УМК: Русский язык под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта (2007) Уровень обучения: базовый. Тема: Обучение сжатому изложению с элементами сочинения. Общее количество часов, отведенное на изучение темы – 2 часа. Цель урока: создать условия для овладения навыками написания сжатого изложения с элементами сочинения. Задачи: 1)образовательные: - подготовка к ОГЭ: обучение видам сжатия текста; - развитие навыков определения основной мысли, выделения микротем; - развитие навыков использования в работе над текстом способов и приемов компрессии; 2)развивающие: - формирование коммуникативной компетенции у школьников: развитие умения формировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её 3)воспитательные: - формировать у учащихся личное отношение к проблеме нравственного и патриотического воспитания; - показать важность любви к Родине. Планируемые образовательные результаты: Предметные: Умение пользоваться разными способами сжатия текста и на основе этого строить стройный сжатый текст, выдерживая стилевое и синтаксическое единство и речевые нормы. Метапредметные: - формирование ценностного отношения к русскому слову; -воспитание интереса к предмету через развитие речи и составление собственного высказывания; Личностные: - формирование нравственных ценностей. -умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать их. Оборудование: текст изложения, карточки на каждого ученика; тексты- памятки написания сжатого изложения; мультимедийный проектор, мультимедийная презентация к уроку. Содержание урока. I. Оргмомент. Целеполагание. - Знакома ли вам работа по сжатию текста? Сегодня мы будем работать над сжатым изложением по тексту о родном нашем Оренбуржье. II. Слово учителя. Подготовительная работа. - Давайте вспомним последовательность работы при восприятии текста на слух. 1. Прослушайте исходный текст. 2. Сформулируйте основную тему и идею текста ( о чем текст? Что хотел сказать автор?). 3. Зафиксируйте последовательность событий, рассуждений: - в повествовании – начало события, ход его, кульминация, конец; - в описании – предмет речи и его значимые, существенные признаки; - в рассуждении – общие положения, аргументы, доказательства, вывод; 4. Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части текста. 5. Выберите способы компрессии для каждой части текста. 6. Используя эти способы, сократите текст, сохраняя главную информацию и все микротемы. 7. Проверьте смысловую и грамматическую связь между частями изложения, а также наличие исходного авторского замысла. 8. Напишите сжатое изложение. 9. Перечитайте полученный текст и посчитайте количество слов (их должно быть не менее 70). Если объем меньше, надо определить ту часть, которую можно расширить. 10. Проверив изложение с содержательной стороны, тщательно проверьте текст на наличие грамматических, речевых, орфографических и пунктуационных ошибок. 11. Перепишите сжатое изложение в чистовик. - Ребята, вспомните, пожалуйста, и озвучьте основные приёмы компрессии текста. Приемы сжатия текста: 1. Исключение: повторов; одного или нескольких синонимов; уточняющих и поясняющих конструкций; фрагмента предложения, содержащего второстепенную информацию; одного или нескольких предложений, содержащего второстепенную информацию. 2.Обобщение: замена однородных членов обобщающим словом; замена фрагмента предложения синонимичным выражением; замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением со значением обобщения. 