Название предмета: русский язык Класс: 9 УМК: учебник под редакцией М.М.Разумовской. Русский язык. 9 класс.-М.: Дрофа, 2013г. Уровень обучения: базовый Тема урока: Использование сложносочиненных предложений в тексте. Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 Место урока в системе уроков по теме: 22 Цель урока: способствовать закреплению умения определять смысловые отношения в ССП, пониманию роли данных предложений в речи; совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся. Задачи урока: 1) Совершенствовать умение определять смысловые отношения в ССП и в простых предложениях с однородными членами с подобными союзами, расставлять необходимые знаки препинания; пояснять роль ССП в тексте. Познавательные УУД: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебного задания; классифицировать объекты по существенным признакам (алгоритм действия); презентовать в вербальном виде. 2) Продолжить развитие умения характеризовать объект с опорой на полученные ранее знания, в случае необходимости прибегать к материалам учебника (§ 9-10) Регулятивные УУД: осуществлять контроль (что сделано и как выполнена каждая операция, входящая в учебное действие; оценивать результаты деятельности) Коммуникативные УУД: развивать речь ученика при характеристике и сопоставлении объектов (ССП и простое предложение с однородными членами с одинаковыми союзами), составлять небольшое монологическое высказывание. 3) Способствовать проявлению доброжелательности, доверия, внимательности; воспринимать речь учителя и ученика , непосредственно не обращённую к учащемуся; выражать положительное отношение к процессу познания; оценивать свои достижения. Планируемые результаты: учащиеся должны уметь: - различать ССП и простые предложения с союзом «И» и правильно ставить знаки препинания; - употреблять в речи ССП; Содержание урока Организационный момент. Целеполагание и мотивация. Актуализация изученного. Применение учебного материала в знакомой и новой ситуации. Самостоятельная индивидуальная работа. Итог. Домашняя работа. Тип урока: обобщение и систематизация знаний, закрепление умений. Ход урока. 1.Организационный момент. Целеполагание и мотивация. - Посмотрите на записанное предложение, прочтите его. Ступай зима и не ворчи! Весь воздух полон звону И гнёзда мастерят грачи И каркают вороны. (П.А.Радимов) - Скажите, легко ли очень быстро найти нужную интонацию для выразительного чтения? Почему? (Не расставлены знаки препинания, не определены смысловые отношения между частями предложения) - Посмотрите на формулировку темы урока и сформулируйте цель нашего урока. Актуализация изученного. 1. Что знаем? Что узнаем, сделаем? Что узнали? Сложное предложение. Виды сложных предложений. Виды сложных союзных предложений. ССП с соединительными союзами, с противительными союзами. - Обобщим изученный материал о ССП. Систематизируем полученные знания. Углубим сведения о постановке знаков препинания между простыми предложениями в ССП. 2. «Верю / не верю». Прочитай определение в левом столбике. Если ты согласен с определением, то говоришь «верю». Если ты не согласен, то рассказываешь правильное определение. (Приложение1) Определения Твоё мнение Сложные предложения – это предложения, состоящие из нескольких простых предложений, связанных интонацией, союзами, союзными словами. Сложные предложения бывают двух видов: ССП и СПП ССП – это сложное предложение, которое состоит из нескольких простых предложений. Простые предложения в ССП связаны между собой подчинительными союзами. Союзы И, ТОЖЕ, ТАКЖЕ устанавливают в ССП только значение последовательности. Противительные союзы – это И, ТОЖЕ, ТАКЖЕ В ССП между простыми предложениями перед союзом И запятая не ставится, если есть общий второстепенный член. 3.Применение учебного материала в знакомой и новой ситуации. Задания первого уровня. Работа с текстом. (Текст предварительно записан на доске) Переписать текст, вставить пропущенные орфограммы и знаки препинания. После окончания лицея А.С.Пушкин переб…рается в Петербург и здесь его зачисляют в Коллегию иностранных дел. Чиновничья служба м...л…дого поэта не интересовала зато его привлека…т пёстрая и праз…ная жизнь светского общества. Пушкин серьёзно увлекается литературой также расширя…тся круг его знакомств и связей. В своих лирических излияниях поэт проявля…т себя по…разному. Часто Пушкин призывает друзей к задору и веселью а иногда в его стихи проникают грус…ные размышления. Задания второго уровня. 1. 1 вариант. В тексте первого уровня найти ССП с противительными союзами. Определить значение между простыми предложениями в ССП. 2 вариант. В тексте первого уровня найти ССП с соединительными союзами. Определить значение между простыми предложениями в ССП. 2 .Переписать, расставить знаки препинания. Выполнить синтаксический разбор. Махая гривою конь всадника несёт И звонко под его блистающим копытом Звенит промёрзлый дол и трескается лёд. Объяснить постановку знаков препинания в предложении. Почему в составе ССП между 2 и 3 предложениями запятая не ставится? Задания третьего уровня. Продолжите предложение трижды: а) чтобы получилось простое предложение с однородными членами, соединенное сочинительным союзом; б) чтобы получилось ССП с сочинительным соединительным союзом. в) чтобы получилось ССП с сочинительным противительным союзом. Пушкин любил осень ……. Самостоятельная индивидуальная работа. 1 уровень. Вставить пропущенные орфограммы, выделить главные члены предложения, границы предложений, союзы. Гр…дущие годы таят…ся во мгле, но вижу твой жребий на светлом челе. Тоска любви Татьяну гонит, и в сад идёт она грустить. 2 уровень. Выписать ССП с противительным союзом, расставить знаки препинания, определить значение. Волхвы не боятся могучих владык а княжеский дар им не нужен. Летают пламенные взоры и рёвом скрипок заглушён ревнивый шёпот модных жён. Сидишь ли ты в кругу своих друзей иль снова ты проходишь тропик знойный. 3 уровень. Контрольный тест ( Приложение 2) Ответы: 2,2,3,3,1. Проверка по эталону. Итог. Оцените уровень своей подготовки, исходя из выполненных заданий на уроке. Поставьте + или - на листе самооценки (выдан каждому ученику) 1) Знаю, что такое ССП 2) Понимаю смысловые отношения в ССП, правильно ставлю запятую, отличаю ССП от однородных членов 3) Применяю при выполнении заданий Анализирую структуру ССП, вижу ошибки, понимаю роль ССП в тексте Домашняя задание. Глубокая, глубокая осень! Скоро земля застынет, и в морозном воздухе запорхают первые снежинки. (учитель описывает погоду на улице, глядя в окно) Упражнение 76. Описать картину А.А. Пластова «Первый снег». Употреблять ССП с повторяющимися союзом И для описания детей, снега, вороны… Как «работают» ССП в тексте? Они легко «уживаются» с простыми предложениями, делая текст удобным для чтения, прозрачным для понимания. Если вы хотите вести неспешный, непринужденный рассказ, то употребляйте ССП. ОБРАЗЕЦ : Радостью первого снега веет от картины Пластова. На дворе вечер, и снег падает тихо- тихо, и дети выбежали на крыльцо, замерли, закинули головы вверх. И ворона выскочила, испугалась внезапного холода. Припорошены снежком маленькие елочки, и побелели крыши домов. Снежинки падают, словно в сказке, и ребята застыли, пораженные необыкновенной красотой.
Автор(ы): Хитько Т. Д.
Скачать: Русский язык 9кл - Конспект.docxАвтор(ы): Хитько Т. Д.
Скачать: Русский язык 9кл - Приложение 1.docxАвтор(ы): Хитько Т. Д.
Скачать: Русский язык 9кл - Приложение 2.docx