Русский язык 9 класс УМК: Русский язык. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. М.М.Разумовская, С.И.Львова, Г.А.Богданова и др; М: Просвещение, 2009г Базовый уровень обучения Тема урока: Использование ССП в текстах художественной литературы. Знаки препинания в СП. Всего: 5ч. Урок №3. Цели урока: пользоваться разными приёмами аудирования, извлекать и преобразовывать информацию (в схему); анализировать, сравнивать, обобщать, отличать сложные предложения от простых, определять вид сложного предложения, составлять схемы предложений, конструировать предложения по схемам, правильно пунктуационно оформлять сложные предложения, определять роль знаков препинания в них, производить лингвистический разбор текста, понимать содержание прочитанного (прослушанного) текста, воспроизводить его по частям (абзацам) с соблюдением речевых и правописных норм. Задачи: закрепить основные правила постановки знаков препинания в сложносочиненном предложении, проверить умение расставлять знаки препинания в сложном предложении. Планируемые результаты: Познавательные УУД: 1. Владеть разными видами аудирования (ознакомительным, выборочным). 2. Анализировать, классифицировать, делать выводы. 3. Представлять модели объектов в знаково-символической форме. Регулятивные УУД: 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать цель урока. 3. Соотносить цель и результаты своей деятельности. 4. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. Коммуникативные УУД: 1. Владеть монологической речью. 2. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. Оборудование: мультимедийный проектор. Тип урока: урок обобщения и систематизации изученного. Ход урока. I. Оргмомент. Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. II. Языковая разминка с элементами проверки домашнего задания. 1. Вопросы по теории сложного предложения: - Назовите основные виды сложносочинённых предложений. - Что общего между различными видами сложносочинённых предложений и в чём отличие? - Какими отношения возникают между простыми предложениями в составе сложного? -Изобразите полученную информацию в виде схемы или таблицы (1 ученик у доски) 2. Проверка домашнего упражнения. - Прочитайте домашнее сочинение-миниатюру. Докажите, что перед нами текст. Укажите виды сложных предложений. - Объясните в них постановку знаков препинания. 3. Решите тест. 4. Запишите под диктовку, расставьте знаки препинания: Притча о Счастье 1. Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок. 2.— Что еще слепить тебе? — спросил Бог. 3.— Слепи мне счастье, — попросил человек. 4. Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины. -Определите жанр произведения. - О чём она (притча)? - Как называется приём, на котором построена притча? Найдите его в тексте. - Какую роль играет этот приём? - Обозначьте известные орфограммы. III. Введение в тему урока. – Выпишите из текста ССП, объясните постановку знаков препинания. – Сформулируйте тему и цель урока. – Прочитайте тему урока в учебнике и проверьте, подтвердились ли ваши предположения. IV. Углубление понятия о сложносочинённом предложении. Употребление сложносочинённых предложений в тексте. 1. Системное обобщение. Работа с учебником. Опираясь на таблицу учебника «Группы ССП», определите смысловые и грамматические отношения между частями ССП, использованного в притче «О Счастье». Начертите схему этого предложения. с соединительными союзами ССП с разделительными союзами ССП с противительными союзами ССП И, да, да и, а (в значении и), тоже, также Или, либо, не то- не то, то-то, то ли – то ли Но, а, да (в значении но), однако, зато. Частицы же, только в значении союза Гроза разразилась, и дождь освежил томящуюся землю. (А.Куприн.) То ли гречка цветет, то ли речка течет… (Н.Рыленков.) Все проходит, да не все забывается. (И.Бунин.) Можно ли утверждать, что 4 предложение сложносочинённое? Объясните, почему. Вывод: ССП – 1 предложение, в нём использован соединительный союз и; предложение 4 ССП считать нельзя. Это простое предложение с однородными сказуемыми. Запятая здесь имеет факультативное значение, несёт смысловую нагрузку. V. Развитие учебно-языковых и правописных умений. Анализ текста. Запись под диктовку с объяснением постановки знаков препинания. Составление схем предложений: 1группа - №1,2,*6; 2группа - №4,5,8. 1. Один человек считал, что счастье в золоте, и отдал всего себя этому дьявольскому творению. 2. Он полагал, что нет ничего ценнее золота, и Судьба преподнесла ему суровый урок — лишила единственного сына.3. И тогда понял человек, что всё золото мира не заменит ему живой души. 4.И золото потеряло для него цену, а в каждом ребёнке он стал видеть своего.5. И взял человек в свой дом детей-сирот, которых надо было кормить, одевать и учить.6. Запасы золота стали быстро таять, но заметил человек, что не становится бедным: в доме всегда были и еда, и одежда, и — главное — золотой свет детских душ.7. И великое прозрение пришло к нему: счастье не в золоте, а в человеческой душе. 8.