Русский язык
9 класс
УМК: Русский язык. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. М.М.Разумовская, С.И.Львова, Г.А.Богданова и др; М: Просвещение, 2009г
Базовый уровень обучения
Тема урока: Знаки препинания в сложносочинённом предложении.
Всего: 5ч.
Урок №4.
Цели урока: пользоваться разными приёмами аудирования, извлекать и преобразовывать информацию (в схему); анализировать, сравнивать, обобщать, отличать сложные предложения от простых, определять вид сложного предложения, составлять схемы предложений, конструировать предложения по схемам, правильно пунктуационно оформлять сложные предложения, определять роль знаков препинания в них, производить синтаксический разбор текста, понимать содержание прочитанного (прослушанного) текста, воспроизводить его по частям (абзацам) с соблюдением речевых и правописных норм.
Задачи: закрепить основные правила постановки знаков препинания в сложносочиненном предложении, проверить умение расставлять знаки препинания в сложносочинённом предложении.
Планируемые результаты:
Познавательные УУД:
1. Владеть разными видами аудирования (ознакомительным, выборочным).
2. Анализировать, классифицировать, делать выводы.
3. Представлять модели объектов в знаково-символической форме.
Регулятивные УУД:
1. Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Формулировать цель урока.
3. Соотносить цель и результаты своей деятельности.
4. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
Коммуникативные УУД:
1. Владеть монологической речью.
2. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
Оборудование: мультимедийный проектор.
Тип урока: урок обобщения и систематизации изученного.
Ход урока.
I. Оргмомент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.
II. Языковая разминка с элементами проверки домашнего задания.
1. Вопросы по теории сложного предложения:
-Изобразите полученную информацию в виде схемы или таблицы (1 ученик у доски)
2. Проверка домашнего упражнения.
- Прочитайте домашнее сочинение.
Какова роль тире в сложносочинённых предложениях?
( Ставится тире, так как одна из частей сложного предложения имеет значение результативности, быстрой смены действий.)
- Какие смысловые отношения существуют между предикативными частями ССП? С помощью каких союзов могут быть выражены эти отношения?
(- противопоставление (противительные союзы)
- одновременность протекания событий- чередование событий или их взаимодействие (разделительные союзы)
- присоединительное значение
- причинно-следственные отношения
- последовательность событий (соединительные союзы) ).
-Определите смысловые отношения между частями ССП, объясните постановку знаков препинания:
1. В холодной и безмолвной красоте
Всё застывает, медленно мертвея,
И веет холод ночи на меня,
И я стою, безмолвием объятый… (И.Бунин)
3. Решите тест. Cамопроверка.
4. Запишите под диктовку, расставьте знаки препинания:
А) Не угас ещё вдали закат,
И листва сквозит узором чётким,
А под ней уж серебрится сад
Светом и таинственным, и кротким…(И.Бунин)
Б) На окне, серебряном от инея,
За ночь хризантемы расцвели.
В верхних стёклах – небо ярко-синее
И застреха в снеговой пыли. (И.Бунин)
-Подберите синонимы к слову застреха.
- Обозначьте известные орфограммы.
III. Введение в тему урока.
– Объясните постановку знаков препинания в данных предложениях.
– Сформулируйте тему и цель урока.
– Прочитайте тему урока в учебнике и проверьте, подтвердились ли ваши предположения.
IV. Углубление понятия о сложносочинённом предложении. Постановка знаков препинания в сложносочинённых предложений.
1. Системное обобщение. Работа с учебником.
2. Прочтите материал учебника и ответьте на вопросы (работа в парах):
3. - Когда в ССП ставится тире?
Ставится тире, так как одна из частей сложного предложения
имеет значение результативности, быстрой смены действий.
4.
- Когда в ССП ставится запятая?
Запятая ставится между частями ССП, между которыми
стоят соединительные, противительные, разделительные союзы.
- А когда не ставится запятая в ССП?
1) Есть общий второстепенный член предложения
2) Есть общая придаточная часть.
3) между двумя назывными предложениями
Хриплый стон и скрежет ярый.
4) между двумя вопросительными, побудительными или
восклицательными предложениями
Как ярко освещен зал и как весело всем!
