Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Интонация сложного предложения (Касьянова В.А.)

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета: Русский язык
    Класс: 9
    УМК: Л.А. Тростенцова и др. (Просвещение, 2014)
    Уровень обучения: базовый
    Тема: «Интонация сложного предложения»
    Общее количество часов: 1
    Цели: 
    1. Помочь вспомнить определение интонации. Познакомить с особенностями интонации сложного предложения.
    2. Учить находить ключевые слова и словосочетания в тексте. Развивать умение строить монологическую речь, преобразовывать словесный текст в схемы.
    3. Вызвать интерес к теме урока, воспитывать командный дух.
    Задачи:
    1.Продолжить работу над орфоэпической грамотностью учащихся.
    2.Продолжить формирование навыка работы со сложными предложениями.
    3. Развивать умение работать самостоятельно.
    4.Продолжить воспитание уверенности в своих силах.
    Предполагаемые результаты:
    1.Учащиеся должны научиться выразительно читать предложения.
    2. Уметь работать самостоятельно со сложным предложением.
    3.Почувствовать уверенность в своих силах.
    Оборудование: «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой, карточки с заданиями, учебник  Русский язык, 9 класс Тростенцовой Л. А., Ладыженской Т. А. и др.
    Содержание урока:
    1.Лингвистическая разминка.
    Расставьте ударения в следующих словах: свёкла, щавель, ходатайствовать, принял, каталог, торты, начал, начала.
    2.Вызов.
    Прочитайте тему урока. Все ли слова и понятия вам известны? Что входит в понятие интонации? (Обращаемся к толковому словарю.) Дайте определение сложного предложения. (В случае необходимости читаем определение в учебнике.) Сформулируйте  самостоятельно  цели нашего урока.
         3. Осмысление информации.
    А) Самостоятельная работа.  Обращаемся к параграфу учебника №10. Промаркируйте текст значками:
     V– я это знал(а)!
    ! – это интересно.
    ? – неизвестное, есть вопросы. 
    Через 5 – 7 минут ребята комментируют расставленные значки.
    Б) Приём «Верные и неверные утверждения». Учитель предлагает подтвердить или опровергнуть утверждения, приводя в доказательство текст учебника, утверждения, записанные на доске:
    1. В сложном предложении интонация завершённости реализуется два раза.
    2. Между частями сложного предложения пауза не реализуется.
    3. Интонация сложного предложения имеет три элемента.
    4. Только вместе с союзом интонация является средством связи в сложном предложении. 
    В) Тренинг. Учитель предлагает потренироваться в чтении сложных предложений, применяя полученные знания.   Запись на доске:
    Зима заканчивалась, однако снега по-прежнему выпадало много. 
    И стебелёк травы достоин того великого мира, в котором он растёт.
    
    4. Закрепление.
    Выполнение упражнения 57 по образцу в учебнике. Взаимопроверка.
    5.Творческий диктант
    Закончите пословицы, используя противительные союзы.
    1) Не место красит человека, … ( а человек место).
    2) Мягко стелет,… ( да жёстко спать).
    3)Близок локоть, … ( да не укусишь).
    4) Не спеши языком, … ( а спеши делом). 
    6. Работа с карточками.
    Составьте сложное  предложение. Сделайте синтаксический разбор.
    1) Скорее догорал огонь. Становилась виднее лунная ночь.
    2) Наступила осень. Дни стали короче.
          3)   Дети обрадовались. Отец вошёл в дом.
    7.Рефлексия. 
    Что особенно понравилось на уроке? Что не совсем получилось? Что хотелось бы изменить в уроке? Какие цели мы должны будем реализовать на следующем уроке? 
    8..Домашнее задание: подготовить рассказ «Интонация сложного предложения», выполнить упр. 56.
    Оценивание учащихся.
     

    Автор(ы): Касьянова В. А.

    Скачать: Русский язык 9кл - Конспект.docx