Русский язык 9 класс УМК: Русский язык. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. М.М.Разумовская, С.И.Львова, Г.А.Богданова и др; М: Просвещение, 2009г Базовый уровень обучения Тема урока: Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Всего: 5ч. Урок №4. Цели урока: пользоваться разными приёмами аудирования, извлекать и преобразовывать информацию (в схему); анализировать, сравнивать, обобщать, отличать сложные предложения от простых, определять вид сложного предложения, составлять схемы предложений, конструировать предложения по схемам, правильно пунктуационно оформлять сложные предложения, определять роль знаков препинания в них, производить синтаксический разбор текста, понимать содержание прочитанного (прослушанного) текста, воспроизводить его по частям (абзацам) с соблюдением речевых и правописных норм. Задачи: закрепить основные правила постановки знаков препинания в сложносочиненном предложении, проверить умение расставлять знаки препинания в сложносочинённом предложении. Планируемые результаты: Познавательные УУД: 1. Владеть разными видами аудирования (ознакомительным, выборочным). 2. Анализировать, классифицировать, делать выводы. 3. Представлять модели объектов в знаково-символической форме. Регулятивные УУД: 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать цель урока. 3. Соотносить цель и результаты своей деятельности. 4. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. Коммуникативные УУД: 1. Владеть монологической речью. 2. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. Оборудование: мультимедийный проектор. Тип урока: урок обобщения и систематизации изученного. Ход урока. I. Оргмомент. Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. II. Языковая разминка с элементами проверки домашнего задания. 1. Вопросы по теории сложного предложения: -Изобразите полученную информацию в виде схемы или таблицы (1 ученик у доски) 2. Проверка домашнего упражнения. - Прочитайте домашнее сочинение. Какова роль тире в сложносочинённых предложениях? ( Ставится тире, так как одна из частей сложного предложения имеет значение результативности, быстрой смены действий.) - Какие смысловые отношения существуют между предикативными частями ССП? С помощью каких союзов могут быть выражены эти отношения? (- противопоставление (противительные союзы) - одновременность протекания событий- чередование событий или их взаимодействие (разделительные союзы) - присоединительное значение - причинно-следственные отношения - последовательность событий (соединительные союзы) ). -Определите смысловые отношения между частями ССП, объясните постановку знаков препинания: 1. В холодной и безмолвной красоте Всё застывает, медленно мертвея, И веет холод ночи на меня, И я стою, безмолвием объятый… (И.Бунин) 3. Решите тест. Cамопроверка. 4. Запишите под диктовку, расставьте знаки препинания: А) Не угас ещё вдали закат, И листва сквозит узором чётким, А под ней уж серебрится сад Светом и таинственным, и кротким…(И.Бунин) Б) На окне, серебряном от инея, За ночь хризантемы расцвели. В верхних стёклах – небо ярко-синее И застреха в снеговой пыли. (И.Бунин) -Подберите синонимы к слову застреха. - Обозначьте известные орфограммы. III. Введение в тему урока. – Объясните постановку знаков препинания в данных предложениях. – Сформулируйте тему и цель урока. – Прочитайте тему урока в учебнике и проверьте, подтвердились ли ваши предположения. IV. Углубление понятия о сложносочинённом предложении. Постановка знаков препинания в сложносочинённых предложений. 1. Системное обобщение. Работа с учебником. 2. Прочтите материал учебника и ответьте на вопросы (работа в парах): 3. - Когда в ССП ставится тире? Ставится тире, так как одна из частей сложного предложения имеет значение результативности, быстрой смены действий. 4. - Когда в ССП ставится запятая? Запятая ставится между частями ССП, между которыми стоят соединительные, противительные, разделительные союзы. - А когда не ставится запятая в ССП? 1) Есть общий второстепенный член предложения 2) Есть общая придаточная часть. 