Название предмета: русский язык Класс: 9 УМК (название учебника, автор, год издания): М.М. Разумовская Уровень обучения): базовый Тема урока: Типы сложных предложений и средства связи. Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 11 часов Место урока в системе уроков по теме: второй урок. Цель урока: Повторение сведений о типах сложных предложений; расширение знаний учащихся о сложном предложении (о союзах и их значениях в этих предложениях); знакомство с классификацией сложных предложений по характеру союза и значению. Задачи урока: Предметные: организовать деятельность учащихся по систематизации знаний в рамках темы «Сложное предложение и типы предложений»; Метапредметные: развивать у учащихся саму потребность в творческой деятельности, в самовыражении, самоактуализации через различные виды деятельности. Личностные: содействовать развитию умения общаться между собой; помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности. Планируемые результаты: Знать: основные типы СП по значению и союзам. Уметь: объяснять постановку знаков препинания; находить в тексте сложные предложения и выполнять их пунктуационный разбор Технологическая карта урока русского языка № Этапы урока Содержание учебного материала Деятельность учащихся 1 Активизация начала урока Приветствие учителя, обучающихся; знакомство с целями и задачами урока. Учащиеся делятся на группы. Готовность класса к началу урока 2 Орфографическая разминка Вставить пропущенные орфограммы, объяснить написание. Записать орфографически трудные слова из упражнений учебника. (Сначала анализируются слова, записанные первой группой, затем – второй группой). Проблемно - поисковое задание: определить, какие орфограммы нашли отражение в записанных на доске словах: Сначала, коснулись, сзади, засверкала, утреннюю, сходится, сбросила, размахивающего, ярко – желтая, что – то. Систематизация орфографических навыков. Формирование интеллектуальных, коммуникативных навыков 3 Организация работы в группах. Повторение темы «Сложные союзные предложения» Опрос по теме «Сложное предложение» 1 – ая группа: Дать определение сложного предложения; рассказать об основных группах сложных предложений; об их общих и отличительных признаках. Карточка. 1. В дни, когда над сонным морем духота и тишина, в отуманенном просторе еле движется волна. (Я. Полонский). 2. И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал. (А. Пушкин). 3. Всюду, где только лес был пореже, лежали на земле белые холсты лунного света. (В. Катаев). 2 – ая группа: Рассказать о сложносочиненном предложении. Найти сложносочиненное предложение, в котором односоставное, а другое -двусоставное. Расставить знаки препинания. Карточка 1.Встаньте лицом к волнам, и вы почувствуете свежесть утреннего моря. 2. Маячат далекие горы, да однообразно желтеют уже освободившиеся от снега пологие холмы. 3. Шумный грохот водопада был слышен издалека, а вблизи он был оглушительным. покрытые вьюки. (М.Ю. Лермонтов). (Группы отвечают поочередно). Готовность обучающихся к познавательной деятельности Систематизация знаний. Формирование интеллектуальных навыков Умение делать выводы, анализировать. Формирование интеллектуальных коммуникативных навыков 4 Индивидуальная работа. Индивидуальная работа (2 ученика у доски) - Индивидуальное задание: произвести синтаксический разбор предложения. (Задание выполняется на доске). В дни, когда над сонным морем духота и тишина, в отуманенном просторе еле движется волна. (Я. Полонский). Встаньте лицом к волнам, и вы почувствуете свежесть утреннего моря. Систематизация знаний. Формирование интеллектуальных навыков 5 Физминутка Выполнение физических упражнений Смена деятельности, отдых 6 Организация работы в парах. Заполнение «слепой таблицы» с помощью учебника. Для удобства введем условные обозначения: ССП, СПП, БСП. Умение сопоставлять, анализировать, обобщать. Получение реальных результатов деятельности. 7 Закрепление изученного материала (работа в паре) Работа с текстом. Смотри приложение 1. Задание: Найдите сложные предложения, определите вид и способ соединения. Работа с учебником. Упражнение 59- устно. Упражнение 60- самостоятельно с последующей взаимопроверкой. Получение реальных результатов обучения. Формирование интеллектуальных, коммуникативных, творческих компетенций 8 Проверка индивидуального домашнего задания Исследовательская работа - Сколько знаков препинания представлено в учебнике русского языка? Примерный вариант ответа: В учебнике русского языка представлено 10 знаков препинания. Алфавит из 10 знаков препинания представлен в основном нормативном документе - в «Правилах русской орфографии и пунктуации» (1956 г.).В «Российской грамматике» (1755 г.) М.