Уроки 18 – 19. Тема : Сложносочиненные предложения и знаки препинания в нем. Цель: повторить, систематизировать и обобщить знания учащихся о сложносочиненном предложении; повторить знаки препинания в сложносочиненных предложениях; составлять схемы сложносочиненных предложений. Оборудование: раздаточный материал ,интерактивная доска, компьютер. Ход урока: 1. Организационный момент. 2. Вступительное слово учителя. Добрый день , ребята.. Сегодня наш урок я хотела бы начать словами «Друзья мои, прекрасен наш союз!» Как вы думаете, кому принадлежат эти замечательные строки? (Совершенно верно, А.С.Пушкину) Эти слова произносились не одним поколением людей. Они высечены на гранитном пьедестале памятника Пушкину-лицеисту в саду Царского Села. В этом обращении к друзьям звучит уверенность в том, что люди способны пронести братство и духовное родство через всю жизнь, несмотря на любую горечь судьбы. Начала я урок словами Пушкина, конечно же, не случайно, не только потому что мы будем в этом году знакомиться с его творчеством очень подробно, но есть и еще причина, которую, я думаю, вы мне назовете, вспомнив такое число, как 19 октября. Как эта дата связана с именем А. С. Пушкина. (Совершенно верно, это дата открытия Царскосельского лицея 19 октября 1811 года,, где учился А. С. Пушкин В этом году исполняется 205-лет со дня его открытия.. Открытие этого памятника состоялось 15 октября 1900 года, т.к. в 1899 году вся страна праздновала 100-летний юбилей со дня рождения Пушкина. Перед оккупацией в 1941 году памятник был зарыт в землю и весной 1945 года вернулся на свое место в лицейский садик. ) Мне приятно считать вас своими друзьями, единомышленниками, которые любят свой язык, хотят его изучать, что сегодня, надеюсь, вы и продемонстрируете на нашем уроке. Итак, сегодня у нас с вами тематический урок по теме «Сложносочиненные предложения». И все предложения будут объединены одной темой «Царскосельский лицей» Что же конкретно мы будем делать? Откройте тетради, запишите число и тему урока. 2. Повторение теоретического материала. ( повторять материал будем в форме теста) 1). Укажите верное утверждение: А) Простые предложения соединяются в сложные при помощи интонации и союзов. Б) Сложные предложения могут быть ССП, СПП и союзными В) Простые предложения в составе сложного обладают интонационной законченностью. Г)Сложными называются предложения, состоящие из двух или нескольких простых предложений, соединенных в одно целое по смыслу и интонационно. 2). Укажите верное утверждение: А). По союзам и значению ССП делятся на 2 группы. Б) ССП- это такие предложения, в которых простые предложения связываются сочинительными союзами В) Сочинительные союзы делятся на соединительные, разделительные и подчинительные. Г) Простые предложения, входящие в ССП, не отделяются друг от друга запятой. 3). Укажите верное утверждение: А) СПП- это такие предложения, в которых простые предложения связываются сочинительными и подчинительными союзами. Б)Запятая перед союзом «и» в ССП не ставится, если простые предложения в составе ССП имеют общий второстепенный член или общее придаточное предложение. В) В ССП запятая ставится, если все его части являются вопросительными, побудительными или восклицательными предложениями. 4).Дополните схему: Сложные предложения Союзные бессоюзные сложноподчиненные 5). Дополните схему: ССП с соединительными союзами ССП с разделительными союзами ССП с противительными союзами. И, да(=и) ни-ни; тоже, также Или; либо; то-то; не то-не то А; но; да(=но); однако, зато, же В них перечисляются явления, которые происходят одновременно, или явления, которые следуют одно за другим. В них указывается на чередование явлений, на возможность одного явления из двух В них одно предложение противопоставляется другому Вывод : - Какие предложения называются сложносочиненными? - Как связываются простые предложения в ССП? (Союзами еще раз к таблице задания 4. Дома вы должны были выписать из произведений Пушкина ССП. Приведите примеры. 3. Графический диктант Для решения остальных задач обратимся к следующему виду работы.( записываем первые два предложении, остальные только схемы). 1.19 октября 1811 года в Царском Селе тридцать мальчишек сели за парты и стали одноклассниками. (простое с однородными членами) 2. Их величали «первый курс Царскосельского Лицея», и они могли считать себя и школьниками, и студентами. [н/л] ,и [двусост] . Дальше еще один ученик, чертят только схемы. 3. Там небольшое число дворянских детей должно получать наилучшее образование, а потом наилучшим образом участвовать в управлении и просвещении России. (ПП с однор. Сказ) 4.Замыслы крупного государственного деятеля Сперанского шли далеко , и он возлагал большие надежды на это закрытое учреждение. (ССП); [двус],и [двус] 5. Царь Александр одно время поддерживал и поощрял эти прогрессивные идеи, но «прекрасное начало» имело невзрачное продолжение (ССП) 6. Торжественное открытие Лицея состоялось 19 октября 1811 года в присутствии Александра 1, его семьи и самых знатных людей Российского государства.(ПП с однорд. дополн) 7. По одну сторону стола стояли лицеисты вместе с директором, а по другую находились профессора.(ССП) 8. За столом в креслах сидели почетные гости во главе с императором, и перед ними торжественную речь произнесли директор Лицея В. Малиновский и профессор Куницын. (ССП) 9. После торжественной церемонии мальчиков повели на обед, а гости осмотрели помещения Лицея.