Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Типы сложных предложений и средства связи между частями

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета: русский язык
    Класс: 9 
    УМК (название учебника, автор, год издания): М.М. Разумовская
    Уровень обучения): базовый
    Тема урока:  Типы сложных предложений и средства связи.
    
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 11 часов
    Место урока в системе уроков по теме: второй  урок. 
    Цель урока: Повторение сведений о типах сложных предло­жений; расширение зна­ний учащихся о сложном предложении (о союзах и их значениях в этих предложениях); знакомст­во с классификацией слож­ных предложений по ха­рактеру союза и значению.
    Задачи урока: 
    Предметные: организовать деятельность учащихся по  систематизации знаний в рамках темы «Сложное предложение и типы предложений»;
    Метапредметные: развивать у учащихся саму потребность в творческой деятельности, в самовыражении, самоактуализации через различные виды деятельности.
     Личностные: содействовать развитию умения общаться между собой; помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
    Планируемые результаты: 
    Знать: основные типы СП по значению и союзам. 
    Уметь: объяснять поста­новку знаков препинания; находить в тексте сложные предложения и выполнять их пунктуационный разбор
    Технологическая карта урока русского языка
    №
    Этапы урока
    Содержание учебного материала
     Деятельность учащихся
    1
    Активизация начала урока
    Приветствие учителя, обучающихся; знакомство с целями и задачами урока. Учащиеся делятся на группы.
    Готовность класса к началу урока
    2
    Орфографическая разминка
    
    Вставить пропущенные орфограммы, объяснить написание.
    Записать орфографически трудные слова  из упражнений учебника.
    (Сначала анализируются слова, записанные первой группой, затем – второй группой).
    Проблемно - поисковое задание: определить, какие орфограммы нашли отражение в записанных на доске словах:
    Сначала, коснулись, сзади, засверкала, утреннюю, сходится, сбросила, размахивающего, ярко – желтая, что – то.   
    
    Систематизация орфографических навыков. Формирование интеллектуальных, коммуникативных навыков
    3
    Организация работы в группах.
    Повторение темы «Сложные союзные предложения»
    Опрос по теме «Сложное предложение»
    1 – ая группа:
    Дать определение сложного предложения; рассказать об основных группах сложных  предложений; об их общих и отличительных признаках. Карточка. 
    1. В дни, когда над сонным морем духота и тишина, в отуманенном просторе еле движется волна. (Я. Полонский). 2. И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал. (А. Пушкин). 3. Всюду, где только лес был пореже, лежали на земле белые холсты лунного света. (В. Катаев). 
    2 – ая группа:
     Рассказать о сложносочиненном предложении. Найти сложносочиненное предложение, в котором односоставное, а другое -двусоставное. Расставить знаки    препинания.
    Карточка 
    1.Встаньте лицом к волнам, и вы почувствуете свежесть утреннего моря.  2. Маячат далекие горы, да однообразно желтеют уже освободившиеся от снега пологие холмы. 3. Шумный грохот водопада был слышен издалека, а вблизи он был оглушительным.  
    покрытые  вьюки. (М.Ю. Лермонтов).
    (Группы отвечают поочередно).
    Готовность обучающихся к познавательной деятельности
    
    
    
    Систематизация знаний. Формирование интеллектуальных навыков
    
    
    
    
    
    
    
    Умение делать выводы, анализировать. Формирование интеллектуальных коммуникативных навыков
    4
    Индивидуальная работа.
    
    Индивидуальная работа (2 ученика у доски)
     - Индивидуальное задание: произвести синтаксический разбор  предложения.		(Задание выполняется на доске).
     В дни, когда над сонным морем духота и тишина, в отуманенном просторе еле движется волна. (Я. Полонский). 
     Встаньте лицом к волнам, и вы почувствуете свежесть утреннего моря.  
    
    Систематизация знаний. Формирование интеллектуальных навыков
    5
    Физминутка
    Выполнение физических  упражнений
    
    Смена деятельности, отдых
    6
    Организация работы в парах. 
    Заполнение «слепой таблицы» с помощью учебника. 
     
    
    Для удобства введем условные обозначения: ССП, СПП, БСП.
    Умение сопоставлять, анализировать, обобщать.
    Получение реальных результатов деятельности.
    
    7
    Закрепление изученного материала (работа в паре)
    Работа с текстом. Смотри приложение 1.
    Задание: Найдите сложные предложения, определите вид и способ соединения. 
    Работа с учебником.
    Упражнение 59- устно.
    Упражнение 60- самостоятельно с последующей взаимопроверкой.
    
    Получение реальных результатов обучения. Формирование интеллектуальных, коммуникативных, творческих компетенций
    8
    Проверка индивидуального домашнего задания
    Исследовательская работа
    - Сколько знаков препинания представлено в учебнике русского языка?
    Примерный вариант ответа: 
    В учебнике русского языка представлено 10 знаков препинания. Алфавит из 10 знаков препинания представлен в основном нормативном документе - в «Правилах русской орфографии и пунктуации» (1956 г.).В «Российской грамматике» (1755 г.) М.В. Ломоносова в главе «О знаках» перечислены знаки препинания и даны правила их употребления. Всего этих знаков 8. Названия первых четырех не расходятся с современными: запятая, точка с запятой, точка, вопросительный знак. Остальные четыре знака мы теперь тоже употребляем, но называем их по-другому: две точки - двоеточие; удивительный знак - восклицательный; вместительный знак - это скобки; единитный, или единительный, знак - это наш современный знак переноса.
    
