Урок 55 Развития речи Тема: «Язык современного делового человека». Цели урока: 1)повторить и систематизировать изученное об официально-деловом стиле; помочь уч-ся осознать важность умения владеть речевыми нормами в жизни человека; показать необходимость владения деловым стилем в повседневной жизни; научить составлять документы необходимые в повседневной жизни; 2)развивать умение пользоваться этим стилем на практике; развивать устную и письменную речь уч-ся; развивать речевой слух уч-ся; развивать умение моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения; 3)воспитывать самостоятельность; воспитывать ценностное отношение к слову; расширять кругозор уч-ся; воспитывать уважение к родному языку, его богатству. Надпись на доске: Важнейший способ узнать человека – прислушаться к тому, как он говорит… Д.Лихачёв. Ход урока: 1.Организациооный момент. Вступительное слово учителя: - Какие стили речи мы с вами учили на прошлых уроках? - Изобразите схему – речевая ситуация делового стиля? На сегодняшнем уроке мы продолжим разговор о деловом стиле, в повседневной жизни нам часто приходится сталкиваться с составлением деловых бумаг разного рода. - Какие виды деловых бумаг вы знаете? 2.Актуализация знаний. - В чем особенность этого стиля? (Официальная обстановка, шаблонность- стандартность). Точность, чёткость, краткость, ясность.) Задание № 1 . - Посмотрите у вас на столах деловая бумага – заявление. Рассмотрим его и скажем, правильно ли, по шаблону оно написано? Задание № 2 . Доверенность. - Зачем используют? Задание № 3 . Расписка. - До данной темы «Речь», что мы учили? - Найдём Сложносочиненное предложение. Выполним разбор предложения, не касаясь второстепенных членов. Составим схему и прочитаем её. - Есть ли здесь бессоюзное сложное предложение? Или хотя бы элемент? У доски выполним полный разбор и составим схему. Объяснить все знаки препинания. Задание № 4 . Орфографическая страничка. (Самопроверка с объяснением отдельных элементов). 3.Работа по теме урока. Задание № 5 . - Речь пойдет о деловом общении. Деловое общение, как и любое другое , начинается с приветствия, но имеет свои особенности. У деловых людей существует даже специальный предмет, предназначенный для того, чтобы завязать деловые отношения. - Как вы думаете, о чём идёт речь? Верно о визитных карточках, или , как мы их обычно называем, о визитках. - Ребята самостоятельно подготовили материал об этом предмете. Мы сейчас послушаем, что у они об этом скажут. -Спасибо ребятам за информацию. - Теперь подумаем, какие правила пользования визитками. Правило № 1: Как нужно вручать визитку? ( Желательно свою визитку преподносить правой рукой. Это важно в тех случаях, когда ваш собеседник – представитель другой страны. В некоторых странах существует поверье, что многое, исполняемое левой рукой, считается символом плохого начинания. Вручая визитку, следует назвать вслух свою фамилию и имя. Помнить об этом, если они звучат несколько необычно. Тем самым вы облегчите общение и понимание. № 2: В случае, когда ваш партнёр протягивает вам визитку, следует показать как её принимать. (Желательно принимать двумя руками, этим вы подчеркнёте уважение к человеку, вручающему её вам. Получив визитку, обязательно прочтите вслух фамилию её обладателя. Не следует класть её в задний карман брюк – это невежливо. Не нужно её вертеть в руках, мять, так как это может быть истолковано как неуважение.) - Нетактично, получив карточку, не предложить или дать свою. Это может быть понято как оскорбление. Задание № 6 . – Ваша встреча с деловым партнёром в кафе. Подумайте чем можно угостить вашего делового партнёра: чашечкой Каппуччино или Капучино, Эспресо или Эспрессо? Задание № 7 . (в устной форме). Работа над лексическим значением слов. (Стр. 211). - Устно объяснить значение приведённых данных слов и в письменном виде составить с ними предложения. Откуда, с какого языка пришли эти слова? Как вы думаете, нужно ли использовать заглавные буквы и кавычки? (капучино и эспрессо) - Что можете сказать об этимологии этих слов? (Эспрессо в буквальном смысле означает «выдавленный») Само название «капучино» родственно слову «капуцин» (от итальянского капюшон), т.е. представитель католического монашеского ордена. Они носили остроконечные капюшоны (отсюда и название). Этот кофе назвали так, по белому «капюшону» из-за молочной пены. Задание № 8. Деловое письмо. Существуют следующие правила составления делового письма: - точность (во избежание неясного понимания изложенного) - лаконичность (записанные вами 3 листа деловому человеку читать некогда) - убедительность (можно достичь двумя качествами: аргументированностью и грамотностью; письмо можно отложить, если первая фраза не вызывает интерес). Существуют моменты, когда письмо следует писать от руки (аккуратным, разборчивым почерком) – это подчёркивает значение адресата для автора письма. - Прочитаем образец. Это деловое письмо? Составим его правильно. Задание № 9. Работа с паронимами. Задание № 10. Оратор. Важно умение владеть языком, знать его особенности. Я скажу вам английские пословицы, а вы подберите к ним эквиваленты на русском. Ваши знания это – уважение к своему родному языку! 4. Домашнее задание. - Как вы понимаете значение слова автобиография? А как нам его объясняет словарь? - Почему нельзя сказать свою автобиографию? - Какую структуру имеет этот документ? (стр.220) - Прочитайте текст упр. №308. Так можно писать? Почему? Дома напишите автобиографию, можно опираться на материал стр. 220. и упр. №307. - Возникли ли вопросы по домашней работе? 5.Подведение итогов урока. - Что для вас было новым на уроке? -Что больше всего запомнилось и понравилось? Почему? - Было ли что-то ненужным неинтересным? 6.Рефлексия. (смайлики по настроению)
Автор(ы): Хабибуллина Р. Т.
Скачать: Русский язык 9кл - Конспект.docx