Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета: русский язык
    Класс: 9
    УМК Русский язык. Учебник для 9 класса   под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта,  2012 г
    Уровень обучения: базовый
    Тема урока: Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. 
    Общее количество часов, отведённое на изучение: 2 часа
    Место урока в системе урока по теме: второй урок
    Цели урока:
    1.  Закрепить знания учащихся о видах подчинительной связи и умение их различать.
    2. Сформировать умение видеть части сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными ставить знаки препинания. 
    3. Умение составлять схемы сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными.
    4.   Активизировать творческие способности учеников.
    5.  Развивать навыки работы с компьютером, тестами, словарями. 
     Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор,  карточки.
    I. Организационный момент. 
    Учитель: Сегодня на уроке мы закрепим знания о сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными. Работать будем с учебником, компьютером, словарями, дидактическим материалом.
    II.  Словарная работа ( в тетрадях и на доске) с комментариями.
    Изложение эпизода романа, ясно излагать, чествовать тружеников, загорать на пляже, касаться стеклянной поверхности, преобразовывать природу, прибывшая комиссия, рецензия на спектакль, туманная идеология, донская архитектура, расположиться на скошенной траве, откуда-то слева, пробираешься сквозь заросли, слушаешь сосредоточенно.
    
    Синтаксический разбор предложения.
    Как бы ни светило солнце, небо через это окно всегда казалось серым и холодным, как осенью.
    
    III. Закрепление  материала. Слайды. 
    Слайд 3.  Виды подчинительной связи: 
     Параллельная связь  (соподчинение)
    Слайд 6.   
    Последовательная связь.
    Слайд 4.
    Однородное соподчинение.
    Слайд 8.  – пример  однородного соподчинения.
    Слайд 5.
    Неоднородное соподчинение.
    Слайд 8– пример  неоднородного соподчинения.
    Слайд 6. – последовательное подчинение.
    Слайд 9 – пример последовательного подчинения.
    Слайд 7 – однородные придаточные предложения соединяются неповторяющимися союзами   И, ИЛИ - запятая не ставится.
    Слайд 10 – пример.
    IV. Закрепление изученного материала на уроке. 
    1.Запись предложений,  определение главной части, составление схем, определение вида связи.
    Скажи мне, где ты была, о чем мечтала?
    Что скажут господа, когда узнают, что произошло?
    Только теперь мы заметили, что солнце взошло и горы не в силах его заслонить.
    2. Графический диктант.
    1. Я увидел, как звезды стали туманиться и терять свою лучистость, как легким вздохом пронеслась по земле прохлада.
    
    Однородное подчинение с придаточными дополнительными (изъяснительными).
    2. Когда наша шлюпка направилась от фрегата к берегу, мы увидели, что из деревни бросились бежать женщины и дети.
    
    Неоднородное подчинение с придаточными обстоятельственным (времени) и дополнительным.
    3. Долго было слышно, как он шагал туда, где светится огонек.
    
    Последовательное подчинение с придаточными дополнительным (I ст.), обстоятельственным - места(II ст.)
    4. В тишине отчетливо послышалось, как простонал человек и как тяжело захрустел наст под ногами медведя, которого необычный гул и треск выгнали из леса.
    
    V. Повторение темы «Лексика».  Работа с компьтером
    1. На экране тест с заданиями по теме «Лексика». Вам необходимо найти в каждом вопросе лишнее слово и убрать его.
    2. Индивидуальная работа по карточкам. (Приложение 1)
    Для слабых уч-ся.
    Карточка 1
    Определите значение приставок и суффиксов в следующих словах. Выделенные слова разберите по составу.
    Лингвист, писатель, ленинградец, ответственность, реченька, галчонок, выползти, ввести., пришить, прекрасный, антифашист, надводный, подводный, безжалостный, недобрый.
    Карточка 2
    Найдите слова с чередующимися гласными и согласными. Разберите одно из них по составу, определите способ образования.
    Мать мужает вместе с детьми. И благословенна мать, которая умеет вовремя отпустить руку ребенка и не выказывает страха, когда он делает первые шаги в жизни на своих еще не окрепших ногах.Вырастают дети и выбирают себе дороги, но дети никогда не идут по проторенным дорогам отцов, а продолжают их или ищут свои, новые и всегда неожиданные для матери
    Для сильных учащихся.
    Карточка 1
     Прочитайте текст. Вместо слова красный подберите и вставьте подходящие по смыслу синонимы. (Разрешается пользоваться словарем синонимов.)
    За ягодами
    Давно мы собирались пойти в лес за ягодами. И вот долгожданный день наступил. Мы просыпаемся рано. На востоке краснеет узкая полоска зари. Медленно поднимается из-за горизонта красное солнце.
    И вот мы на чудесной лесной поляне. Краснеют в невысокой траве красные ягоды земляники. Ребята набрасываются на эти красные огонечки; и вот уже в руке самой проворной девочки букетик крупных красных ягод.
    Наш проводник, мальчонка в красной майке, зовет нас идти скорее к нему. Мы гурьбой выбегаем на лесную просеку. Она вся залита солнцем, и в его ярких золотых лучах красным огнем горит россыпь красных ягод. Кажется, вся просека залита красным пламенем. Мы останавливаемся, как завороженные.
    
