Конспект урока 26
учителя русского языка и литературы МБОУ «Елизаветинская СОШ» Адамовского района Харчевой Светланы Анатольевны
Название предмета русский язык
Класс 9
УМК Разумовская М.М. Львова С.И. и др. Русский язык. 9 класс. – М.: Дрофа, 2009
Уровень обучения базовый
Тема урока Виды сложноподчинённых предложений)
Общее количество часов, отведенное на изучение темы 29 часов
Место урока в системе уроков по теме уроки 2 (по планированию урок 26)
Цели урока
1. Закрепить навык различения подчинительных союзов и союзных слов;
2. Сформировать умение различать их в процессе проведения синтаксического анализа сложноподчинённого предложения;
3. Развивать навыки конструирования предложений по заданной схеме освоить синтаксический разбор сложноподчинённых предложений различных видов.
Задачи урока
1. Формирование умения отличать сложноподчиненные предложения от других видов предложений;
2. Разграничивать части сложноподчиненного предложения;
3. Задавать вопросы, определять средства связи.
Планируемые результаты
1. Учащиеся приобретут знания и умения классифицировать СПП;
2. У учащихся будут формированы пунктуационные навыки;
3. Учащиеся приобретут умения составлять схемы СПП для правильной постановки знаков препинания.
Техническое обеспечение урока опорные схемы, таблицы
План урока
№
Этап
Цель и содержание этапа
Время
1
Организационный момент
Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к уроку. Постановка цели урока
2 минуты
2
Проверка домашнего задания
Проверка, оценка и коррекция знаний учащихся по теме
5 минут
3
Актуализация опорных знаний по орфографии и синтаксису
Орфографическая работа с ЗСП; конструирование сложных предложений по заданным схемам, анализ структуры СПП
5 минут
4
Первичная проверка понимания учащимися нового материала
Обобщение с учащимися опорных знаний о видах сложноподчинённых предложений, выработка умений применять знания при работе над упражнениями. Самостоятельная работа учащихся с учебником, составление тезисного плана текста, запись выводов в грамматическую тетрадь
18 минут
5
Закрепление знаний о видах сложноподчинённых предложений
Выполнение тренировочных упражнений с целью выработки умения самостоятельно применять знания на практике
10 минут
6
Информация о домашнем задании
Дать информацию о домашнем задании и комментарий к его выполнению
2 минуты
7
Подведение итогов урока, выставление оценок
Анализ, оценка и коррекция знаний учащихся
3 минуты
Содержание урока
I. Организационный момент.
Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к уроку. Постановка цели урока
II. Проверка домашнего задания
1) На доске начертить схемы простых осложнённых предложений и выполнить синтаксический разбор одного из них.
2) На доске записать слова с пропущенными буквами из домашнего упражнения и объяснить их написание.
Устно — прокомментировать знаки препинания во всём тексте и проанализировать одно сложноподчинённое предложение по плану:
Вид сложноподчинённого предложения.
Грамматические основы.
Из скольких предикативных частей (простых предложений) состоит.
Как присоединяется к главному предложению (союз или союзное слово).
На какие вопросы отвечает придаточное предложение.
III. Актуализация опорных знаний по орфографии и синтаксису
Орфографическая разминка
ЗСП — 2 — стр. 66. На какое правило представлены примеры в учебнике? Записать и графически обосновать выбор написания. Привести собственные примеры на это правило.
Пунктуационная разминка
1) По данному началу: ПРОХОЖЕМУ ОБЪЯСНИЛИ... составить ССП, СПП. Начертить их схемы. В чём сходство и различие моделируемых предложений?
2) Записать предложение под диктовку, выделить в нём главное и приточное предложения, определить место придаточного по отношению к главному. К чему относится придаточное предложение? Указать средство связи частей СПП.
Когда я называю по привычке
Моих друзей заветных имена,
Всегда на этой странной перекличке
Мне отвечает только тишина.
А. Ахматова
IV. Проверка понимания учащимися нового материала. Работа по теме урока
* Самостоятельная работа — чтение и анализ теоретического материала о видах сложноподчинённого предложения. Составление тезисного плана схемы стр. 60-61 учебника.