3. Упрощение: слияние нескольких предложений в одно; замена предложения или его части указательным местоимением; замена СПП простым; замена прямой речи косвенной; замена фрагмента предложения синонимичным выражением. III. Тренировочное упражнение по карточке. Карточка. Прочитайте предложения, выделите в них главную информацию. Сократите предложения, используя приемы сжатия. В горах Урала. В охотничью пору на Урале мы уходили в горы и бродили там, как настоящие дикари. Бродить по целым дням в этой зеленой пустыне – наслаждение, известное только охотникам. Встанешь на заре и к вечеру так уходишься, что едва доберешься до известной избушки. Нашим любимым местом была гора Разлит, являющаяся центром и горным водоразделом. В одну сторону с неё сбегают реки европейского бассейна, а в противоположную – азиатского. Таким образом, мы проводили ночь на самой границе между Европой и Азией. Солнечный закат в горах удивительно хорош. Тени нарастают, и на нас начинает надвигаться ночная мгла. Затихший воздух чутко держит каждый шорох. Переживаешь тревожное настроение, которое будит воображение. Не хочется расставаться с таким ощущением. ( По Мамину - Сибиряку) IV. Работа с текстом. .- О чем этот текст? Какова его основная мысль? К какому стилю и типу речи вы отнесете данный текст? - Сколько микротем в этом тексте? -Составьте план текста . 1. В охотничью пору на Урале мы уходили в горы. А) Для охотников бродить целыми днями по зеленой пустыне-наслаждение. Б) К вечеру бессильным добираешься до известной избушки. 2. Нашим любимым местом была гора Разлит. А) Это водораздел между Европой и Азией. Б) Солнечный закат в горах удивительно хорош. В) Когда надвигается ночная мгла, воздух держит каждый шорох. 3. Переживаешь тревожное настроение и не хочешь расставаться с этим ощущением. - Напишите по данному плану текст, в котором не менее 70 слов. V. Лексическая работа по тексту. Подберите и запишите синонимичные выражения к указанным ниже сочетаниям: В охотничью пору, по зеленой пустыне,бродили, наслаждение,встанешь на заре, сбегают реки,тени нарастают,ночная мгла,тревожное настроение ( во время охоты, по степи, ходили, удовольствие, стекают реки, темнеет,ночь, тревога). - С какой целью мы выполняли данный вид работы? (одним из приемов сжатия текста является замена синонимами) VI.Синтаксическая разминка. 1) Найдите в тексте односоставные предложения, определите их вид. ( 3, 10 (1 часть сложного)- определенно-личные,11- безличное). 2) Найдите в тексте художественные средства выразительности ( сравнение,метафоры, олицетворение, эпитеты и т.п). 3) Найдите в тексте обособленные определения.(2, 4 предложения). 4) Найдите вводное слово, укажите его значение (таким образом – порядок мыслей, их итог). 5) Найдите однородные члены ( 4 предложение). - Для чего мы работали с односоставными предложениями,средствами речевой выразительности, обособленными членами, вводными словами, однородными членами? ( текст изложения должен содержать замысел автора, сохранять стиль и тип речи, при компрессии текста мы должны исключать второстепенную информацию, в том числе, ряд однородных членов, обособленные определения или заменять их более простыми конструкциями.) Какими приемами компрессии вы воспользовались при подготовительной работе с текстом? (упрощение и обобщение) - Расскажите устно о любимом месте своего края. - Каким типом речи вы воспользуетесь в своем рассказе? VII Рефлексия учебной деятельности - С какими трудностями вы сегодня встретились на уроке? - Как вы их преодолевали? - Как вы можете оценить свою работу на уроке? VIII Домашнее задание: -Подберите материал о взаимоотношениях разных национальностей в Оренбургской области, возможно, на примере жителей своего села Нижняя Кийма.
Автор(ы): Баймагамбетова О. Н.
