Урок по алгебре и началам анализа в 11 классе Тема: Степенные функции, их свойства и графики Цели урока: Образовательная - Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Степенные функции, их свойства и графики» при решении задач повышенного уровня сложности, подготовка к ЕГЭ; Развивающая – Формирование способности анализировать, обобщать полученные знания. Формирование логического мышления. Развитие творческого потенциала учащихся; Воспитательная – Повышение интереса к получению новых знаний, воспитание графической культуры, формирование навыков умственного труда через поиск рациональных путей решения задач. Тип урока: урок- практикум. Оборудование: - Персональный компьютер. Проектор - Презентация. Ход урока I. Организационный момент Сообщается тема занятия, цель. На предыдущих уроках мы с вами изучили все известные вам графики и свойства степенной функции, научились решать ключевые задачи. Сегодня на уроке систематизируем полученные знания и научимся их применять при решении задач повышенного уровня сложности. II. Актуализация знаний учащихся Выполнение теста № 1(самопроверка –слайд 2,3) Тест №1 Функция Область определения Множество значений Четность, нечетность Возрастание/убывание График , , , , , - нецелое , - нецелое - III. Решение задач повышенного уровня сложности Используя свойства степенных функций и их графики, рассмотрим различные задачи повышенной сложности Задача №1 При каком значении функция имеет максимум в точке ? Решение: Под знаком радикала стоит квадратный трехчлен, в котором коэффициент перед - отрицательное число. Следовательно, графиком функции является парабола, ветви которой направлены вниз. Поэтому трехчлен принимает наибольшее значение, равное ординате вершины параболы. Абсцисса вершины параболы вычисляется по формуле . Значит, свое наибольшее значение эта функция достигает при . При функция убывает, а при - возрастает. Поэтому - точка максимума функции . Так как функция непрерывна и возрастает на всей области определения, то заданная функция имеет максимум в точке . Следовательно, , откуда . Ответ: 9 Задача№2 При каких значениях область определения функции состоит из одной точки? Решение: Область определения данной функции равносильна следующей системе: В условии задачи сказано, что область определения функции состоит из одной точки, т.е. записанная система неравенств имеет единственное решение. Это возможно в следующих случаях: 1) Парабола имеет единственный корень, и он меньше либо равен 1, а это значит, что дискриминант квадратного уравнения и абсцисса вершины параболы не больше 1. Получаем систему: Из двух корней уравнения выберем не превышающий единицу, т.е. . 2) Парабола имеет два корня, и меньший из них равен 1. Найдем корни квадратного уравнения : Выберем из них меньший и приравняем его к 1: Получили иррациональное уравнение, решив которое получим . Ответ: , . Задача №3 Докажите, что при (неравенство Бернулли) . Доказательство: Данное неравенство равносильно неравенству Рассмотрим функцию Она определена при и непрерывна как сумма непрерывных функций. Нужно доказать, что при . Заметим, что при , то есть неравенство верно при . Остается доказать, что при , то есть что функция возрастает на интервале . Но если , то , тогда , т.е. при , а это значит, что функция возрастает. Значит, при или для ч.т.д. Задача №4 Решите уравнение Решение. Очевидно, что - решение уравнения. Функция монотонно возрастает на , поэтому на этом промежутке других решений нет. На интервале решений тоже нет, так как на нем значения функции меньше 1. Итак, - единственное решение. Ответ: Задача №5 Найти область значений функции . Решение. Областью значений квадратичной функции является промежуток . Фиксируем произвольное из промежутка , откуда . Уравнение . Существует такое, что . Поэтому так как при тех , когда , то функция может принимать значения внутри отрезка . Ответ: . Задача №6 Упростить Задачи №1, №2, №3 решаются у доски с подробным разбором. Задачи № 4, №5, №6 индивидуально с последующей проверкой. IV Самостоятельная работа Вариант 1. (Вариант 2.) Задача №1 Схематически изобразить график степенной функции, найти область значений функции: 1.; 2.; (1.;2.) Задача №2 Используя свойство монотонности функции, решите уравнение: а.; ( б. ) V Разбор домашнего задания по материалам ЕГЭ Задача№1 найти область определения функции Задача №2 Решить неравенство: Задача №3 решить графически уравнение VI Итог урока Сегодня мы на уроке систематизировали знания, полученные ранее по степенной функции и научились их применять при решении задач повышенного уровня сложности. За урок вам будут выставлены оценки за тест и за самостоятельную работу.