    Карточка 2
    Составьте схему предложения.
    Еще была зима, но солнце начинало ходить выше и в полдень, когда отряд прошел уже верст десять, пригревало так, что становилось жарко, и лучи его были так ярки, что больно было смотреть на сталь штыков и на блестки, которые вдруг вспыхивали на меди пушек. (Л. Толстой.)
    3. Итоги урока. - Что нового вы узнали на уроке?
    - Кто сегодня хорошо поработал на уроке, кому есть за что себя похвалить?
    
    4. Оценивание.
    5. Домашнее задание на карточке. (Приложение 2)
    Задание: 
    1. Определить стилистическую принадлежность текста, тип речи, озаглавить текст, указав главную мысль.
    2. Найти и выписать все сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными, расставить знаки препинания, составить схемы предложений, определить вид подчинения и виды придаточных.
    3. Выполнить цифровые задания и орфографический разбор слов с пропусками букв.
    1. Если бы природа могла чу..ствовать бл..г..дарность к человеку за то что он проник в её1 жизнь и воспел ее то то эта бл..г..дарность выпала бы на долю Пришвина.
    2. Неизвес..но что сделал бы в своей жизни Пришвин если бы он остался агр..номом.
    3. Это была его первая профе..ия.
    4. Во всяком случае, он вряд ли открыл бы ми(л, лл)ионам людей русскую природу как мир тончайшей2 и светлой поэзии.
    5. Природа требует пристального глаза и (не)прерывной внутре(н, нн)ей2 работы по созданию в душе писателя как бы «второго мира» этой природы, об..г..щающего нас мыслями и обл..г..раживающего нас увиденной художником красотой.
    6. Если внимательно прочитать все написанное3 Пришвиным убеждаеш..ся в том что он превосходно вид..л и знал природу что писатель не успел рассказать нам о ней и сотой доли.
    7. О Пришвине писать трудно.
    8. Сказанное им нужно выписывать для себя в заветные тетрадки, перечитывать, открывая все новые ценности в каждой строке, уходя в его книги, как мы уходим по едва заметным тропинкам в дремучий лес с его разговором ключей и благоуханьем трав, - погружаясь в разнообразные мысли и состояния, свойственные этому чистому сердцем и разумом человеку.
    9. Книги Пришвина – это бесконечная радость постоянных откровений.
    10. От людей которые только что отл..жили прочита..ую пришвинскую книгу я несколько раз слышал что его книги «настоящее колдовство5».
    
    
    
     

    Автор(ы): Валяева Л. С.

    Скачать: Русский язык 9кл - Конспект.docx
  • Конспект

     Название предмета: русский язык
    Класс: 9
    УМК Русский язык. Учебник для 9 класса   под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта,  2012 г
    Уровень обучения: базовый
    Тема урока:  Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными
    Цели урока: объяснение нового учебного материала на основе полученных ранее знаний и умений учащихся; развитие аналитического мышления; воспитание толерантности, умения работать в группе; подготовка к ГИА.
    Задачи урока:
    - активизировать знания по общей теме;
    - проверить умения определять виды придаточных предложений;
    - дать понятие о видах подчинения в СПП с несколькими придаточными;
    - познакомить с особенностями пунктуации в них;
    - научить составлять схемы сложноподчиненных предложений с разными видами подчинения.
    Формы работы: коллективная под руководством учителя, самостоятельная индивидуальная и групповая.
    Условия проведения урока (оборудование): проектор и экран или интерактивная доска; компьютерный класс для промежуточного контроля.
    Ход урока
    I. Определение темы урока, цели и задач, форм работы, условий проведения урока
    II. Отбор электронных ресурсов.
    Для решения задач урока отобраны следующие электронные ресурсы:  
    Интерактивная таблица "Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными"
    Учебный словарь "Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными"
    Пунктограмма "Однородное подчинение"
    Тест "Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными"
    Тест "Виды подчинения в предложениях с несколькими придаточными"
    Электронное задание "Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными". Варианты 1, 2, 3, 4.
    
