Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Сложносочиненные предложения с общим второстепенным членом

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета: русский язык
    Класс: 9
    УМК: учебник  под редакцией М.М.Разумовской. Русский язык. 9 класс.-М.: Дрофа, 2013г.
    Уровень обучения: базовый
    Тема урока: «Знаки препи­нания в слож­носочинен­ном предло­жении. Сложносочи­ненные пред­ложения с общим вто­ростепенным членом»
    Тип урока: урок изучения нового материала
    Цели: -научиться опознавать ССП с общим второстепенным членом (придаточным предложением, вводным словом);
    - расширить и углубить знания учащихся о постановке знаков препинания между частями сложносочиненного предложения;
    - формировать  умение объяснять отсутствие запятой в сложносочиненном предложении;
    - совершенствовать речевую деятельность школьников;
    - способствовать формированию чувства любви к родной природе.
    Задачи.
    1. Обобщить и систематизировать материал по теме “Сложносочиненное предложение”: определить роль союза и в простом и сложносочиненном предложении, сформулировать правила постановки знаков препинания в сложносочиненном предложении с общим второстепенным членом предложения, повторить изученные орфограммы.
    2. Провести диагностику усвоения системы знаний и умений и её применения для выполнения практических заданий стандартного уровня с переходом на более высокий уровень.
    3. Содействовать рациональной организации труда; развивать познавательные процессы, память, воображение, мышление, внимание, наблюдательность, выработать самооценку в выборе пути, критерии оценки своей работы и работы товарища; сформировать у них положительный мотив обучения.
    4. Формировать компетентности: информационную, коммуникативную, технологическую, готовность к решению проблем.
    Основные знания и умения: различать простые предложения с однородными членами и сложносочиненные с союзом и; определять смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения; расставлять знаки препинания в сложносочиненных предложениях (с общим второстепенным членом и без него), знать изученные орфограммы, выполнять тестовые задания, работать со справочной литературой.
    Основные понятия: простое предложение, однородные члены предложения, сложное предложение, сложносочиненное предложение.
    Организационные формы общения: групповая, индивидуальная.
    Оборудование: презентация, тетради, учебники, компьютеры, карточки-задания.
    Ход урока
    I  Мотивационный этап. Сообщение темы.
    II. Повторение ранее изученного.
    1. Орфоэпическая разминка Поставьте правильно ударение в следующих словах:
    портфель, свекла, шофер, звонить, процент, начать, договор, средства, красивее.
    2.Орфографическая работа (по карточкам)
         Вариант1. Выписать слова с гласными –У-(-Ю-), объяснить условия выбора орфограмм
         Вариант2. Выписать слова с гласными – Е-(-И-), объяснить условия выбора орфограмм
    Дремл..щий, скле..в, стел..тся, пен..щиеся, наруша..мый, окле..вать, расходу..мый, обид..лся, усво..в, кол..щиеся, щипл..щий, клокоч..т родники
         Одновременно 2 человека выполняют задание на доске.
    3.Проверка орфографической работы
    Вопрос классу: Как называется изобразительно-выразительное средство, используемое в словосочетании клокочут родники?
    
