УМК: учебник русского языка для 9 класса под редакцией Разумовской М. М., Леканта П. А., М., Дрофа, 2014 г. Уровень обучения - базовый Тип урока: урок объяснения нового материала и контроля знаний. Тема: Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи. Цели: 1. Дать понятие сложноподчиненных предложений с различными видами союзной и бессоюзной связи. 2. Формировать умение ставить знаки препинания в сложном предложении с различными видами связи; нахождение сложных предложений с различными видами союзной и бессоюзной связи в тексте. 3. Повторение с целью подготовки к ОГЭ. Ход урока I. Организационный момент. II. Повторение - Вспомните типы сложных предложений. Начертите схему «Типы сложных предложений» на доске. От чего за висит тип сложного предложения? - Анализ предложения (подготовка к ОГЭ) - спишите предложения, вставьте пропущенные знаки препинания; - укажите количество грамматических основ; - выпишите грамматические основы; - определите вид связи между частями сложного предложения. Грохот и треск несся с окружных гор; задымились лесные опушки, и нельзя было понять, как это ещё жив здесь хоть один человек. (А. Н. Толстой) (Четыре грамматические основы, предложение с сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью). - Какие виды связи встретились в предложении? Определите, как связываются части сложного предложения. Вывод: В сложном предложении могут быть разные виды связи: сочинительная, подчинительная, бессоюзная - Запишите тему урока: «Сложноподчиненное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи» - В каком задании экзаменационной работы необходимо применить знание этой темы? (12, 14 задание тестов ОГЭ). Посмотрите, как формулируется 14 задание. Что необходимо знать и уметь для правильного выполнения? ( уметь определять вид связи в предложении) III. Изучение нового материала. Параграф 35 - Прочитайте параграф 35 и составьте план «Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи) Учащиеся читают параграф, составляют план, выделяют основные группы предложений с различными видами союзной и бессоюзной связи. - Запишите предложения, определите вид союзной и бессоюзной связи. Знакомство их было недолгим, но они нашли друг в друге так много общего, что их связала самая горячая дружба. (В. Афанасьев) [ ], но [ ], (что…). – сочинительная и подчинительная Дремала улица безгласно, на небе не было огней, но было мне тепло и ясно: я солнце нес в душе своей… (К. Фофанов) [ ], [ ], но [ ]: [ ]. – сочинительная и бессоюзная связь На Кавказе Лермонтов путешествует по горам верхом, в Пятигорске у него был серый скакун Черкес, на котором он любил поджигитовать в степи. (В. Афанасьев) [ ], [ ], ( на котором…). Подчинительная и бессоюзная связь Волны с размаху били в нос, шлюпка взлетала в темноте, и я слышал, как море тяжелыми бросками швыряет в нее ведра воды. (К. Паустовский) [ ], [ ], и [ ], (как…). – сочинительная, подчинительная и бессоюзная связь (Учащиеся записывают примеры, анализируют, определяют виды союзной и бессоюзной связи в предложении, строят схемы предложений). IV. Закрепление изученного материала 1. Упражнение 306. (1,2,3 предложение – выписать грамматические основы предложения, построить схемы, определить вид связи); 4,5,6 – списать. 2. Запишите предложение . Сколько частей в сложном предложении? Определите вид связи предложений. Комната, в которую мы вошли, была разделена барьером, и я не видел, с кем говорила моя мать и кому она униженно кланялась. [ ,(в которую…), ], и [ ], (с кем…) и (кому…). Объясните, почему перед союзом и запятая не ставится. (5 частей, предложение с сочинительной и подчинительной связью) 3.Контроль знаний: тест по вариантам КИМ ОГЭ (приложение 1). V. Подведение итогов урока. VI. Домашнее задание. Параграф 35, упр. 30
Автор(ы): Завацкая В. П.
