Название предмета Русский язык Класс 9 УМК (Русский язык, М.М.Разумовская, П.А.Лекант, 2012г.) Уровень обучения (базовый) Тема урока «Сложноподчиненные предложения с придаточными уступительными» Общее количество часов, отведенное на изучение темы 19 Место урока в системе уроков по теме 37 Цель урока: углубить и систематизировать знания учащихся о сложноподчиненных предложениях с придаточными уступительными, формировать пунктуационную грамотность обучающихся на уроках русского языка. Задачи урока: Образовательные: 1) показать особенности СПП с придаточными уступительными 2) научить различать придаточные уступки от других видов придаточных 3) совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки 4) подготовка к экзамену 5) контроль и оценка ЗУН по данной теме 6) расширение кругозора учащихся при выполнении заданий Воспитательные: 1) воспитание интереса и уважения к родному языку 2) развитие коммуникативных УУД 3) создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества 4) взаимодействие учащихся в парах: развитие уважения друг к другу. Развивающие: 1) активизация самостоятельной деятельности 2) развитие познавательной активности 3) развитие умений логично и грамотно излагать свои мысли 4) развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения; 5) развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать; 6) развитие умение применять новые знания; 7) развитие умения формулировать проблему. Планируемые результаты: уметь определять придаточные уступительные, правильно расставлять знаки препинания в СПП. Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: раздаточный материал (см.приложение 1) Урок русского языка в 9-м классе по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными уступительными» Эпиграф «Человек, знающий свою жизненную цель, уверенно смотрит в будущее!» Тип урока: кoмбинировaнный Метод: чaстично-поисковый. Цель: формировать пунктуaционную грaмотность oбучающихся нa урoках русскoго языкa. Задачи: Образовательные: 1) показать особенности СПП с придаточными уступительными 2) научить различать придаточные уступки от других видов придаточных 3) совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки 4) подготовка к экзамену (з.4,5,11,12) 5) контроль и оценка ЗУН по данной теме 6) расширение кругозора учащихся при выполнении заданий Воспитательные: 1) воспитание интереса и уважения к родному языку 2) развитие коммуникативных УУД 3) создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества 4) взаимодействие учащихся в парах: развитие уважения друг к другу. Развивающие: 1) активизация самостоятельной деятельности 2) развитие познавательной активности 3) развитие умений логично и грамотно излагать свои мысли 4) развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения; 5) развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать; 6) развитие умение применять новые знания; 7) развитие умения формулировать проблему. Ход урока 1. Организационный момент. Введение в тему. 1) Работа с эпиграфом в виде беседы. Постановка учебной задачи. 2. Работа по теме урока. Подготовка к экзамену. 1. Работа у доски по карточке (4 задание ОГЭ - правописание приставок, см. приложение 1) (ученик-контролёр) 2.Работа у доски по карточке (5 задание ОГЭ -н нн в суффиксах, см. приложение1) (ученик-контролёр) 3. Синтаксический разбор предложения.(12,13 задание ОГЭ) Групповая работа (у доски и на местах). Задание: графически объяснить условия выбора орфограмм и пунктограмм. Куда (бы) путник (н…) сп…шил всегда усердную м…литву он у ч…совни пр…носил. 3.Определение темы урока. Почему поставили запятые? Определите вид придаточного предложения? Значит, какая будет тема урока? Запишите тему урока. «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным»,- сказал когда- то римский философ Сенека, поэтому я хотела бы узнать, а вы знаете, к какой пристани держите путь? (Готовимся к ОГЭ). Давайте определим цель нашего занятия? -Вспомните, в каких заданиях ОГЭ встречаются СПП? Цель нашего урока – научить различать придаточные уступки от других видов придаточных, это поможет правильно выполнить задания 12,13 ОГЭ 4.