(ССП) 4. Осложнённое списывание ( все) Задание: Вставьте недостающие знаки препинания и пропущенные буквы, объясните свой выбор. Открытие памятника произошло 205 лет назад. 19 октября вошел в нашу культуру как день открытия Царскосельского Лицея. Этот день стал символом не только единения первых воспитанников, но и всех людей последующих поколений, вплоть до нашего времени. Многие лицеисты, как и сам Пушкин, вспоминали годы обучения в Лицее, посвящали этому времени произведения. А другие поколения обращались к этой теме, вспоминая жизнь гения русской литературы А. С. Пушкина. Словарная работа ( работа со словарем). Отрок-мальчик-подросток Лелеять-нежить, холить, заботливо ухаживать за кем или чем-нибудь На одной из боковых сторон постамента выбиты слова поэта: Младых бесе.. оставя блеск и шум, Я знал и тру… и вдохновенье, И сладос..но мне было жарких дум Уед..ненное волнение. Смуглый отрок бродил по а..еям, У озерных грустил б..регов, И столетие мы леле..м Еле слышный шелест шагов (А. А. Ахматова) Второе предложение разбираем синтаксически. Смуглый отрок бродил по аллеям У озерных грустил берегов, И столетие мы лелеем Еле слышный шелест шагов (Повест, невоскл., сложное, ССП, состоит из двух простых предложений, соединенных сочинительным союзом, события следуют одно за другим.) Схему. 1. Простое, двусост, распрост., осложн однород сказуемыми) 2. Простое, двусост, распрост., неосложн) Поскольку нам предстоит в этом году сдавать экзамен, то подготовка к нему идет у нас с вами на каждом уроке. 5 . Работа с текстом ( в формате ОГЭ. Чтение текста). - Но прежде давайте вместе вспомним алгоритм выполнения задания ОГЭ по русскому языку, которое проверяет ваши знания по теме ССП. Алгоритм: 1. Прочитай внимательно задание, обрати внимание на ключевые слова: Цифру или цифры, Между частями ССП! 2. Найди сочинительные союзы 3. Определи вид предложения (простое или сложное) 4. Обрати внимание на знаки препинания. 5. Посмотри, что связывают сочинительные союзы. 6. Напиши цифру или цифры. Я предлагаю вам познакомиться с текстом, автор которого вспоминает о первом приезде ребят, среди которых был и Саша Пушкин, в учебное заведение, где они проживут шесть лет. 1.С утра девятого октября 1811 года возле директорского дома началось оживление. 2.Со стуком подъезжали кареты, и из них степенно выходили мальчики-подростки в сопровождении родных. 3. Лица детей были грустны и растерянны, а лица взрослых торжественно серьёзны. 4. Они приехали не в гости. 5. Это начали съезжаться будущие воспитанники Царскосельского лицея. 6 Кто привез Пушкина- неизвестно. 7. Встречал приезжающих сам директор- Василий Федорович Малиновский. 8. Было ему уже за сорок, и его открытое лицо с благородными чертами говорило об уме и доброте. 9. Держался он и скромно, и просто, и приветливо. 10. Он прекрасно понимал, что творилось в душе привезенных к нему мальчиков, и старался их успокоить. 11. Новобранцы прибывали по одному. 12. Сопровождающие не задерживались, не желая продлевать тягостные минуты расставания и помня пословицу «Долгие проводы- лишние слёзы» 13 Родные уехали, а воспитанники остались с гувернерами и инспектором. 14. После вечернего чая всех повели переодеваться и мальчики преобразились. 15. На каждом был синий двубортный сюртук со стоячим красным воротничком, с красным кантом на манжетах, блестящими гладкими пуговицами, синий суконный жилет, длинные прямые панталоны синего сукна, полусапожки. 16 Мальчики бросились к зеркалу, разглядывали друг друга, вертелись. 17 Они уже воображали себя министрами, а другие просто наслаждались своим парадным видом. 18. Довольны были все. (М. Басина) 6. Беседа по тексту. Задания к тексту - Как можно озаглавить данный текст? 1.Найдите в тексте ССП . Укажите их номера.(2,3,8, 13,14,17) 2..Укажите ПП с однородными членами, связанными сочинительными союзами. Объясните пунктуацию.(9, 12) 3. Определите вид 14 предложения.(ССП с общим второстепенным членом) 4. Почему в нем не стоит запятая перед союзом И? 5. Из предложений 7-13 найдите ССП, состоящее из двух частей, одна из которых является односоставным предложением . Напишите его номер.(8) 6. Подберите синоним к слову новобранцы.(новички) 7. Выпишите из 1 абзаца слово, написание которого соответствует правилу: «В кратких именах прилагательных пишется столько же Н-, сколько и в полных» 2.Написать сочинение-рассуждение на тему «Какую роль сыграл Царскосельский Лицей в жизни и творчестве А.С.Пушкина? Наш урок подошел к концу. Всем спасибо. А закончить я его хочу теми же словами: «Друзья мой, прекрасен наш союз!» Ведь он даёт нам возможность общаться, узнавать новое, совершенствоваться, творить! Надеюсь, что и наша школа оставит в вашей душе такие же светлые воспоминания, как Царскосельский Лицей у своих воспитанников. 7. Закрепление пройденного материала. 1) Работа с интерактивной доской. а) Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении: Соревнования из-за дождя не состоялись ( ) и решено было перенести их на ближайшее воскресенье. 1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая. 2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая. 3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна. 4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна. б) Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении: В лесу ещё снег лежит нетронутый ( ) и деревья стоят в снежном плену. 1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая. 2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая. 3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна. 4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна, т.