Скачать: Русский язык 9кл - Конспект.docxНазвание предмета Русский язык Класс 9 УМК (название учебника, автор, год издания)Учебник « Русский язык для 9 класса» под редакцией М.М.Разумовской.М.-Просвещение,2010г Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный) Тема урока: «Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них» Место урока в системе уроков по теме: урок закрепления изученного материала Цель: закрепить пунктуационные умения и навыки постановки и объяснения знаков препинания в сложных синтаксических конструкциях, составлять схему; расширить знания учащихся о строении СП, с помощью которых передаются сложные мыслительные операции; продолжить работу над устранением речевых недочетов в тексте. Ход урока I. Фронтальная беседа по теме «Сложные синтаксические конструкции». ССК выражают сложные мысли, использование их в художественной литературе зависит от индивидуального стиля автора. Сложный синтаксис – одна из отличительных черт прозы талантливых писателей-прозаиков В.Набокова, Л.Толстого, В.Астафьева, А.Чехова, М. 1. Дать определение понятия «ССК» (ССК – сложное предложение, части которого соединены разными видами синтаксической связи: сочинительной, подчинительной и бессоюзной; другое название). 2. В зависимости от комбинирования типов синтаксической связи, какие ССК выделяются? (1. сочинительной и подчинительной; 2. подчинительной и бессоюзной; 3. сочинительной и бессоюзной; 4. сочинительной, подчинительной и бессоюзной). 3. Что необходимо сделать, чтобы правильно понять смысл такого предложения? (Чтобы правильно понять смысл такого сложного предложения, нужно посмотреть на структурно-смысловое членение СП. Знаки препинания ставятся на общем основании, в зависимости от типа связи и смысловых отношений между соответствующими частями СП. В таких ССК могут оказаться рядом сочинительные и подчинительные союзы). 4. Сравните запись на доске и сделайте вывод о том, когда ставится (и не ставится) запятая между подчинительными или сочинительным и подчинительным союзами. (В СП запятая между подчинительными, сочинительным и подчинительным союзами ставится тогда, когда после придаточного предложения нет второй части двойного союза (то, так) или союза но, и наоборот). Запись на доске: и хотя…, но (то) (так) и, хотя…, и когда…, но (то) (так) и, когда…, что если…, то (так) (но) что, если… Оформляет предложение на доске ученик Ночью я почувствовал боль в ноге, и, когда встал утром, она оказалась распухшей. [ ], и, (когда…), [ ] II. Слово учителя. В зависимости от своей организации сложная конструкция может распадаться на два и более равноправных блока, которые могут быть сложными предложениями в сочетании с простыми. При оформлении сложных конструкций учитывается иерархическая значимость знаков, их системная зависимость друг от друга. Это и создаёт определённые сочетания знаков, диктуемые контекстом. Вот почему, расставляя знаки препинания в ССК, надо учитывать строение всей конструкции и при выборе знаков учитывать не только смыслы частей конструкции, но и иерархическую значимость самих знаков. III. Тренировочные упражнения. На столах учащихся лежат учебно-тренировочные материалы. На практике проверить можно точно, Кто смог теорию усвоить точно. 1.Коллективная работа. Все учащиеся списывают с доски предложение, расставляют знаки препинания, дают общую характеристику ССК и каждой части СП как простого предложения, выделяют грамматические основы, составляют графическую схему предложения. (Один учащийся работает у доски). Запись на доске: Сперва договоримся о том, что каждый человек неповторим на земле, а я убежден, что и каждая травинка, цветок, дерево, пусть они даже одинаковы, так же неповторимы, как и всё живое и живущее вокруг нас. (В.Астафьев) [ ], ( что…), а [ ], (что…, (пусть…),…). Повеств.; невоскл.; сложное, с сочин. и подчин. связью, придаточные части присоединяются при помощи союзов что, пусть; 1-я и 3-я части соединются противительным союзом а. (1) главная часть: односост., определ.