В. Ломоносова в главе «О знаках» перечислены знаки препинания и даны правила их употребления. Всего этих знаков 8. Названия первых четырех не расходятся с современными: запятая, точка с запятой, точка, вопросительный знак. Остальные четыре знака мы теперь тоже употребляем, но называем их по-другому: две точки - двоеточие; удивительный знак - восклицательный; вместительный знак - это скобки; единитный, или единительный, знак - это наш современный знак переноса. Умение самостоятельно находить нужную информацию. Формирование интеллектуальных умений 10 Рефлексия Учащиеся высказывают свое мнение о проделанной работе, оценивают свою роль в выполнении общего задания. Развитие самокритичности, объективности 11 Домашнее задание Инструктаж по выполнению домашнего задания. Упражнение 62. Получение домашнего задания и инструкций Приложение 1 В начале летних каникул мы с товарищем задумали совершить небольшое путешествие по реке в резиновой лодке. Никому ничего не сказав, мы быстро собрались в путь и к ночи были на берегу реки. Ночная тишина, прерываемая каким-то резким птичьим криком, влажный пронизывающий воздух - всё это нехорошо воздействовало на нас. В течение нескольких минут мы шатались, но потом решительно вошли в лодку, отпихнулись от берега, и лодка поплыла по течению. Сначала было жутко ехать незнакомой рекой, но постепенно мы освоились и уже смело смотрели вперед. Ранним утром мы надеялись быть в незнакомой деревеньке. Мы плыли медленно по течению реки, почти не работая веслами. Вот из-за туч показалась луна, озарившая своим загадочным блеском все окрестности. Где-то защелкал соловей, за ним другой. Казалось, весь воздух пронизан чарующими звуками. Мы восхищались соловьиным пением и красотой ночи и совсем забыли о лодке. Вдруг она, натолкнувшись на что-то, опрокинулась, и мы очутились по пояс в воде. Собрав свои вещи, плававшие по реке, мы выбрались на берег, вытащили злополучную лодку, разожгли костер и до утра обогревались, сушились и обсуждали ночное приключение.
Автор(ы): Нургалиева Т. Ж.
Скачать: Русский язык 9кл - Конспект.docxТипы сложных предложений и средства связи между частями. Цели: 1. закрепить понятия простого и сложного предложения. 2. повторить синтаксический разбор простого и сложного предложения. 3. дать информацию о видах сложного предложения и средствах связи между их частями. Оборудование: таблица «Виды сложного предложения», карточки Ход урока. 1) Проверка домашнего задания. Упр 46-лингвистический пересказ. ТПО №23,№25. Словарная работа АквилОн.трад.-поэт.Сильный ветер,по быстроте подобный полёту орла.Грозный аквилон. АргО.-Условный знак какой-либо небольшой социальной группы,отличающийся от общенародного языка лексикой,но не обладающий собственной фонетикой и грамматической системой .Профессиональное арго.Синоним :жаргон. 2) Синтаксическая разминка. Синтаксический разбор предложений. Тучу передёрнуло синим пламенем. Метель не утихала,небо не прояснялось. Задание:посчитайте кол-во грамматических основ,определите вид сложного предложения. Он хотел было что-то сказать ему, но толстяк уже исчез (Гоголь) Трудно сказать почему, но блистательный и прощальный ущерб природы, прозрачные дни, безмолвное море, сухие стебли кукурузы, пустота оставленных на зиму дач, травянистый запах последних цветов - все это сообщает особую горечь и силу повествованию (Паустовский) . [Она пришла в ужас'], (когда узнала) , (что письмо нёс отец) (Ф. Достоевский) 3) Знакомство с новой темой. Стр 33-составьте кластер по таблице.Типы сложного предложения. Запишите примеры сложных предложений в тетрадь. 4) Закрепление. Работа по карточкам. 1.Составить схемы предложений. 2.Определить тип предложения. 1. Солнце закатилось, и ночь последовала за днем без промежутка, как это обыкновенно бывает на юге (Лермонтов). 2 В саду было просторно и росли одни только дубы; они стали распускаться только недавно, так что теперь сквозь молодую листву виден был весь сад с его эстрадой, столиками и качелями. 3. .Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги. 4. .Поставь над собой и сто учителей — они окажутся бессильными, если ты не можешь сам заставить себя. 5. Мы выходим в открытое море, но если внимательно приглядеться, то синие тени земли уже виднеются на горизонте. 6. Солнце давно уже взошло, и хотя на небесах не было заметно даже маленького облачка, но цвет их был довольно странным и неприятным: грязно серым и светло-фиолетовым одновременно. 7. Весь день стояла прекрасная погода, но, когда мы подплывали к Одессе, пошел сильный дождь. Рефлексия Сегодня я узнал.. я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось… 5) Оценки на уроке 6) Информация о домашнем задании. Параграф 6 учить, ЗСП-1 выяснить значение, структуру,правописание.
Автор(ы): Мухина О. К.
Скачать: Русский язык 9кл - Конспект.docx