Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Знаки препинания в сложносочинённом предложении

Текст урока

  • Конспект

     Русский язык
    9 класс
    УМК: Русский язык. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. М.М.Разумовская, С.И.Львова, Г.А.Богданова и др;  М: Просвещение, 2009г
    Базовый уровень обучения
    Тема  урока:    Знаки препинания в сложносочинённом предложении.
    Всего: 5ч.
    Урок №4.
    Цели урока: пользоваться разными приёмами аудирования, извлекать и преобразовывать информацию (в схему); анализировать, сравнивать, обобщать,  отличать сложные предложения от простых, определять вид сложного предложения, составлять схемы предложений, конструировать предложения по схемам, правильно пунктуационно оформлять сложные предложения, определять роль знаков препинания в них, производить синтаксический разбор текста, понимать содержание прочитанного (прослушанного) текста, воспроизводить его по частям (абзацам) с соблюдением речевых и правописных норм.
    Задачи: закрепить основные правила постановки знаков препинания в сложносочиненном предложении, проверить умение расставлять знаки препинания в сложносочинённом предложении.
    Планируемые результаты:
    Познавательные УУД:
    1. Владеть разными видами аудирования (ознакомительным, выборочным).
    2. Анализировать, классифицировать, делать выводы.
    3. Представлять модели объектов в знаково-символической форме.
    Регулятивные УУД:
    1. Высказывать предположения на основе наблюдений.
    2. Формулировать цель урока.
    3. Соотносить цель и результаты своей деятельности.
    4. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
    Коммуникативные УУД: 
    1. Владеть монологической речью. 
    2. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
    Оборудование: мультимедийный проектор.
    Тип урока: урок обобщения и систематизации изученного. 
    Ход урока.
    I. Оргмомент.
    Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.
    II. Языковая разминка с элементами проверки домашнего задания.
    1. Вопросы по теории сложного предложения:
    
    -Изобразите полученную информацию в виде схемы  или таблицы (1 ученик у доски)
    2. Проверка домашнего упражнения.
        - Прочитайте домашнее сочинение.
     Какова роль тире в сложносочинённых предложениях?
                                        (  Ставится тире, так как  одна из частей сложного предложения имеет значение результативности, быстрой смены действий.)
    - Какие смысловые отношения существуют между предикативными частями ССП? С помощью каких союзов могут быть выражены эти отношения?
    (- противопоставление (противительные союзы) 
    - одновременность протекания событий- чередование событий или их взаимодействие (разделительные союзы)
    - присоединительное значение
     - причинно-следственные отношения
    - последовательность событий   (соединительные союзы)   ).                     
    
    -Определите смысловые отношения между частями ССП, объясните постановку знаков препинания:
    1. В холодной и безмолвной красоте
    Всё застывает, медленно мертвея,
    И веет холод ночи на меня,
    И я стою, безмолвием объятый… (И.Бунин)
    
    3. Решите тест. Cамопроверка.
    4. Запишите под диктовку, расставьте знаки препинания: 
    А) Не угас ещё вдали закат,
    И листва сквозит узором чётким, 
    А под ней уж серебрится сад
    Светом и таинственным, и кротким…(И.Бунин)
    
    Б) На окне, серебряном от инея, 
    За ночь хризантемы расцвели.
    В верхних стёклах – небо ярко-синее
    И застреха в снеговой пыли. (И.Бунин)
    
    -Подберите синонимы к слову застреха.
     - Обозначьте известные орфограммы.
    III. Введение в тему урока.
    –  Объясните постановку знаков препинания в данных предложениях. 
    – Сформулируйте тему и цель урока.
    – Прочитайте тему урока в учебнике  и проверьте, подтвердились ли ваши предположения.
    IV. Углубление понятия о сложносочинённом предложении. Постановка знаков препинания в сложносочинённых предложений.
    1. Системное обобщение. Работа с учебником.
    2. Прочтите материал учебника и ответьте на вопросы (работа в парах):
    3. - Когда в ССП ставится тире?
     Ставится тире, так как  одна из частей сложного предложения 
                                              имеет значение результативности, быстрой смены действий.
    4. 
     - Когда в ССП ставится запятая?
                                               Запятая ставится между частями ССП, между которыми
                                               стоят соединительные, противительные, разделительные союзы.
    - А когда не ставится запятая в ССП?
      1) Есть общий второстепенный член предложения
      2) Есть общая придаточная часть.
                                       3) между двумя назывными предложениями
                                                                     Хриплый стон и скрежет ярый.
                                                        4) между двумя вопросительными, побудительными или 
                                                                восклицательными предложениями
                                                                   Как ярко освещен зал и как весело всем!
    Выполнение задания по карточке. Самопроверка.
    V. Развитие учебно-языковых и правописных умений.
    Анализ текста.
       Запись предложений с объяснением постановки знаков препинания. Составление схем предложений (работа в группах). 
    1группа
    1. На небе были звезды и светился изредка застилаемый дымом молодой месяц.
    2. Возможно, дождь скоро кончится и мы снова отправимся в путь.
    3. Когда мы вышли из автобуса, шёл неприятный косой дождь и было холодно.
    
