Название предмета: русский язык
Класс: 9
УМК (название учебника, автор, год издания): М.М. Разумовская
Уровень обучения): базовый
Тема урока: Типы сложных предложений и средства связи.
Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 11 часов
Место урока в системе уроков по теме: второй урок.
Цель урока: Повторение сведений о типах сложных предложений; расширение знаний учащихся о сложном предложении (о союзах и их значениях в этих предложениях); знакомство с классификацией сложных предложений по характеру союза и значению.
Задачи урока:
Предметные: организовать деятельность учащихся по систематизации знаний в рамках темы «Сложное предложение и типы предложений»;
Метапредметные: развивать у учащихся саму потребность в творческой деятельности, в самовыражении, самоактуализации через различные виды деятельности.
Личностные: содействовать развитию умения общаться между собой; помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
Планируемые результаты:
Знать: основные типы СП по значению и союзам.
Уметь: объяснять постановку знаков препинания; находить в тексте сложные предложения и выполнять их пунктуационный разбор
Технологическая карта урока русского языка
№
Этапы урока
Содержание учебного материала
Деятельность учащихся
1
Активизация начала урока
Приветствие учителя, обучающихся; знакомство с целями и задачами урока. Учащиеся делятся на группы.
Готовность класса к началу урока
2
Орфографическая разминка
Вставить пропущенные орфограммы, объяснить написание.
Записать орфографически трудные слова из упражнений учебника.
(Сначала анализируются слова, записанные первой группой, затем – второй группой).
Проблемно - поисковое задание: определить, какие орфограммы нашли отражение в записанных на доске словах:
Сначала, коснулись, сзади, засверкала, утреннюю, сходится, сбросила, размахивающего, ярко – желтая, что – то.
Систематизация орфографических навыков. Формирование интеллектуальных, коммуникативных навыков
3
Организация работы в группах.
Повторение темы «Сложные союзные предложения»
Опрос по теме «Сложное предложение»
1 – ая группа:
Дать определение сложного предложения; рассказать об основных группах сложных предложений; об их общих и отличительных признаках. Карточка.
1. В дни, когда над сонным морем духота и тишина, в отуманенном просторе еле движется волна. (Я. Полонский). 2. И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал. (А. Пушкин). 3. Всюду, где только лес был пореже, лежали на земле белые холсты лунного света. (В. Катаев).
2 – ая группа:
Рассказать о сложносочиненном предложении. Найти сложносочиненное предложение, в котором односоставное, а другое -двусоставное. Расставить знаки препинания.
Карточка
1.Встаньте лицом к волнам, и вы почувствуете свежесть утреннего моря. 2. Маячат далекие горы, да однообразно желтеют уже освободившиеся от снега пологие холмы. 3. Шумный грохот водопада был слышен издалека, а вблизи он был оглушительным.
покрытые вьюки. (М.Ю. Лермонтов).
(Группы отвечают поочередно).
Готовность обучающихся к познавательной деятельности
Систематизация знаний. Формирование интеллектуальных навыков
Умение делать выводы, анализировать. Формирование интеллектуальных коммуникативных навыков
4
Индивидуальная работа.
Индивидуальная работа (2 ученика у доски)
- Индивидуальное задание: произвести синтаксический разбор предложения. (Задание выполняется на доске).
В дни, когда над сонным морем духота и тишина, в отуманенном просторе еле движется волна. (Я. Полонский).
Встаньте лицом к волнам, и вы почувствуете свежесть утреннего моря.
Систематизация знаний. Формирование интеллектуальных навыков
5
Физминутка
Выполнение физических упражнений
Смена деятельности, отдых
6
Организация работы в парах.
Заполнение «слепой таблицы» с помощью учебника.
Для удобства введем условные обозначения: ССП, СПП, БСП.
Умение сопоставлять, анализировать, обобщать.
Получение реальных результатов деятельности.
7
Закрепление изученного материала (работа в паре)
Работа с текстом. Смотри приложение 1.
Задание: Найдите сложные предложения, определите вид и способ соединения.
Работа с учебником.
Упражнение 59- устно.
Упражнение 60- самостоятельно с последующей взаимопроверкой.
Получение реальных результатов обучения. Формирование интеллектуальных, коммуникативных, творческих компетенций
8
Проверка индивидуального домашнего задания
Исследовательская работа
- Сколько знаков препинания представлено в учебнике русского языка?
Примерный вариант ответа:
В учебнике русского языка представлено 10 знаков препинания. Алфавит из 10 знаков препинания представлен в основном нормативном документе - в «Правилах русской орфографии и пунктуации» (1956 г.).В «Российской грамматике» (1755 г.) М.В. Ломоносова в главе «О знаках» перечислены знаки препинания и даны правила их употребления. Всего этих знаков 8. Названия первых четырех не расходятся с современными: запятая, точка с запятой, точка, вопросительный знак. Остальные четыре знака мы теперь тоже употребляем, но называем их по-другому: две точки - двоеточие; удивительный знак - восклицательный; вместительный знак - это скобки; единитный, или единительный, знак - это наш современный знак переноса.
