Урок 55 Развития речи
Тема: «Язык современного делового человека».
Цели урока:
1)повторить и систематизировать изученное об
официально-деловом стиле; помочь уч-ся осознать важность
умения владеть речевыми нормами в жизни человека;
показать необходимость
владения деловым стилем в повседневной жизни; научить
составлять документы необходимые в повседневной жизни;
2)развивать умение пользоваться этим стилем на
практике; развивать устную и письменную речь уч-ся;
развивать речевой слух уч-ся; развивать умение моделировать
речевое поведение в соответствии с задачами общения;
3)воспитывать самостоятельность; воспитывать
ценностное отношение к слову; расширять кругозор уч-ся;
воспитывать уважение к родному языку, его богатству.
Надпись на доске:
Важнейший способ узнать человека – прислушаться к тому, как он говорит… Д.Лихачёв.
Ход урока:
1.Организациооный момент.
Вступительное слово учителя:
- Какие стили речи мы с вами учили на прошлых уроках?
- Изобразите схему – речевая ситуация делового стиля?
На сегодняшнем уроке мы продолжим разговор о деловом стиле, в повседневной жизни нам часто приходится сталкиваться с составлением деловых бумаг разного рода.
- Какие виды деловых бумаг вы знаете?
2.Актуализация знаний.
- В чем особенность этого стиля? (Официальная обстановка, шаблонность- стандартность).
Точность, чёткость, краткость, ясность.)
Задание № 1 .
- Посмотрите у вас на столах деловая бумага – заявление. Рассмотрим его и скажем, правильно ли, по шаблону оно написано?
Задание № 2 . Доверенность.
- Зачем используют?
Задание № 3 . Расписка.
- До данной темы «Речь», что мы учили?
- Найдём Сложносочиненное предложение. Выполним разбор предложения, не касаясь второстепенных членов. Составим схему и прочитаем её.
- Есть ли здесь бессоюзное сложное предложение? Или хотя бы элемент? У доски выполним полный разбор и составим схему.
Объяснить все знаки препинания.
Задание № 4 . Орфографическая страничка.
(Самопроверка с объяснением отдельных элементов).
3.Работа по теме урока.
Задание № 5 .
- Речь пойдет о деловом общении. Деловое общение, как и любое другое , начинается с приветствия, но имеет свои особенности. У деловых людей существует даже специальный предмет, предназначенный для того, чтобы завязать деловые отношения.
- Как вы думаете, о чём идёт речь? Верно о визитных карточках, или , как мы их обычно называем, о визитках.
- Ребята самостоятельно подготовили материал об этом предмете. Мы сейчас послушаем, что у они об этом скажут.
-Спасибо ребятам за информацию.
- Теперь подумаем, какие правила пользования визитками.
Правило № 1:
Как нужно вручать визитку?
( Желательно свою визитку преподносить правой рукой. Это важно в тех случаях, когда ваш собеседник – представитель другой страны. В некоторых странах существует поверье, что многое, исполняемое левой рукой, считается символом плохого начинания. Вручая визитку, следует назвать вслух свою фамилию и имя. Помнить об этом, если они звучат несколько необычно. Тем самым вы облегчите общение и понимание.
№ 2:
В случае, когда ваш партнёр протягивает вам визитку, следует показать как её принимать.
(Желательно принимать двумя руками, этим вы подчеркнёте уважение к человеку, вручающему её вам. Получив визитку, обязательно прочтите вслух фамилию её обладателя. Не следует класть её в задний карман брюк – это невежливо. Не нужно её вертеть в руках, мять, так как это может быть истолковано как неуважение.)
- Нетактично, получив карточку, не предложить или дать свою. Это может быть понято как оскорбление.
Задание № 6 . – Ваша встреча с деловым партнёром в кафе.
Подумайте чем можно угостить вашего делового партнёра: чашечкой Каппуччино или Капучино, Эспресо или Эспрессо?
Задание № 7 . (в устной форме).
Работа над лексическим значением слов. (Стр. 211).
- Устно объяснить значение приведённых данных слов и в письменном виде составить с ними предложения.
Откуда, с какого языка пришли эти слова?
Как вы думаете, нужно ли использовать заглавные буквы и кавычки?
(капучино и эспрессо)
- Что можете сказать об этимологии этих слов?
(Эспрессо в буквальном смысле означает «выдавленный»)
Само название «капучино» родственно слову «капуцин» (от итальянского капюшон), т.е. представитель католического монашеского ордена. Они носили остроконечные капюшоны (отсюда и название). Этот кофе назвали так, по белому «капюшону» из-за молочной пены.
Задание № 8. Деловое письмо.
Существуют следующие правила составления делового письма:
- точность (во избежание неясного понимания изложенного)
- лаконичность (записанные вами 3 листа деловому человеку читать некогда)
- убедительность (можно достичь двумя качествами: аргументированностью и грамотностью; письмо можно отложить, если первая фраза не вызывает интерес).
Существуют моменты, когда письмо следует писать от руки (аккуратным, разборчивым почерком) – это подчёркивает значение адресата для автора письма.
- Прочитаем образец. Это деловое письмо?
Составим его правильно.
Задание № 9. Работа с паронимами.
Задание № 10. Оратор. Важно умение владеть языком, знать его особенности.
Я скажу вам английские пословицы, а вы подберите к ним эквиваленты на русском. Ваши знания это – уважение к своему родному языку!
4. Домашнее задание.
- Как вы понимаете значение слова автобиография?
А как нам его объясняет словарь?
- Почему нельзя сказать свою автобиографию?
- Какую структуру имеет этот документ? (стр.220)
- Прочитайте текст упр. №308. Так можно писать? Почему?
Дома напишите автобиографию, можно опираться на материал стр. 220. и упр. №307.
- Возникли ли вопросы по домашней работе?
5.Подведение итогов урока.
- Что для вас было новым на уроке?
-Что больше всего запомнилось и понравилось? Почему?
- Было ли что-то ненужным неинтересным?
6.Рефлексия. (смайлики по настроению)
Автор(ы): Хабибуллина Р. Т.
Скачать: Русский язык 9кл - Конспект.docx