Урок 13.Повторение и углубление знаний о тексте: способы и средства связи предложений в тексте Цель урока: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения, навыки, осуществлять их перенос, на новые условия. Задачи урока: Обучающая: обобщить и систематизировать знания учащихся по темам: «Текст», «Стили речи», Развивающие: развивать навыки работы с различными источниками информации (публицистический текст, словарная статья, таблица, монологическая речь учителя). Воспитательные : воспитывать неравнодушное отношение и интерес к родному языку, слову. Тип урока: урок комплексного применения знаний. Форма урока: смешанный урок. Оборудование : рабочие тетради (Приложение), словари, сборник пословиц и поговорок, тексты художественных и публицистических произведений. Выставка книг о языке. Ход урока 1. Организационный момент. Слово учителя о целях урока. 2. Выразительное чтение текста. (читает учитель или заранее подготовленный ученик). 1. Язык – это мерило бытия нации, её веры, нравственности и даже физического благополучия, здоровья людей. 2. Через язык человек познаёт добро и зло, испытывает на себе их воздействие и постигает, что может сам творить словом добро и зло. 3. И выбор между добром и злом люди впервые делают, именно выбирая между благим и гибельным словом. 4. Доказано сегодня не только богословами, но и наукой, что словесное давление на человека – это не метафора, а физическая реальность… 5. Каждое слово, услышанное или увиденное нами , слышат не только наши уши, видят не только наши глаза, но вся личность человека несёт в себе отпечатки увиденного и услышанного. 6. Вот почему, интуитивно познав и опытно постигнув силу слова, человечество искони очень осторожно обращалось с ним, вводя запреты на всуе обращённое слову к Богу, на клятву и проклятие, на сквернословие и брань. (М. Миронова) 3. Беседа. – Что прочитали? Докажите. (Прочитали текст, т.е. группу предложений, связанных по смыслу, грамматически, объединённых одной темой). – Какой темой? О чём текст? (Текст о языке. Его сущности, о единице языка – слове). – Значение каких слов вам незнакомо? Требует пояснения? 4. Работа с толковым словарём. Один ученик читает словарную статью, класс следит, читая статьи, внесённые в рабочие тетради. мерúло, -а, ср. (книжн.). Признак, свойство, на основе которого можно определить, оценить что-нибудь. Мерило художественности. Мерило доброты. всýе, нареч.(книжн.) Зря, напрасно. (вспоминать, называть; по отношении к чему-нибудь уважаемому, высокому). Поминать чьё-н. имя в. метáфора, -ы, ж. Оборот речи – употребление слов и выражений в переносном смысле на основе аналогии, сходства, сравнения. богослóв, -а, м. Специалист по богословию. 5. Продолжение работы с текстом. – Подчеркните ключевые слова. (В.1. – 1-ый абзац; В.2. – 2-ой абзац) (1-ый абзац: язык, мерило, бытия нации, веры, нравственности, здоровья, добро, зло, благое, гибельное слово. 2-ой абзац: словесное давление, физическая реальность, слово, уши, глаза, личность, сила слова.) Задание 1: обменяйтесь рабочими листами, проверьте выполнение задания. – Назовите микротемы. Объясните членение текста на абзацы. (1-ая микротема: Язык – критерий существования нации, отдельного человека; 2-ая микротема: Слово имеет большую силу, обращаться с ним надо осторожно.) Каждый абзац несёт особую эмоциональную нагрузку. Задание 2. Озаглавьте текст. (Язык – основа всего. Роль языка в жизни человека.) – К какому стилю можно отнести текст? Докажите. (Текст публицистического стиля. Цель его – информировать читателя, слушателя, воздействовать на них, формировать общественное мнение, гражданскую позицию. Сфера применения – статья в газете, текст выступления.) Каков жанр? Выберите верный ответ. А) выступление на митинге; Б) публичная лекция; В) репортаж; Г) информация; Д) хроника; Е) интервью. – Какие стилевые черты можно выделить? (эмоциональность, призывность, торжественность) Задание 3. Выберите средства языка, характерные для данного стиля речи. Таблица 1 Лексические слова общественно-политического звучания; торжественная лексика; книжная лексика; использование антонимов; слова с переносным значением. Морфологические использование отглагольных существительных; использование существительных в мужском и среднем роде. Синтаксические простота синтаксических конструкций; использование обращений; риторические вопросы; использование анафор; синтаксический параллелизм; побудительные и восклицательные предложения; неполные предложения. Задание 4. Воспользуйтесь таблицей 2 – Каков тип речи? Докажите. (Текст-рассуждение) – Какова разновидность? (рассуждение-размышление) Таблица 2. Типы речи Тип речи Разновидность типа речи Повествование (что произошло?) изобразительное информативное Описание (какой?) предмета места состояние среды состояние человека Рассуждение (почему?) доказательство объяснение размышление – Какова роль 1-го предложения в композиции текста? (1-ое предложение – тезис) – А последнего? (В последнем предложении заключается основная мысль текста) – Каков способ связи предложений в тексте? (последовательный) а) последовательный б) параллельный – С помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями в тексте? Воспользуйтесь таблицей 3 Таблица 3 Лексические слова одной тематической группы; слова со значением «целое и его части»; прямой повтор; синонимы; антонимы. Интонационные средства длина фразы; ритмика; интонация. Морфологические союзы, союзные слова, частицы; местоименные слова, в том числе наречия; видовременные формы глаголов: степени сравнения прилагательных