Сложноподчинённые предложения
С придаточным определительным
С придаточным изъяснительным
С придаточными обстоятельственными
[ сущ. ], (который) Поясняет
Существит. (мест.)
Отвечает на вопросы:
какой? который? чей?
Присоединяется союзным словом
[ гл. ] , (что ) Поясняет
Глагол (сказуемое) в гл. предложении
Отвечает на вопросы: косвенных падежей: кого? чему? и т.д. Присоединяется союзом
[ ],(где) Поясняет
Всё главное предложение
Отвечает на вопросы
где? куда? зачем?
когда?
Присоединяется
Союзами и союзными
словами
* Упражнение 83 — определить вид СПП.
* Упражнения 86-87 - конструирование предложений по заданным схемам.
Я только сегодня узнал …
... где?
... куда?
... откуда?
... что?
... когда?
... какой?
Сколько видов сложноподчинённых предложений у вас получилось? Доказать, что все полученные предложения одного вида. Какого? Какова роль союзов (союзных слов)?
* Знакомство с образцом рассуждения при анализе сложноподчиненных предложений на доске:
определить тип предложения: сколько простых предложений входит в него; найти и подчеркнуть грамматические основы;
найти главное предложение;
найти придаточное предложение и определить его место по отношению к главному;
определить, что поясняет придаточное (всё главное, слово или словосочетание); поставить вопрос от главного предложения к придаточному;
назвать тип придаточного;
указать способ соединения придаточного предложения с главным (союзы, союзные слова, интонация);
объяснить знаки препинания.
И схемой синтаксического разбора сложноподчинённого предложения — стр.65 сопоставить два предложения (записать их под диктовку):
1. Есенин, влюблённый в русскую природу и русскую речь, умел найти задушевные, яркие слова для её изображения.
2. Есенин, который был влюблён в русскую природу и русскую речь, умел найти душевные, яркие слова для её изображения.
Сделать вывод о синонимии простого предложения и сложноподчинённого предложения.
V. Закрепление знаний о видах сложноподчинённых предложений. Тренировочные упражнения
Упражнение 84.
Упражнение 85.
Конструирование сложноподчинённых предложений по заданным схемам — упражнение 86. Определить вид придаточных в полученных предложениях.
Знакомство с СПП с придаточными ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНЫМИ — анализ теоретического материала на стр. 65. Выполнение упражнение 88 (1-5). Начертить схемы записанных предложений, обозначить в них грамматические основы. Выполнить синтаксический разбор одного из предложений.
VI. Домашнее задание
Теоретический материал § 10; порядок синтаксического разбора СПП. Упражнение 91. Индивидуальное задание (для сильных) — упражнение 90.
VII. Итог урока
Анализ, оценка и коррекция знаний учащихся
Дополнительный материал к уроку
1. Записать предложение под диктовку, объяснить расстановку знаков препинания, подчеркнуть грамматические основы, начертить схему предложения.
Да в самом деле я знал довольно близко вашего брата который был способным и хорошим человеком.
2. Конструирование предложений по заданным схемам:
[ , (когда), (когда), ]
[ ], (которая) и (которая).
3. Предложения для объяснительного диктанта (объяснить расстановки знаков препинания, указать, чем придаточное предложение присоединяется к главному, определить вид СПП):
Плох тот солдат, который не метит в генералы.
На то и щука в море, чтоб карась не дремал.
И комар лошадь свалит, если волк поможет.
Известно, что в первый период своего творческого пути Пушкин был любим своими современниками.
Пушкин — это первый поэт, который открывается нам в детстве и остаётся а нами навсегда.
4. Списать текст (распечатан), выделить союзы, указать их вид и установить их функцию. Связана ли структурная сложность предложений с типом речи? как?
Нет, дело не в возрасте. Дело в том, что я был и остаюсь деревенским, а дети мои городские. Тот огромный город, к жизни в котором я так и не привык, для них — любимая родина. И ещё дело в том, что я не просто выходец из деревни, а я есть сын крестьянина. Они же понятия не имеют, что значит быть сыном крестьянина. Попробуй втолкуй им, что жизнь моя и поныне целиком зависит от того, как складывается жизнь моей родной деревни. (По А. Яшину)
Автор(ы): Харчева С. А.
Скачать: Русский язык 9кл - Конспект.docx