Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи

Текст урока

  • Конспект

     УМК: учебник русского языка для 9 класса под редакцией Разумовской М. М., Леканта П. А., М., Дрофа, 2014 г.
    Уровень обучения - базовый 
    Тип урока: урок объяснения нового материала и контроля знаний.
    Тема: Сложные предложения с различными видами союзной  и бессоюзной связи.
    Цели:
    1. Дать понятие сложноподчиненных предложений с различными видами союзной и бессоюзной связи.
    2. Формировать умение ставить знаки препинания в сложном предложении с различными видами связи; нахождение сложных предложений с различными видами союзной и бессоюзной связи в тексте.
    3. Повторение  с целью подготовки к ОГЭ.
    
    Ход урока
    
    I. Организационный момент. 
    II. Повторение
    - Вспомните типы сложных предложений. Начертите схему «Типы сложных предложений» на доске. От чего за  висит тип сложного предложения?
    - Анализ предложения (подготовка к ОГЭ)
    - спишите предложения, вставьте пропущенные знаки препинания;
    - укажите количество грамматических основ;
    - выпишите грамматические основы;
    - определите вид связи между частями сложного предложения.
    
    Грохот и треск несся с окружных гор; задымились лесные опушки, и нельзя было понять, как это ещё жив здесь хоть один человек. (А. Н. Толстой) 
    
    (Четыре грамматические основы, предложение с сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью).
    - Какие виды связи встретились в предложении? Определите, как связываются части сложного предложения.
    Вывод: В  сложном предложении могут быть разные виды связи: сочинительная, подчинительная, бессоюзная
    
    - Запишите тему урока: «Сложноподчиненное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи»
    - В каком задании экзаменационной работы необходимо применить  знание этой темы?
    (12, 14 задание тестов ОГЭ). Посмотрите, как формулируется 14 задание. Что необходимо знать и уметь  для правильного выполнения?
    ( уметь определять вид связи в предложении)
    
    III. Изучение нового материала. Параграф 35
    - Прочитайте параграф 35 и составьте план «Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи)
    Учащиеся читают параграф, составляют план, выделяют основные группы предложений с различными видами союзной и бессоюзной связи. 
    
    - Запишите предложения, определите вид союзной и бессоюзной связи.
    Знакомство их было недолгим, но они нашли друг в друге так много общего, что их связала самая горячая дружба. (В. Афанасьев)
    [ ], но [ ], (что…). – сочинительная и подчинительная
    
    Дремала улица безгласно, на небе не было огней, но было мне тепло и ясно: я солнце нес в душе своей… (К. Фофанов)
    [ ], [ ], но [ ]: [ ]. – сочинительная и бессоюзная связь
    
    На Кавказе Лермонтов путешествует по горам верхом, в Пятигорске у него был серый скакун Черкес, на котором он любил поджигитовать в степи. (В. Афанасьев)
    [ ], [ ], ( на котором…). Подчинительная и бессоюзная связь
    
    Волны с размаху били в нос, шлюпка взлетала в темноте, и я слышал, как море тяжелыми бросками швыряет в нее ведра воды. (К. Паустовский)
    [ ], [ ], и [ ], (как…). – сочинительная, подчинительная и бессоюзная связь
    
    (Учащиеся записывают примеры, анализируют, определяют виды союзной и бессоюзной связи в предложении, строят схемы предложений).
    
    IV. Закрепление  изученного материала
    1. Упражнение  306. (1,2,3 предложение – выписать грамматические основы предложения, построить схемы, определить вид связи); 4,5,6 – списать.
    
    2.  Запишите предложение . Сколько частей в сложном предложении? Определите вид связи предложений.
    
    Комната, в которую мы вошли, была разделена барьером, и я не видел, с кем говорила моя мать и кому она униженно кланялась.
    [ ,(в которую…), ], и [ ], (с кем…) и (кому…).
    Объясните, почему перед союзом и запятая не ставится.
    
    (5 частей, предложение с сочинительной и подчинительной связью) 
         3.Контроль знаний: тест по вариантам КИМ  ОГЭ (приложение 1). 
    
    V. Подведение итогов урока. 
    VI. Домашнее задание. Параграф 35, упр. 30
     

    Автор(ы): Завацкая В. П.