    №№
    Название ресурса и его краткая характеристика
    Ссылка на ресурс
    1
    Интерактивная таблица "Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными" (N 139974)
    http://school-collection.edu.ru/catalog/res/b855ad5f-6e1c-4455-a658-3aaa9b570bdf/?from=79d01730-0a01-00ee-00b5-5129c5112329&interface=catalog&rub_guid[]=79d01730-0a01-00ee-00b5-5129c5112329&rubric_id[]=60645 
    2
    Тест "Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными" (N 139017)
    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2fbe24ba-4b38-4c51-91a9-42b198cf8ea2/index_listing.html 
    3
    Учебный словарь "Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными" (N 140123)	
    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f5ed43ec-90af-43d3-b7f3-296f730420b8/%5BRUS9_209%5D_%5BTD_263%5D.htm 
    4
    Пунктограмма "Однородное подчинение" (N 139910)
    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/75477076-01ff-445d-9111-a95bb91dfc0b/%5BRUS9_209%5D_%5BIA_262%5D.swf 
    5
    Тест "Виды подчинения в предложениях с несколькими придаточными" (N 139024)	
    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3c2b6b83-7619-4ea0-8a60-7fd2d41f4c11/index_listing.html 
    6
    Электронное задание "Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными". Вариант 1 (N 139924)
    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a9ba8072-c6a7-4080-85d8-b24b1c3e2b80/%5BRUS9_209%5D_%5BQS_265%5D.html 
    7
    Электронное задание "Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными". Вариант 2 (N 140142)
    http://school-collection.edu.ru/catalog/res/fd1ca608-6178-486b-9dea-cc6441f5b4c2/?from=79d01730-0a01-00ee-00b5-5129c5112329&
    
    8
    Электронное задание "Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными". Вариант 3 (N 140112)
    http://school-collection.edu.ru/catalog/res/ef1e1e03-c596-400c-bc9c-ab98266d4cf9/?from=79d01730-0a01-00ee-00b5-5129c5112329& 
    
    9
    Электронное задание "Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными". Вариант 4 (N 139826) 
    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1850ffe2-1c18-4cff-9842-234ef4a357a3/%5BRUS9_209%5D_%5BQS_268%5D.html 
    
    
    1. Урок начинается с повторения пройденного материала – лингвистическая разминка(слайд № 4) и выборочного диктанта (Слайд №5).
    2. Актуализации знаний о видах придаточных предложений. (слайд №6)
    Выделив основы предложений, учащиеся указывают главное и придаточные предложения. Определяют виды придаточных, выясняют, что в предложении несколько придаточных предложений.  Устанавливают, к чему относятся придаточные предложения.
    
    2. По интерактивной таблице "Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными" учитель объясняет новую тему. 
    Далее по учебному словарю "Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными" учащиеся выписывают в справочники по 2 примера на каждый вид подчинения. 
    
    3. Для закрепления изученного класс делится на 4 группы. Выполнив по 1 варианту  электронного задания "Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными", каждая группа определяет виды придаточных и последовательность их присоединения. 1 из учащихся объясняет решение группы.
    
    4. На основе пунктограммы "Однородное подчинение" учащиеся в группах самостоятельно формулируют правило о знаках препинания в СПП с однородным подчинением придаточных. Примеры подбирают из учебного словаря "Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными", который демонстрируется на интерактивной доске или на экране через проектор.
     
    Физминутка.
    
    5. Далее учитель объясняет порядок составления графических схем СПП с несколькими придаточными на основе авторской презентации «СПП с несколькими придаточными» 
    
           
                                                                                                   
    
           
                                                                                                     с
    
    После выполнения коллективного тренировочного упражнения (слайд 7), учащимся предлагается для самостоятельной работы небольшой тест из заданий ОГЭ для 9 класса (слайды 8-10 с последующей проверкой (слайд 11).
    
    
    6. Рефлексия.
    В заключение урока ребята закрепляют свои знания игрой «Веришь-не веришь» (слайд №12-14).
    Выставление оценок.
    
    7. Домашнее задание: 
    1) выполнение теста "Виды подчинения в предложениях с несколькими придаточными" для самопроверки; 
    2) составление схем предложений, выписанных в справочники из учебного словаря "Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными".
    
     

    Автор(ы): Лушкина Л. А.

    Скачать: Русский язык 9кл - Конспект.docx

Презентация к уроку

Задания к уроку