к. есть общий второстепенный член. в) Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении: Стволы деревьев, освещенные огнем костра, шевелятся ( ) и тоже напоминают монахов. 1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая. 2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая. 3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна. 4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна. 2) Индивидуальная тестовая работа на компьютерах: 1. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении: Для метода голландских художников определяющее значение имеет опыт непосредственного созерцания ( ) и реализации его в художественном образе. 1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая. 2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая. 3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна. 4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна. 2. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении: Уже давно стемнело ( ) и звезды ярко засияли на бархатном тёмно-синем покрывале небосвода. 1) Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая. 2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна. 3) Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна. 4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая. 3.Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении: Далекие страны и таинственные названия манили его к себе ( ) и невероятно будоражили воображение. 1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая нужна. 2) Предложение сложносочиненное, перед союзом И ставится запятая. 3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна. 4) предложение сложносочиненное, запятая перед союзом И не ставится. 4. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении: Русская правдивая, горячая душа звучала, дышала в песне ( ) и хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны. 1) Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая. 2) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна. 3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна. 4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая. 5. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении: За околицей запели ( ) и мелодия старинной русской песни неожиданной болью отозвалась в душе Владимира. 1) Предложение сложносочиненное, перед союзом И запятая ставится. 2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая. 3) Предложение сложносочиненное, перед союзом И запятая не ставится. 4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И не нужна запятая. 6. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении: Страна наша богата истинными талантами ( ) и многие виды народного искусства широко известны и высоко ценимы не только у нас, но и за рубежом. 1) Запятая на месте скобок нужна, потому что союз И соединяет части сложного предложения. 2) Запятая на месте скобок не нужна, потому что союз И соединяет однородные члены предложения. 3) Запятая на месте скобок не нужна, потому что части сложного предложения, соединяемые союзом И, имеют общий второстепенный член. 4) Запятая на месте скобок нужна, потому что союз И присоединяет повторяющиеся однородные члены предложения. 7. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении: Старые, загорелые, широкоплечие, дюженогие запорожцы, с проседью в усах и черноусые, засучив шаровары, стояли по колено в воде ( ) и стягивали челны с берега крепким канатом. 1) Запятая на месте скобок нужна, потому что союз И соединяет однородные члены предложения. 2) Запятая на месте скобок не нужна, потому что союз И соединяет части сложного предложения. 3) Запятая на месте скобок не нужна, потому что союз И соединяет однородные члены предложения. 4) Запятая на месте скобок не нужна, потому что союз И соединяет части сложного предложения, которые имеют общий второстепенный член. 8. Выберите правильное объяснение пунктограммы в данном предложении: Всем хотелось спать ( ) и теплая, ласковая ночь с мягким шелестом трав располагала к этому. 1) Предложение сложносочиненное, поэтому перед союзом И нужна запятая. 2) Предложение простое с однородными членами, поэтому перед союзом И нужна запятая. 3) Части сложносочиненного предложения связаны союзом И, поэтому запятая не ставится. 4) Простое предложение с однородными членами, связанными союзом И, поэтому запятая не нужна. 9. Выберите правильное объяснение пунктограммы в данном предложении. Во дворе посадили деревья ( ) и к вечеру в новый дом уже приехали первые жильцы. 1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая. 2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая. 3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна. 4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна. 10. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении: Начинало светать ( ) и разведчики, прячась в густой траве, потащили связанного немца к своим окопам. 1) Предложение сложносочиненное, поэтому нужна запятая перед союзом И. 2) Предложение простое, но есть однородные члены, поэтому не нужна запятая. 3) Части сложного предложения связаны союзом И, поэтому запятая не ставится. 4) Простое предложение с однородными членами, связанными союзом И, поэтому запятая нужна. 8. Итоги уроков. 9. Домашнее задание : 1 урок: параграф 9; Написать сочинение-рассуждение на тему «Какую роль сыграл Царскосельский Лицей в жизни и творчестве А.С.Пушкина? 2 урок : учебник с.49-50; упр.70 ( задания 1-2 ).
Автор(ы):
Скачать: Русский язык 9кл - Конспект.docx