Название предмета – Русский язык
Класс -9
УМК - Русский язык. М.М. Разумовская, С.И Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов
Уровень обучения - Базовый
Тема урока : Р/р. Подробное изложение текста публицистического характера «Чистые пруды»
Общее количество часов, отведенное на изучение темы - 2
Место урока в системе уроков по теме – данные уроки являются уроками развития речи по теме «Сложноподчинённые предложения»
Цель урока:
- развивать умение логически мыслить, рассуждать, делать выводы (через монологическую речь и творческие работы учащихся).
- формирование умений подробно излагать тексты публицистического характера
Задачи урока:
освоение систематического курса синтаксиса сложных предложений и соответствующих правил пунктуации;
приведение в систему знаний по речеведению, полученных учащимися в 5-8 классах;
совершенствование умений проводить различные виды анализа текста: содержательно-композиционный, стилистический, типологический, анализ способов и средств связи предложений, филологический, полный и комплексный анализ текста;
формирование умения создавать тексты различных стилей и жанров с опорой на речеведческие знания, в частности писать изложения и сочинения.
Учащиеся должны:
Знать: основные признаки публицистического стиля, признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение); основные нормы русского литературного языка.
Уметь: различать стили речи; определять тему, основную мысль текста; анализировать структуру и языковые особенности текста; воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение
Планируемый результат и уровень освоения. Ключевые компетенции:
Учебно- познавательные:
- Передавать в устной форме содержание прослушанного текста в сжатом виде.
- Излагать в письменной форме прочитанный текст (сжато) в форме ученического изложения.
Информационные: Применять инновационные технологии (аудио-видео, создание презентаций)
Коммуникативные:
- Адекватно воспринимать устную речь.
- Уметь создавать тексты разных стилей речи с учетом замысла и ситуации общения, осуществляя осознанный выбор и организацию языковых средств
Техническое обеспечение урока - аудиозапись, компьютер
Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока - текст Ю.Нагибина «Чистые пруды», орфографические словари.
Тема: Р/речи. Изложение по тексту Ю. Нагибина «Чистые пруды»
І. Организационный момент.
Добрый день! Ребята, обратите внимание на наш эпиграф к уроку.
Эпиграф урока на доске: Но детских лет люблю воспоминанье.
А. С. Пушкин.
О чём пишет А. Пушкин? А что могли бы вы вспомнить из детства? С чем ассоциируется ваше детство?
Учитель заслушивает ответы ребят и подводит к выводу, что детство - это всё-таки самая лучшая пора!
А сейчас мы прослушаем аудиозапись песни «Остров детства» в исполнение М. Боярского.
При прослушивании предлагается учащимся вспомнить что-либо приятное связанное с детством, с праздником, улыбнуться своим воспоминаниям, запомнить это чувство, а ощущение приберечь для работы над изложением
ІІ. Актуализация субъектного опыта учащихся.
Беседа с учениками.
Какое воздействие на вас оказала песня?
Какие ощущения вы испытали?
- А теперь обратите внимание на тексты, которые лежат у вас на парте. Прочтите их.
О чём рассказывает автор?
Как песня и текст связаны между собой?
Какие мысли и чувства вызывает у вас этот текст?
Что бы вы сказали о настроении автора текста?
С описания чего начинает свои воспоминания писатель? Почему?
Какие выразительные средства языка использует автор?
Какую роль они играют в тексте?
Какова композиция данного текста?
Вывод: мы будем работать по данному тексту.
ІІІ. Этап применения знаний и способов деятельности.
Ребята, я предлагаю вам поработать над текстом. Выделим основные признаки публицистического стиля, укажем признаки текста.
Учащиеся работают в тетради. Записывают признаки публицистического стиля. Затем выделяют признаки текста, оформляя в виде кластера
Признаки текста
Наличие заглавия
Чистые пруды
Наличие темы
Воспоминание о детстве
Наличие основной мысли
Школа жизни, школа мужества, школа природы
Тематическое единство
Раскрытие темы и основной мысли
Наличие смысловой связи предложений
Их нельзя поменять местами
Наличие грамматической связи предложений
Лексические повторы, синонимы, антонимы, местоимения, союзы
Завершенность текста
Наличие основных структурных элементов:
начала, основной части, концовки
Учитель предлагает учащимся выделить изобразительно-выразительные средства и стилистические приёмы, а также провести словарную работу. Учащиеся самостоятельно работают непосредственно в тексте.
Тропы: 1) метафоры: «зелёный океан пруда», «пуховые, непрочные шарики»,
2) эпитеты: чудеса – «милые», «скромные», букеты – «прекрасные», «печальные», запах – «горький», лицо – «прекрасное», «неистовое»…
3) олицетворения: «бульвар тонул»…
Стилистические приёмы: 1) анафора: «Чистые пруды…», «а плаванье…, а смелые…, а теплота…». (Создаётся настроение приподнятости, торжественности)
4) синтаксический параллелизм: «Чистые пруды – это чудо…», «Чистые пруды – это целый мир…», «Чистые пруды – это исток…».
Словарная работа
Средоточие - место, где сосредоточено что-нибудь
Плоскодонка (разг.) – лодка с плоским дном без киля
Окоём (автор.) – кайма, полоса, обшивка по краю чего-нибудь
Подведение итогов работы: предлагается прослушать аудиозапись и устно передать текст (сильный учащийся)
Домашнее задание.
Составить цитатный план изложения (тексты даются на дом).
IV. Рефлексия.
В завершении урока можно прослушать аудиозапись песни И. Талькова «Чистые пруды».
2 урок по данной теме подразумевает написание изложения в классе.
І. Организационный момент.
Учащимся предлагается напомнить название текста, по которому работали ранее.
Обозначить цель и задачи работы над текстом.
ІІ. Актуализация субъектного опыта учащихся
Выборочная проверка цитатного плана и его корректировка.
Собственное написание подробного изложения текста.
III. Подведение итогов работы и рефлексия.
Учащиеся сдают работы на проверку.
В завершение можно дать возможность послушать песню в исполнении М.Боярского «В нашем дворе».
Автор(ы): Уренова А. С.
Скачать: Русский язык 9кл - Конспект.docxАвтор(ы): Уренова А. С.
Скачать: Русский язык 9кл - Приложение.docx