Русский язык 9 класс УМК: Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д. и др. Уровень обучения: базовый Урок 28 Тема: Повторение и обобщение по теме «Сложноподчиненное предложение». Цель урока: обобщить и систематизировать знания по сложноподчинённым предложениям, закрепить навык постановки запятой в СПП. Задачи: 1.Образовательные: повторение расстановки знаков препинания, связанных с изучением данной темы; наблюдение за употреблением сложноподчиненных предложений в текстах различного жанра. 2. Воспитательные: продолжить формирование интереса к русскому языку, потребности углубленного его изучения; 3. Развивающие: закрепить навыки работы со схемами, таблицами; закрепить умение самостоятельно отбирать и перерабатывать материал по русскому языку, логически доказывать суждения, на их основе делать выводы. Планируемые результаты: уметь находить главное и придаточное предложения в сложноподчинённом предложении, определять место придаточного по отношению к главному, знать средства его связи с главным, определять, в каких сложноподчинённых предложениях позиция придаточного не имеет строго закреплённого порядка следования; уметь правильно ставить знаки препинания между частями сложноподчинённых предложений, обосновывать условия постановки знака препинания, редактировать неверно построенные сложноподчинённые предложения. Оборудование урока: схемы и таблицы, компьютер. ХОД УРОКА I. Организационный момент. Добрый день, дорогие ребята. Я рада приветствовать вас в нашем необычном музее- Музее русского языка. Слайд №1 II.Мотивация учебной деятельности/ В музее находятся удивительные картины, доставшиеся нам в наследство. Перед вами картины «Синтаксис», «Орфоэпия», «Пунктуация», «Сложноподчинённые предложения», Слайд №2 «Фонетика», «Морфология», «Орфография», «Словообразование». Слайд №3 Каждая картина по-своему неповторима, каждая – неотъемлемая часть этого не совсем обычного музея. Итак, мы отправляемся на экскурсию. III.Актуализация опорных знаний Первый зал – Мне бы для начала хотелось обратить ваше внимание на картины: «Фонетика», «Орфография», «Словосочетание»- и предложить вам следующие задания, прежде всего каждая группа должна выполнить задания, и представить зрителям эти картины. ЗАДАНИЕ №1 «Орфоэпия» Слайд №4 Разминка I группа Орфоэпическая разминка 1.В каком слове ударение падает на первый слог? (4) 1.звонят 2.поняла 3.партер 4.торты 2.В каком слове неверно указано ударение?(1) 1.пОртфель 2.срЕдства 3.нанялА 4.повторИте II группа Задание по Фонетике «Фонетика» Слайд №5 1. В каком слове все согласные звуки являются твёрдыми (2) 1) ошибочный 3) пособие 2) шоколадка 4) структурный 2. В каком слове количество звуков и букв совпадает (3) 1) бьющаяся 3) июльский 2) подстричь 4) поющие III группа Задание по Словосочетанию «Словосочетание» Слайд №6 Замените словосочетания, построенные на основе: Бумажный лист согласование управление Ненависть к врагу управление согласование Красивое пение согласование примыкание СУ. А теперь давайте проверим, насколько вы хорошо ориентируетесь в этих темах. ПРЕДСТАЛЕНИЕ КАРТИН. ЗАДАНИЕ №2 III. Сообщение темы урока. Наша экскурсия продолжается мы переходим во Второй зал – «Сложноподчиненное предложение» мне хотелось задержаться в этом зале, поговорить об этой картине более подробно. Вы, наверное, догадались почему? Сегодня на уроке мы обобщаем изученное по этой теме. Записываем тему урока. «Повторение и обобщение по теме «Сложноподчиненное предложение». Обратите внимание на эпиграф нашего урока. Слайд №7 Как вы его понимаете, соотнесите его с данной картиной. IV. Постановка цели и задач урока. Пришло время определить цель урока. Я начну, а вы продолжите. Сегодня на уроке я….. А вообще все вместе на уроке мы должны….. V. Работа над темой урока. Пришло время вам самим рассказать