Автор(ы): Кузнецова С. Д.
Скачать: Алгебра 11кл - Конспект.docНазвание предмета: Алгебра и начала математического анализа Класс: 11 УМК: Алгебра и начала математического анализа, 11 класс, в 2-х ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций (профильный уровень)/ А.Г. Мордкович, П.В. Семенов. – 8-е издание., стер. – М.: Мнемозина, 2014г. Ч. 2. Задачник для учащихся общеобразовательных организаций (профильный уровень)/ под ред. А.Г. Мордкович – 8-е издание., стер. – М.: Мнемозина, 2014г. Уровень обучения: Профильный. Тема урока: Степенные функции их свойства и графики. Общее кол-во часов, отведенное на изучение темы: 4 часа. Место урока в системе уроков: 3 урок по теме. Цель урока: Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Степенные функции, их свойства и графики» при решении задач повышенного уровня сложности, подготовка к ЕГЭ. Задачи урока: - Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Степенные функции, их свойства и графики» при решении задач повышенного уровня сложности, решить задачи ЕГЭ; – Развить способность анализировать, обобщать полученные знания. Формировать логическое мышления. Развивать творческий потенциал учащихся; – Повысить интерес к получению новых знаний, формировать навык умственного труда через поиск рациональных путей решения задач. Планируемые результаты: Умение применять свойства степенной функции при решении задач повышенного уровня сложности. Техническое обеспечение урока: персональный компьютер, проектор. Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: 1. Шестаков С.А., Захаров П.И. ЕГЭ 2014. Математика. Задача С4/Под ред. А.Л. Семёнова и И.В. Ященко. – М.:МЦНМО, 2015. – 120с 2. Шестаков С.А., Захаров П.И. ЕГЭ 2014. Математика. Задача С5/Под ред. А.Л. Семёнова и И.В. Ященко. – М.:МЦНМО, 2015. – 120с 3. Шестаков С.А., Захаров П.И. ЕГЭ 2014. Математика. Задача С6/Под ред. А.Л. Семёнова и И.В. Ященко. – М.:МЦНМО, 2015. – 120с 4. Лаппо, Л.Д. ЕГЭ 2014. Математика. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ/Л.Д.Лаппо, М.А. Попов. – М.: Издательство «Экзамен», 2014. – 63, с. (Серия «ЕГЭ. Практикум») 5. ЕГЭ 2014. Математика. Типовые тестовые задания/ И.Р. Высоцкий, Д.Д. Гущин, П.И. Захаров, В.С. Панферов, С.Е. Посицельский, А.В. Семёнов, А.Л. Семёнов, М.А. Семёнова, И.Н. Сергеев, В.А. Смирнов, С.А. Шестаков, Д.Э.Шноль, И.В. Ященко; под ред. А.Л. Семёнова, И.В. Ященко. – М.: Издательство «Экзамен», 2015. – 55, с. (Серия «ЕГЭ 2014. Типовые тестовые задания») 6. ЕГЭ 2014. Математика: тренировочные задания/ Т.А. Корешкова, В.В. Мирошин, Н.В. Шевелёва. – М.: Эксмо, 2013. – 80 с. – (ЕГЭ. Тренировочные задания). 7. ЕГЭ – 2015. Математика: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов/под ред. А.Л.Семёнова, И.В. Ященко. – М.: Национальное образование, 2016. – 240 с. – (ЕГЭ-2016. ФИПИ – школе) 8. ЕГЭ: 3000 задач с ответами по математике. Все задания группы В/ А.Л. Семёнов, И.В. Ященко и др. – М.: Издательство «Экзамен», 2015. Интернет ресурсы 1. http://reshuege.ru/ 2. http://shpargalkaege.ru/ 3. http://alexlarin.net/ 4. http://mathege.ru/or/ege/Main 5. http://mathgia.ru/or/gia12/Main 6. открытый банк заданий на сайте: http://mathgia.ru 7. открытый банк заданий на сайте ФИПИ http://fipi.ru Содержание урока: I. Организационный момент II. Актуализация знаний учащихся III. Решение задач повышенного уровня сложности IV. Самостоятельная работа V. Разбор домашнего задания по материалам ЕГЭ VI. Итог урока
Автор(ы): Кузнецова С. Д.
Скачать: Алгебра 11кл - Конспект 1.docxАвтор(ы): Кузнецова С. Д.
Скачать: Алгебра 11кл - Презентация к уроку.pptx