Умение самостоятельно находить нужную информацию. Формирование интеллектуальных умений
10
Рефлексия
Учащиеся высказывают свое мнение о проделанной работе, оценивают свою роль в выполнении общего задания.
Развитие самокритичности, объективности
11
Домашнее задание
Инструктаж по выполнению домашнего задания.
Упражнение 62.
Получение домашнего задания и инструкций
Приложение 1
В начале летних каникул мы с товарищем задумали совершить небольшое путешествие по реке в резиновой лодке. Никому ничего не сказав, мы быстро собрались в путь и к ночи были на берегу реки. Ночная тишина, прерываемая каким-то резким птичьим криком, влажный пронизывающий воздух - всё это нехорошо воздействовало на нас. В течение нескольких минут мы шатались, но потом решительно вошли в лодку, отпихнулись от берега, и лодка поплыла по течению. Сначала было жутко ехать незнакомой рекой, но постепенно мы освоились и уже смело смотрели вперед. Ранним утром мы надеялись быть в незнакомой деревеньке. Мы плыли медленно по течению реки, почти не работая веслами. Вот из-за туч показалась луна, озарившая своим загадочным блеском все окрестности. Где-то защелкал соловей, за ним другой. Казалось, весь воздух пронизан чарующими звуками. Мы восхищались соловьиным пением и красотой ночи и совсем забыли о лодке. Вдруг она, натолкнувшись на что-то, опрокинулась, и мы очутились по пояс в воде. Собрав свои вещи, плававшие по реке, мы выбрались на берег, вытащили злополучную лодку, разожгли костер и до утра обогревались, сушились и обсуждали ночное приключение.
Автор(ы): Нургалиева Т. Ж.
Скачать: Русский язык 9кл - Конспект.docx Типы сложных предложений и средства связи между частями.
Цели:
1. закрепить понятия простого и сложного предложения.
2. повторить синтаксический разбор простого и сложного предложения.
3. дать информацию о видах сложного предложения и средствах связи между их частями.
Оборудование: таблица «Виды сложного предложения», карточки
Ход урока.
1) Проверка домашнего задания.
Упр 46-лингвистический пересказ.
ТПО №23,№25.
Словарная работа
АквилОн.трад.-поэт.Сильный ветер,по быстроте подобный полёту орла.Грозный аквилон.
АргО.-Условный знак какой-либо небольшой социальной группы,отличающийся от общенародного языка лексикой,но не обладающий собственной фонетикой и грамматической системой .Профессиональное арго.Синоним :жаргон.
2) Синтаксическая разминка.
Синтаксический разбор предложений.
Тучу передёрнуло синим пламенем.
Метель не утихала,небо не прояснялось.
Задание:посчитайте кол-во грамматических основ,определите вид сложного предложения.
Он хотел было что-то сказать ему, но толстяк уже исчез (Гоголь)
Трудно сказать почему, но блистательный и прощальный ущерб природы, прозрачные дни, безмолвное море, сухие стебли кукурузы, пустота оставленных на зиму дач, травянистый запах последних цветов - все это сообщает особую горечь и силу повествованию (Паустовский) .
[Она пришла в ужас'], (когда узнала) , (что письмо нёс отец) (Ф. Достоевский)
3) Знакомство с новой темой.
Стр 33-составьте кластер по таблице.Типы сложного предложения.
Запишите примеры сложных предложений в тетрадь.
4) Закрепление.
Работа по карточкам.
1.Составить схемы предложений.
2.Определить тип предложения.
1. Солнце закатилось, и ночь последовала за днем без промежутка, как это обыкновенно бывает на юге (Лермонтов).
2 В саду было просторно и росли одни только дубы; они стали распускаться только недавно, так что теперь сквозь молодую листву виден был весь сад с его эстрадой, столиками и качелями.
3. .Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги.
4. .Поставь над собой и сто учителей — они окажутся бессильными, если ты не можешь сам заставить себя.
5. Мы выходим в открытое море, но если внимательно приглядеться, то синие тени земли уже виднеются на горизонте.
6. Солнце давно уже взошло, и хотя на небесах не было заметно даже маленького облачка, но цвет их был довольно странным и неприятным: грязно серым и светло-фиолетовым одновременно.
7. Весь день стояла прекрасная погода, но, когда мы подплывали к Одессе, пошел сильный дождь.
Рефлексия
Сегодня я узнал..
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
5) Оценки на уроке
6) Информация о домашнем задании.
Параграф 6 учить, ЗСП-1 выяснить значение, структуру,правописание.
Автор(ы): Мухина О. К.
Скачать: Русский язык 9кл - Конспект.docx