об этом одном из самых интересных залов русского языка, для этого я предлагаю следующее задание! Каждая группа должна составить вопросы, которые помогут нам вспомнить всё, что знаете о СПП и задайте вопросы ребятам соседних групп. Устный опрос. Что такое сложноподчиненное предложение? Чем сложноподчиненные предложения отличаются от сложносочиненных предложений? Как отличить главное предложение от придаточного? Какие виды придаточных вы знаете? Как определяется вид придаточного? Чем союзы отличаются от союзных слов? СУ Чтобы выяснить насколько хорошо вы отличаете СПП от других видов предложений я предлагаю следующее задание ЗАДАНИЕ №3 Слайд №8 Найдите среди обрывочных предложений сложноподчиненные, расставьте знаки препинания: Докажите, что это СПП. Одно предложение зависит от другого, явный признак в первом предложении, союзное слово, в последнем подчинительный союз …… за хвост который …… …… был там а они …… ……бежали и волк …… … ..увидели как вихрем … ЗАДАНИЕ №4 Переходим во третий зал – «Виды придаточных предложений». ЗАДАНИЕ №6 Вы должны рассказать о видах придаточных предложений, чтобы было не обидно, я предлагаю выбрать спикеру группы на слайде цифры, которые укажут, какой вид придаточного вы должны представить. Слайд №9 Для того, чтобы определить, насколько вы хорошо знаете вид придаточного, вы должны выполнить следующее задание: Перед вами главная и придаточная части предложений. Слайд №10-12 Найдите пару для каждой части и запишите I группа СПП с придаточными определительными II – с придаточными обстоятельственными II – с придаточными изъяснительными. Главная часть придаточная часть 1.Мне невольно пришло на мысль, 1. Когда в окнах заполыхал багровый закатный свет 2.Кругом было тихо, 2. Как развивался их диалог, 3. никто не слышал. 3. Чтобы дойти до цели, 4. Я не забыл заметить 4. чтобы не пригодилась к месту. 5. музыка оборвалась. 5. что была моей юности друг 6. Они забрались в такие заросли, 6. так что слышался малейший шорох. 7. надо прежде всего идти. 7. где поставили наших лошадей. 8.Нет такой вещи 8. что ночью я слышал тот же голос. 9. Мне припомнилась нынче собака, 9. где одни волки водились Изъяснительные – 8. 2. 7 Обстоятельственные – 6. 3, 1 Определительные – 5, 9. 4 ПРОВЕРКА Слайд №13 Я предлагаю вам обратить внимание на следующую картину. На ней ничего не изображено. Холст исчез. Вы должны его разыскать. Как? Что было изображено на этой картине? Кто мечтает стать следователем, тот идёт к доске. Нужно начертить схемы предложений. Слайд №14 1 предложение - I группа 2 – II группа 3 – II группа Разгадать тайну этой картины. Остальные помогают. Записываем под диктовку предложения, расставляем знаки препинания и думаем, что ещё мы ещё должны повторить о СПП. Перестань говорить, когда заметишь, что начинаешь раздражаться. (последовательное) Я увидел как звёзды стали туманиться, как лёгким воздухом пронеслась по земле прохлада. (однородное) Когда хлынул дождь, мы бросились к сараю, который стоял на краю деревни. (параллельное) НА СЛАЙДЕ ПЕРЕСТРОЙТЕ 3 ПРЕДЛОЖЕНИЕ ТАК, ЧТОБЫ НА СТЫКЕ СОЮЗОВ ПОЯВИЛАСЬ ЗАПЯТАЯ. И НАОБОРОТ, ЧТОБЫ В ПЕРВОМ ПЕРЕД ВТОРЫМ ПРИДАТОЧНЫМ ЗАПЯТАЯ ИСЧЕЗЛА (устно) VI. Контроль усвоения Настало время проверить свои знания. Я предлагаю выполнить тест. Слайд №15-21 Д/З Проанализируйте свою деятельность по оценочному листу и выберете для себя домашнее задание 1. Выписать из « Евг. Онегин» 6 предложений с разными типами подчинения по 2 на каждый. 2. Составить тест на тему «Виды СПП» или «Знаки препинания в СПП» VII.Рефлексия. Подарите друг другу комплименты, оцените вклад друг друга в урок Комплимент-похвала Комплимент деловым качествам
Автор(ы): Водопьянова А. Б.
Скачать: Русский язык 9кл - Конспект.docАвтор(ы): Водопьянова А. Б.
Скачать: Русский язык 9кл - Презентация к уроку.ppt