Выполнение задания по карточке. Самопроверка.
V. Развитие учебно-языковых и правописных умений.
Анализ текста.
Запись предложений с объяснением постановки знаков препинания. Составление схем предложений (работа в группах).
1группа
1. На небе были звезды и светился изредка застилаемый дымом молодой месяц.
2. Возможно, дождь скоро кончится и мы снова отправимся в путь.
3. Когда мы вышли из автобуса, шёл неприятный косой дождь и было холодно.
2 группа
1. Где вы провели вчера день и в каком музее вы хотели бы побывать завтра?
2. Как вкусно пахнет в пекарне и такой чудесный хлеб пекут там!
3. Мерный стук колес и редкие встречные огоньки.
Развивается умение составлять схемы предложений, определять роль знаков препинания
Устно комментируются схемы предложений.
Познакомьтесь с порядком синтаксического разбора сложносочинённого предложения в учебнике, выполните письменный разбор ССП:
1 группа. Знаки препинания не расставлены.
Воздух в полях, после города, кажется необыкновенным, -,и, как всегда, я до поздней ночи стою в сенях вагона, отворив боковую дверь, и напряжённо гляжу в тёмные снежные поля.
2 группа.
Она (темнота) сразу развернулась, усеянная тысячами золотых огней в предместьях, а поезд уверенно несётся в неё мимо товарных складов и вагонов, грозно предупреждая кого-то дрожащим рёвом.
– развивается умение выполнять синтаксический разбор ССП.
Работа в парах (учитель называет номер схемы для пары). Проверка коллективная.
VI. Итог урока.
– Опираясь на изученное, составьте устное связное высказывание по теме «Постановка знаков препинания в ССП».
Рефлексия.
– Как бы вы оценили свою работу на уроке?
– Кто успешно справился с заданиями? Мотивируйте своё мнение.
– Над чем ещё следует поработать? Что нужно сделать для того, чтобы в дальнейшем избежать ошибок?
VII. Домашнее задание.
На выбор: упр.
Приложение
Ф.И._____________________________________
1. Групповая работа
1 группа
Проанализируйте предложения. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложениях.
1. В начале апреля уже шумели скворцы ( ) и летали желтые бабочки.
2. На углу недавно поставили новый киоск ( ) и теперь там продают газеты.
3. Громадные тюки и бочки под оглушительный шум и лязг цепей и лебедок подавались на берег ( ) и укладывались правильными рядами.
4. Темнеет ( ) и странная тишина царит в селе.
2 группа
Определите на слух вид предложения и запишите ответы цифрами (предложения читаются учителем)
1. Мосты разрушены ( ) и мы переезжаем реку вброд.
2. Дорога вилась среди ореховых и дубовых кустов опушки ( ) и терялась в тенистой чаще леса.
3. Берег постепенно исчезал за кормой ( ) и на востоке росла стена темноты.
4. За рекой играла гармонь ( ) и пели девчата.
5. Отдохни ( ) и мы пойдем дальше.
6. Откуда приехали ваши друзья ( ) и куда они держат свой путь?
7. Морозная ночь ( ) и заунывный волчий вой.
8. Водяная пыль ( ) и капли покрупнее окутали лес.
9. Стало свежо ( ) и резко пропали все запахи.
10. По улицам бродили только куры ( ) да изредка показывались собаки.
Самооценка -_____________________
2. Синтаксический разбор
1 группа. Знаки препинания не расставлены.
Воздух в полях после города кажется необыкновенным и, как всегда, я до поздней ночи стою в сенях вагона отворив боковую дверь и напряжённо гляжу в тёмные снежные поля.
2 группа.
Она (темнота) сразу развернулась, усеянная тысячами золотых огней в предместьях, а поезд уверенно несётся в неё мимо товарных складов и вагонов, грозно предупреждая кого-то дрожащим рёвом.
3.Итог урока
умею
Не умею
отличать ССП предложения от других сложных
знаю
Не знаю
когда нужно ставить запятую в ССП и другие знаки препинания
когда не нужно ставить запятую в ССП
Резерв
Составьте предложения по схемам
[ - = o, и о, и о ].
