Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Использование сложносочиненных предложений в тексте

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета: русский язык
    Класс: 9
    УМК: учебник  под редакцией М.М.Разумовской. Русский язык. 9 класс.-М.: Дрофа, 2013г.
    Уровень обучения: базовый
    Тема урока: Использование сложносочиненных предложений в тексте.
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1
    Место урока в системе уроков по теме: 22 
    Цель урока: способствовать закреплению умения определять смысловые  отношения в ССП, пониманию роли данных предложений в речи; совершенствовать орфографическую  и пунктуационную грамотность учащихся.
    
    Задачи урока: 1) Совершенствовать   умение  определять смысловые отношения  в ССП  и в простых предложениях с однородными членами с подобными союзами, расставлять необходимые знаки препинания; пояснять роль ССП в тексте.
    Познавательные УУД: воспроизводить по памяти  информацию, необходимую для решения учебного задания; классифицировать объекты  по существенным признакам  (алгоритм действия);  презентовать в вербальном виде.
    2) Продолжить развитие умения характеризовать объект с опорой на полученные ранее знания, в случае необходимости прибегать к материалам учебника (§  9-10)
    Регулятивные  УУД: осуществлять контроль (что сделано и как выполнена каждая операция, входящая в учебное действие; оценивать результаты деятельности)
    Коммуникативные УУД: развивать речь ученика при характеристике   и сопоставлении объектов (ССП и простое предложение с однородными членами с одинаковыми союзами), составлять небольшое монологическое высказывание.
    3)  Способствовать  проявлению доброжелательности, доверия, внимательности; воспринимать речь учителя и ученика , непосредственно  не  обращённую к учащемуся; выражать положительное отношение к процессу познания; оценивать свои  достижения.
    
    Планируемые результаты: учащиеся должны уметь:
    - различать ССП и простые предложения с союзом «И» и правильно ставить знаки препинания;
    - употреблять в речи ССП;
     
    Содержание урока
    Организационный момент.
    Целеполагание и мотивация. 
    Актуализация изученного.
     Применение учебного материала в знакомой и новой ситуации. 
    Самостоятельная индивидуальная работа.
    Итог.
    Домашняя работа. 
    
    Тип  урока: обобщение  и систематизация  знаний, закрепление умений.
    Ход урока. 
    
    1.Организационный момент.
     Целеполагание и мотивация. 
    - Посмотрите на записанное предложение, прочтите  его.
    Ступай  зима и не ворчи!
    Весь воздух полон звону
    И гнёзда мастерят грачи
    И каркают вороны.
    (П.А.Радимов)	
    - Скажите, легко ли очень быстро найти нужную  интонацию для выразительного чтения? Почему? (Не расставлены знаки препинания, не определены смысловые отношения между частями предложения)
    - Посмотрите на формулировку темы урока и сформулируйте цель нашего урока.
    Актуализация изученного.
    1. Что знаем? Что узнаем, сделаем? Что узнали? 
    Сложное предложение. 
    Виды сложных предложений. 
    Виды сложных союзных предложений. 
    ССП с соединительными союзами, с противительными союзами. 
    
    - Обобщим изученный материал о ССП. Систематизируем полученные знания. 
    Углубим сведения о постановке знаков препинания между простыми предложениями в ССП. 
    
    2. «Верю / не верю». Прочитай определение в левом столбике. Если ты согласен с определением, то говоришь «верю». Если ты не согласен, то рассказываешь правильное определение. (Приложение1)
    
    Определения
    Твоё мнение
    Сложные предложения – это предложения, состоящие из нескольких простых предложений, связанных интонацией, союзами, союзными словами. 
    
    Сложные предложения бывают двух видов: ССП и СПП 
    
    ССП – это сложное предложение, которое состоит из нескольких простых предложений. 
    
    Простые предложения в ССП связаны между собой подчинительными союзами. 
    
    Союзы И, ТОЖЕ, ТАКЖЕ устанавливают в ССП только значение последовательности. 
    
    Противительные союзы – это И, ТОЖЕ, ТАКЖЕ 
    
    В ССП между простыми предложениями перед союзом И запятая не ставится, если есть общий второстепенный член. 
    
