Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Сложноподчиненные предложения с придаточными условия

Текст урока

  • Конспект

     Урок русского языка
    9 класс
    Русский язык 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – 13-е изд., стереотип. -  М.: Дрофа, 2011. – 286, (2) с.: ил., 8 л. цв. вкл.
    Базовый уровень обучение
    Тип урока: урок изучения нового материала
    
    Тема: «Сложноподчиненные предложения с придаточными условия» 
    Цель: 
    1. Познакомить учащихся с особенностями сложноподчинённых предложений с придаточными условия.
    2. Формирование навыка узнавания и характеристики СПП с придаточным условия.
    3. Закрепление навыка постановки запятой между частями СПП.
    Оборудование: компьютер, проектор, презентация
    Ход урока
    I. Орг. момент
    II. Проблемная ситуация, постановка целей. (Слайд 1)
    - Вспомните, какие виды СПП вы знаете? (СПП с придаточным места, времени, сравнения, образа действия и степени, цели)
    - При каком условии наша работа на уроке сегодня будет успешной? 
    - СПП какого вида будет вашим ответом? Запишите полный ответ на этот вопрос в тетради.
    Наша работа на уроке будет успешной, если мы будем внимательно выполнять задания. 
    - Сформулируйте тему и цели урока.
    III.  Работа над темой урока.
    1. Изучение теоретического материала на с. 140.
    - Чем отличаются СПП с придаточным условия от других видов СПП? (Придаточные условия содержат указание на условие, от которого зависит осуществление того, о чем говорится в главной части СПП)
    - Составьте схему СПП с придаточным условия. (Слайд 2)
                           при каком условии?  
    
                                        ,          если   (ежели)
                                                    коли (коль)
                                                     как скоро            + БЫ (иногда)
                                                     когда
                                                     кабы
    2. Тренировочное упражнение.
    Выполнение  упр. 199
    А) запись предложений в тетрадях и на доске;
    Б) объяснение постановки знаков препинания;
    В) определение вида СПП.
    
    3. Конструирование предложение.  Работа в группах.
    - Вспомните, какие виды СПП вы знаете? (СПП с придаточным места, времени, сравнения, образа действия и степени, цели,  условия)
    - Придумайте и запишите по одному сложноподчиненному предложению каждого вида таким образом, чтобы придаточная часть находилась на разных местах по отношению к главной части.
    
    4. Закрепление изученного.  Взаимопроверка. (Слайд 3)
    Тестовое задание
    - Найдите СПП с придаточным условия.
    1-й вариант.
    1)  Когда бричка была уже на краю деревни, Чичиков подозвал к себе первого мужика.
    2)  Он тоже был несколько смущён, хотя старался не показывать этого.
    3)  Враг был вчетверо сильнее, если считать скопление его резервов.
    4)  Вы поймёте это, когда поживёте здесь ещё какое-то время.
    2-й вариант.
    1) Если завтра будет такая же погода, то я утренним поездом поеду в город.
    2) «Антилопа-гну» приняла присмиревшего грубияна и покатила дальше, колыхаясь, как погребальная колесница.
    3) А какая операция, когда человеку перевалило за шестьдесят! 
    4) Это произошло в то время, когда никого не было.
    
    5.Подготовка к ОГЭ.
    - Вы знаете, что в экзаменационной работе есть задания, в которых необходимо знание союзов в СПП. Вот и проверим ваши знания.
    
     В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:
    1. Проходя мимо злополучного места, (1) с которого начинались его вчерашние страдания, (2) Тема увидел цветок, (3) лежавший опрокинутым на земле. (Н.Гарин-Михайловский) 
    
    2. Когда теплоход отошел от берега и развернулся, (1) летчик спустился в свою каюту, (2) открыл иллюминатор и в последний раз окинул взглядом город, (3) амфитеатром лежавший над бухтой. (И.Гребенюк) 
    
    3. Такой дружный топот сотен ног мне доводилось слышать только в театре, (1) когда зрители, (2) сшибая друг друга, (3) неслись в гардероб. (В.Санин) 
    
    4. Озеро около берегов было засыпано ворохами желтых листьев. Их было так много, (1) что мы не могли ловить рыбу. Лески ложились на листья и не тонули. Приходилось выезжать на старом челне на середину озера, (2) где доцветали кувшинки и голубая вода казалась черной, (3) как деготь. (К.Паустовский) 
    
    Самопроверка по ключу
    1 -1,2
    2 – 1
    3 – 1
    4 – 1,2
    
    IV. Итог урока. Рефлексия. (Слайд 4)
    - С каким видом СПП познакомились на уроке?
    - Как отличить эти предложения от других видов СПП?
    - Цели достигли?
    -Дополните предложения.
    1.На уроке я работал                                активно / пассивно
    2. Своей работой на уроке я                   доволен / недоволен
    3. Материал урока мне был                     понятен / непонятен
                                                                        полезен / бесполезен
                                                                        интересен / скучен
    
    V. Домашнее задание: &24, упр. 203, 204. (Слайд 5)
     

    Автор(ы): Карпушкина О. О.

    Скачать: Русский язык 9кл - Конспект.docx

Презентация к уроку