Название предмета: русский язык Класс: 9 УМК (название учебника, автор, год издания): М.М. Разумовская Уровень обучения): базовый Тема урока: Сложное предложение Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 11 часов Место урока в системе уроков по теме: первый урок. Цель урока: изучение сложного предложения Задачи урока: 1)предметные: формировать понятие о сложном предложении: «виды сложного предложения: сложносочинённое ССП, сложноподчинённое СПП, бессоюзное сложное БСП, средства связи между частями сложного предложения, сочинительная, подчинительная»; формировать практические навыки работы с предложением, текстом, учиться определять виды сложного предложения, строить схемы;продолжить работу по формированию навыков исследования предложения; 2)метапредметные: формулировать тему, учебные задачи урока, определять степень успешности работы;формировать познавательный интерес, строить логически обоснованные рассуждения, уметь пользоваться алгоритмом; планировать учебное сотрудничество с учителем, соблюдать правила речевого поведения, создать условия для развития логического мышления, устной и письменной речи, памяти, внимания, воображения; продолжить формирование умения работать с учебной литературой и другими источниками информации (электронными ресурсами) 3) личностные: формировать навыки самостоятельной работы, развивать культуру речи и положительные эмоции. Планируемые результаты: знать признаки сложных предложений; уметь различать основные виды сложных предложений, объяснять постановку знаков препинания в них, создавать синонимические конструкции сложных предложений и использовать их в речи. Технологическая карта урока русского языка Ход урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Познавательная Коммуникативная Регулятивная Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности 1 Актуализация знаний Постановка учебной задачи Просит в тетради записать 2 предложения и сравнить их 1. Солнце закатилось. 2. Солнце закатилось, и ночь последовала за днём без промежутка. Просит сформулировать тему урока. Объяснить постановку запятой. Задаёт вопрос: -По каким признакам определяем сложное предложение? Ставит учебную проблему: сможешь ли определить вид сложного предложения? Просит назвать учебные задачи Приветствуют учителя. В тетради пишут число, название работы. Записывают предложения, сравнивает их. Объясняют. Доказывают, что второе предложение сложное Определяют тему урока, записывает в тетрадь тему. Формулирует правило, проверяет по учебнику формулировку стр. 38 Записывает правило в тетрадь называет учебные задачи по опорным словам: узнаю...( виды сложного предложения, какими средствами связаны простые предложения в составе сложного, как разделяются простые предложения в сложном ) научусь...(определять вид сложного предложения, ставить запятые, строить схемы ) По определённым признакам назвать тему урока Ставить и формулировать проблему, учебные задачи Актуализация изученных способов действий, актуализация мыслительных процессов; активизирует мыслительные операции Уметь формулировать ответ на поставленный вопрос, самопроверка по записи в таблице Планировать учебное сотрудничество с учителем Планировать учебное сотрудничество с учителем Формулировать тему урока, определять для себя учебные задачи Планировать действия в соответствии с поставленной задачей Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами коммуникации; умение вступать в диалог Включение в процесс обучения Прогнозировать ответ на поставленный вопрос. Строить логически обоснованные рассуждения Умение контролировать свою деятельность и поведение Высказывать предположения на основе наблюдений. Постановка учебной задачи 2 Организация и самоорга низация учащегося в ходе усвоения материала. Учитель просит открыть учебник, найти тему «Виды сложных предложений» и составить кластер по теме. Исследование предложений по алгоритму Работа с ранее записанным на доске предложением: Солнце закатилось, и ночь последовала за днём без промежутка 1 Грамматические основы 2 Средства связи (союз сочинительный или подчинительный) 3 Можно ли задать вопрос от одного предложения к другому? 4 Как построить схему? Запись второго предложения Уже солнце садилось, когда я подъехал к Кисловодску, измученный, на измученной лошади. Анализ предложения по алгоритму Запись и анализ третьего предложения Конь бежит, земля дрожит. В тетради пишут характеристику сложных предложений, строят схему. Подведение под понятие ««виды сложного предложения: сложносочинённое ССП, сложноподчинённое СПП, бессоюзное сложное БСП, средства связи между частями сложного предложения, сочинительная, подчинительная»» Выделять главное, объяснять, анализировать, сопоставлять, делать выводы, строить схемы, писать характеристику, объяснять орфограммы, подчёркивать грамматические основы Уметь пользоваться алгоритмом, таблицей. Прогнозировать ответ на поставленный вопрос. Чередовать речевую активность и практическую работу Самоорганизация при просмотре ресурса; развитие внимания и силы воли Высказывать предположения на основе наблюдений. Самостоятельное нахождение ответа в тексте при решении проблем поискового характера Коррекция общих знаний 3 Устное закрепление по теме Сохранение интереса к теме. Первичное устное закрепление: Как называются сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связаны сочинительными союзами? 