    III. Сообщение темы урока и постановка цели
    Добрый день. Сегодня на уроке вместе с вами, ребята, мы будем работать над темой “Разделительные знаки препинания в сложносочиненном предложении”. Вспомним, что вы знаете об этом типе предложений, повторим какие знаки препинания в сложносочиненном предложении вы уже знаете и познакомимся с новыми понятиями по данной теме, будем учиться определять значения ССП.
    IV. Анализ предложений, записанных на доске.
    1) Пришла осень, И леса оделись в золотой наряд.
    2) Мелькнет в бурьяне белый булыжник, ИЛИ перебежит дорогу суслик.
    3) Солнце зашло за горы, НО было еще светло.
    Проблемная ситуация.
     Объясните, почему в данных предложениях не нужно ставить запятую. 
    1) Вдалеке над городом прогремел гром И блеснула яркая молния.
    2) К концу дня дождь перестал и ветер начал заметно стихать (когда мы подъехали к дому).
    3) Это кто так громко разговаривает и почему им так весело?
    Вывод предлагается сделать учащимся самостоятельно.
    Перед нами сложносочиненные предложения, состоящие в основном из двух простых предложений, соединенных между собой сочинительными соединительными, разделительными и противительными союзами и разделенных запятыми. Однако в четвертом, пятом и шестом предложениях запятые не поставлены, потому что в четвертом предложении есть общий второстепенный член и обе части его объединены им; в пятом предложении кроме общего второстепенного члена есть еще придаточное предложение, а в шестом – обе части являются вопросительными.
    Фронтальный опрос и работа с таблицей. Дайте полный ответ, опираясь на таблицу
    – Какие знаки препинания вы увидели в предыдущих ССП?
    – Когда не ставится запятая между предикативными частями ССП перед союзом И?
    – Когда ставится тире в ССП /как бы вы объяснили/? (если во второй части содержится неожиданное присоединение или противопоставление, быстрая смена событий, внезапность)
    – Когда ставится точка с запятой в ССП? (если части ССП значительно распространены, в них содержатся знаки препинания или обе части самостоятельны настолько, что между ними можно поставить точку)
    Обращение к учебнику: п.16 + дополнительная информация (слайд 9)
    ЗАПИСЬ дополнения к правилу
    Запятая не ставится:
    Если части ССП являются назывными предложениями.
    Если части ССП являются безличными предложениями.
    
    V. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
    
    VI. Практикум.
    а) Ключевым словом нашего урока являются понятия ССП и  пунктуация. Дайте толкование слова: пунктуация. Как разделяются части сложносочиненного предложения? 
    б) Расставьте знаки препинания в предложениях и объясните свой выбор.
    Часов в восемь на западе начала сверкать молния и послышался гром. 	 
    Осенний полдень светлел и на север уходили тучи. 
    Один прыжок и заяц уже на другом конце поляны. 
    У меня была только синяя краска но, несмотря на это, я затеял нарисовать охоту.
    проверка
    Часов в восемь на западе начала сверкать молния и послышался гром. 	 
    Осенний полдень светлел, и на север уходили тучи. 
    Один прыжок  - и заяц уже на другом конце поляны. 
    У меня была только синяя краска; но, несмотря на это, я затеял нарисовать охоту.
    Проверка по образцу
    VII. Самостоятельная работа в тетрадях. 
      1вариант. Спишите ССП, решая орфографические и пунктуационные задачи. Постройте схемы предложений 
         В с..нтябре лес реже и светлее и птич..и г..лоса тише.  
         Со..нце то по..влялось то исчезало и к вечеру опять пош..л дождь.
     2 вариант.Спишите ССП, решая орфографические и пунктуационные задачи. Постройте схемы предложений
    Подл..жили огонь под г..товый к..стер со стру..ками и пламя з..пылало. Здесь кружились над поляной желтые и синие баб..чки  и (не)умолчно тр..щали кузнечики.            
            Ключ:  1.  В сентябре лес реже и светлее и птичьи голоса тише.  Солнце то появлялось, то исчезало,  и к вечеру опять пошёл дождь.
             Ключ:   2.  Подложили огонь под готовый костер со стружками, и пламя запылало. Здесь кружились над поляной желтые и синие бабочки  и   неумолчно трещали кузнечики.           
    
    VIII. Инструктаж по домашнему заданию. Домашнее задание: §16, упражнение 72.
    
    IХ. Оценки. Итог урока. 
    Сегодня на уроке мы вспомнили понятия  ССП и разделительные знаки препинания в ССП, учились определять значение ССП и углубили свои знания о постановке запятой, тире и точки запятой в ССП.
    Всем спасибо за урок!
     

    Автор(ы): Аманжулова С. А.

    Скачать: Русский язык 9кл - Конспект.docx