Название предмета Русский язык
Класс 9
УМК Русский язык. 9 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений: Л.А.Тростенцова , 2014
Уровень обучения базовый
Тема урока: Понятие о сложном предложении.
Общее количество часов, отведенное на изучение темы 1 час
Место урока в системе уроков по теме: 1
Цель урока: научить отличать простое предложение от сложной синтаксической конструкции; углубить понятие о сложном предложении
Задачи урока: формирование у обучающихся общего представления о сложном предложении как синтаксической единице; совершенствование орфографической и пунктуационной зоркости обучающихся; развитие познавательных процессов у обучающихся;
Планируемые результаты:
1. Предметные
- учить отличать простое предложение от сложного;
- составлять схемы сложных предложений;
- закрепить навык постановки запятой в сложном предложении.
- развивать грамотность, устную речь.
2. Метапредметные
- формировать умение находить информацию в тексте
- учить анализировать, сравнивать и обобщать на основе фактов
- учить представлять информацию в сжатом и развернутом виде
3. Личностные
- строить отношения с людьми
- воспитывать уважение к родному языку, чувство патриотизма, национальной гордости за свой язык.
Техническое обеспечение урока: учебник: карточки
Ход урока
I.Организационный момент
II.Повторение изученного материала, необходимого для открытия нового.
Посмотрите на доску, где записана тема урока. Каким разделом науки о языке мы будем заниматься?
Что изучает синтаксис?
Попробуйте сформулировать цели урока.
Закрепить умение отличать простые предложения от сложных.
Знать особенности сложных предложений.
Уметь правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях.
III.Актуализация знаний.
Фронтальный опрос
- что такое предложение?
- какие предложения называются простыми, а какие- сложными?
- как связываются между собой простые предложения в составе сложного?
- назовите сочинительные и подчинительные союзы.
IV. Изучение нового материала.
- Наблюдения учащихся (§ 7, с. 24).
- Учащиеся рассматривают предложения, записывают в тетрадь, находят грамматические основы, сопоставляют их число в простом и сложном предложениях, отвечают на вопросы:
-Какое предложение содержит больший объём информации — простое или сложное?
- Какой вы знаете способ связи простых предложений в составе сложного?
Вывод: сложное предложение передаёт больший объём информации, чем простое; составляющие его простые предложения образуют смысловое, грамматическое и интонационное единство, которое на письме оформляется знаками завершения в конце предложения.
-Читается вслух теоретический материал на с. 24.
Физкультминутка
V. Закрепление знаний
-упр.42 выполняют письменно: читают выразительно стихотворные отрывки о Москве, выписывают сложное предложение, подчёркивают грамматическую основу, составляют схему сложного предложения. Устно отвечают на вопросы:
- Какие чувства и мысли вызвали стихотворные отрывки о Москве?
-Как вы будете читать первый и второй отрывки (громко или тихо, быстро или медленно)? Почему?
- работа по вариантам
Учащиеся конструируют из простых предложений сложные с союзами и без них, выясняет смысловые отношения между частями сложного предложения, подчёркивает грамматические основы предложений.
Простые предложения учитель записывает на доске.
1) Было уже часов десять вечера.- 1 вариант
2) Над садом светила полная луна.- 1 вариант
З) Последние тени сливались.- 2 вариант
4) За курганом тускнело мёртвое зарево. 2 вариант
- творческое задание .
Составьте предложения по схемам.( карточки)
1.[ ] , но [ ]
2.[ ] , [ ]
[ ] , потому что ( ).
VI.Обобщение нового материала, подведение итогов урока по вопросам:
- Каковы признаки сложного предложения?
- Каковы средства связи между простыми предложениями, входящими в состав сложного?
- Какое предложение содержит больший объём информации — простое или сложное?
- Где преимущественно употребляются сложные предложения?
Домашнее задание
а) выучить теоретический материал на с. 24;
б) выполнить упр. 43 ;
в) написать текст на тему «Осенний листопад», подчеркнуть грамматические основы в сложных предложениях.
Итоги урока.
Объявляются и комментируются оценки.
Рефлексия
Сегодня я узнал…
Было трудно…
Я понял, что…
Автор(ы): Макеева А. К.
Скачать: Русский язык 9кл - Конспект.docx