    , 
    
    
    
    
    
    , 
     
    
    
    
    
    , 
    
    
    
    
    
    ,  
     - нецелое
    
    
    
    
    
    ,  
     - нецелое
    
    
    -
    
    
    
                            
    
    
    
    
    
    
    III. Решение задач повышенного уровня сложности                                                         Используя свойства степенных функций и их графики, рассмотрим различные задачи повышенной сложности 
     
    
    Задача №1
    
    При каком значении функция  имеет максимум в точке ?
    
    Решение: Под знаком радикала стоит квадратный трехчлен,  в котором коэффициент перед  - отрицательное число. Следовательно, графиком функции  является парабола, ветви которой направлены вниз. Поэтому трехчлен принимает наибольшее значение, равное ординате вершины параболы. Абсцисса вершины параболы вычисляется по формуле . Значит, свое наибольшее значение эта функция достигает при .
    При  функция  убывает, а при  - возрастает. Поэтому  - точка максимума функции .
    Так как функция  непрерывна и возрастает на всей области определения, то заданная функция имеет максимум в точке . Следовательно, , откуда . Ответ: 9
    Задача№2
    При каких значениях  область определения функции  состоит из одной точки?
    Решение: Область определения данной функции равносильна следующей системе:
    
    В условии задачи сказано, что область определения функции состоит из одной точки, т.е. записанная система неравенств имеет единственное решение. Это возможно в следующих случаях:
    1) Парабола  имеет единственный корень, и он меньше либо равен 1, а это значит, что дискриминант квадратного уравнения  и абсцисса вершины параболы  не больше 1. Получаем систему:
    
    Из двух корней уравнения выберем не превышающий единицу, т.е.  .
    2) Парабола  имеет два корня, и меньший из них равен 1.
    Найдем корни квадратного уравнения :
    
    Выберем из них меньший и приравняем его к 1: 
    Получили иррациональное уравнение, решив которое получим .
    Ответ: , .
    
    
    
    Задача №3 
    Докажите, что   при  (неравенство Бернулли) .
    Доказательство: Данное неравенство равносильно неравенству
    
    Рассмотрим функцию 
    Она определена при  и непрерывна как сумма непрерывных функций. Нужно доказать, что при  .
    Заметим, что при  , то есть неравенство верно при . Остается доказать, что при  , то есть что функция возрастает на интервале .
    
    Но если , то , тогда , т.е.  при , а это значит, что функция  возрастает.
    Значит,  при  или  для  ч.т.д.
     
    Задача №4
    Решите уравнение 
    Решение. Очевидно, что  - решение уравнения. Функция  монотонно возрастает на , поэтому на этом промежутке других решений нет. На интервале  решений тоже нет, так как на нем значения функции меньше 1. Итак,  - единственное решение.
    Ответ: 
    
    Задача №5
    Найти область значений функции .
    Решение. Областью значений квадратичной функции  является промежуток . Фиксируем произвольное  из промежутка , откуда . 
    Уравнение . Существует  такое, что . Поэтому так как  при тех , когда , то функция  может принимать значения внутри отрезка .
    Ответ: .
    Задача №6 Упростить
    
    
    
    
    Задачи №1, №2, №3 решаются у доски с подробным разбором. Задачи № 4, №5, №6
    
    индивидуально с последующей проверкой.
    IV Самостоятельная работа 
    Вариант 1. (Вариант 2.)
    
    Задача №1  Схематически изобразить график степенной функции,  найти область значений функции: 1.; 2.;     
     (1.;2.)
    Задача №2 Используя свойство монотонности функции, решите уравнение:
    
    а.; ( б. )
      
    
    V Разбор домашнего задания по материалам ЕГЭ
    
            Задача№1
     найти область определения функции
    
    Задача №2 Решить неравенство:
    
    
    Задача №3
    решить графически уравнение
    
    
    VI Итог урока
     Сегодня мы на уроке систематизировали знания, полученные ранее по степенной функции и научились их применять при решении задач повышенного уровня сложности. 
    За урок вам будут выставлены оценки за тест и за самостоятельную работу.
     

    Автор(ы): Кузнецова С. Д.

