Название предмета: русский язык
Класс: 9
УМК: учебник под редакцией М.М.Разумовской. Русский язык. 9 класс.-М.: Дрофа, 2013г.
Уровень обучения: базовый
Тема урока: «Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Сложносочиненные предложения с общим второстепенным членом»
Тип урока: урок изучения нового материала
Цели: -научиться опознавать ССП с общим второстепенным членом (придаточным предложением, вводным словом);
- расширить и углубить знания учащихся о постановке знаков препинания между частями сложносочиненного предложения;
- формировать умение объяснять отсутствие запятой в сложносочиненном предложении;
- совершенствовать речевую деятельность школьников;
- способствовать формированию чувства любви к родной природе.
Задачи.
1. Обобщить и систематизировать материал по теме “Сложносочиненное предложение”: определить роль союза и в простом и сложносочиненном предложении, сформулировать правила постановки знаков препинания в сложносочиненном предложении с общим второстепенным членом предложения, повторить изученные орфограммы.
2. Провести диагностику усвоения системы знаний и умений и её применения для выполнения практических заданий стандартного уровня с переходом на более высокий уровень.
3. Содействовать рациональной организации труда; развивать познавательные процессы, память, воображение, мышление, внимание, наблюдательность, выработать самооценку в выборе пути, критерии оценки своей работы и работы товарища; сформировать у них положительный мотив обучения.
4. Формировать компетентности: информационную, коммуникативную, технологическую, готовность к решению проблем.
Основные знания и умения: различать простые предложения с однородными членами и сложносочиненные с союзом и; определять смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения; расставлять знаки препинания в сложносочиненных предложениях (с общим второстепенным членом и без него), знать изученные орфограммы, выполнять тестовые задания, работать со справочной литературой.
Основные понятия: простое предложение, однородные члены предложения, сложное предложение, сложносочиненное предложение.
Организационные формы общения: групповая, индивидуальная.
Оборудование: презентация, тетради, учебники, компьютеры, карточки-задания.
Ход урока
I Мотивационный этап. Сообщение темы.
II. Повторение ранее изученного.
1. Орфоэпическая разминка Поставьте правильно ударение в следующих словах:
портфель, свекла, шофер, звонить, процент, начать, договор, средства, красивее.
2.Орфографическая работа (по карточкам)
Вариант1. Выписать слова с гласными –У-(-Ю-), объяснить условия выбора орфограмм
Вариант2. Выписать слова с гласными – Е-(-И-), объяснить условия выбора орфограмм
Дремл..щий, скле..в, стел..тся, пен..щиеся, наруша..мый, окле..вать, расходу..мый, обид..лся, усво..в, кол..щиеся, щипл..щий, клокоч..т родники
Одновременно 2 человека выполняют задание на доске.
3.Проверка орфографической работы
Вопрос классу: Как называется изобразительно-выразительное средство, используемое в словосочетании клокочут родники?
III. Сообщение темы урока и постановка цели
Добрый день. Сегодня на уроке вместе с вами, ребята, мы будем работать над темой “Разделительные знаки препинания в сложносочиненном предложении”. Вспомним, что вы знаете об этом типе предложений, повторим какие знаки препинания в сложносочиненном предложении вы уже знаете и познакомимся с новыми понятиями по данной теме, будем учиться определять значения ССП.
IV. Анализ предложений, записанных на доске.
1) Пришла осень, И леса оделись в золотой наряд.
2) Мелькнет в бурьяне белый булыжник, ИЛИ перебежит дорогу суслик.
3) Солнце зашло за горы, НО было еще светло.
Проблемная ситуация.
Объясните, почему в данных предложениях не нужно ставить запятую.
1) Вдалеке над городом прогремел гром И блеснула яркая молния.
2) К концу дня дождь перестал и ветер начал заметно стихать (когда мы подъехали к дому).
3) Это кто так громко разговаривает и почему им так весело?
Вывод предлагается сделать учащимся самостоятельно.
Перед нами сложносочиненные предложения, состоящие в основном из двух простых предложений, соединенных между собой сочинительными соединительными, разделительными и противительными союзами и разделенных запятыми. Однако в четвертом, пятом и шестом предложениях запятые не поставлены, потому что в четвертом предложении есть общий второстепенный член и обе части его объединены им; в пятом предложении кроме общего второстепенного члена есть еще придаточное предложение, а в шестом – обе части являются вопросительными.
Фронтальный опрос и работа с таблицей. Дайте полный ответ, опираясь на таблицу
– Какие знаки препинания вы увидели в предыдущих ССП?
– Когда не ставится запятая между предикативными частями ССП перед союзом И?
– Когда ставится тире в ССП /как бы вы объяснили/? (если во второй части содержится неожиданное присоединение или противопоставление, быстрая смена событий, внезапность)
– Когда ставится точка с запятой в ССП? (если части ССП значительно распространены, в них содержатся знаки препинания или обе части самостоятельны настолько, что между ними можно поставить точку)
Обращение к учебнику: п.16 + дополнительная информация (слайд 9)
ЗАПИСЬ дополнения к правилу
Запятая не ставится:
Если части ССП являются назывными предложениями.
Если части ССП являются безличными предложениями.
V. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
VI. Практикум.
а) Ключевым словом нашего урока являются понятия ССП и пунктуация. Дайте толкование слова: пунктуация. Как разделяются части сложносочиненного предложения?
б) Расставьте знаки препинания в предложениях и объясните свой выбор.
Часов в восемь на западе начала сверкать молния и послышался гром.
Осенний полдень светлел и на север уходили тучи.
Один прыжок и заяц уже на другом конце поляны.
У меня была только синяя краска но, несмотря на это, я затеял нарисовать охоту.
проверка
Часов в восемь на западе начала сверкать молния и послышался гром.
Осенний полдень светлел, и на север уходили тучи.
Один прыжок - и заяц уже на другом конце поляны.
У меня была только синяя краска; но, несмотря на это, я затеял нарисовать охоту.
Проверка по образцу
VII. Самостоятельная работа в тетрадях.
1вариант. Спишите ССП, решая орфографические и пунктуационные задачи. Постройте схемы предложений
В с..нтябре лес реже и светлее и птич..и г..лоса тише.
Со..нце то по..влялось то исчезало и к вечеру опять пош..л дождь.
2 вариант.Спишите ССП, решая орфографические и пунктуационные задачи. Постройте схемы предложений
Подл..жили огонь под г..товый к..стер со стру..ками и пламя з..пылало. Здесь кружились над поляной желтые и синие баб..чки и (не)умолчно тр..щали кузнечики.
Ключ: 1. В сентябре лес реже и светлее и птичьи голоса тише. Солнце то появлялось, то исчезало, и к вечеру опять пошёл дождь.
Ключ: 2. Подложили огонь под готовый костер со стружками, и пламя запылало. Здесь кружились над поляной желтые и синие бабочки и неумолчно трещали кузнечики.
VIII. Инструктаж по домашнему заданию. Домашнее задание: §16, упражнение 72.
IХ. Оценки. Итог урока.
Сегодня на уроке мы вспомнили понятия ССП и разделительные знаки препинания в ССП, учились определять значение ССП и углубили свои знания о постановке запятой, тире и точки запятой в ССП.
Всем спасибо за урок!
Автор(ы): Аманжулова С. А.
Скачать: Русский язык 9кл - Конспект.docx