Русский язык 9 класс УМК: Русский язык. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. М.М.Разумовская, С.И.Львова, Г.А.Богданова и др; М: Просвещение, 2009г Базовый уровень обучения Тема урока: Основные группы ССП по значению и союзам. Знаки препинания в ССП. Всего: 5ч. Урок №2. Цели урока: пользоваться разными приёмами аудирования, извлекать и преобразовывать информацию (в схему); анализировать, сравнивать, обобщать, отличать сложные предложения от простых, определять вид сложного предложения, составлять схемы предложений, конструировать предложения по схемам, правильно пунктуационно оформлять сложные предложения, определять роль знаков препинания в них, производить синтаксический разбор, понимать содержание прочитанного (прослушанного) текста, воспроизводить его по частям (абзацам) с соблюдением речевых и правописных норм. Задачи: закрепить основные правила по постановке знаков препинания в сложносочиненном предложении, проверить умение расставлять знаки препинания в сложносочиненном предложении. Планируемые результаты: Познавательные УУД: 1. Владеть разными видами аудирования (ознакомительным, выборочным). 2. Анализировать, классифицировать, делать выводы. 3. Представлять модели объектов в знаково-символической форме. Регулятивные УУД: 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать цель урока. 3. Соотносить цель и результаты своей деятельности. 4. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. Коммуникативные УУД: 1. Владеть монологической речью. 2. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. Оборудование: мультимедийный проектор. Тип урока: урок обобщения и систематизации изученного. Ход урока. I. Оргмомент. Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. II. Языковая разминка с элементами проверки домашнего задания. 1. Вопросы по теории сложного предложения: - Назовите основные виды сложных предложений. - Что общего между различными видами сложных предложений и в чём отличие? - Какими способами соединяются простые предложения в составе сложного? - Какое предложение в составе сложноподчинённого называется главным, а какое придаточным? -Изобразите полученную информацию в виде схемы или таблицы (1 ученик у доски) 2. Проверка домашнего упражнения. - Прочитайте из домашнего упражнения сложные предложения. Докажите, что прочитанные предложения сложные, укажите вид сложных предложений. - Объясните в них постановку знаков препинания. 3. Запишите под диктовку, расставьте знаки препинания: Перед весной бывают дни такие: Под плотным снегом отдыхает луг, Шумят деревья весело-сухие, И теплый ветер нежен и упруг. И легкости своей дивится тело, И дома своего не узнаешь, А песню ту, что прежде надоела, Как новую, с волнением поешь. - Определите тему стихотворения. - Какие виды связи вы заметили в стихотворении А. Ахматовой? - Как называется приём, состоящий в повторении определенного слова или отдельных звуков в начале нескольких строф? Найдите его в тексте. - Какую роль играет этот приём? - Обозначьте известные орфограммы. III. Введение в тему урока. – Прочитайте схемы. [ – = ], и [ – = ]. [ – = ], или [ – = ]. [ – = ], но [ – = ]. – Сформулируйте тему и цель урока. – Прочитайте тему урока в учебнике и проверьте, подтвердились ли ваши предположения. IV. Углубление понятия о сложносочинённом предложении. Деление сложносочинённых предложений по союзам и значению на группы. 1. Системное обобщение. Работа с учебником. Текст параграфа оформите в виде небольшой таблицы «Группы ССП», приведите примеры ССП. Сделайте вывод. с соединительными союзами ССП с разделительными союзами ССП с противительными союзами ССП И, да, да и, а (в значении и), тоже, также Или, либо, не то- не то, то-то, то ли – то ли Но, а, да (в значении но), однако, зато. Частицы же, только в значении союза Гроза разразилась, и дождь освежил томящуюся землю. (А.Куприн.) То ли гречка цветет, то ли речка течет… (Н.Рыленков.) Все проходит, да не все забывается. (И.Бунин.) Вывод: от значения союза зависит смысл отношений между частями сложносочинённого предложения. V. Развитие учебно-языковых и правописных умений. Анализ текста. Запись под диктовку с объяснением постановки знаков препинания. Составление схем предложений. Все меньше звуков в ночи, и все тише они. И поля молчат, и село уснуло, и все кругом заглохло. Ночь как бы постепенно наливалась тишиной и вот уже налилась дополна, до самых краев. (С. Шуртаков.) - Озаглавьте текст. Определите его тип. Укажите глаголы, употребленные в переносном значении. Как это связано с особенностями стиля? - Укажите лексические средства, с помощью которых автор передает мотив тишины в природе. (Меньше звуков, тише, молчат, уснуло, заглохло, тишина.) - Случайно ли, с вашей точки зрения, употребление однокоренных глаголов совершенного и несовершенного вида в одном предложении? (Наливалась — налилась; используя видовые пары, писатель передает продолжительность, повторяемость действия, а затем его результат). - Какое значение имеет союз И, к какой группе союзов он относится? - Прочитайте второе предложение, опустив повторяющийся союз и. Сравните с записанным. В каком случае с большей выразительностью передается состояние покоя, тишины? (Повторяющийся союз и заставляет делать паузы при чтении предложения, что как бы замедляет происходящее — наступление ночной тишины.) - Что еще указывает на длительность происходящего? (Повторение слова все в первом предложении.) Внимание учащихся обращается на то, что мотив тишины заканчивается усиленным аккордом — словами, выступающими в роли синонимов (дополна, до краев). Развивается умение находить в тексте сложные предложения, составлять их схемы, определять роль знаков препинания. Устно комментируются схемы предложений. Схематический диктант. Составьте предложения к предложенным схемам: [ двусост.], и [ двусост.]. [ двусост. ],или [ двусост]. [ безлич. ],зато [ двусост.]. – развивается умение «читать» и понимать схемы предложений, конструировать предложения по схемам. Работа в парах по одной из схем (учитель называет номер схемы для пары). Проверка коллективная. VI. Итог урока. – Опираясь на записанную таблицу, составьте устное связное высказывание по теме «Группы ССП». Рефлексия. – Как бы вы оценили свою работу на уроке? – Кто успешно справился с заданиями? Мотивируйте своё мнение. – Над чем ещё следует поработать? Что нужно сделать для того, чтобы в дальнейшем избежать ошибок? VII. Домашнее задание. На выбор: упр. или создать по данному в классе образцу сочинение-миниатюру на одну из тем «Ливень», «Метель», «Гроза».
Автор(ы): Гончарова Г. Н.
Скачать: Русский язык 9кл - Конспект.docx