[ - = ], и [ = ], и [- = ].
Самостоятельная работа по группам
На столах для каждой группы предложения.
Скромно вошла зима в берёзовую рощу, улеглась, и сразу всё вокруг заискрилось и побелело.
Шёл крупный, пушистый снег и красил в белое мостовую, лошадиные спины, шапки извозчиков. (А.П. Чехов)
Луна сияла, июльская ночь была тиха, изредка подымался ветерок, и лёгкий шорох пробегал по всему саду. (А.С.Пушкин)
Дождь утратил постоянство и шёл порывами, переходя то в ливень, то в изморось (В.К.Арсеньев)
Опять на озере стояло безветрие, и солнце погружалось в серый пепел туч (К.Г.Паустовский)
Лес пахнет дубом и сосной.
За лето высох он от солнца,
И осень тихою вдовой
Вступает в пёстрый терем свой.
(А.С.Пушкин)
Задание
1 группа – записать только те предложения, в которых сочинительные союзы соединяют как однородные члены, так и простые предложения, выделить грамматическую основу предложений и однородные члены.
2 группа – записать те предложения, в которых сочинительные союзы соединяют однородные члены предложения, выделить грамматическую основу и союзы.
3 группа – записать только те предложения, в которых сочинительные союзы соединяют простые предложения и образуют сложносочинённые конструкции; выделить грамматические основы и союзы.
Проверка самостоятельной работы
Автор(ы): Лукъянец Е. И.
Скачать: Русский язык 9кл - Конспект.docx Название предмета: русский язык
Класс: 9
УМК: учебник под редакцией М.М.Разумовской. Русский язык. 9 класс. - М.: Дрофа, 2013г.
Уровень обучения: базовый
Тема. Знаки препинания в сложносочинённом предложении
Цели: закрепление знаний о смысловых отношениях в сложносочиненном предложении; ознакомление с теоретическими сведениями о знаках препинания в сложносочиненном предложении; совершенствование пунктуационных навыков, навыка синтаксического разбора ССП
Оборудование: учебные тексты, схема, таблица.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
І. Организационный этап
ІІ. Актуализация опорных знаний
1.Беседа.
Какие предложения называются сложносочинёнными?
Как соединяются простые предложения в сложносочинённые?
Как называются союзы, с помощью которых простые предложения соединяются в сложные?
Назовите известные вам сочинительные союзы.
2. Практическая работа с языковым материалом (запись на доске и в тетрадях) Перестройте предложения так, чтобы простые предложения стали сложносочинёнными. Приближалась осень, тихая и грустная. К концу дня дождь стал затихать и к вечеру прекратился. На солнцепёке было совсем тепло. Они слышали топот то справа, то слева.
ІІІ. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
Древние римляне считали, что спешить нужно медленно. В русском языке эта же мысль выражена пословицами: Поспешишь — людей насмешишь; Тише едешь — дальше будешь. В нашей с вами грамматической действительности есть и такие случаи, когда можно действовать быстро и без колебаний, и такие, когда необходима мудрая неторопливость, завещанная древними римлянами. Правила «хорошего пунктуационного поведения» требуют, чтобы при встрече с одиночными «опасными» союзами вы не торопились. Нередко рука оказывается быстрее мысли, и вы ставите знак, не подумав. Или, также не подумав, не ставите его. А что значит в данном случае подумать? Это значит понять, как устроено всё предложение, а не только тот «кусочек», который вы в данное время пишите.
IV. Изучение нового материала
1. Объяснение учителя.