     2 группа
    1. Где вы провели вчера день и в каком музее вы хотели бы побывать завтра?
    2. Как вкусно пахнет в пекарне и такой чудесный хлеб пекут там!
    3. Мерный стук колес и редкие встречные огоньки. 
    Развивается умение  составлять схемы предложений, определять роль знаков препинания
    Устно комментируются схемы предложений. 
    
    Познакомьтесь с порядком синтаксического разбора сложносочинённого предложения в учебнике, выполните письменный разбор  ССП:
    1 группа. Знаки препинания не расставлены.
     Воздух в полях, после города, кажется необыкновенным, -,и, как всегда, я до поздней ночи стою в сенях вагона, отворив боковую дверь, и напряжённо гляжу в тёмные снежные поля.
    2 группа. 
    Она (темнота) сразу  развернулась, усеянная тысячами золотых огней в предместьях, а поезд уверенно несётся в неё мимо товарных складов и вагонов, грозно предупреждая кого-то дрожащим рёвом.
     – развивается умение выполнять синтаксический разбор ССП.
    Работа в парах (учитель называет номер схемы для пары). Проверка коллективная.
    VI. Итог урока.
    – Опираясь на изученное, составьте устное связное высказывание по теме «Постановка знаков препинания в ССП».
    Рефлексия.
    – Как бы вы оценили свою работу на уроке?
    – Кто успешно справился с заданиями? Мотивируйте своё мнение.
    – Над чем ещё следует поработать? Что нужно сделать для того, чтобы в дальнейшем избежать ошибок?
    VII. Домашнее задание.
    На выбор: упр.
    
    
    Приложение           
    Ф.И._____________________________________
    1. Групповая работа
    1 группа 
    Проанализируйте предложения. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложениях.
    1. В начале апреля уже шумели скворцы ( ) и летали желтые бабочки.
    2. На углу недавно поставили новый киоск ( ) и теперь там продают газеты.
    3. Громадные тюки и бочки под оглушительный шум и лязг цепей и лебедок подавались на берег ( ) и укладывались правильными рядами.
    4.  Темнеет ( ) и странная тишина царит в селе.
    2 группа
     Определите на слух вид предложения и запишите ответы цифрами (предложения читаются учителем)
    1. Мосты разрушены ( ) и мы переезжаем реку вброд.
    2.  Дорога вилась среди ореховых и дубовых кустов опушки ( ) и терялась в тенистой чаще леса.
    3. Берег постепенно исчезал за кормой ( ) и на востоке росла стена темноты.
    4.  За рекой играла гармонь ( ) и пели девчата.
    5. Отдохни ( ) и мы пойдем дальше.
    6. Откуда приехали ваши друзья ( ) и куда они держат свой путь?
    7.  Морозная ночь ( ) и заунывный волчий вой.
    8. Водяная пыль ( ) и капли покрупнее окутали лес.
    9.  Стало свежо ( ) и резко пропали все запахи.
    10.  По улицам бродили только куры ( ) да изредка показывались собаки.
    