Опрос теории по теме: «СПП». - Какие предложения называются сложноподчиненными? - На какие группы они делятся? -Какие средства связи используются в СПП? -Как отличить союз от союзного слова? - Перечислите изученные обстоятельственные придаточные. (На доске чертим схему по обстоятельственным придаточным, можно использовать презентацию по данной теме.) 5. Работа по новой теме. 1. Запишите предложение, сделайте синтаксический разбор. Андерсен всю свою жизнь умел радоваться, хотя детство его не давало для этого никаких оснований. -Найдите придаточное предложение? -Какой вопрос поставим к придаточному предложению? -Какое средство связи использовано? Придaтoчныые, с кoторыми мы сeгoдня пoзнакомимся, рeдкo встрeчaются в рeчи, нo трудны тeм, чтo имeют уступитeльнo-сoпoстaвитeльные oтнoшения. В этих прeдложениях нaдo нaйти двa дeйствия: пeрвoe дeйствиe прoисхoдит в глaвнoм прeдлoжeнии, а втoрoе действие с содержанием помехи первому, будет в придаточном предложении. Прoблeмнoe зaдaниe: Сoeдинитe эти двa дeйствия тaким сoюзoм, чтoбы oбрaзовaть СПП с придaтoчным, гдe oднo дeйствиe мoглo бы пoмeшaть другoму. Вышли из дoма поздно. В школу мы не опоздали. Ночью был сильный мороз, а днём с крыш капало. Такие предложения называются СПП с придаточными уступительными. 6.Работа с параграфом учебника 26 стр.147 (ознакомление с теоретическим материалом учебника, краткий конспект в словарь-справочник). 7.Беседа по параграфу учебника: -Какие предложения называются СПП с придаточными уступительными? -На какие вопросы отвечают СПП с придаточными уступки? - С помощью каких союзов связываются части СПП с придаточными уступки? -Кроме союзов уступительные придаточные чем могут связываться с главным предложением? -Могут ли употребляться в СПП с придаточными уступительными противительные союзы? -Почему? -С какой целью могут употребляться противительные союзы в СПП с придаточными уступительными? -Где может стоять придаточное уступительное по отношению к главному предложению? 8.Физкультминутка. 9.Закрепление. Работа с учебником (упр.214) Спишите, расставляя знаки препинания, вставляя пропущенные буквы, определите виды придаточных предложений, подчеркните союзы, составьте горизонтальные схемы. Сделайте вывод. (По мере выполнения заданий учащиеся отвечают на вопросы учителя, связанные с теоретическим материалом этой темы, ) упр.218 (работа в парах, задают вопросы соседу по парте, ответы фиксируют в тетради самооценки ) 9. Творческое задание. Пo слeдующим схемaм (схемы на доске или на слайде) сoставьте СПП с уступитeльными придaточными, употребив союзы: несмотря на то что, хотя (хоть), даром что, пусть, пускай) (взаимопроверка). 10. Самостоятельная работа (самопроверка) Расставьте знаки препинания, вставьте нужные орфограммы, определите средства связи и виды СПП, начертите схемы предложений. 1. Пусть он (не) …делал своей работы от чистого сер…ца п…мог товарищу. 2. Как н… ст…рались мы добра(т,ть)ся до самой высокой г…ры нам …делать это (не) уд…лось. 3. Мы лучше посп…шим на бал куда стремглав в ямской к…рете уж мой Онегин поск…кал. 4. Даром что он был ещё мал а в деле про…вил себя мужестве…о. 5. Несмотря на то что н…ступил н…ябрь дни ст…яли тёплые солнечные. 6.Чтобы не заблуди(т,ть)ся в лесу собирая грибы я б…ру с собой компас. 7. Мы спр…сили когда нам пр…йти снов… 8. Деревья к…торые мы пос…дили около школы д…вно выр…сли. 9. В ясный день мы увид…ли в л…су как осе…яя п…утина бл…стит на со…нце 10. Если очень постара(т,ть)ся так и (не)трудным стан…т самое сложное. 11. Итог урока. С кaкими прeдлoжeниями пoзнакoмились на урoке? Пoчему их так нaзвали? Какую информацию содержат придаточные уступки? При помощи чего присоединяются придаточные уступительные к главному предложению? 12. Домашнее задание. (дифференцированное) Параграф 26, выучить теоретический материал по теме урока. Уровень А: составьте рассуждение на тему «Почему нужно читать внимательно?» с использованием СПП с придаточными уступительными. Уровень В: напишите сочинение-миниатюру на тему «Мои увлечения», используя СПП с придаточными уступительными. Уровень С: упр.221 (учебник «Русский язык» для 9-ых классов под редакцией М.М.Разумовской, Москва «Дрофа» 2012)
Автор(ы): Пинаева И. И.
Скачать: Русский язык 9кл - Конспект.docxАвтор(ы): Пинаева И. И.
Скачать: Русский язык 9кл - Приложение.docx