Название предмета: Русский язык Класс 9 УМК: М.М.Разумовская. Русский язык. М. Дрофа, 2010г. Уровень обучения – базовый Тема: «Деловые бумаги» Общее количество часов, отведенное на изучение темы- 29 Место урока в системе уроков по теме 54 Цели урока: -закрепить и углубить знания учащихся по теории официально-делового стиля; -формировать умение составлять и оформлять различные документы (заявление, автобиография), необходимые в повседневной жизни; -совершенствовать речевую и письменную грамотность учащихся. Задачи: - повторить общие признаки официально-делового стиля речи; - развивать умения и навыки составления деловых бумаг; - совершенствовать речевую и письменную грамотность. Планируемые результаты: Знать: отличительные особенности ДЕЛОВОЙ РЕЧИ. Уметь: пользоваться средствами деловой речи в соответствующих речевых ситуациях Техническое обеспечение урока: компьютер презентация, Оборудование урока: раздаточный материал с образцами деловых бумаг. ХОД УРОКА При официальных отношениях людей нельзя обойтись без официальных выражений и слов. К.И. Чуковский. 1. Лингвистическая разминка. Сегодня у нас урок развития речи, и посвящён он одному из стилей речи. Вспомним, какие мы знаем стили речи? А вот какой стиль речи будет в центре нашего внимания, догадайтесь сами. Задание 1. Определите, в каких стилях речи употребляются слова-синонимы. 1) а) потушить пожар (разговорный, нейтральный), б) устранить возгорание (официально-деловой), в) победить в битве с огнем (художественный, публицистический); 2) а) дрыхнуть (разговорный, просторечный), Объясните значение слова саммит. (Встреча глав государств, правительств) Задание 2. вставить буквы и определить стилевую принадлежность слов. Адм…н…страц…я, з…веду…щий, с…кр…тарь, оф…ц…альный, в…ст…н…вить, уч…реждение, пр…зидент, м…н…стерство, орг…н…зац…я, пр…блем…а, пр…фес…ия, р…путац…я, сп…ц…альность, ин…ц…ативный, к…л…кти…; иметь (в)виду следу…щее, вп…сле… стви…, (в) течени…, (в) продолжени… мес…ца.. Задание 3. Составить глагольные словосочетания со словами: акт - (составить) претензии – (предъявить) заявка – (написать) отчет – (сделать) благодарность – (объявить) выговор – (объявить) документ – (оформить) подпись – (поставить) расписка – (дать) справка – (написать) 2.Целеполагание. В повседневной жизни нередко приходится сталкиваться с деловыми бумагами: написать заявление, объяснительную записку, если пропустил занятие, опоздал на урок и т. д. Правильно составленное, без ошибок написанное резюме сразу вызывает у работодателя уважение и внимание к человеку, ищущему место службы. Язык деловых бумаг должен соответствовать традициям официально-делового стиля литературного языка. Сегодня наш разговор об официально-деловом стиле, тема урока «Деловые бумаги. Заявление. Автобиография» Цель (определяется вначале детьми), затем подытоживается учителем:научится составлять различные деловые бумаги, необходимые в повседневной жизни. 3.Словарная работа. На уроке нам понадобятся новые слова Клише (или языковые стандарты) – готовые обороты, используемые в качестве легко воспроизводимого в определенных условиях и контекста стандарта. Они являются конструктивными оборотами речи. Например: встреча на высшем уровне. Речевые штампы – слова и выражения, утратившие эмоциональную окрашенность. Например, рассмотреть под углом зрения. Эмоциональность – предрасположенность к испытанию живых эмоций. Например, страх – одна из форм эмоций. Экспрессия – выражение чувств, переживаний. Экспрессивность (от латинского exprtssio) – значит выразительность, сила проявления чувств и переживаний. Например, вместо слова «хороший», приходя в восторг от чего-либо, мы говорим прекрасный, замечательный, чудесный. Социальный – общественный. Автобиография – описание жизни пишущего. 3. Повторение сведений об официально-деловом стиле. -Что вы знаете об официально-деловом стиле? И ещё 2 слова нам часто будут встречаться сегодня на уроке Уточнение по словарю значения слов деловой, официальный. Официальный – 1. Должностной, правительственный, установленный правительством, связанный с выполнением госуд. функций. 2. Исходящий от правительства, правительственного органа, должностного лица, вполне авторитетный. 3. Свойственный правительственным актам, деловым бумагам. Деловой – прил., по знач. связанное с служебной деятельностью, работой - Где встречается? (Официально-деловой стиль используется в официальной переписке граждан с учреждениями, а также учреждений друг с другом, для составления государственных документов (указов, законов) и деловых бумаг. - Отличительные особенности? (Точность изложения: полное наименование государственных учреждений, организаций, предприятий, конкретное обозначение дат, величин, количеств, размеров и т.п. Стандарт (шаблон) в оформлении деловых бумаг.) -В чем особенность употребления языковых средств? 4.Работа в парах с материалами учебника стр.92. 