-личное., распростр., полное; (2) прид. изъясн.: двусост., распростр., полное, неослож.; (3) главная часть: двусост., нерапростр., полное; (4) прид. изъясн.:двусост., распростр., полное, осложн. однород. подлежащими и сравнител оборотом. (5) придат. уступит.: двусост., нераспростр., полное, неосложненное. Записываем предложение под диктовку. Объяснить постановку знаков препинания. Я вас люблю, хоть я бешусь, хоть это труд и стыд напрасный, и в этой глупости несчастной у ваших ног я признаюсь. 2.Работа в группах. Определить строение сложного предложения, выделить смысловые части, объяснить постановку знаков препинания, составить графическую схему предложения, указав виды придаточных, вид подчинения. 1 группа. Сложные синтаксические конструкции с сочинительной и подчинительной связью (С+П). 1. Всё, что осталось от прошлых времён, мы соберём, и наше богатство будет выше всех богатств, какие знали люди. (К.Паустовский) [ ,(что ), ], и [ ], (какие ). 2. То, что говорил дежурный генерал, было ещё дельнее и умнее, но очевидно, что Кутузов презирал знание и ум и знал что-то другое, что должно было решать дело…(Л.Толстой) [ ,(что ), ], но [ ], (что ), (что ). 2 группа. Сложные синтаксические конструкции с подчинительной и бессоюзной связью (П+Б). 3. Все теперь отлично понимали, что это был влюблённый и счастливый человек; его улыбка, глаза и каждое движение выражали томительное счастье. (А.Чехов) [ ] , (что ); [ ], 4. Она была уже в двух шагах, когда увидела его; она увидела его тоже не таким, каким она знала и какого всегда немножко боялась. (Л.Толстой) [ ], (когда ) ; [ ], (каким ) и (какого ). 3 группа. Сложные синтаксические конструкции с сочинительной и бессоюзной связью (С+Б). 5. Заря исчезла; наступила ночь, а воздух даже потеплел. (И.Тургенев) [ 1 ] ; [ 2 ] , а [ 3 ] 6. Вот наконец мы взобрались на Гуд-гору, остановились и оглянулись: на ней висело серое облако, и его холодное дыхание грозило близкой бурею. (М.Лермонтов) [ 1 ] : [ 2 ] , и [ 3 ] 4 группа. Сложные синтаксические конструкции с сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью (С+П+Б). 7. Немножко жутко, а взглянешь на бледно-зелёное, усыпанное звёздами небо, на котором ни облачко, ни пятна, и поймёшь, почему природа настороже и боится шевельнуться: ей жаль потерять хоть одно мгновение жизни. (А.Чехов) [ ] , а [ ,(на котором ), ] , (почему ) : [ ] 8. Сначала никто не обратил внимания, каким образом лодка шла против течения без паруса и мотора, но, когда народ спустился к реке, все ахнули: лодку тащила упряжка собак, бегущая берегом. (П.Павленко) [ ] , (каким ), но [ ,(когда ), ] : [ ] 5 группа. Работа с учебником (упр. 245), выборочно выписать предложения ССК с разными видами связи. (1, 3, 8). 6 группа. Работа с учебником (упр. 248), выборочно выписать предложения ССК разными видами связи. (1, 3, 4), объяснить и расставить знаки препинания, составить схему. 7 группа. Работа с учебником (упр. 246), объяснить постановку знаков препинания 1, 2, 3 предложений. Вывод делает консультанты группы: Таким образом, на высшем уровне членения (уровне компонентов-блоков; логико-синтаксических частей) используется точка с запятой как наиболее сильно разделяющий знак, близкий к точке. Знаки, передающие подчинительные отношения, на этом уровне не употребляются, поскольку подчинительная связь обнаруживается внутри блоков, на уровне СПП. Двоеточие и реже тире тоже могут выдвигаться на высший уровень членения, но при одном условии, если в этой конструкции не будет точек с запятыми, которые переведут их в ранг внутреннего членения. Расставляя знаки препинания, нужно учитывать смысл частей и иерархическую значимость самих знаков. IV. Индивидуальное задание (сообщение ученицы о ПСП). «Это интересно. Для любознательных». Спорные вопросы возникают при расстановке знаков препинания, составления схем. Попробую объяснить. Вашему вниманию представлено предложение (на доске оно записано заранее). Кушер сказал, что он заночевал где-нибудь из-за тумана и беспокоиться нечего – всё равно пароход простоит в Чернобыле несколько часов. (К.