    Скачать: Русский язык 9кл - Конспект.docx
  • Конспект

     Название предмета Русский  язык
    Класс 9
    УМК (название учебника, автор, год издания)Учебник «  Русский  язык  для 9 класса» под редакцией  М.М.Разумовской.М.-Просвещение,2010г
    Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный)
    Тема урока: «Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них»
    Место урока в системе уроков по теме: урок закрепления изученного материала
    Цель: закрепить пунктуационные умения и навыки постановки и объяснения знаков препинания в сложных синтаксических конструкциях, составлять схему; расширить знания учащихся о строении СП, с помощью которых передаются сложные мыслительные операции; продолжить работу над устранением речевых недочетов в тексте.
    
    Ход урока
    I. Фронтальная беседа по теме «Сложные синтаксические конструкции».
    ССК выражают сложные мысли, использование их в художественной литературе зависит от индивидуального стиля автора. Сложный синтаксис – одна из отличительных черт прозы талантливых писателей-прозаиков В.Набокова, Л.Толстого, В.Астафьева, А.Чехова, М.
    1. Дать определение понятия «ССК» (ССК – сложное предложение, части которого соединены разными видами синтаксической связи: сочинительной, подчинительной и бессоюзной; другое название).
    2. В зависимости от комбинирования типов синтаксической связи, какие ССК выделяются? (1. сочинительной и подчинительной; 2. подчинительной и бессоюзной; 3. сочинительной и бессоюзной; 4. сочинительной, подчинительной и бессоюзной).
    3. Что необходимо сделать, чтобы правильно понять смысл такого предложения? (Чтобы правильно понять смысл такого сложного предложения, нужно посмотреть на структурно-смысловое членение СП. Знаки препинания ставятся на общем основании, в зависимости от типа связи и смысловых отношений между соответствующими частями СП. В таких ССК могут оказаться рядом сочинительные и подчинительные союзы).
    4. Сравните запись на доске и сделайте вывод о том, когда ставится (и не ставится) запятая между подчинительными или сочинительным и подчинительным союзами. (В СП запятая между подчинительными, сочинительным и подчинительным союзами ставится тогда, когда после придаточного предложения нет второй части двойного союза (то, так) или союза но, и наоборот).
    Запись на доске: и хотя…, но (то) (так) и, хотя…,
                                   и когда…, но (то) (так) и, когда…,
                                   что если…, то (так) (но) что, если…
    Оформляет предложение на доске ученик
    Ночью я почувствовал боль в ноге, и, когда встал утром, она оказалась распухшей.
     [ ], и, (когда…), [ ]
    
    II. Слово учителя. 
    В зависимости от своей организации сложная конструкция может распадаться на два и более равноправных блока, которые могут быть сложными предложениями в сочетании с простыми. При оформлении сложных конструкций учитывается иерархическая значимость знаков, их системная зависимость друг от друга. Это и создаёт определённые сочетания знаков, диктуемые контекстом. Вот почему, расставляя знаки препинания в ССК, надо учитывать строение всей конструкции и при выборе знаков учитывать не только смыслы частей конструкции, но и иерархическую значимость самих знаков.
    III. Тренировочные упражнения. 
    На столах учащихся лежат учебно-тренировочные материалы.
    На практике проверить можно точно,
    Кто смог теорию усвоить точно.
    1.Коллективная работа. Все учащиеся списывают с доски предложение, расставляют знаки препинания, дают общую характеристику ССК и каждой части СП как простого предложения, выделяют грамматические основы, составляют графическую схему предложения. (Один учащийся работает у доски).
    Запись на доске: Сперва договоримся о том, что каждый человек неповторим на земле, а я убежден, что и каждая травинка, цветок, дерево, пусть они даже одинаковы, так же неповторимы, как и всё живое и живущее вокруг нас. (В.Астафьев)
    [ ], ( что…), а [ ], (что…, (пусть…),…).
    
    Повеств.; невоскл.; сложное, с сочин. и подчин. связью, придаточные части присоединяются при помощи союзов что, пусть; 1-я и 3-я части соединются противительным союзом а.
    (1) главная часть: односост., определ.-личное., распростр., полное;
    (2) прид. изъясн.: двусост., распростр., полное, неослож.;
    (3) главная часть: двусост., нерапростр., полное;
    (4) прид. изъясн.:двусост., распростр., полное, осложн. однород. подлежащими и сравнител оборотом.
    (5) придат. уступит.: двусост., нераспростр., полное, неосложненное.
    Записываем предложение под диктовку. Объяснить постановку знаков препинания.
    Я вас люблю, хоть я бешусь, хоть это труд и стыд напрасный, и в этой глупости несчастной у ваших ног я признаюсь.
    