1группа - лексические особенности. ( Лексические: термины, стандартные обороты речи, штампы) 2 группа - грамматические особенности. ( Грамматические: отглагольные существительные: нарушение, расторжение, взыскание, уведомление и т.п.; краткие прилагательные: должен, обязан и т.п.; отыменные предлоги и производные слова: в связи, в виду того что и т.п.) 3 группа - синтаксические особенности. ( Много обособленных оборотов, однородных членов предложения) - Назовите речевые особенности. ( Отсутствие эмоциональности, экспрессии, выразительных средств) 5.Слово учителя. Для официального стиля характерны как раз те специфические слова, устойчивые словосочетания и обороты, которые принято называть канцеляризмами. Например: во исполнение решения, во избежание несчастных случаев, к заявлению прилагаю и т.п. Форма каждого вида документа тоже устойчивая, общепринятая, стандартная. Штамп в официальном стиле оправдан, уместен: он способствует точному и лаконичному изложению деловой информации, облегчает ведение деловой переписки. К.И. Чуковский в книге о языке «Живой как жизнь» (эпиграф на доске) писал: «… при официальных отношениях людей нельзя обойтись без официальных выражений и слов». Он советовал закончить книгу строгим предупреждением: «Запомните раз и навсегда, что рекомендуемые здесь формы речи надлежит употреблять исключительно в официальных бумагах. А во всех других случаях – в письмах к родным и друзьям, в разговорах с товарищами, в устных ответах у классной доски – говорить этим языком воспрещается». 5. Изучение нового материала. Заявление. - Когда и по какому поводу пишутся заявления? (Наиболее распространены заявления о приеме на работу, об увольнении с работы, о предоставлении отпуска, о приеме в учебное заведение или в общественную организацию, о предоставлении жилой площади и т.д.) Работа с раздаточным материалом. Чтение заявлений. - Каковы компоненты или реквизиты (реквизиты – обязательные составные части делового письма или документа), составляющие заявление? Запись компонентов в тетрадь. 1. Кому заявление? (Название учреждения или должностного лица, к которому обращаются с заявлением, в Д.п.) 2. От кого? (Фамилия, имя, отчество в Р.п.) 3. Заголовок (заявление.) 4. Текст заявления. 5. Что прилагается? 6. Дата и подпись. 7. Адрес. (Дается сверху после указания фамилии перед заголовком или после указания числа снизу. - Какие ошибки были допущены при составлении 4 образца? ( Нет адресата, употребление глагола 1-го лица ед.числа, неличный характер) -Когда вы поступали в школу, родители писали заявление о вашем приеме. Заявление в 10 класс вы должны будете написать самостоятельно. Коллективное составление заявления о приеме в 10 класс. Дополнение учителя. -Довольно часто возникают споры о том, как следует писать в заявлении Львовой М.И. или от Львовой М.И. И в этом споре нет неправых. Обычно авторы пособий по деловой речи предпочитают первую, более традиционную форму, без предлога. Но допускается форма с предлогом. Полагают, что применение предлога соответствует обычной грамматической связи: заявление кому от кого, так же как, например, письмо кому от кого. - Но есть еще один предмет для спора: как следует писать слово заявление – со строчной буквы или с прописной? На этот вопрос тоже нельзя ответить однозначно. Если исходить из грамматики – из того, что вся начальная часть документа представляет собой одно предложение, то справедливо отметить, слово заявление следует писать с маленькой буквы. Но если обратить внимание не только на грамматическую сторону, а еще и на зрительную форму документа, то слово заявление оказывается заголовком. Ведь его обычно пишут в центре строки, отдельно, после имени автора заявления, которое всегда пишется справа (иногда с дополнительными сведениями). А если слово заявление – заголовок, то его можно написать и с прописной буквы. И это не будет ошибкой. 5. Изучение нового материала. Автобиография. -Что такое автобиография? -Когда она нужна? -Из каких компонентов состоит? Автобиография (греч. Autos – сам, bios – жизнь, grapho – пишу) – описание своей жизни. Это слово закрепилось в русском языке, оно заменяет три слова. Автобиография пишется при поступлении в учебное заведение, на работу и т.д. В ней подробно излагаются основные, важные моменты жизни и работы пишущего. План автобиографии дан в учебнике. Сравните его с тем, что на экране. (Слайд 12-13) 1. 1. Заголовок (автобиография) в центре. 2. Фамилия, имя, отчество. 3. Дата и место рождения. 4. Родители (полное имя отца и матери, занятия родителей). 5. Дата поступления в школу и ее окончания. 6. Начало и последующее время работы и указание места (если работает). 7) Общественная работа (какую работу выполнял и выполняет в настоящее время). 8)Указать, если имеются, особые поощрения, награждения по учебе (или работе), общественной деятельности. 