Название предмета: Русский язык Класс: 9 УМК: Л.А. Тростенцова и др. (Просвещение, 2014г.) Тема: «Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения» Общее количество часов: 2 Цели: 1. Ввести понятия «функция знака», «разделительная функция знака», «выделительная функция знака» в лексикон учащихся. Продолжить работу по теме «Синтаксис». 2. Продолжить развитие устной монологической и диалогической речи учащихся. 3. Сформировать у школьников навык самостоятельной работы. Продолжить воспитание чувства взаимопомощи и милосердия к окружающим. Литература: Учебник по русскому языку для 9 кл. Л.А. Тростенцова и др. (Просвещение, 2014г.) Оборудование: компьютер, экран, доска, карточки с индивидуальными заданиями. Содержание уроков (2 ч.): 1. Лингвистическая разминка. Подберите синонимы к словам: презентация, санкция, конференция, актуальный, резюме, кропотливый. 2. Актуализация знаний. -Что изучает синтаксис? - Составьте простое предложения. Докажите, что это предложение простое. - Составьте сложное предложение. Докажите, что оно сложное. - Перечислите сочинительные союзы. - Назовите подчинительные союзы. 3.Объяснение нового материала. - Работа с учебником (страница 30). Прочитайте данные предложения, ответьте на вопрос: в каких предложениях знаки препинания разделяют, а в каких – выделяют части сложного? - Сформулируйте тему урока. 4.Закрепление. Работа с карточками. Задание: определить тип предложения и функцию знака препинания. Карточка 1: Безжалостная полярная зима надвигалась все ближе (,) и путников постоянно задерживали в пути самые разнообразные препятствия. Когда дело дошло до переноски груза (,) рабочие куда-то исчезли. Карточка 2: Путники шли по извилистым тропам (,) и волна оглушительного шума смыкалась за их спиной. Тропинка была так узка (,) что по ней едва могла пройти лошадь. Карточка 3: Она услышала приближающиеся шаги дяди (,) и все для нее стало простым и ясным. Я все время был поглощен поисками племени индейцев (,) у которых можно было бы добыть нарты и погонщиков. (По произведениям Джека Лондона) 5.Синтаксический разбор предложения. Взаимопроверка. Еще нигде не румянилась заря, но уже забелелось на востоке. (И.С.Тургенев «Записки охотника») Физминутка 5.Самостоятельная работа. (предложения проецируются на экран) Задание: выделить грамматическую основу, начертить схемы, определить тип предложения. Счастьем для человека является встреча с учителем, который станет для детей путеводной звездой, научит доброте и справедливости. Наступила осень, и деревья окрасились в багряные тона. Вечерний город манил шумом и суетой, однако душа рвалась к тишине и покою. Маша вспомнила, что в летние вечера она с бабушкой часто сидела у ворот на скамейке. На улице шумел дождь, деревья гнулись от порывистого ветра и бились ветками об окно веранды. Всю ночь шел снег, и наутро соседские ребята лепили снеговика у ворот. 6.Творческая работа. Прочитайте текст. Определите стиль речи. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Продолжите текст собственным описанием. Большое облако проплывая с запада на восток кинуло на равнину прохладную тень. И луга вполне хватило чтобы вместить и обозначить на лоснящихся травах все полотно и все узорные завитки облака. (по В. Пескову) 7.Подведение итогов урока. Рефлексия. - Что нового вы узнали сегодня на уроке? -Что осталось непонятным? 8.Домашнее задание. Подготовиться к сочинению по упражнению 59 (черновики). 9.Выставление оценок и их комментирование. Второй урок по данной теме посвящается работе над сочинением по упражнению 59 (Учебник «Русский язык 9 класс» Авторы: Л.А. Тростенцова и др. (Просвещение, 2014г.).
Автор(ы): Касьянова В. А.
Скачать: Русский язык 9кл - Конспект.docx