3) между двумя назывными предложениями Хриплый стон и скрежет ярый. 4) между двумя вопросительными, побудительными или восклицательными предложениями Как ярко освещен зал и как весело всем! Выполнение задания по карточке. Самопроверка. V. Развитие учебно-языковых и правописных умений. Анализ текста. Запись предложений с объяснением постановки знаков препинания. Составление схем предложений (работа в группах). 1группа 1. На небе были звезды и светился изредка застилаемый дымом молодой месяц. 2. Возможно, дождь скоро кончится и мы снова отправимся в путь. 3. Когда мы вышли из автобуса, шёл неприятный косой дождь и было холодно. 2 группа 1. Где вы провели вчера день и в каком музее вы хотели бы побывать завтра? 2. Как вкусно пахнет в пекарне и такой чудесный хлеб пекут там! 3. Мерный стук колес и редкие встречные огоньки. Развивается умение составлять схемы предложений, определять роль знаков препинания Устно комментируются схемы предложений. Познакомьтесь с порядком синтаксического разбора сложносочинённого предложения в учебнике, выполните письменный разбор ССП: 1 группа. Знаки препинания не расставлены. Воздух в полях, после города, кажется необыкновенным, -,и, как всегда, я до поздней ночи стою в сенях вагона, отворив боковую дверь, и напряжённо гляжу в тёмные снежные поля. 2 группа. Она (темнота) сразу развернулась, усеянная тысячами золотых огней в предместьях, а поезд уверенно несётся в неё мимо товарных складов и вагонов, грозно предупреждая кого-то дрожащим рёвом. – развивается умение выполнять синтаксический разбор ССП. Работа в парах (учитель называет номер схемы для пары). Проверка коллективная. VI. Итог урока. – Опираясь на изученное, составьте устное связное высказывание по теме «Постановка знаков препинания в ССП». Рефлексия. – Как бы вы оценили свою работу на уроке? – Кто успешно справился с заданиями? Мотивируйте своё мнение. – Над чем ещё следует поработать? Что нужно сделать для того, чтобы в дальнейшем избежать ошибок? VII. Домашнее задание. На выбор: упр. Приложение Ф.И._____________________________________ 1. Групповая работа 1 группа Проанализируйте предложения. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложениях. 1. В начале апреля уже шумели скворцы ( ) и летали желтые бабочки. 2. На углу недавно поставили новый киоск ( ) и теперь там продают газеты. 3. Громадные тюки и бочки под оглушительный шум и лязг цепей и лебедок подавались на берег ( ) и укладывались правильными рядами. 4. Темнеет ( ) и странная тишина царит в селе. 2 группа Определите на слух вид предложения и запишите ответы цифрами (предложения читаются учителем) 1. Мосты разрушены ( ) и мы переезжаем реку вброд. 2. Дорога вилась среди ореховых и дубовых кустов опушки ( ) и терялась в тенистой чаще леса. 3. Берег постепенно исчезал за кормой ( ) и на востоке росла стена темноты. 4. За рекой играла гармонь ( ) и пели девчата. 5. Отдохни ( ) и мы пойдем дальше. 6. Откуда приехали ваши друзья ( ) и куда они держат свой путь? 7. Морозная ночь ( ) и заунывный волчий вой. 8. Водяная пыль ( ) и капли покрупнее окутали лес. 9. Стало свежо ( ) и резко пропали все запахи. 10. По улицам бродили только куры ( ) да изредка показывались собаки. Самооценка -_____________________ 2. Синтаксический разбор 1 группа. Знаки препинания не расставлены. Воздух в полях после города кажется необыкновенным и, как всегда, я до поздней ночи стою в сенях вагона отворив боковую дверь и напряжённо гляжу в тёмные снежные поля. 2 группа. Она (темнота) сразу развернулась, усеянная тысячами золотых огней в предместьях, а поезд уверенно несётся в неё мимо товарных складов и вагонов, грозно предупреждая кого-то дрожащим рёвом. 3.