Название предмета: русский язык Класс: 9 УМК (название учебника, автор, год издания) «Русский язык: Учебник для 9 класса» под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта 2012г Уровень обучения: базовый Тема урока: Сложноподчинённые предложения с придаточными причины и следствия Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 2часа Место урока в системе уроков по теме:-35 Цель урока: Создать условия для формирования языковой компетенции через овладение знаниями об особенностях сложноподчиненных предложений с придаточными причины и следствия ЗАДАЧИ урока 1.Развитие умения отличать сложноподчиненные предложения с придаточными следствия от других видов сложноподчиненных предложений, находить их в тексте. 2.Формирование умения конструировать сложноподчиненные предложения с придаточными причины и следствия, совершенствование умения составлять схемы сложноподчиненных предложений и расставлять знаки препинания 3.Воспитание бережного, внимательного отношения к родному языку. Планируемые результаты: предметные: знать: особенности структуры сложноподчинённых предложений с придаточными причины и следствия уметь: безошибочно определять вид придаточного, производить пунктуационный разбор личностные: уважительное отношение к родному языку, самооценка учебной деятельности, умение связывать цель деятельности с мотивом( для чего?) метапредметные: умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий, осуществлять контроль, самокоррекцию, оформлять свои мысли в устной форме, слушать речь других, учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию, строить логическую цепь рассуждения, извлекать необходимую информацию из различных источников, использовать полученные на уроке знания в жизни. Техническое обеспечение урока: - мультимедиа Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: - учебник «Русский язык: Учебник для 9 класса» под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта - карточки с заданиями для групп - карточки (для каждого ученика) Содержание урока: 1 Организационный момент. Формирование психологического настроя на урок. - Доброе утро! В начале урока я предлагаю вам посмотреть небольшой мульфильм « Всё в твоих руках». Посмотрите его и подумайте, как мораль данного мультфильма связана с предстоящим экзаменом по русскому языку. (Отвечают на вопрос учителя: в наших руках хорошо подготовиться к сдаче ОГЭ 2 Определение темы урока. Целеполагание. -Какую большую тему мы изучаем в этом году? ( Сложное предложение) -Дайте определение сложному предложению. (Предложение, состоящее из двух и более простых) Проверить наши знания о сложном предложении нам поможет игра « Я знаю русский язык» Игра -Верно ли утверждение, что сложное предложение не может состоять более чем из трех простых предложений? ( Нет) - С помощью чего соединяются и разделяются части сложного предложения? (Соединятся при помощи союзов, интонации и по смыслу, разделяются запятой) - Верно ли утверждение, что в сложном предложении обязательно должны присутствовать все виды второстепенных членов? (Нет) -Назовите группы сочинительных союзов.( Соединительные, разделительные и противительные) -Чем сложносочиненное предложение отличается от сложноподчиненного?( В ССП части равноправные, а в СПП одна часть главная, а другая зависимая, еще отличаются союзами) -В каком случае между частями сложносочиненного предложения не ставится запятая? (Между частями ССП не ставится запятая, если у них есть общий второстепенный член) -Как определить вид придаточного предложения?( По вопросу, только на союз ориентироваться нельзя) - Назовите группы придаточных предложений и вопросы к ним.( Определительные (какой?) Изъяснительные (вопросы косвенных падежей)Обстоятельственный ( где? Как? Когда зачем? С какой целью и др) -Как отличить союзы от союзных слов?( Союз не является членом предложения и к нему нельзя задать вопрос, можно заменить другим союзом. Союзное слово является членом предложения и к нему можно поставить вопрос.) -Проанализируем предложение Река ярко блестит на солнце, так что глазам больно. -Какое предложение перед нами, простое или сложное? (Сложное, 2 основы) - Назовите основы. (Река блестит, больно) -Давайте уточним характеристику этого сложного предложения.Союзное или бессоюзное, ССП или СПП?( СПП, подчинительный союз так что) -На какой вопрос отвечает придаточное предложение? - Как вы думаете, какое значение имеют придаточные предложения, которые отвечают на вопрос «Что из этого следует?» и как они могут называться? -Чему будет посвящен наш сегодняшний урок? Тема ? (Придаточные предложения следствия) -Какую цель поставим перед собой? Что мы должны сегодня узнать, чему научиться? (Познакомиться с особенностями СПП с придаточными следствия, научиться отличать их от других видов придаточных, самостоятельно строить СПП с придаточными следствия) - Запишите число, тему урока. 3.Изучение нового материала - Вернемся к предложению и на его основе охарактеризуем придаточные предложения следствия и продолжим заполнение таблицы придаточных . -На какой вопрос отвечают? (Что из этого следует? Что является следствием этого?) -К чему относится придаточная часть?