9)Дата составления и подпись. Чтение автобиографии с последующим анализом, при этом обращается внимание на обособленные приложения. Автобиография Я, Берестов Андрей Николаевич, родился 5 декабря 1989 года в Москве в семье служащего. Мой отец, Берестов Николай Владимирович, - инженер; мать, Берестова Ирина Викторовна, - медсестра. В 1995 году поступил в школу, в которой учился в течение четырех лет. По окончании начальной школы переехал в г. Санкт-Петербург, в связи с переводом родителей. По приезде на новое место жительства был принят в Петербургскую среднюю школу № 507, где по согласовании с администрацией меня зачислили в 5 Б класс. Здесь в течение двух лет избирался физоргом класса. В 2000 году вследствие полученной травмы был освобожден от обязанностей физорга. В 2001 году за участие в математической олимпиаде я был награжден дипломом 1-й степени.В настоящее время учусь в 9-м классе, занимаюсь в школьном ансамбле. 10.02.2002 г. А. Берестов Автобиография Я, Степаненко Саша, родился в 1986 году в небольшой деревеньке Остролучье, которая находится в 7 км от пгт Барышевки. Мой отец, Степаненко Алексей Сергеевич, тракторист МТС. Моя мать, Степаненко Наталья Григорьевна, библиотекарша сельской библиотеки. В 1993 году я поступил в первый класс Барышевской средней школы № 2, куда мне приходится добираться на попутных машинах каждое утро и по сей день, так как через нашу деревню не ходят рейсовые автобусы. В октябре 1995 года я поступил в музыкальную школу, где учусь играть на баяне. Самое любимое мое занятие – спорт. Несколько лет я занимал второе место на областных соревнованиях по легкой атлетике. В данный момент учусь в десятом классе. 12 мая 2002 г __________ Степаненко А. - Какие ошибки в содержании, построении и языковом оформлении допущены? ( экспрессивность: небольшая деревушка; разговорное слово: библиотекарша; подпись: должна быть справа; нет отчества того, кто пишет автобиографию; нет числа и месяца рождения) - Какая лишняя информация содержится в тексте? - Отредактируйте текст и прочитайте его в исправленном виде. Различают 2 вида автобиографий: автобиография - официальный документ и автобиография - литературное произведение. Деловая автобиография выдержана в спокойном, деловом тоне. В ней соблюдается строгая хронологическая последовательность изложения фактов, написана она официальным языком по определенному плану. Ответы на пункты плана точные. Лексика нейтральная, все слова употреблены в своем прямом значении. Порядок слов прямой, предложения повествовательные. Разговорная лексика, свойственная разговорной речи, отсутствует. Творческие автобиографии пишутся совсем по-другому. Писатели и поэты совершенно свободны в выборе материала и языковых средств для автобиографии, в определении ее композиции. Создавая правдивую картину жизни, используют разнообразные художественно-изобразительные средства. Чтение автобиографии В.Маяковского или М. Зощенко. 6. Итог урока: -О каком стиле речи шёл разговор? -Как одним словосочетанием назвать справку, заявление, доверенность и т.д. -Какие 2 документа научились составлять? -Чему научились на уроке? В чем еще затрудняетесь? 7.Задание на дом: Упр.210 устно, написать автобиографию в форме официального документа 8.Рефлексия. Продолжи предложение: Я знаю …. Я умею….. Я хочу……
Автор(ы): Хабибуллина Р. Т.
Скачать: Русский язык 9кл - Конспект.docxПриложение 1 Директору МБОУ СОШ №1 Ивановой И.И. ученика 9 Б класса Фролова Ю.П. заявление. Прошу Вас разрешить мне пропустить занятия в школе 17 и 18 ноября 2004 года в связи с участием в спортивных соревнованиях 7 ноября 2004 года (подпись) -К обязательному для заявления слову прошу не следует добавлять слов очень, убедительно. В конце заявления не следует писать «В просьбе прошу не отказать»или «С уважением…» -Чем отличается простое заявление от сложного? (В сложном подробно излагается просьба и ее мотивировка, указывается перечень прилагаемых документов (название их, кем, когда, где выданы и отмечается номер документа). Директору Экономического бизнес-колледжа Сергееву Владимиру Владимировичу Попова Игоря Александровича, проживающего по адресу: Московская область, г. Орехово-Зуево, дом 10, кв. 5 заявление. Прошу принять документы для поступления в Экономический бизнес-колледж на отделение «Менеджмент», т.к. хочу приобрести специальность менеджера по связям с общественностью. В этом году я закончил 9 класс МОУ «СОШ №1» г. Орехово-Зуево. Прилагаются следующие документы: 1. Автобиография. 2. Аттестат об основном общем образовании за № (указывается номер) от 25.06.13 г., выданный МОУ «СОШ №1» г. Орехово-Зуево. 3. Три фотографии. 4. Медицинская справка. 5. Справка с места жительства. ___________(подпись) 1 июля 2016 г
Автор(ы): Хабибуллина Р. Т.
Скачать: Русский язык 9кл - Приложение.docxАвтор(ы): Хабибуллина Р. Т.
Скачать: Русский язык 9кл - Презентация к уроку.zip