Итог урока умею Не умею отличать ССП предложения от других сложных знаю Не знаю когда нужно ставить запятую в ССП и другие знаки препинания когда не нужно ставить запятую в ССП Резерв Составьте предложения по схемам [ - = o, и о, и о ]. [ - = ], и [ = ], и [- = ]. Самостоятельная работа по группам На столах для каждой группы предложения. Скромно вошла зима в берёзовую рощу, улеглась, и сразу всё вокруг заискрилось и побелело. Шёл крупный, пушистый снег и красил в белое мостовую, лошадиные спины, шапки извозчиков. (А.П. Чехов) Луна сияла, июльская ночь была тиха, изредка подымался ветерок, и лёгкий шорох пробегал по всему саду. (А.С.Пушкин) Дождь утратил постоянство и шёл порывами, переходя то в ливень, то в изморось (В.К.Арсеньев) Опять на озере стояло безветрие, и солнце погружалось в серый пепел туч (К.Г.Паустовский) Лес пахнет дубом и сосной. За лето высох он от солнца, И осень тихою вдовой Вступает в пёстрый терем свой. (А.С.Пушкин) Задание 1 группа – записать только те предложения, в которых сочинительные союзы соединяют как однородные члены, так и простые предложения, выделить грамматическую основу предложений и однородные члены. 2 группа – записать те предложения, в которых сочинительные союзы соединяют однородные члены предложения, выделить грамматическую основу и союзы. 3 группа – записать только те предложения, в которых сочинительные союзы соединяют простые предложения и образуют сложносочинённые конструкции; выделить грамматические основы и союзы. Проверка самостоятельной работы
Автор(ы): Лукъянец Е. И.
Скачать: Русский язык 9кл - Конспект.docxНазвание предмета: русский язык Класс: 9 УМК: учебник под редакцией М.М.Разумовской. Русский язык. 9 класс. - М.: Дрофа, 2013г. Уровень обучения: базовый Тема. Знаки препинания в сложносочинённом предложении Цели: закрепление знаний о смысловых отношениях в сложносочиненном предложении; ознакомление с теоретическими сведениями о знаках препинания в сложносочиненном предложении; совершенствование пунктуационных навыков, навыка синтаксического разбора ССП Оборудование: учебные тексты, схема, таблица. Тип урока: комбинированный. Ход урока І. Организационный этап ІІ. Актуализация опорных знаний 1.Беседа. Какие предложения называются сложносочинёнными? Как соединяются простые предложения в сложносочинённые? Как называются союзы, с помощью которых простые предложения соединяются в сложные? Назовите известные вам сочинительные союзы. 2. Практическая работа с языковым материалом (запись на доске и в тетрадях) Перестройте предложения так, чтобы простые предложения стали сложносочинёнными. Приближалась осень, тихая и грустная. К концу дня дождь стал затихать и к вечеру прекратился. На солнцепёке было совсем тепло. Они слышали топот то справа, то слева. ІІІ. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности. Древние римляне считали, что спешить нужно медленно. В русском языке эта же мысль выражена пословицами: Поспешишь — людей насмешишь; Тише едешь — дальше будешь. В нашей с вами грамматической действительности есть и такие случаи, когда можно действовать быстро и без колебаний, и такие, когда необходима мудрая неторопливость, завещанная древними римлянами. Правила «хорошего пунктуационного поведения» требуют, чтобы при встрече с одиночными «опасными» союзами вы не торопились. Нередко рука оказывается быстрее мысли, и вы ставите знак, не подумав. Или, также не подумав, не ставите его. А что значит в данном случае подумать? Это значит понять, как устроено всё предложение, а не только тот «кусочек», который вы в данное время пишите. IV. Изучение нового материала 1. Объяснение учителя. Посмотрим на практике, в каких случаях правила «хорошего пунктуационного поведения» позволяют нам сразу ставить запятую перед и, а в каких требуют выдержки и терпения. Удобнее всего проследить это на «отрезках» предложений. Давайте попробуем: Офицер поднял пистолет и… Решаетесь ли вы здесь твёрдо сказать, нужна запятая или нет? Это зависит от того, какое продолжение предложения пришло вам в голову. Если вы подумали примерно так: Офицер поднял пистолет и выстрелил,— то скажете, что запятой