    
     3.Применение учебного материала в знакомой и новой ситуации.
    Задания первого уровня. 
    Работа с текстом. (Текст предварительно записан на доске)
    Переписать текст, вставить пропущенные орфограммы и знаки препинания. 
    После окончания лицея А.С.Пушкин переб…рается в Петербург и здесь его зачисляют в Коллегию иностранных дел. Чиновничья служба м...л…дого поэта не интересовала зато его привлека…т пёстрая и праз…ная жизнь светского общества. Пушкин серьёзно увлекается литературой также расширя…тся круг его знакомств и связей. В своих лирических излияниях поэт проявля…т себя по…разному. Часто Пушкин призывает друзей к задору и веселью а иногда в его стихи проникают грус…ные размышления. 
    
    Задания второго уровня. 
    
    1. 1 вариант. 
    В тексте первого уровня найти ССП с противительными союзами. Определить значение между простыми предложениями в ССП. 
    2 вариант. 
    В тексте первого уровня найти ССП с соединительными союзами. Определить значение между простыми предложениями в ССП. 
    
    2 .Переписать, расставить знаки препинания. Выполнить синтаксический разбор. 
    
    Махая гривою конь всадника несёт 
    И звонко под его блистающим копытом 
    Звенит промёрзлый дол и трескается лёд. 
    
    Объяснить постановку знаков препинания в предложении. Почему в составе ССП между 2 и 3 предложениями запятая не ставится?
    
    Задания третьего уровня. 
    
    Продолжите предложение трижды: 
    
    а) чтобы получилось простое предложение с однородными членами, соединенное сочинительным союзом; 
    б) чтобы получилось ССП с сочинительным соединительным союзом. 
    в) чтобы получилось ССП с сочинительным противительным союзом. 
    
    Пушкин любил осень …….
    
    Самостоятельная индивидуальная работа. 
    1 уровень. 
    
    Вставить пропущенные орфограммы, выделить главные члены предложения, границы предложений, союзы. 
    
    Гр…дущие годы таят…ся во мгле, но вижу твой жребий на светлом челе. 
    Тоска любви Татьяну гонит, и в сад идёт она грустить. 
    
    2 уровень. 
    Выписать ССП с противительным союзом, расставить знаки препинания, определить значение. 
    
    Волхвы не боятся могучих владык а княжеский дар им не нужен. 
    Летают пламенные взоры и рёвом скрипок заглушён ревнивый шёпот модных жён. 
    Сидишь ли ты в кругу своих друзей иль снова ты проходишь тропик знойный. 
    
    3 уровень. Контрольный тест  ( Приложение 2)
    Ответы: 2,2,3,3,1.
    Проверка по эталону. 
    
    Итог. 
    Оцените уровень своей подготовки, исходя из выполненных  заданий на уроке. Поставьте +  или  -  на листе самооценки (выдан каждому ученику)
    1) Знаю, что такое ССП
    2) Понимаю смысловые отношения в ССП, правильно ставлю запятую, отличаю ССП от однородных членов
    3) Применяю при выполнении заданий
    Анализирую структуру ССП, вижу ошибки, понимаю роль ССП  в тексте
    
    Домашняя задание. 
    Глубокая, глубокая осень! Скоро земля застынет, и в морозном  воздухе запорхают первые снежинки. (учитель описывает погоду на улице, глядя в окно)
    Упражнение 76.  Описать картину А.А. Пластова «Первый снег». Употреблять ССП с повторяющимися союзом И для описания детей, снега, вороны…
    Как «работают» ССП в тексте? Они легко «уживаются» с простыми предложениями, делая текст удобным для чтения, прозрачным для понимания. Если вы хотите вести неспешный, непринужденный рассказ, то употребляйте ССП.
    
    ОБРАЗЕЦ : Радостью первого снега веет от картины Пластова. На дворе вечер, и снег падает тихо- тихо, и дети выбежали на крыльцо, замерли, закинули головы вверх. И ворона выскочила, испугалась внезапного холода. Припорошены снежком маленькие елочки, и побелели крыши домов. Снежинки падают, словно в сказке, и ребята застыли, пораженные необыкновенной красотой.
    
     

    Автор(ы): Хитько Т. Д.

    Скачать: Русский язык 9кл - Конспект.docx

Задания к уроку