С этого дня он почувствовал себя и богатым и счастливым. - Озаглавьте текст. Определите его жанр. Укажите фразеологизмы, употребленные в тексте. Как это связано с особенностями стиля? - Укажите лексические средства, с помощью которых автор передает мотив счастья. (счастье, золото, живая душа, сын, дети-сироты, золотой свет детских душ, счастье в человеческой душе). - Случайно ли, с вашей точки зрения, употребление глаголов в тексте (полагал, преподнесла, лишила, быстро таять)? Книжные, стилистически окрашенные слова придают тексту авторитетность, живость. Глаголами автор передает продолжительность действия и его результат). - Какое значение имеет союз И, к какой группе союзов он относится? - Прочитайте текст ещё раз. Как называется приём, состоящий в повторении определенного слова или отдельных звуков в начале предложения? Найдите его в тексте. Какой частью речи является повторяющееся слово. Развивается умение находить в тексте сложные предложения, составлять их схемы, определять роль знаков препинания, умение выполнять лингвистический анализ текста, что необходимо при сдаче ЕГЭ и ОГЭ Устно комментируются схемы предложений. Схематический диктант. Найдите в тексте предложения, соответствующие предложенным схемам: [ двусост.], а [ двусост.]. [ двусост. ],но [ двусост], (что безл.): [двусост]. *Можно ли определить вид данных сложных предложений? (Это сложные предложения с сочинительной и подчинительной связью). Составьте предложения, соответствующие схемам: [ безлич. ],зато [ двусост.]. [ Не только…(безлич.) ],но и [ безлич. ]. [ Как…(безлич.)],так и [ безлич. ]. – развивается умение «читать» и понимать схемы предложений, конструировать предложения по схемам. Работа в парах по одной из схем (учитель называет номер схемы для пары). Проверка коллективная. VI. Итог урока. – Опираясь на записанную таблицу, составьте устное связное высказывание по теме «Использование ССП в текстах художественной литературы». Рефлексия. – Как бы вы оценили свою работу на уроке? – Кто успешно справился с заданиями? Мотивируйте своё мнение. – Над чем ещё следует поработать? Что нужно сделать для того, чтобы в дальнейшем избежать ошибок? VII. Домашнее задание. На выбор: Подобрать тексты (предложения - в зависимости от уровня) с ССП из художественных произведений или написать сочинение «Не богатство делает человека счастливым, а счастье делает человека богатым». Джонатан Закарин Приложение Ф.И._____________________________________ 1. Мини–тест с самопроверкой 1) По интонации предложения бывают… 2) К какой группе союзов относится союз НО? 3) Предложение За счастьем следует несчастье а за несчастьем – счастье. 4) Кинулся человек назад да счастья нигде не было- потерялось. - простое или сложное? 5) Счастье одарило его деньгами и он ушёл счастливый. – запятая нужна? Самооценка -_____________________ 2. Работа с текстом - Прочитайте. Озаглавьте текст. Определите тип речи, стиль, жанр*. Укажите фразеологизмы, употребленные в тексте. Как это связано с особенностями стиля? - Укажите лексические средства, с помощью которых автор передает мотив счастья (счастье, золото, живая душа, сын, дети-сироты, золотой свет детских душ, счастье в человеческой душе). - Спишите, расставьте знаки препинания. Составьте схемы предложений: 1группа - №1,2,*6; 2группа - №4,5,8. 2. Один человек считал, что счастье в золоте и отдал всего себя этому дьявольскому творению. 2. Он полагал что нет ничего ценнее золота и Судьба преподнесла ему суровый урок — лишила единственного сына.3. И тогда понял человек что всё золото мира не заменит ему живой души. 4.И золото потеряло для него цену а в каждом ребёнке он стал видеть своего.5. И взял человек в свой дом детей-сирот, которых надо было кормить одевать и учить.6. Запасы золота стали быстро таять но заметил человек, что не становится бедным: в доме всегда были и еда и одежда и — главное — золотой свет детских душ.7. И великое прозрение пришло к нему: счастье не в золоте а в человеческой душе. 8.С этого дня он почувствовал себя и богатым и счастливым. - Случайно ли, с вашей точки зрения, употребление глаголов в тексте (полагал, преподнесла, лишила, быстро таять)? - Какое значение имеет союз И, к какой группе союзов он относится? - Прочитайте текст ещё раз. Как называется приём, состоящий в повторении определенного слова или отдельных звуков в начале предложения? Найдите его в тексте. - Какой частью речи является повторяющееся слово? - Укажите номера сложных предложений. 3. Схематический диктант. Найдите в тексте предложения, соответствующие предложенным схемам: [ двусост.], а [ двусост.]. [ двусост. ],но [ двусост], (что безл.): [двусост]. *Можно ли определить вид данных сложных предложений? Составьте предложения, соответствующие схемам: [ безлич. ],зато [ двусост.]. [ Не только…(безлич.) ],но и [ безлич. ]. [ Как…(безлич.)],так и [ безлич. ]. 4.Итог урока умею Не умею находить ССП в тексте отличать ССП предложения от других сложных знаю Не знаю когда нужно ставить запятую в ССП когда не нужно ставить запятую в ССП
Автор(ы): Лукъянец Е. И.
Скачать: Русский язык 9кл - Конспект.docx