не нужно. Если же вы подумали примерно так: Офицер поднял пистолет, и раздался выстрел,— то скажете, что запятая необходима. В каком же из двух случаев вы будете правы? Ни в том и ни в другом. Вы будете правы, если предусмотрите оба варианта и воздержитесь от быстрого решения. Здесь может быть только один правильный ответ: надо подождать. Другой пример: …знали все: и мельник, и солдат и… Здесь совершенно ясный случай: однородные члены соединяются повторяющимся союзом и. Можно смело ставить запятую. Вспомним, как выглядят дороги сложного предложения (обращение к записи на доске). Определяем количество грамматических основ в предложении одна две или больше Вывод: предложение простое. Вывод: предложение сложное. Определяем, чем соединены предложения интонацией + безопасными союзами, или союзными словами, повторяющимися «опасными» союзами и, да (=и), или одиночными «опасными» союзами и, да (=и), или І семестр. Ознакомление с теоретическим материалом учебника V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся 1. Наблюдение над языковым материалом. Прочитайте выразительно и установите, где союз и соединяет простые предложения в составе сложносочинённого, а где — однородные члены. Объясните знаки препинания. Начертите схемы двух сложносочинённых предложений, имеющих в своём составе однородные члены, соединённые союзом и, на схемах укажите, какими членами предложения являются однородные члены. 1) Дробясь о мрачные скалы, шумят и пенятся валы, и надо мной кричат орлы, и ропщет бор, и блещут средь волнистой мглы вершины гор. Оттоль сорвался раз обвал, и с тяжким грохотом упал, и всю теснину между скал загородил, и Терека могущий вал остановил (А. Пушкин). 2) Осенний дождь стучит о стёкла, мерцает в трещинах камней, и у дорог трава намокла и стала ниже и темней. Я вдаль иду. Косматей пакли плывут над лесом облака, и грустно вздрагивают капли на тонких ветках ивняка. Пусты луга, и сжата нива, и птицам в роще не житьё… И лист багряного отлива доверчиво и сиротливо слетает на плечо моё (В. Шефнер). 3) Он лёг на землю и на крыши, всех белизною поразив, и был действительно он пышен, и был действительно красив. Он шёл и шёл в рассветном гаме под гул машин и храп коней, и он не таял под ногами, а становился лишь плотней (Е. Евтушенко). 4) А Чёрное море легко и атласно лежит и синеет у каждой калитки и дышит — и это дыханье прекрасно для нас и для дружной семьи эвкалиптов (С. Боков). 2. Практическая работа а) Составьте из простых предложений сложносочинённые с союзом и. Чем отличаются по смыслу простые предложения от вновь образованных сложных? 1) Промелькнула короткая осень. Пришла седая морозная зима. 2) Зима закрутила в воздухе холодными белыми хлопьями, зашумела метелями, завыла лютым северным ветром. От её колдовства сразу изменилась тундра. 3) Склоны сблизились, стали круче. Вскоре я вошёл в сумрачную тень высоких скал. 4) Наверху скрипнула дверь. Кто-то настойчиво постучался. 5) Плечи мои зябко передёрнулись. Я бегом вернулся в свою машину. 6) Дивизию отвели в большую станицу. Там мы целый месяц отдыхали. б) Преобразуйте сложносочинённые предложения в простые с однородными сказуемыми. 1) Река едва светлела, и бесшумно катились её прозрачные воды. 2) Ветер начал срывать листву, и многие деревья стояли уже обнажённые. 3) Знакомство с прикладным искусством должно не только развивать разум человека и воспитывать чувство прекрасного, но и долж- но обязательно пробудить в человеке жажду серьёзного труда. 3. Работа с упражнениями учебника (по выбору учителя) VI. Рефлексия. Подведение итогов урока Фронтальная беседа Чем различаются правила о постановке запятой в сложносочинённом предложении и в простом с однородными членами? Как это можно выразить при помощи схем? VII. Домашнее задание 1. Выучить теоретический материал учебника по теме урока. 2. Выполнить (письменно) упражнение по выбору учителя.
Автор(ы): Аманжулова С. А.
Скачать: Русский язык 9кл - Конспект.docx