    Самооценка  -_____________________
    
    2. Синтаксический разбор
    1 группа. Знаки препинания не расставлены.
     Воздух в полях после города  кажется необыкновенным и, как всегда, я до поздней ночи стою в сенях вагона отворив боковую дверь и напряжённо гляжу в тёмные снежные поля.
    2 группа. 
    Она (темнота) сразу  развернулась, усеянная тысячами золотых огней в предместьях, а поезд уверенно несётся в неё мимо товарных складов и вагонов, грозно предупреждая кого-то дрожащим рёвом.
    3.Итог урока
    
    умею
    Не умею
    отличать ССП предложения от других сложных
    
    
    
    знаю
    Не знаю
    когда нужно ставить запятую в ССП и другие знаки препинания
    
    
    когда не нужно ставить запятую в ССП
    
    
    Резерв
    Составьте предложения по схемам 
                         [ - = o, и о, и о ].      
                          [ - = ], и [ = ], и [- = ].
     Самостоятельная  работа по группам 
    На столах для каждой группы предложения.
    Скромно вошла зима в берёзовую рощу, улеглась, и сразу всё вокруг заискрилось и побелело.
    Шёл крупный, пушистый снег и красил в белое мостовую, лошадиные спины, шапки извозчиков. (А.П. Чехов)
    Луна сияла, июльская ночь была тиха, изредка подымался ветерок, и лёгкий шорох пробегал по всему саду. (А.С.Пушкин)
    Дождь утратил постоянство и шёл порывами, переходя то в ливень, то в изморось (В.К.Арсеньев)
    Опять на озере стояло безветрие, и солнце погружалось в серый пепел туч (К.Г.Паустовский)
                          Лес пахнет дубом и сосной.
                                  За лето высох он от солнца,
                               И осень тихою вдовой
                               Вступает в пёстрый терем свой.
                                                                  (А.С.Пушкин)  
                                                     Задание
            1 группа – записать только те предложения, в которых сочинительные союзы соединяют как однородные члены, так и простые предложения, выделить грамматическую основу предложений и однородные члены.
            2 группа – записать те предложения, в которых сочинительные союзы соединяют однородные члены предложения, выделить грамматическую основу и союзы.
            3 группа – записать только те предложения, в которых сочинительные союзы соединяют простые предложения и образуют сложносочинённые конструкции; выделить грамматические основы и союзы.
    Проверка самостоятельной работы
    
    
    
     

    Автор(ы): Лукъянец Е. И.