    2.Работа в группах. Определить строение сложного предложения, выделить смысловые части, объяснить постановку знаков препинания, составить графическую схему предложения, указав виды придаточных, вид подчинения.
    
    1 группа. Сложные синтаксические конструкции с сочинительной и подчинительной связью (С+П).
    1. Всё, что осталось от прошлых времён, мы соберём, и наше богатство будет выше всех богатств, какие знали люди. (К.Паустовский)
    [ ,(что ), ], и [ ], (какие ).
    
    2. То, что говорил дежурный генерал, было ещё дельнее и умнее, но очевидно, что Кутузов презирал знание и ум и знал что-то другое, что должно было решать дело…(Л.Толстой)
    [ ,(что ), ], но [ ], (что ), (что ).
    
    2 группа. Сложные синтаксические конструкции с подчинительной и бессоюзной связью (П+Б).
    3. Все теперь отлично понимали, что это был влюблённый и счастливый человек; его улыбка, глаза и каждое движение выражали томительное счастье. (А.Чехов)
    [ ] , (что ); [ ],
    
    4. Она была уже в двух шагах, когда увидела его; она увидела его тоже не таким, каким она знала и какого всегда немножко боялась. (Л.Толстой)
    [ ], (когда ) ; [ ], (каким ) и (какого ).
    
    3 группа. Сложные синтаксические конструкции с сочинительной и бессоюзной связью (С+Б).
    5. Заря исчезла; наступила ночь, а воздух даже потеплел. (И.Тургенев)
    [ 1 ] ; [ 2 ] , а [ 3 ]
    
    6. Вот наконец мы взобрались на Гуд-гору, остановились и оглянулись: на ней висело серое облако, и его холодное дыхание грозило близкой бурею. (М.Лермонтов)
    [ 1 ] : [ 2 ] , и [ 3 ]
    
    4 группа. Сложные синтаксические конструкции с сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью (С+П+Б).
    7. Немножко жутко, а взглянешь на бледно-зелёное, усыпанное звёздами небо, на котором ни облачко, ни пятна, и поймёшь, почему природа настороже и боится шевельнуться: ей жаль потерять хоть одно мгновение жизни. (А.Чехов)
    [ ] , а [ ,(на котором ), ] , (почему ) : [ ]
    
    8. Сначала никто не обратил внимания, каким образом лодка шла против течения без паруса и мотора, но, когда народ спустился к реке, все ахнули: лодку тащила упряжка собак, бегущая берегом. (П.Павленко)
    [ ] , (каким ), но [ ,(когда ), ] : [ ]
    
    5 группа. Работа с учебником (упр. 245), выборочно выписать предложения ССК с разными видами связи. (1, 3, 8).
    
    6 группа. Работа с учебником (упр. 248), выборочно выписать предложения ССК разными видами связи. (1, 3, 4), объяснить и расставить знаки препинания, составить схему.
    
    
    7 группа. Работа с учебником (упр. 246), объяснить постановку знаков препинания 1, 2, 3 предложений.
    
    
    Вывод делает консультанты группы: Таким образом, на высшем уровне членения (уровне компонентов-блоков; логико-синтаксических частей) используется точка с запятой как наиболее сильно разделяющий знак, близкий к точке. Знаки, передающие подчинительные отношения, на этом уровне не употребляются, поскольку подчинительная связь обнаруживается внутри блоков, на уровне СПП. Двоеточие и реже тире тоже могут выдвигаться на высший уровень членения, но при одном условии, если в этой конструкции не будет точек с запятыми, которые переведут их в ранг внутреннего членения. Расставляя знаки препинания, нужно учитывать смысл частей и иерархическую значимость самих знаков.
    IV. Индивидуальное задание (сообщение ученицы о ПСП). «Это интересно. Для любознательных».
    Спорные вопросы возникают при расстановке знаков препинания, составления схем. Попробую объяснить. Вашему вниманию представлено предложение (на доске оно записано заранее).
    
