Конспект урока 26 учителя русского языка и литературы МБОУ «Елизаветинская СОШ» Адамовского района Харчевой Светланы Анатольевны Название предмета русский язык Класс 9 УМК Разумовская М.М. Львова С.И. и др. Русский язык. 9 класс. – М.: Дрофа, 2009 Уровень обучения базовый Тема урока Виды сложноподчинённых предложений) Общее количество часов, отведенное на изучение темы 29 часов Место урока в системе уроков по теме уроки 2 (по планированию урок 26) Цели урока 1. Закрепить навык различения подчинительных союзов и союзных слов; 2. Сформировать умение различать их в процессе проведения синтаксического анализа сложноподчинённого предложения; 3. Развивать навыки конструирования предложений по заданной схеме освоить синтаксический разбор сложноподчинённых предложений различных видов. Задачи урока 1. Формирование умения отличать сложноподчиненные предложения от других видов предложений; 2. Разграничивать части сложноподчиненного предложения; 3. Задавать вопросы, определять средства связи. Планируемые результаты 1. Учащиеся приобретут знания и умения классифицировать СПП; 2. У учащихся будут формированы пунктуационные навыки; 3. Учащиеся приобретут умения составлять схемы СПП для правильной постановки знаков препинания. Техническое обеспечение урока опорные схемы, таблицы План урока № Этап Цель и содержание этапа Время 1 Организационный момент Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к уроку. Постановка цели урока 2 минуты 2 Проверка домашнего задания Проверка, оценка и коррекция знаний учащихся по теме 5 минут 3 Актуализация опорных знаний по орфографии и синтаксису Орфографическая работа с ЗСП; конструирование сложных предложений по заданным схемам, анализ структуры СПП 5 минут 4 Первичная проверка понимания учащимися нового материала Обобщение с учащимися опорных знаний о видах сложноподчинённых предложений, выработка умений применять знания при работе над упражнениями. Самостоятельная работа учащихся с учебником, составление тезисного плана текста, запись выводов в грамматическую тетрадь 18 минут 5 Закрепление знаний о видах сложноподчинённых предложений Выполнение тренировочных упражнений с целью выработки умения самостоятельно применять знания на практике 10 минут 6 Информация о домашнем задании Дать информацию о домашнем задании и комментарий к его выполнению 2 минуты 7 Подведение итогов урока, выставление оценок Анализ, оценка и коррекция знаний учащихся 3 минуты Содержание урока I. Организационный момент. Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к уроку. Постановка цели урока II. Проверка домашнего задания 1) На доске начертить схемы простых осложнённых предложений и выполнить синтаксический разбор одного из них. 2) На доске записать слова с пропущенными буквами из домашнего упражнения и объяснить их написание. Устно — прокомментировать знаки препинания во всём тексте и проанализировать одно сложноподчинённое предложение по плану: Вид сложноподчинённого предложения. Грамматические основы. Из скольких предикативных частей (простых предложений) состоит. Как присоединяется к главному предложению (союз или союзное слово). На какие вопросы отвечает придаточное предложение. III. Актуализация опорных знаний по орфографии и синтаксису Орфографическая разминка ЗСП — 2 — стр. 66. На какое правило представлены примеры в учебнике? Записать и графически обосновать выбор написания. Привести собственные примеры на это правило. Пунктуационная разминка 1) По данному началу: ПРОХОЖЕМУ ОБЪЯСНИЛИ... составить ССП, СПП. Начертить их схемы. В чём сходство и различие моделируемых предложений? 2) Записать предложение под диктовку, выделить в нём главное и приточное предложения, определить место придаточного по отношению к главному. К чему относится придаточное предложение? Указать средство связи частей СПП. Когда я называю по привычке Моих друзей заветных имена, Всегда на этой странной перекличке Мне отвечает только тишина. А. Ахматова IV. Проверка понимания учащимися нового материала. Работа по теме урока * Самостоятельная работа — чтение и анализ теоретического материала о видах сложноподчинённого предложения. Составление тезисного плана схемы стр. 60-61 учебника. Сложноподчинённые предложения С придаточным определительным С придаточным изъяснительным С придаточными обстоятельственными [ сущ. ], (который) Поясняет Существит. (мест.) Отвечает на вопросы: какой? который? чей? Присоединяется союзным словом [ гл. ] , (что ) Поясняет Глагол (сказуемое) в гл. предложении Отвечает на вопросы: косвенных падежей: кого? чему? и т.