3. Как называется сложное предложение, которое состоит из главного и придаточного предложения? 4.Какое предложение называется бессоюзным сложным предложением? Отвечают на вопросы Уметь рассуждать, высказывать свою точку зрения, развивать устную монологическую речь Сотрудничать с учителем Выделять главное Планировать действия с поставленной задачей Уметь оценивать свои действия Находить и исправлять ошибки 4 Закрепление. Задание «Докажи» Записать предложения, объяснить орфограммы и указать вид сложного предложения, написать характеристику сложного предложения, построить схемы Солнце уже спряталось в ч..рной туче, стало темно и сыро. Месяц св..тил в окно, и луч его играл по земля(н,нн)ому полу хаты. Уж солнце начинало прятаться за снеговой хребет, когда я въехал в Койшаурскую долину. Записывают предложения, объясняет орфограммы и указывают вид сложного предложения, пишут характеристику сл. пр, строит схемы Строить логически обоснованные рассуждения Формировать навык монологической речи, Выстраивание учебного сотрудничества с учителем; Самоорганизация при записи и объяснениипредложений; развитие внимания, логики Коррекция знаний 5 Музыкальная пауза с творческим заданием Организует прослушивание аудиозаписи http://www.youtube.com/watch?v=g_eJY2cM4wU «Лунная соната» Л.В. Бетховена Включает демонстрацию экрана. Просит учеников написать сочинение-зарисовку на одну из тем: «Солнце спряталось», «Закат» с использованием сложных предложений. Проверяет сочинение-зарисовку Прослушивание аудиозаписи Написание сочинения-зарисовки под музыку, чтение сочинения-зарисовки. составлять текст, формировать и развивать эстетическое восприятие, творческие способности творческое, образное мышление, эстетическое восприятие Выполняет сотрудничество с учителем Строить монологическую речь Грамотно употреблять сложные предложе ния в речи Определять степень успешности работы Учиться работать в соответствии с поставленной задачей 6 Закрепление Работа с текстом Организует работу с текстом. Учебник стр. 48 Упражнение 67 1абзац Прочитать выразительно текст -Озаглавить текст Найти ССП, выписать 3 предложения, составить схемы, указать, какие союзы связывают части сложного предложения Читают текст Называют заголовок Находит ССП, строит схемы Уметь работать с текстом, находить ССП, строить схемы Осуществляет выборочный синтаксический разбор предложения Доказывать , какой вид сложного предложе ния, применять логическое рассуждение Распреде лять слова по группам Уметь классифициро вать сложные предложения 7 Подведение итогов Учитель подводит итоги деятельности -Каких сложных предложений нет в тексте ? -Какие предложения называются бессоюзными? -По каким признакам отличаем ССП от СПП? Отвечают на вопросы С достаточной полнотой выражать свои мысли Умеет выделять главное Уметь слушать учителя Оценивать результаты свое деятельности Анализировать собственную работу 8 Домашнее задание Объясняет домашнее задание опережающего характера 1. ответить на вопрос: какие предложения называются ССП? 2. Какие союзы связывают части сложного предложения? Прочитать материал в учебнике, подготовить сообщение в виде таблицы для устного ответа с примерами Записывают задание в дневник Извлечение необходимой информации на уроке в учебнике; построение логической цепи Уметь пользоваться информацией с учебника Выполнять информационный проект Учиться использовать информацию в своём проекте Планировать домашнюю работу в соответствии с поставленной задачей 9 Рефлексия Организует рефлексию в виде написания телеграммы Ученикам предлагается заполнить бланк телеграммы, получив при этом следующую инструкцию: «Что ты думаешь о прошедшем занятии? Что было для тебя важным? Чему научилась? Что понравилось? Что осталось неясным? Напишите мне об этом короткое послание – телеграмму из 11 слов». Составляют текст телеграммы, пишут, читают Обобщают результаты своей деятельности по достижению цели. Рефлексировать способы и условия действий. Контролировать и оценивать результаты деятельности Выстраивание причинно- следственных связей. Осуществление сравнения обобщения и классификации. Выражать собственное мнение о работе и полученном результате. Оценивать результаты свое деятельности Анализ правильности выполненных действий и уровень усвоения. Соотносить цели и результаты своей деятельности. Определять степень успешности работ.
Автор(ы): Нургалиева Т. Ж.
Скачать: Русский язык 9кл - Конспект.docx