    Кушер сказал, что он заночевал где-нибудь из-за тумана и беспокоиться нечего – всё равно пароход простоит в Чернобыле несколько часов. (К.Паустовский) (ПБСП)
    [ 1 ] , (2что ) и ( 3 ) - [ 4 ] (ПБСП)
    
    3-я предикативная часть односоставная – безличная, по смыслу соотносится со 2-ой. Поэтому союз что для 2 и 3 предикативных частей общий, запятая отсутствует. 
    То, о чём говорится во 2 части предложения, и то, о чем говорится в 3 части, принадлежит герою рассказа Кушеру. Предложение как синтаксическая единица – ПБСП, так как на основном уровне членения – бессоюзная связь. 
    Интересно то, что общее содержание предложения, грамматическая и смысловая самостоятельность третьей части допускают постановку запятой после 2ой части, что обусловлено изменением целеустановки автора.
    [ 1 ] , (2что ) ,и [ 3 ] – [ 4 ]
    
    Теперь то, о чём сообщается в 3-ей части, уже исходит от автора рассказа, а не от героя. Поэтому изменяется модель предложения, его типовая принадлежность. На основном уровне структурного и смыслового членения между второй и третьей предикативными частями – связь сочинительная, и предложение уже является ПССП.
    И ещё один яркий пример, в котором допустимы два варианта постановки знаков препинания. (На доске)
    Хаджи Мурат так задумался, что не заметил, как нагнул кувшин, и вода лилась из него. (Л.Толстой)
    [ 1 ], (2 что ), (3 как ), и [ 4 ]
    При наличии запятой между 3 и 4 предикативными частями (так в авторском тесте) предложение строится как ПССП. А при отсутствии запятой между 3 и 4 предикативными единицами предложение «превращается» в СПП с последовательным и однородным подчинением.
    [ 1 ], (2 что ), (3 как ) и ( 4 )
    Таким образом, варьирование семантико-синтаксических отношений, пунктуационных знаков в одном и том же предложении обусловлено лексико-грамматическими свойствами частей, контекстом, ситуацией речи, определёнными коммуникативными задачами автора.
    
    V. Р/Р. Конструирование предложения: из простых предложений составьте ССК с разными видами связи.
    1. Тучи с самого утра кружились над городом. 2. Тучи к вечеру заволокли небо. 3. Стало темно. 4. Было совсем не поздно.
    Тучи, которые с самого утра кружились над городом, совсем заволокли небо, и стало темно, хотя было ещё не поздно.
    VI. Р/Р. Редактирование текста: исправить ошибки, связанные с неумелым употреблением сложных конструкций.
    Несмотря на большие трудности, которые встретились нам в туристском походе, который состоялся во второй половине июня, когда закончились все экзамены, мы провели его с успехом, так как все участники были хорошо подготовлены к тому, чтобы не смущаться лишениями, которые неизбежны в каждом походе.
    
    ( Нагромождение придаточных предложений в одной синтаксической конструкции. Надо разбить все предложения на ряд самостоятельных отдельных предложений).
    
    Во второй половине июня, когда закончились все экзамены в гимназии, состоялся наш туристский поход. Несмотря на большие трудности, которые встретились нам в этом походе, мы провели его с успехом. Все участники похода были достаточно подготовлены к тому, чтобы не смущаться при неизбежных в походе лишениях.
    
    VII. Обобщение материала. Классифицировать ССК. Укажите номера предложений, которым соответствует следующая синтаксическая характеристика (на доске таблица)
    
    ССК (С + Б)
    ССК (П + Б)
    ССК (С + П)
    СCК (П + С + Б)
    2
    3
    1, 5
    4, 6
    (Карточки с предложениями на столах)
    1. Створки окна, выходившего на улицу, были неплотно притворены, и я вдруг, услышал, как кто-то их стал раскрывать.
    2. Пройдёт сто лет, люди придумают новые машины, побывают на Марсе, а леса будут такими же, и так же будет пригоршнями разбрасывать ветер золотой берёзовой лист.
    3. Гонец бежал под палящим солнцем в Афины, чтобы сообщать горожанам радостную весть: возле деревни Марафон греческие фаланги разгромили персов.
    4. Физкультура – это ключ к здоровью, но иногда увлечение спортом приобретает отнюдь не здоровые формы: речь идет о перегрузках, которым некоторые люди подвергают себя вопреки здравому смыслу.
    5. Глубокая и тихая вода лакированно блестела, словно в реку вылили масло, и в это чёрное зеркало смотрелись с обрыва задумчивые ели, тонкие берёзки, тронутые желтизной.
    6. В сплошном, плотном тумане нас кидало, качало, бросало, швыряло, трясло, не знаю, какие ещё найти глаголы, но я была почти в беспамятстве.
    
    Итог урока.
    Д/З. Написать сочинение на лингвистическую тему. Докажите правомерность слов К.Паустовского: «Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться».
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Алатурова Л. С.

    Скачать: Русский язык 9кл - Конспект.docx