( Ко всему главному предложению) - Какое место может занимать придаточное по отношению к главному? Можно ли поменять их местами?( Может стоять только после главного) - Данный союз используется только в придаточных предложениях следствия. А) Рассмотрим два предложения Он слушал внимательно, так что все запомнил. Он слушал так, что все запомнил. – Определите разницу в смысловых отношениях между главными и придаточными этих предложений. (В придаточном первого предложения заключается следствие (всё запомнил), вытекающее из содержания главного (слушал внимательно), которое является для него причиной.) – Определите разницу в смысловых отношениях между главными и придаточными этих предложений. (Второе придаточное содержит два значения: образа действия так как наречие (слушал) в главном предложении указывает на способ действия и отвечает на вопрос «как?» и следствия) Можно ли союз ТАК ЧТО разделить на две части, как многие другие составные союзы? Почему?( Нет, тогда изменится не только структура, но и значение придаточного) Б)Сравните следующие два предложения Он слушал внимательно, так что все запомнил. Он все запомнил, потому что слушал внимательно. -Чем похожи эти предложения? Чем отличаются? Определите виды придаточных в этих предложениях (1) придаточное следствия 2) придаточное причины.) В какой части первого предложения содержится значение причины, а в какой следствия? Во втором предложении? ( В первой части причина, во второй –следствие) Какой вывод можно сделать? (Сложноподчиненные предложения с придаточным причины и придаточным следствия тесно связаны друг с другом, так как в одной части их выражается причина, а в другой – следствие) 4 Закрепление материала. А)Определите виды придаточных. Чем мы руководствуемся при этом? Расставьте знаки препинании, выделите основы, составьте схемы 1) Я узнал что в Сибири не любят горячку и спешку. 2) Брат так исхудал что я его сразу не узнала. 3) Ветки были сухие так что пламя взметнулось высоко к небу. 4) Известие что мне доставили вчера очень меня расстроило. Самопроверка по ключу Б) Работа с учебником . Выполнение упражнения 208 стр.144 Мы убедились, что придаточные со значением образа действия можно трансформировать в придаточные со значением следствия и наоборот. (Первое предложение на доске в качестве примера) Проверка вслух Физкультминутка В) Творческое задание (работа в группах) Задание: составить одно сложноподчиненное предложение с придаточным следствия 1 группа: на тему « Осень» 2 группа: на тему « Школа» 3 группа на тему « Моя будущая профессия» В) Самостоятельная работа « Подготовка к ОГЭ» (карточки с заданием для каждого ученика) Задание: прочтите текст и выполните задания 1 - 5, в случае затруднения воспользуйтесь словарем (1)Между двумя деревеньками раскинулся могучий косогор. (2)Однажды поселилась в чащобе косогора, пожалуй, одна из самых скрытных зверушек – белогрудая куница. (З) Вскоре у неё появились детки. (4)Мать грела их своим телом, облизывала каждого до блеска и, когда малыши чуть подросли, стала добывать для них еду. (5)Она была заботливой матерью и вдосталь снабжала едой кунят. (6)Но как-то Белогрудку выследили местные мальчишки, спустились за нею по косогору, притаились. (7)Белогрудка долго петляла по лесу, перемахивая с дерева на дерево, потом решила, что люди ушли, и вернулась к гнезду. (8)Но за ней следило несколько человеческих глаз глаз. (9)Белогрудка не почувствовала присутствия людей, потому что кормила малышей и ни на что не обращала внимания. (10)Корм добывать становилось трудней. (11)Вблизи гнезда его уже не было, так что куница пошла к большому болоту за озером. (12)Там она поймала сойку и, радостная, помчалась к своему гнезду. По В.П.Астафьеву 1) Определите стиль текста 2) Замените просторечное слово «вдосталь» в предложении 5 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. 3) Выпишите грамматическую основу предложения 10 4) Среди предложений 7 – 12 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным следствия. Напишите номер этого предложения. 5) В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью. Но как-то Белогрудку выследили местные мальчишки, 1спустились за нею по косогору ,2 притаились. Белогрудка долго петляла по лесу, 3 перемахивая с дерева на дерево ,4 потом решила, 5 что люди ушли, 6и вернулась к гнезду. КЛЮЧ 1) художественный стиль 2) вдоволь, вволю, досыта 3) добывать становилось трудней 4) 11 5) 5 6 Итог урока. Рефлексия С каким видом придаточных предложений мы сегодня познакомились? В чем его особенность? Можно разделить союз ТАК ЧТО, как другие составные союзы? Почему? Что удалось на уроке? Над чем еще нужно поработать? Оцените свою работу на уроке: 3.После урока мое настроение улучшилось /ухудшилось 4.Материал урока будет мне полезен/бесполезен 7 Выставление оценок 8 Домашнее задание: §25, упр . 209 стр.144 (по вариантам), сильные учащиеся: упр.210 стр.146
Автор(ы): Романова Г. Ю.
Скачать: Русский язык 9кл - Конспект.docxАвтор(ы): Романова Г. Ю.
Скачать: Русский язык 9кл - Приложение.rarАвтор(ы): Романова Г. Ю.
Скачать: Русский язык 9кл - Приложение 1.rar