    Скачать: Русский язык 9кл - Конспект.docx
  • Конспект

     Название предмета: русский язык
    Класс: 9
    УМК: учебник  под редакцией М.М.Разумовской. Русский язык. 9 класс. - М.: Дрофа, 2013г.
    Уровень обучения: базовый
    Тема. Знаки препинания в сложносочинённом предложении
     Цели: закрепление знаний о смысловых отношениях в сложносочиненном предложении; ознаком­ление с теоретическими сведениями о знаках пре­пинания в сложносочи­ненном предложении; со­вершенствование пунк­туационных навыков, на­выка синтаксического раз­бора ССП
    Оборудование: учебные тексты, схема, таблица.
     Тип урока: комбинированный.
    Ход урока
    І. Организационный этап
     ІІ. Актуализация опорных знаний 
    1.Беседа.
    Какие предложения называются сложносочинёнными?
    Как соединяются простые предложения в сложносочинённые?
    Как называются союзы, с помощью которых простые предложения соединяются в сложные?
    Назовите известные вам сочинительные союзы.
    2. Практическая работа с языковым материалом (запись на доске и в тетрадях) Перестройте предложения так, чтобы простые предложения стали сложносочинёнными. Приближалась осень, тихая и грустная. К концу дня дождь стал затихать и к вечеру прекратился. На солнцепёке было совсем тепло. Они слышали топот то справа, то слева.
     ІІІ. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
    Древние римляне считали, что спешить нужно медленно. В русском языке эта же мысль выражена пословицами: Поспешишь — людей насмешишь; Тише едешь — дальше будешь. В нашей с вами грамматической действительности есть и такие случаи, когда можно действовать быстро и без колебаний, и такие, когда необходима мудрая неторопливость, завещанная древними римлянами. Правила «хорошего пунктуационного поведения» требуют, чтобы при встрече с одиночными «опасными» союзами вы не торопились. Нередко рука оказывается быстрее мысли, и вы  ставите знак, не подумав. Или, также не подумав, не ставите его. А что значит в данном случае подумать? Это значит понять, как устроено всё предложение, а не только тот «кусочек», который вы в данное время пишите.
     IV. Изучение нового материала 
    1. Объяснение учителя.
     Посмотрим на практике, в каких случаях правила «хорошего пунктуационного поведения» позволяют нам сразу ставить запятую перед и, а в каких требуют выдержки и терпения. Удобнее всего проследить это на «отрезках» предложений. Давайте попробуем: Офицер поднял пистолет и… Решаетесь ли вы здесь твёрдо сказать, нужна запятая или нет? Это зависит от того, какое продолжение предложения пришло вам в голову. Если вы подумали примерно так: Офицер поднял пистолет и выстрелил,— то скажете, что запятой не нужно. Если же вы подумали примерно так: Офицер поднял пистолет, и раздался выстрел,— то скажете, что запятая необходима. В каком же из двух случаев вы будете правы? Ни в том и ни в другом. Вы будете правы, если предусмотрите оба варианта и воздержитесь от быстрого решения. Здесь может быть только один правильный ответ: надо подождать. Другой пример: …знали все: и мельник, и солдат и… Здесь совершенно ясный случай: однородные члены соединяются повторяющимся союзом и. Можно смело ставить запятую. Вспомним, как выглядят дороги сложного предложения (обращение к записи на доске). Определяем количество грамматических основ в предложении одна две или больше
           Вывод: предложение простое.
       Вывод: предложение сложное. Определяем, чем соединены предложения интонацией   + безопасными союзами, или союзными словами, повторяющимися «опасными» союзами и, да (=и), или одиночными «опасными» союзами и, да (=и), или І семестр.
     Ознакомление с теоретическим материалом учебника
     V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся 
    1. Наблюдение над языковым материалом. Прочитайте выразительно и установите, где союз и соединяет простые предложения в составе сложносочинённого, а где — однородные члены. Объясните знаки препинания. Начертите схемы двух сложносочинённых предложений, имеющих в своём составе однородные члены, соединённые союзом и, на схемах укажите, какими членами предложения являются однородные члены. 
    1) Дробясь о мрачные скалы, шумят и пенятся валы, и надо мной кричат орлы, и ропщет бор, и блещут средь волнистой мглы вершины гор. Оттоль сорвался раз обвал, и с тяжким грохотом упал, и всю теснину между скал загородил, и Терека могущий вал остановил (А. Пушкин). 2) Осенний дождь стучит о стёкла, мерцает в трещинах камней, и у дорог трава намокла и стала ниже и темней. Я вдаль иду. Косматей пакли плывут над лесом облака, и грустно вздрагивают капли на тонких ветках ивняка. Пусты луга, и сжата нива, и птицам в роще не житьё… И лист багряного отлива доверчиво и сиротливо слетает на плечо моё (В. Шефнер). 3) Он лёг на землю и на крыши, всех белизною поразив, и был действительно он пышен, и был действительно красив. Он шёл и шёл в рассветном гаме под гул машин и храп коней, и он не таял под ногами, а становился лишь плотней (Е. Евтушенко). 4) А Чёрное море легко и атласно лежит и синеет у каждой калитки и дышит — и это дыханье прекрасно для нас и для дружной семьи эвкалиптов (С. Боков).
     2. Практическая работа а) Составьте из простых предложений сложносочинённые с союзом и. Чем отличаются по смыслу простые предложения от вновь образованных сложных?
     1) Промелькнула короткая осень. Пришла седая морозная зима. 2) Зима закрутила в воздухе холодными белыми хлопьями, зашумела метелями, завыла лютым северным ветром. От её колдовства сразу изменилась тундра. 3) Склоны сблизились, стали круче. Вскоре я вошёл в сумрачную тень высоких скал. 4) Наверху скрипнула дверь. Кто-то настойчиво постучался. 5) Плечи мои зябко передёрнулись. Я бегом вернулся в свою машину. 6) Дивизию отвели в большую станицу. Там мы целый месяц отдыхали. б) Преобразуйте сложносочинённые предложения в простые с однородными сказуемыми. 1) Река едва светлела, и бесшумно катились её прозрачные воды. 2) Ветер начал срывать листву, и многие деревья стояли уже обнажённые. 3) Знакомство с прикладным искусством должно не только развивать разум человека и воспитывать чувство прекрасного, но и долж- но обязательно пробудить в человеке жажду серьёзного труда.
     3. Работа с упражнениями учебника (по выбору учителя) 
    VI. Рефлексия. Подведение итогов урока 
    Фронтальная беседа 
     Чем различаются правила о постановке запятой в сложносочинённом предложении и в простом с однородными членами? Как это можно выразить при помощи схем? VII. Домашнее задание 
    1. Выучить теоретический материал учебника по теме урока.
     2. Выполнить (письменно) упражнение по выбору учителя.
     

    Автор(ы): Аманжулова С. А.

    Скачать: Русский язык 9кл - Конспект.docx