д. Присоединяется союзом [ ],(где) Поясняет Всё главное предложение Отвечает на вопросы где? куда? зачем? когда? Присоединяется Союзами и союзными словами * Упражнение 83 — определить вид СПП. * Упражнения 86-87 - конструирование предложений по заданным схемам. Я только сегодня узнал … ... где? ... куда? ... откуда? ... что? ... когда? ... какой? Сколько видов сложноподчинённых предложений у вас получилось? Доказать, что все полученные предложения одного вида. Какого? Какова роль союзов (союзных слов)? * Знакомство с образцом рассуждения при анализе сложноподчиненных предложений на доске: определить тип предложения: сколько простых предложений входит в него; найти и подчеркнуть грамматические основы; найти главное предложение; найти придаточное предложение и определить его место по отношению к главному; определить, что поясняет придаточное (всё главное, слово или словосочетание); поставить вопрос от главного предложения к придаточному; назвать тип придаточного; указать способ соединения придаточного предложения с главным (союзы, союзные слова, интонация); объяснить знаки препинания. И схемой синтаксического разбора сложноподчинённого предложения — стр.65 сопоставить два предложения (записать их под диктовку): 1. Есенин, влюблённый в русскую природу и русскую речь, умел найти задушевные, яркие слова для её изображения. 2. Есенин, который был влюблён в русскую природу и русскую речь, умел найти душевные, яркие слова для её изображения. Сделать вывод о синонимии простого предложения и сложноподчинённого предложения. V. Закрепление знаний о видах сложноподчинённых предложений. Тренировочные упражнения Упражнение 84. Упражнение 85. Конструирование сложноподчинённых предложений по заданным схемам — упражнение 86. Определить вид придаточных в полученных предложениях. Знакомство с СПП с придаточными ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНЫМИ — анализ теоретического материала на стр. 65. Выполнение упражнение 88 (1-5). Начертить схемы записанных предложений, обозначить в них грамматические основы. Выполнить синтаксический разбор одного из предложений. VI. Домашнее задание Теоретический материал § 10; порядок синтаксического разбора СПП. Упражнение 91. Индивидуальное задание (для сильных) — упражнение 90. VII. Итог урока Анализ, оценка и коррекция знаний учащихся Дополнительный материал к уроку 1. Записать предложение под диктовку, объяснить расстановку знаков препинания, подчеркнуть грамматические основы, начертить схему предложения. Да в самом деле я знал довольно близко вашего брата который был способным и хорошим человеком. 2. Конструирование предложений по заданным схемам: [ , (когда), (когда), ] [ ], (которая) и (которая). 3. Предложения для объяснительного диктанта (объяснить расстановки знаков препинания, указать, чем придаточное предложение присоединяется к главному, определить вид СПП): Плох тот солдат, который не метит в генералы. На то и щука в море, чтоб карась не дремал. И комар лошадь свалит, если волк поможет. Известно, что в первый период своего творческого пути Пушкин был любим своими современниками. Пушкин — это первый поэт, который открывается нам в детстве и остаётся а нами навсегда. 4. Списать текст (распечатан), выделить союзы, указать их вид и установить их функцию. Связана ли структурная сложность предложений с типом речи? как? Нет, дело не в возрасте. Дело в том, что я был и остаюсь деревенским, а дети мои городские. Тот огромный город, к жизни в котором я так и не привык, для них — любимая родина. И ещё дело в том, что я не просто выходец из деревни, а я есть сын крестьянина. Они же понятия не имеют, что значит быть сыном крестьянина. Попробуй втолкуй им, что жизнь моя и поныне целиком зависит от того, как складывается жизнь моей родной деревни. (По А. Яшину)
Автор(ы): Харчева С. А.
Скачать: Русский язык 9кл - Конспект.docx