Посмотрим на практике, в каких случаях правила «хорошего пунктуационного поведения» позволяют нам сразу ставить запятую перед и, а в каких требуют выдержки и терпения. Удобнее всего проследить это на «отрезках» предложений. Давайте попробуем: Офицер поднял пистолет и… Решаетесь ли вы здесь твёрдо сказать, нужна запятая или нет? Это зависит от того, какое продолжение предложения пришло вам в голову. Если вы подумали примерно так: Офицер поднял пистолет и выстрелил,— то скажете, что запятой не нужно. Если же вы подумали примерно так: Офицер поднял пистолет, и раздался выстрел,— то скажете, что запятая необходима. В каком же из двух случаев вы будете правы? Ни в том и ни в другом. Вы будете правы, если предусмотрите оба варианта и воздержитесь от быстрого решения. Здесь может быть только один правильный ответ: надо подождать. Другой пример: …знали все: и мельник, и солдат и… Здесь совершенно ясный случай: однородные члены соединяются повторяющимся союзом и. Можно смело ставить запятую. Вспомним, как выглядят дороги сложного предложения (обращение к записи на доске). Определяем количество грамматических основ в предложении одна две или больше
Вывод: предложение простое.
Вывод: предложение сложное. Определяем, чем соединены предложения интонацией + безопасными союзами, или союзными словами, повторяющимися «опасными» союзами и, да (=и), или одиночными «опасными» союзами и, да (=и), или І семестр.
Ознакомление с теоретическим материалом учебника
V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся
1. Наблюдение над языковым материалом. Прочитайте выразительно и установите, где союз и соединяет простые предложения в составе сложносочинённого, а где — однородные члены. Объясните знаки препинания. Начертите схемы двух сложносочинённых предложений, имеющих в своём составе однородные члены, соединённые союзом и, на схемах укажите, какими членами предложения являются однородные члены.
1) Дробясь о мрачные скалы, шумят и пенятся валы, и надо мной кричат орлы, и ропщет бор, и блещут средь волнистой мглы вершины гор. Оттоль сорвался раз обвал, и с тяжким грохотом упал, и всю теснину между скал загородил, и Терека могущий вал остановил (А. Пушкин). 2) Осенний дождь стучит о стёкла, мерцает в трещинах камней, и у дорог трава намокла и стала ниже и темней. Я вдаль иду. Косматей пакли плывут над лесом облака, и грустно вздрагивают капли на тонких ветках ивняка. Пусты луга, и сжата нива, и птицам в роще не житьё… И лист багряного отлива доверчиво и сиротливо слетает на плечо моё (В. Шефнер). 3) Он лёг на землю и на крыши, всех белизною поразив, и был действительно он пышен, и был действительно красив. Он шёл и шёл в рассветном гаме под гул машин и храп коней, и он не таял под ногами, а становился лишь плотней (Е. Евтушенко). 4) А Чёрное море легко и атласно лежит и синеет у каждой калитки и дышит — и это дыханье прекрасно для нас и для дружной семьи эвкалиптов (С. Боков).
2. Практическая работа а) Составьте из простых предложений сложносочинённые с союзом и. Чем отличаются по смыслу простые предложения от вновь образованных сложных?
1) Промелькнула короткая осень. Пришла седая морозная зима. 2) Зима закрутила в воздухе холодными белыми хлопьями, зашумела метелями, завыла лютым северным ветром. От её колдовства сразу изменилась тундра. 3) Склоны сблизились, стали круче. Вскоре я вошёл в сумрачную тень высоких скал. 4) Наверху скрипнула дверь. Кто-то настойчиво постучался. 5) Плечи мои зябко передёрнулись. Я бегом вернулся в свою машину. 6) Дивизию отвели в большую станицу. Там мы целый месяц отдыхали. б) Преобразуйте сложносочинённые предложения в простые с однородными сказуемыми. 1) Река едва светлела, и бесшумно катились её прозрачные воды. 2) Ветер начал срывать листву, и многие деревья стояли уже обнажённые. 3) Знакомство с прикладным искусством должно не только развивать разум человека и воспитывать чувство прекрасного, но и долж- но обязательно пробудить в человеке жажду серьёзного труда.
3. Работа с упражнениями учебника (по выбору учителя)
VI. Рефлексия. Подведение итогов урока
Фронтальная беседа
Чем различаются правила о постановке запятой в сложносочинённом предложении и в простом с однородными членами? Как это можно выразить при помощи схем? VII. Домашнее задание
1. Выучить теоретический материал учебника по теме урока.
2. Выполнить (письменно) упражнение по выбору учителя.
Автор(ы): Аманжулова С. А.
Скачать: Русский язык 9кл - Конспект.docx