Название предмета: русский язык Класс: 9 УМК (название учебника, автор, год издания): М.М. Разумовская Уровень обучения): базовый Тема урока: Публицистический стиль. Эссе. ( 2 часа) Цель урока: Систематизация знаний об особенностях публицистического стиля, основных жанрах публицистики; подготовка к написанию эссе. Задачи: Предметные: повторить сведения о публицистическом стиле речи; Метапредметные: Развивать умения выделять главное, сравнивать, обобщать. умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; умения аргументировать, давать доказательные ответы; Личностные: формировать навыки контроля и самоконтроля. Технологическая карта урока русского языка Этапы урока (занятия, мероприятия) Деятельность педагога Деятельность обучающегося Результаты Этап мотивации (самоопределения) II. Слово учителя. -Ребята, улыбнёмся друг другу, чтобы была у нас доброта в наших сердцах на протяжении 45 минут и не только. Многое из урока нам пригодится для успешной сдачи ОГЭ по русскому языку. - Прослушиваем аудиозапись изложения ( текст о доброте). Определим микротемы текста. - Легко ли получилось определить микротемы? Учащиеся высказывают предположения, вырабатывают на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности Личностные: действие смыслообразования. Коммуникативные: готовность к сотрудничеству Формулирование темы урока Я попрошу вас сформулировать тему урока. Постараюсь помочь вам в этом, предлагая подсказки. Запишите свои версии. 1) Этот речи, который мы встречаем в газетах или журналах. 2) Этот стиль воздействует на читателей или слушателей. 3) Этим стилем отлично владеть журналисты. Запишем тему так: «Особенности публицистического стиля речи». Записывают свои версии темы урока. Высказывают свои предположения. Личностные: действие смыслообразования, самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов– инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы. Целеполагание Исходя из темы урока, определите, пожалуйста, цели урока. Демонстрация и чтение целей учителем ( написаны на доске) Ученики формулируют цели урока. Регулятивные: целеполагание, планирование своих действий. Изучение нового материала 1. Подберите однокоренные слова к слову публицистический. Составьте словосочетания с этими словами. 2. Что такое «публицистический стиль»? Проверим наши предположения. 3. Работа со статьей учебника «Родная речь» 4. Заполнение в тетради кластера «Публицистический стиль и его особенности». Записывают словосочетания: публицистический –публика, публичный, публицист, публицистика. Известный публицист, благодарная публика, публичный человек, талантливая публицистика. Высказывают свои предположения. Заполняют кластер. Познавательные: общеучебные: - выбор наиболее эффективного способа решения проблемы; - умение структурировать знания; - контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Логические: - анализ объектов; - смысловое чтение текста научного стиля речи - применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; - решение проблемы Работа по подготовке к написанию эссе. Сегодня будем знакомиться с таким жанром, как эссе на примере одного из текстов и рассмотрим основные жанрообразующие признаки эссе. Работа с определением эссе (определение у каждого ученика отпечатано на листах). - Прочитайте определение эссе и на основании определения выделите основные признаки эссе. Работа с текстом (смотри приложение) Беседа по тексту. - Что хочется вам сказать о прослушанном тексте? - Какова тема текста? - Идея текста? - В каком стиле написан текст? - В каком жанре? - Назовите особенности этого жанра в тексте? ( ряды однородных членов, использование языковых средств, которые оказывают воздействия на эмоции читателя, вводные слова, параллельный способ связи в предложениях, в тексте ряд суждений, которые не подлежат сомнению) - Какая мысль в тексте, по вашему мнению, является основной? Ответ запишите в тетрадях. - Каков синтаксический строй этого текста? (В тексте преобладают сложные предложения) -А теперь, ребята, попытайтесь и вы создать небольшие фрагменты, как бы продолжая этот текст, используя сведения об эссе, которые получили сегодня на уроке. Можете взять любую тему, связанную с понятиями речи и языка. Самостоятельная работа с взаимопроверкой: получилось ли эссе? Работают с текстом в парах, отвечают на вопросы. Признаки эссе: небольшой объем, личные впечатления, конкретная тема, образность речи, использование разговорных оборотов, свободная композиция) Пишут эссе. Личностные: смыслообразование, действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания. Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, контроль, оценка. Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Рефлексия С какой мыслью ты идешь с сегодняшнего урока? Выбери подходящую пословицу. Свой выбор аргументируй. Многое ученье трудов потребует. Учить — ум точить. Чтобы научиться плавать, надо лезть в воду. Труд при ученье скучен, да плод от него вкусен. Выбирают пословицу, аргументируют свой выбор. Домашнее задание Выучить особенности публицистического стиля (по таблице), написать эссе по теме ( по выбору) «Моя малая родина», «Берегите наш язык!», «О дружбе» Записывают домашнее задание Коммуникативные: прогнозирование, планирование дальнейшей самостоятельной деятельности Приложение. Мало обращает наш современник на родной язык: тот, как воздух, как вода, всюду, всегда с нами. Возникает иллюзия его малоценности. Забывают, что самый главный признак общности у людей по-прежнему язык. Но мы не знаем родной язык – мы только им пользуемся. Владеть языком – значит охватить сознанием не одну лишь пользу слов и грамматики, но проникнуть в изначальную суть, в красоту и высокую правду речи, понять до конца разумом и волей. Понять, что именно язык – начало всех начал, что, приступая к делу и совершая дело, мы осмысляем все это, словом передавая открытое для себя – другим.
Автор(ы): Нургалиева Т. Ж.
Скачать: Русский язык 9кл - Конспект.docx