Паустовский) (ПБСП) [ 1 ] , (2что ) и ( 3 ) - [ 4 ] (ПБСП) 3-я предикативная часть односоставная – безличная, по смыслу соотносится со 2-ой. Поэтому союз что для 2 и 3 предикативных частей общий, запятая отсутствует. То, о чём говорится во 2 части предложения, и то, о чем говорится в 3 части, принадлежит герою рассказа Кушеру. Предложение как синтаксическая единица – ПБСП, так как на основном уровне членения – бессоюзная связь. Интересно то, что общее содержание предложения, грамматическая и смысловая самостоятельность третьей части допускают постановку запятой после 2ой части, что обусловлено изменением целеустановки автора. [ 1 ] , (2что ) ,и [ 3 ] – [ 4 ] Теперь то, о чём сообщается в 3-ей части, уже исходит от автора рассказа, а не от героя. Поэтому изменяется модель предложения, его типовая принадлежность. На основном уровне структурного и смыслового членения между второй и третьей предикативными частями – связь сочинительная, и предложение уже является ПССП. И ещё один яркий пример, в котором допустимы два варианта постановки знаков препинания. (На доске) Хаджи Мурат так задумался, что не заметил, как нагнул кувшин, и вода лилась из него. (Л.Толстой) [ 1 ], (2 что ), (3 как ), и [ 4 ] При наличии запятой между 3 и 4 предикативными частями (так в авторском тесте) предложение строится как ПССП. А при отсутствии запятой между 3 и 4 предикативными единицами предложение «превращается» в СПП с последовательным и однородным подчинением. [ 1 ], (2 что ), (3 как ) и ( 4 ) Таким образом, варьирование семантико-синтаксических отношений, пунктуационных знаков в одном и том же предложении обусловлено лексико-грамматическими свойствами частей, контекстом, ситуацией речи, определёнными коммуникативными задачами автора. V. Р/Р. Конструирование предложения: из простых предложений составьте ССК с разными видами связи. 1. Тучи с самого утра кружились над городом. 2. Тучи к вечеру заволокли небо. 3. Стало темно. 4. Было совсем не поздно. Тучи, которые с самого утра кружились над городом, совсем заволокли небо, и стало темно, хотя было ещё не поздно. VI. Р/Р. Редактирование текста: исправить ошибки, связанные с неумелым употреблением сложных конструкций. Несмотря на большие трудности, которые встретились нам в туристском походе, который состоялся во второй половине июня, когда закончились все экзамены, мы провели его с успехом, так как все участники были хорошо подготовлены к тому, чтобы не смущаться лишениями, которые неизбежны в каждом походе. ( Нагромождение придаточных предложений в одной синтаксической конструкции. Надо разбить все предложения на ряд самостоятельных отдельных предложений). Во второй половине июня, когда закончились все экзамены в гимназии, состоялся наш туристский поход. Несмотря на большие трудности, которые встретились нам в этом походе, мы провели его с успехом. Все участники похода были достаточно подготовлены к тому, чтобы не смущаться при неизбежных в походе лишениях. VII. Обобщение материала. Классифицировать ССК. Укажите номера предложений, которым соответствует следующая синтаксическая характеристика (на доске таблица) ССК (С + Б) ССК (П + Б) ССК (С + П) СCК (П + С + Б) 2 3 1, 5 4, 6 (Карточки с предложениями на столах) 1. Створки окна, выходившего на улицу, были неплотно притворены, и я вдруг, услышал, как кто-то их стал раскрывать. 2. Пройдёт сто лет, люди придумают новые машины, побывают на Марсе, а леса будут такими же, и так же будет пригоршнями разбрасывать ветер золотой берёзовой лист. 3. Гонец бежал под палящим солнцем в Афины, чтобы сообщать горожанам радостную весть: возле деревни Марафон греческие фаланги разгромили персов. 4. Физкультура – это ключ к здоровью, но иногда увлечение спортом приобретает отнюдь не здоровые формы: речь идет о перегрузках, которым некоторые люди подвергают себя вопреки здравому смыслу. 5. Глубокая и тихая вода лакированно блестела, словно в реку вылили масло, и в это чёрное зеркало смотрелись с обрыва задумчивые ели, тонкие берёзки, тронутые желтизной. 6. В сплошном, плотном тумане нас кидало, качало, бросало, швыряло, трясло, не знаю, какие ещё найти глаголы, но я была почти в беспамятстве. Итог урока. Д/З. Написать сочинение на лингвистическую тему. Докажите правомерность слов К.Паустовского: «Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться».
Автор(ы): Алатурова Л. С.
Скачать: Русский язык 9кл - Конспект.docx