    Умение самостоятельно находить нужную информацию. Формирование интеллектуальных умений
    10
    Рефлексия
    Учащиеся высказывают свое мнение о проделанной работе, оценивают свою роль в выполнении общего задания.
    Развитие самокритичности, объективности
    11
    Домашнее задание
    Инструктаж по выполнению домашнего задания.
    
    Упражнение 62.
        
    Получение домашнего задания и инструкций
    
    
    Приложение 1
    В начале летних каникул мы с товарищем задумали совершить небольшое путешествие по реке в резиновой лодке. Никому ничего не сказав, мы быстро собрались в путь и к ночи были на берегу реки. Ночная тишина, прерываемая каким-то резким птичьим криком, влажный пронизывающий воздух - всё это нехорошо воздействовало на нас. В течение нескольких минут мы шатались, но потом решительно вошли в лодку, отпихнулись от берега, и лодка поплыла по течению. Сначала было жутко ехать незнакомой рекой, но постепенно мы освоились и уже смело смотрели вперед. Ранним утром мы надеялись быть в незнакомой деревеньке. Мы плыли медленно по течению реки, почти не работая веслами. Вот из-за туч показалась луна, озарившая своим загадочным блеском все окрестности. Где-то защелкал соловей, за ним другой. Казалось, весь воздух пронизан чарующими звуками. Мы восхищались соловьиным пением и красотой ночи и совсем забыли о лодке. Вдруг она, натолкнувшись на что-то, опрокинулась, и мы очутились по пояс в воде. Собрав свои вещи, плававшие по реке, мы выбрались на берег, вытащили злополучную лодку, разожгли костер и до утра обогревались, сушились и обсуждали ночное приключение.
    
    
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Нургалиева Т. Ж.

    Скачать: Русский язык 9кл - Конспект.docx
  • Конспект

     Типы сложных предложений  и средства связи  между частями.
    Цели:
    1. закрепить понятия  простого  и сложного предложения.
    2. повторить  синтаксический разбор  простого и сложного предложения.
    3. дать информацию   о видах   сложного предложения  и   средствах связи   между  их  частями.
    Оборудование: таблица «Виды сложного предложения», карточки
    Ход   урока.
    1) Проверка домашнего  задания.
    Упр  46-лингвистический пересказ.
    ТПО  №23,№25.
    Словарная   работа
    АквилОн.трад.-поэт.Сильный ветер,по быстроте подобный полёту орла.Грозный аквилон.
    АргО.-Условный  знак какой-либо небольшой социальной группы,отличающийся  от общенародного  языка лексикой,но не обладающий собственной  фонетикой  и грамматической системой  .Профессиональное  арго.Синоним :жаргон.
    2) Синтаксическая  разминка.
    Синтаксический  разбор   предложений.
    Тучу   передёрнуло  синим пламенем.
    Метель не утихала,небо не прояснялось.
    Задание:посчитайте  кол-во  грамматических основ,определите  вид  сложного предложения.
    Он хотел было что-то сказать ему, но толстяк уже исчез (Гоголь)
    Трудно сказать почему, но блистательный и прощальный ущерб природы, прозрачные дни, безмолвное море, сухие стебли кукурузы, пустота оставленных на зиму дач, травянистый запах последних цветов - все это сообщает особую горечь и силу повествованию (Паустовский) .
    [Она пришла в ужас'], (когда узнала) , (что письмо нёс отец) (Ф. Достоевский)
    3) Знакомство  с новой темой.
    Стр  33-составьте кластер   по таблице.Типы  сложного предложения.
    Запишите  примеры  сложных предложений  в тетрадь.
    4) Закрепление.
    Работа   по карточкам.
    1.Составить схемы  предложений.
    2.Определить тип предложения.
    
    1. Солнце закатилось, и ночь последовала за днем без промежутка, как это обыкновенно бывает на юге (Лермонтов).
    2 В саду было просторно и росли одни только дубы; они стали распускаться только недавно, так что теперь сквозь молодую листву виден был весь сад с его эстрадой, столиками и качелями.
    3. .Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги. 
    4. .Поставь над собой и сто учителей — они окажутся бессильными, если ты не можешь сам заставить себя. 
    5. Мы выходим в открытое море, но если внимательно приглядеться, то синие тени земли уже виднеются на горизонте.
    6.  Солнце давно уже взошло, и хотя на небесах не было заметно даже маленького облачка, но цвет их был довольно странным и неприятным: грязно серым и светло-фиолетовым одновременно.  
    7.  Весь день стояла прекрасная погода, но, когда мы подплывали к Одессе, пошел сильный дождь.
      Рефлексия
                    Сегодня я узнал..
    я научился…
    у меня получилось …
    я смог…
    я попробую…
    меня удивило…
    урок дал мне для жизни…
    мне захотелось…
    
    5) Оценки на уроке           
    6) Информация о домашнем задании.
    Параграф  6 учить, ЗСП-1 выяснить значение, структуру,правописание.
    
     
     

    Автор(ы): Мухина О. К.

    Скачать: Русский язык 9кл - Конспект.docx