и наречий. Синтаксические порядок слов; синтаксический параллелизм; антонимическая организация текста; расчленённые конструкции; неполные предложения; вводные слова и предложения. Задание 5 В 1-ом абзаце найдите однокоренные слова разных частей речи. – Какое фонетическое явление можно наблюдать? (выбор – отглагольное существительное; выбирáя – деепричастие. Фонетическое явление – чередование звуков). – Как объяснить правописание «и» в корне деепричастия? Какой это корень? (выбирáя, чередующийся). Задание 6 В предложениях 4, 5 найдите слова, в которых правописание «н» и «нн» определяется правилом правописания суффиксов причастий и отглагольных прилагательных, образованных от глаголов совершенного вида. Выпишите найденные слова (увиденное, услышанное) Задание 7 Из предложений 1-го абзаца выпишите слова, в которых написание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой. (воздействие, испытывает). Задание 8 Выпишите грамматическую основу 1-го предложения. Объясните постановку знака препинания. (язык – мерило; и подлежащее, и сказуемое выражены именем существительным в именительном падеже) – Сколько рядов однородных членов в 3-ем предложении? (2) Задание 9 Укажите способ подчинительной связи. познаёт добро __________ словесное давление __________ делают впервые __________ Задание 10 Выберите грамматически правильный вариант продолжения предложения: Постигнув силу слова… 1. были созданы замечательные произведения русской классики; 2. добро может победить зло; 3. происходит выбор между добром и злом; 4. человечество всегда очень осторожно обращалось с ним. – На какие орфографические правила можно составить словарный диктант на основе данного текста? (– безударные гласные, проверяемые и не проверяемые ударением; – правописание приставок; – «н» и «нн» в словах разных частей речи; – правописание чередующихся гласных в корне слова). – Какие пунктуационные правила можно проиллюстрировать примерами из данного текста? (– знаки препинания в предложениях с однородными членами; – тире между подлежащим и сказуемым; – запятая в сложносочинённом и сложноподчинённом предложениях; – обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом.) 6. Итог урока – Итак, с какими единицами языка мы работали на уроке? (звук, слово, словосочетание, предложение, текст) – Какова основная мысль текста, с которым работали? (Со словом нужно обращаться осторожно) – Какими примерами народной мудрости можно завершить урок? (Язык, что бритва. Не бей кулаком, ударь словом. Доброе слово сказать – посошок в руки дать. Слово не стрела, а пуще стрелы. Слово не обух, а от него люди гибнут. Язык голубит, язык не губит. Не ножа боится, а языка.) Послушайте выразительное чтение стихотворения Вадима Шефнера: «Слова». Слова Много слов на земле. Есть дневные слова – В них весеннего неба сквозит синева. Есть ночные слова, о которых мы днем Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом. Есть слова – словно раны, слова – словно суд, – С ними в плен не сдаются и в плен не берут. Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести. Словом можно продать, и предать, и купить, Слово можно в разящий свинец перелить. Но слова всем словам в языке нашем есть: Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь. Повторять их не смею на каждом шагу,- Как знамена в чехле, их в душе берегу. Кто их часто твердит – я не верю тому, Позабудет о них он в огне и дыму. Он не вспомнит о них на горящем мосту, Их забудет иной на высоком посту. Тот, кто хочет нажиться на гордых словах, Оскорбляет героев бесчисленный прах, Тех, что в темных лесах и в траншеях сырых, Не твердя этих слов, умирали за них. Пусть разменной монетой не служат они, – Золотым эталоном их в сердце храни! И не делай их слугами в мелком быту – Береги изначальную их чистоту. Когда радость – как буря, иль горе – как ночь, Только эти слова тебе могут помочь! В. Шефнер О чем заставляет задуматься стихотворение? Задание 11. Составьте свой синквейн, темы «слово», «язык». Язык. Мудрый. Сильный. Учит. Помогает. Вдохновляет. Язык мой – друг мой. Сила! Слово. Доброе и гневное. Ведёт. Спасает. Убивает. Слова всем словам в языке нашем есть. Оружие. 7. Оценивание за работу на уроке 8. Домашнее задание ( на выбор) В. 1. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Почему мы должны обращаться со словом осторожно?» Приведите в сочинении два аргумента из прочитанных текстов, подтверждающих ваши рассуждения. В. 2. Напишите сочинение-рассуждение «Каковы функции запятых в прозаическом тексте, с которым работали на уроке?» Приведите примеры из текста, применяйте цитирование. Приложение 1. Язык – это мерило бытия нации, её веры, нравственности и даже физического благополучия, здоровья людей. 2. Через язык человек познаёт добро и зло, испытывает на себе их воздействие и постигает, что может сам творить словом добро и зло. 3. И выбор между добром и злом люди впервые делают, именно выбирая между благим и гибельным словом. 4. Доказано сегодня не только богословами, но и наукой, что словесное давление на человека – это не метафора, а физическая реальность… 5. Каждое слово, услышанное или увиденное нами , слышат не только наши уши, видят не только наши глаза, но вся личность человека несёт в себе отпечатки увиденного и услышанного. 6. Вот почему, интуитивно познав и опытно постигнув силу слова, человечество искони очень осторожно обращалось с ним, вводя запреты на всуе обращённое слову к Богу, на клятву и проклятие, на сквернословие и брань. (М. Миронова)
Автор(ы):
Скачать: Русский язык 9кл - Конспект.docx