Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Подробное изложение текста публицистического характера "Чистые пруды" (Уренова А.С.)

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета – Русский язык
    Класс -9
    УМК - Русский язык. М.М. Разумовская, С.И Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов
    Уровень обучения - Базовый 
    Тема урока : Р/р. Подроб­ное изложе­ние текста публицисти­ческого ха­рактера «Чис­тые пруды»
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы - 2
    Место урока в системе уроков по теме – данные  уроки являются уроками развития речи по теме «Сложноподчинённые предложения»
    Цель урока: 
    - развивать умение логически мыслить, рассуждать, делать выводы (через монологическую речь и творческие работы учащихся).
    - формирование умений подробно излагать тексты публицистического характера
    Задачи урока:
     освоение систематического курса синтаксиса сложных предложений и соответствующих правил пунктуации;
     приведение в систему знаний по речеведению, полученных учащимися в 5-8 классах;
     совершенствование умений проводить различные виды анализа текста: содержательно-композиционный, стилистический, типологический, анализ способов и средств связи предложений, филологический, полный и комплексный анализ текста;
     формирование умения создавать тексты различных стилей и жанров с опорой на речеведческие знания, в частности писать изложения и сочинения. 
    Учащиеся должны:
    Знать: основные признаки публицистического стиля, признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествование, опи­сание, рассуждение); ос­новные нормы русского литературного языка.
     Уметь: различать стили речи; определять тему, основную мысль текста; анализировать структуру и языковые особенности текста; воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пере­сказ, изложение
    Планируемый результат и уровень освоения. Ключевые компетенции:
     Учебно- познавательные:
     - Передавать в устной форме содержание прослушанного текста в сжатом виде.
     - Излагать в письменной форме прочитанный текст (сжато) в форме ученического изложения.
    Информационные: Применять инновационные технологии (аудио-видео, создание презентаций)
    Коммуникативные: 
     - Адекватно воспринимать устную речь.
     - Уметь создавать тексты разных стилей речи с учетом замысла и ситуации общения, осуществляя осознанный выбор и организацию языковых средств
    Техническое обеспечение урока - аудиозапись, компьютер
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока - текст Ю.Нагибина «Чистые пруды», орфографические словари.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Тема: Р/речи. Изложение по тексту  Ю. Нагибина «Чистые пруды» 
    І. Организационный момент. 
    Добрый день!  Ребята, обратите внимание на наш эпиграф к уроку. 
     Эпиграф урока на доске:                        Но детских лет люблю воспоминанье.                                  
                                                                                                                                                  А. С. Пушкин.
     О чём пишет А. Пушкин? А что могли бы вы вспомнить из детства? С чем ассоциируется ваше детство? 
    Учитель заслушивает ответы ребят и подводит к выводу, что детство - это всё-таки самая лучшая пора! 
    А сейчас мы прослушаем аудиозапись песни «Остров детства» в исполнение М. Боярского.
    При прослушивании предлагается учащимся вспомнить  что-либо приятное связанное  с детством, с праздником, улыбнуться своим воспоминаниям, запомнить это чувство, а ощущение приберечь  для работы над изложением
    
    ІІ. Актуализация субъектного опыта учащихся.
     Беседа с учениками. 
     Какое воздействие на вас оказала песня?
     Какие ощущения вы испытали? 
    
    - А теперь обратите внимание на тексты, которые лежат у вас на парте. Прочтите их. 
    О чём рассказывает автор? 
    Как песня и текст связаны между собой? 
    
     Какие мысли и чувства вызывает у вас этот текст? 
     Что бы вы сказали о настроении автора текста?
     С описания чего начинает свои воспоминания писатель?  Почему?  
     Какие выразительные средства языка использует автор?
     Какую роль они играют в тексте?  
     Какова композиция данного текста? 
    Вывод: мы будем работать по данному тексту.
    ІІІ. Этап применения знаний и способов деятельности.
    Ребята, я предлагаю вам поработать над текстом. Выделим основные признаки публицистического стиля, укажем признаки текста.
    Учащиеся работают в тетради. Записывают признаки публицистического стиля. Затем выделяют признаки текста, оформляя в виде кластера
    Признаки текста
    
    Наличие заглавия
    
    Чистые пруды
    
    
    Наличие темы
    
    Воспоминание о детстве
    
    Наличие основной мысли
    
    Школа жизни, школа мужества, школа природы
    
    Тематическое единство
    
    Раскрытие темы и основной  мысли
    
    Наличие смысловой связи предложений
    
    Их нельзя поменять местами
    
    Наличие грамматической связи предложений
    
    Лексические повторы, синонимы, антонимы, местоимения, союзы
    Завершенность текста
    Наличие основных структурных элементов: 
     начала, основной части, концовки
    
           
    Учитель предлагает учащимся выделить  изобразительно-выразительные средства и стилистические приёмы, а также провести словарную работу. Учащиеся самостоятельно работают непосредственно в тексте.
    Тропы: 1) метафоры: «зелёный океан пруда», «пуховые, непрочные шарики»,            
        2) эпитеты: чудеса – «милые», «скромные», букеты – «прекрасные», «печальные», запах – «горький», лицо – «прекрасное», «неистовое»…
        3) олицетворения: «бульвар тонул»…
    Стилистические приёмы: 1) анафора: «Чистые пруды…», «а плаванье…, а смелые…, а теплота…». (Создаётся настроение приподнятости, торжественности)
        4) синтаксический параллелизм: «Чистые пруды – это чудо…», «Чистые пруды – это целый мир…», «Чистые пруды – это исток…».
     Словарная работа
                       Средоточие - место, где сосредоточено что-нибудь
                       Плоскодонка (разг.) – лодка с плоским дном без киля                              
                       Окоём (автор.) – кайма, полоса, обшивка по краю чего-нибудь
    Подведение итогов работы: предлагается прослушать аудиозапись и  устно передать текст (сильный учащийся)
    Домашнее задание.   
    Составить цитатный план изложения (тексты даются на дом).
    IV. Рефлексия. 
    В завершении урока можно прослушать аудиозапись песни И. Талькова  «Чистые пруды». 
    
    
    
    
    2 урок по данной теме подразумевает написание изложения в классе.
    І. Организационный момент. 
    Учащимся предлагается напомнить название текста, по которому работали ранее.
     Обозначить цель и задачи работы над текстом.
    ІІ. Актуализация субъектного опыта учащихся
    Выборочная проверка цитатного плана и его корректировка.
    Собственное написание подробного изложения текста.
     
    III. Подведение итогов работы и рефлексия.
    Учащиеся сдают работы на проверку.
    В завершение можно дать возможность послушать  песню в исполнении М.Боярского «В нашем дворе».
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Уренова А. С.

    Скачать: Русский язык 9кл - Конспект.docx

Задания к уроку