Название предмета: русский язык Класс: 9 УМК: учебник под редакцией М.М.Разумовской. Русский язык. 9 класс.-М.: Дрофа, 2013г. Уровень обучения: базовый Тема урока: «Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Сложносочиненные предложения с общим второстепенным членом» Тип урока: урок изучения нового материала Цели: -научиться опознавать ССП с общим второстепенным членом (придаточным предложением, вводным словом); - расширить и углубить знания учащихся о постановке знаков препинания между частями сложносочиненного предложения; - формировать умение объяснять отсутствие запятой в сложносочиненном предложении; - совершенствовать речевую деятельность школьников; - способствовать формированию чувства любви к родной природе. Задачи. 1. Обобщить и систематизировать материал по теме “Сложносочиненное предложение”: определить роль союза и в простом и сложносочиненном предложении, сформулировать правила постановки знаков препинания в сложносочиненном предложении с общим второстепенным членом предложения, повторить изученные орфограммы. 2. Провести диагностику усвоения системы знаний и умений и её применения для выполнения практических заданий стандартного уровня с переходом на более высокий уровень. 3. Содействовать рациональной организации труда; развивать познавательные процессы, память, воображение, мышление, внимание, наблюдательность, выработать самооценку в выборе пути, критерии оценки своей работы и работы товарища; сформировать у них положительный мотив обучения. 4. Формировать компетентности: информационную, коммуникативную, технологическую, готовность к решению проблем. Основные знания и умения: различать простые предложения с однородными членами и сложносочиненные с союзом и; определять смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения; расставлять знаки препинания в сложносочиненных предложениях (с общим второстепенным членом и без него), знать изученные орфограммы, выполнять тестовые задания, работать со справочной литературой. Основные понятия: простое предложение, однородные члены предложения, сложное предложение, сложносочиненное предложение. Организационные формы общения: групповая, индивидуальная. Оборудование: презентация, тетради, учебники, компьютеры, карточки-задания. Ход урока I Мотивационный этап. Сообщение темы. II. Повторение ранее изученного. 1. Орфоэпическая разминка Поставьте правильно ударение в следующих словах: портфель, свекла, шофер, звонить, процент, начать, договор, средства, красивее. 2.Орфографическая работа (по карточкам) Вариант1. Выписать слова с гласными –У-(-Ю-), объяснить условия выбора орфограмм Вариант2. Выписать слова с гласными – Е-(-И-), объяснить условия выбора орфограмм Дремл..щий, скле..в, стел..тся, пен..щиеся, наруша..мый, окле..вать, расходу..мый, обид..лся, усво..в, кол..щиеся, щипл..щий, клокоч..т родники Одновременно 2 человека выполняют задание на доске. 3.Проверка орфографической работы Вопрос классу: Как называется изобразительно-выразительное средство, используемое в словосочетании клокочут родники? III. Сообщение темы урока и постановка цели Добрый день. Сегодня на уроке вместе с вами, ребята, мы будем работать над темой “Разделительные знаки препинания в сложносочиненном предложении”. Вспомним, что вы знаете об этом типе предложений, повторим какие знаки препинания в сложносочиненном предложении вы уже знаете и познакомимся с новыми понятиями по данной теме, будем учиться определять значения ССП. IV. Анализ предложений, записанных на доске. 1) Пришла осень, И леса оделись в золотой наряд. 2) Мелькнет в бурьяне белый булыжник, ИЛИ перебежит дорогу суслик. 3) Солнце зашло за горы, НО было еще светло. Проблемная ситуация. Объясните, почему в данных предложениях не нужно ставить запятую. 1) Вдалеке над городом прогремел гром И блеснула яркая молния. 2) К концу дня дождь перестал и ветер начал заметно стихать (когда мы подъехали к дому). 3) Это кто так громко разговаривает и почему им так весело? Вывод предлагается сделать учащимся самостоятельно. Перед нами сложносочиненные предложения, состоящие в основном из двух простых предложений, соединенных между собой сочинительными соединительными, разделительными и противительными союзами и разделенных запятыми. Однако в четвертом, пятом и шестом предложениях запятые не поставлены, потому что в четвертом предложении есть общий второстепенный член и обе части его объединены им; в пятом предложении кроме общего второстепенного члена есть еще придаточное предложение, а в шестом – обе части являются вопросительными. Фронтальный опрос и работа с таблицей. Дайте полный ответ, опираясь на таблицу – Какие знаки препинания вы увидели в предыдущих ССП? – Когда не ставится запятая между предикативными частями ССП перед союзом И? – Когда ставится тире в ССП /как бы вы объяснили/? (если во второй части содержится неожиданное присоединение или противопоставление, быстрая смена событий, внезапность) – Когда ставится точка с запятой в ССП? (если части ССП значительно распространены, в них содержатся знаки препинания или обе части самостоятельны настолько, что между ними можно поставить точку) Обращение к учебнику: п.16 + дополнительная информация (слайд 9) ЗАПИСЬ дополнения к правилу Запятая не ставится: Если части ССП являются назывными предложениями. Если части ССП являются безличными предложениями. V. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА VI. Практикум. а) Ключевым словом нашего урока являются понятия ССП и пунктуация. Дайте толкование слова: пунктуация. Как разделяются части сложносочиненного предложения? б) Расставьте знаки препинания в предложениях и объясните свой выбор. Часов в восемь на западе начала сверкать молния и послышался гром. Осенний полдень светлел и на север уходили тучи. Один прыжок и заяц уже на другом конце поляны. У меня была только синяя краска но, несмотря на это, я затеял нарисовать охоту. проверка Часов в восемь на западе начала сверкать молния и послышался гром. Осенний полдень светлел, и на север уходили тучи. Один прыжок - и заяц уже на другом конце поляны. У меня была только синяя краска; но, несмотря на это, я затеял нарисовать охоту. Проверка по образцу VII. Самостоятельная работа в тетрадях. 1вариант. Спишите ССП, решая орфографические и пунктуационные задачи. Постройте схемы предложений В с..нтябре лес реже и светлее и птич..и г..лоса тише. Со..нце то по..влялось то исчезало и к вечеру опять пош..л дождь. 2 вариант.Спишите ССП, решая орфографические и пунктуационные задачи. Постройте схемы предложений Подл..жили огонь под г..товый к..стер со стру..ками и пламя з..пылало. Здесь кружились над поляной желтые и синие баб..чки и (не)умолчно тр..щали кузнечики. Ключ: 1. В сентябре лес реже и светлее и птичьи голоса тише. Солнце то появлялось, то исчезало, и к вечеру опять пошёл дождь. Ключ: 2. Подложили огонь под готовый костер со стружками, и пламя запылало. Здесь кружились над поляной желтые и синие бабочки и неумолчно трещали кузнечики. VIII. Инструктаж по домашнему заданию. Домашнее задание: §16, упражнение 72. IХ. Оценки. Итог урока. Сегодня на уроке мы вспомнили понятия ССП и разделительные знаки препинания в ССП, учились определять значение ССП и углубили свои знания о постановке запятой, тире и точки запятой в ССП. Всем спасибо за урок!
Автор(ы): Аманжулова С. А.
Скачать: Русский язык 9кл - Конспект.docx