    Скачать: Алгебра 11кл - Конспект.doc
  • Конспект 1

     Название предмета: Алгебра и начала математического анализа
    Класс: 11
    УМК: Алгебра и начала математического анализа, 11 класс, в 2-х ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций (профильный уровень)/ А.Г. Мордкович, П.В. Семенов. – 8-е издание., стер. – М.: Мнемозина, 2014г. 
    Ч. 2. Задачник для учащихся общеобразовательных организаций (профильный уровень)/ под ред. А.Г. Мордкович – 8-е издание., стер. – М.: Мнемозина, 2014г. 
    Уровень обучения: Профильный.
    Тема урока: Степенные функции их свойства и графики.
    Общее кол-во часов, отведенное на изучение темы: 4 часа.
    Место урока в системе уроков: 3 урок по теме.
    Цель урока: Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Степенные функции, их свойства и графики» при   решении задач повышенного уровня сложности, подготовка к ЕГЭ.
    Задачи урока:
    - Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Степенные функции, их свойства и графики» при   решении задач повышенного уровня сложности, решить задачи   ЕГЭ; 
     – Развить способность анализировать, обобщать полученные знания. Формировать логическое мышления. Развивать творческий потенциал учащихся;
     – Повысить интерес к получению новых знаний, формировать навык умственного труда через поиск рациональных путей решения задач.
    Планируемые результаты: Умение применять свойства степенной функции при   решении задач повышенного уровня сложности.
    Техническое обеспечение урока: персональный компьютер, проектор.
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока:
    1. Шестаков С.А., Захаров П.И.  ЕГЭ 2014. Математика. Задача С4/Под ред. А.Л. Семёнова и И.В. Ященко. – М.:МЦНМО, 2015. – 120с
    2. Шестаков С.А., Захаров П.И.  ЕГЭ 2014. Математика. Задача С5/Под ред. А.Л. Семёнова и И.В. Ященко. – М.:МЦНМО, 2015. – 120с
    3. Шестаков С.А., Захаров П.И.  ЕГЭ 2014. Математика. Задача С6/Под ред. А.Л. Семёнова и И.В. Ященко. – М.:МЦНМО, 2015. – 120с
    4. Лаппо, Л.Д. ЕГЭ 2014. Математика. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ/Л.Д.Лаппо, М.А. Попов. – М.: Издательство «Экзамен», 2014. – 63, с. (Серия «ЕГЭ. Практикум»)
    5. ЕГЭ 2014. Математика. Типовые тестовые задания/ И.Р. Высоцкий, Д.Д. Гущин, П.И. Захаров, В.С. Панферов, С.Е. Посицельский, А.В. Семёнов, А.Л. Семёнов, М.А. Семёнова, И.Н. Сергеев, В.А. Смирнов, С.А. Шестаков, Д.Э.Шноль, И.В. Ященко; под ред. А.Л. Семёнова, И.В. Ященко. – М.: Издательство «Экзамен», 2015. – 55, с. (Серия «ЕГЭ 2014. Типовые тестовые задания»)
    6. ЕГЭ 2014. Математика: тренировочные задания/ Т.А. Корешкова, В.В. Мирошин, Н.В. Шевелёва. – М.: Эксмо, 2013. – 80 с. – (ЕГЭ. Тренировочные задания).
    7. ЕГЭ – 2015. Математика: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов/под ред. А.Л.Семёнова, И.В. Ященко. – М.: Национальное образование, 2016. – 240 с. – (ЕГЭ-2016. ФИПИ – школе)
    8. ЕГЭ: 3000 задач с ответами по математике. Все задания группы В/ А.Л. Семёнов, И.В. Ященко и др. – М.: Издательство «Экзамен», 2015.
    
    Интернет ресурсы  
    1. http://reshuege.ru/
    2. http://shpargalkaege.ru/
    3. http://alexlarin.net/
    4. http://mathege.ru/or/ege/Main
    5.  http://mathgia.ru/or/gia12/Main
    6. открытый банк заданий на сайте: http://mathgia.ru
    7. открытый банк заданий на сайте ФИПИ http://fipi.ru
    Содержание урока:
    I. Организационный момент
    II. Актуализация знаний учащихся        
    III.   Решение задач повышенного уровня сложности 
    IV.    Самостоятельная работа 
    V.   Разбор домашнего задания по материалам ЕГЭ
    VI.  Итог урока
    
                                                                                            
     

    Автор(ы): Кузнецова С. Д.

    Скачать: Алгебра 11кл - Конспект 1.docx

Презентация к уроку