Название предмета: Русский язык
Класс: 9
УМК: Л.А. Тростенцова и др. (Просвещение, 2014г.)
Тема: «Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения»
Общее количество часов: 2
Цели:
1. Ввести понятия «функция знака», «разделительная функция знака», «выделительная функция знака» в лексикон учащихся. Продолжить работу по теме «Синтаксис».
2. Продолжить развитие устной монологической и диалогической речи учащихся.
3. Сформировать у школьников навык самостоятельной работы. Продолжить воспитание чувства взаимопомощи и милосердия к окружающим.
Литература:
Учебник по русскому языку для 9 кл. Л.А. Тростенцова и др. (Просвещение, 2014г.)
Оборудование: компьютер, экран, доска, карточки с индивидуальными заданиями.
Содержание уроков (2 ч.):
1. Лингвистическая разминка.
Подберите синонимы к словам: презентация, санкция, конференция, актуальный, резюме, кропотливый.
2. Актуализация знаний.
-Что изучает синтаксис?
- Составьте простое предложения. Докажите, что это предложение простое.
- Составьте сложное предложение. Докажите, что оно сложное.
- Перечислите сочинительные союзы.
- Назовите подчинительные союзы.
3.Объяснение нового материала.
- Работа с учебником (страница 30). Прочитайте данные предложения, ответьте на вопрос: в каких предложениях знаки препинания разделяют, а в каких – выделяют части сложного?
- Сформулируйте тему урока.
4.Закрепление.
Работа с карточками. Задание: определить тип предложения и функцию знака препинания.
Карточка 1:
Безжалостная полярная зима надвигалась все ближе (,) и путников постоянно задерживали в пути самые разнообразные препятствия. Когда дело дошло до переноски груза (,) рабочие куда-то исчезли.
Карточка 2:
Путники шли по извилистым тропам (,) и волна оглушительного шума смыкалась за их спиной. Тропинка была так узка (,) что по ней едва могла пройти лошадь.
Карточка 3:
Она услышала приближающиеся шаги дяди (,) и все для нее стало простым и ясным. Я все время был поглощен поисками племени индейцев (,) у которых можно было бы добыть нарты и погонщиков.
(По произведениям Джека Лондона)
5.Синтаксический разбор предложения. Взаимопроверка.
Еще нигде не румянилась заря, но уже забелелось на востоке.
(И.С.Тургенев «Записки охотника»)
Физминутка
5.Самостоятельная работа. (предложения проецируются на экран)
Задание: выделить грамматическую основу, начертить схемы, определить тип предложения.
Счастьем для человека является встреча с учителем, который станет для детей путеводной звездой, научит доброте и справедливости. Наступила осень, и деревья окрасились в багряные тона. Вечерний город манил шумом и суетой, однако душа рвалась к тишине и покою. Маша вспомнила, что в летние вечера она с бабушкой часто сидела у ворот на скамейке. На улице шумел дождь, деревья гнулись от порывистого ветра и бились ветками об окно веранды. Всю ночь шел снег, и наутро соседские ребята лепили снеговика у ворот.
6.Творческая работа.
Прочитайте текст. Определите стиль речи. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Продолжите текст собственным описанием.
Большое облако проплывая с запада на восток кинуло на равнину прохладную тень. И луга вполне хватило чтобы вместить и обозначить на лоснящихся травах все полотно и все узорные завитки облака.
(по В. Пескову)
7.Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
-Что осталось непонятным?
8.Домашнее задание.
Подготовиться к сочинению по упражнению 59 (черновики).
9.Выставление оценок и их комментирование.
Второй урок по данной теме посвящается работе над сочинением по упражнению 59
(Учебник «Русский язык 9 класс» Авторы: Л.А. Тростенцова и др. (Просвещение, 2014г.).
Автор(ы): Касьянова В. А.
Скачать: Русский язык 9кл - Конспект.docx