Название предмета – Русский язык Класс -9 УМК - Русский язык. М.М. Разумовская, С.И Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов Уровень обучения - Базовый Тема урока : Р/р. Подробное изложение текста публицистического характера «Чистые пруды» Общее количество часов, отведенное на изучение темы - 2 Место урока в системе уроков по теме – данные уроки являются уроками развития речи по теме «Сложноподчинённые предложения» Цель урока: - развивать умение логически мыслить, рассуждать, делать выводы (через монологическую речь и творческие работы учащихся). - формирование умений подробно излагать тексты публицистического характера Задачи урока: освоение систематического курса синтаксиса сложных предложений и соответствующих правил пунктуации; приведение в систему знаний по речеведению, полученных учащимися в 5-8 классах; совершенствование умений проводить различные виды анализа текста: содержательно-композиционный, стилистический, типологический, анализ способов и средств связи предложений, филологический, полный и комплексный анализ текста; формирование умения создавать тексты различных стилей и жанров с опорой на речеведческие знания, в частности писать изложения и сочинения. Учащиеся должны: Знать: основные признаки публицистического стиля, признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение); основные нормы русского литературного языка. Уметь: различать стили речи; определять тему, основную мысль текста; анализировать структуру и языковые особенности текста; воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение Планируемый результат и уровень освоения. Ключевые компетенции: Учебно- познавательные: - Передавать в устной форме содержание прослушанного текста в сжатом виде. - Излагать в письменной форме прочитанный текст (сжато) в форме ученического изложения. Информационные: Применять инновационные технологии (аудио-видео, создание презентаций) Коммуникативные: - Адекватно воспринимать устную речь. - Уметь создавать тексты разных стилей речи с учетом замысла и ситуации общения, осуществляя осознанный выбор и организацию языковых средств Техническое обеспечение урока - аудиозапись, компьютер Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока - текст Ю.Нагибина «Чистые пруды», орфографические словари. Тема: Р/речи. Изложение по тексту Ю. Нагибина «Чистые пруды» І. Организационный момент. Добрый день! Ребята, обратите внимание на наш эпиграф к уроку. Эпиграф урока на доске: Но детских лет люблю воспоминанье. А. С. Пушкин. О чём пишет А. Пушкин? А что могли бы вы вспомнить из детства? С чем ассоциируется ваше детство? Учитель заслушивает ответы ребят и подводит к выводу, что детство - это всё-таки самая лучшая пора! А сейчас мы прослушаем аудиозапись песни «Остров детства» в исполнение М. Боярского. При прослушивании предлагается учащимся вспомнить что-либо приятное связанное с детством, с праздником, улыбнуться своим воспоминаниям, запомнить это чувство, а ощущение приберечь для работы над изложением ІІ. Актуализация субъектного опыта учащихся. Беседа с учениками. Какое воздействие на вас оказала песня? Какие ощущения вы испытали? - А теперь обратите внимание на тексты, которые лежат у вас на парте. Прочтите их. О чём рассказывает автор? Как песня и текст связаны между собой? Какие мысли и чувства вызывает у вас этот текст? Что бы вы сказали о настроении автора текста? С описания чего начинает свои воспоминания писатель? Почему? Какие выразительные средства языка использует автор? Какую роль они играют в тексте? Какова композиция данного текста? Вывод: мы будем работать по данному тексту. ІІІ. Этап применения знаний и способов деятельности. Ребята, я предлагаю вам поработать над текстом. Выделим основные признаки публицистического стиля, укажем признаки текста. Учащиеся работают в тетради. Записывают признаки публицистического стиля. Затем выделяют признаки текста, оформляя в виде кластера Признаки текста Наличие заглавия Чистые пруды Наличие темы Воспоминание о детстве Наличие основной мысли Школа жизни, школа мужества, школа природы Тематическое единство Раскрытие темы и основной мысли Наличие смысловой связи предложений Их нельзя поменять местами Наличие грамматической связи предложений Лексические повторы, синонимы, антонимы, местоимения, союзы Завершенность текста Наличие основных структурных элементов: начала, основной части, концовки Учитель предлагает учащимся выделить изобразительно-выразительные средства и стилистические приёмы, а также провести словарную работу. Учащиеся самостоятельно работают непосредственно в тексте. Тропы: 1) метафоры: «зелёный океан пруда», «пуховые, непрочные шарики», 2) эпитеты: чудеса – «милые», «скромные», букеты – «прекрасные», «печальные», запах – «горький», лицо – «прекрасное», «неистовое»… 3) олицетворения: «бульвар тонул»… Стилистические приёмы: 1) анафора: «Чистые пруды…», «а плаванье…, а смелые…, а теплота…». (Создаётся настроение приподнятости, торжественности) 4) синтаксический параллелизм: «Чистые пруды – это чудо…», «Чистые пруды – это целый мир…», «Чистые пруды – это исток…». Словарная работа Средоточие - место, где сосредоточено что-нибудь Плоскодонка (разг.) – лодка с плоским дном без киля Окоём (автор.) – кайма, полоса, обшивка по краю чего-нибудь Подведение итогов работы: предлагается прослушать аудиозапись и устно передать текст (сильный учащийся) Домашнее задание. Составить цитатный план изложения (тексты даются на дом). IV. Рефлексия. В завершении урока можно прослушать аудиозапись песни И. Талькова «Чистые пруды». 2 урок по данной теме подразумевает написание изложения в классе. І. Организационный момент. Учащимся предлагается напомнить название текста, по которому работали ранее. Обозначить цель и задачи работы над текстом. ІІ. Актуализация субъектного опыта учащихся Выборочная проверка цитатного плана и его корректировка. Собственное написание подробного изложения текста. III. Подведение итогов работы и рефлексия. Учащиеся сдают работы на проверку. В завершение можно дать возможность послушать песню в исполнении М.Боярского «В нашем дворе».
Автор(ы): Уренова А. С.
Скачать: Русский язык 9кл - Конспект.docxАвтор(ы): Уренова А. С.
Скачать: Русский язык 9кл - Приложение.docx