Скачать: Русский язык 9кл - урок 1.docxУМК Русский язык под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта (2007) Уровень обучения: базовый. Тема: Сжатое изложение с элементами сочинения по тексту публицистического текста «Два века в мире и согласии». Общее количество часов, отведенное на изучение темы – 2 часа. Цель урока: совершенствование навыка написания изложения с элементами сочинения, овладение культурой письменной речи, видами речевой деятельности. Задачи: 1)образовательные: - развитие навыков написания сжатого изложения с элементами сочинения; - развитие навыков определения основной мысли, выделения микротем; - развитие навыков использования в работе над текстом способов и приемов компрессии; 2)развивающие: - формирование коммуникативной компетенции у школьников: развитие умения формировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её, используя жизненный опыт в материалах для выполнения творческого задания в элементах сочинения; 3)воспитательные: - формировать у учащихся личное отношение к проблеме нравственного и патриотического воспитания; - показать важность любви к Родине и к тем людям, которые окружают нас ежедневно. Планируемые образовательные результаты: Предметные: Умение пользоваться разными способами сжатия текста и на основе этого строить стройный сжатый текст, выдерживая стилевое и синтаксическое единство и речевые нормы, умение писать сочинение по заданию к тексту. Метапредметные: -формирование ценностного отношения к русскому слову; -воспитание интереса к предмету через развитие речи и составление собственного высказывания; Личностные: -формирование нравственных ценностей. -умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать их. Оборудование: текст изложения. Содержание урока. I. Оргмомент. Целеполагание. - Какую работу мы выполняли на предыдущем уроке? Да, мы проводили подготовительную работу к сжатому изложению с элементами сочинения. - Какое вы получали домашнее задание? - Можете ли вы предположить, с какой темой мы будем работать сегодня? -Да, мы будем работать над сжатым изложением с элементами сочинения по теме, связанной со взаимоотношениями между разными национальностями в Оренбургском крае. II.Слово учителя. Творческое задание к тексту. - Прослушайте текст и ответьте на вопросы к нему: -Какие национальности есть в вашем классе, в поселке? - Расскажите о том, как соседствуют они, какие у них взаимоотношения. III.Чтение текста учителем. Два века в мире и согласии. До 18 века оренбургские степи населяли исключительно башкиры. В 18- 19 веках в результате переселения к ним присоединились русские, татары, мишары, чуваши, украинцы…Весной 1742 года прибывшие украинцы были размещены по крепостям и редутам Оренбургской военной линии в Чернореченской, Татищевой, а также Нежинской, Черкасской слободах. В фондах архива много дел по переселению людей из разных губерний России: Херсонской, Тамбовской, Слободско-Украинской, Полтавской. Среди первых переселенцев были казаки. Основную массу оренбургских и уральских казаков составляли русские. Однако в казачьих полках служило немало татар, мордвы, казахов. Совместное проживание народов во все времена государством приветствовалось и поощрялось. Все народы переживают сейчас период национального и религиозного возрождения. Ярко проявляется это в нашем крае. В области зарегистрировано большое количество национальных объединений, обществ, центров, газет на национальных языках. Но хотелось бы, чтобы, возрождаясь, самоутверждаясь, не забывали люди об истории, думали о потомках. Что можем рассказать им о своем времени! IV. Словарная работа: Мишары, редут,религиозное возрождение, зарегистрировано V .Работа с текстом и написание изложение после вторичного его прочтения. - О чем этот текст? Найдите в нём ключевые слова и запишите их при повторном чтении. - Определите стиль и тип речи данного текста. Сохраните стилистические особенности исходного текста при написании изложения. - Укажите смысловые части текста. 1. С 18 века Оренбургские степи стали заселять переселенцы из разных губерний России. 2. Совместное проживание народов во все времена государством приветствовалось. 3. Что можем рассказать потомкам о своем времени! - Посчитайте количество слов в отрывке, с которым вы работали, после его сжатия. VI. Работа над творческим заданием по вопросам, заданным перед чтением текста VII. Самопроверка. Примерный вариант сжатого изложения До 18 века оренбургские степи населяли исключительно башкиры. В 18- 19 веках в результате переселения к ним присоединились и другие народности из разных губерний России. Среди первых переселенцев были казаки. Основную массу оренбургских казаков составляли русские. Однако в казачьих полках служило немало людей других национальностей. Совместное проживание народов во все времена государством приветствовалось. Все народы переживают сейчас период национального и религиозного возрождения. Ярко проявляется это в нашем крае. В нашей области много есть обществ и даже газет на национальных языках. Но хотелось бы, чтобы люди не забывали об истории, думали о потомках. Что можем рассказать им о своем времени! VIII. Написание сочинения на предложенное задание, записанное на доске: -Какие национальности есть в вашем классе, в поселке? (казахи, русские, мордва, башкиры, немцы, украинцы) - Расскажите о том, как соседствуют они, какие у них взаимоотношения (совместные мероприятия, праздники «Венок дружбы», «Наурыз», «Березка», общий труд, национальные обычаи, обряды, смешанные браки, оказание помощи друг другу в трудную минуту жизни и т.п.) - Согласны ли вы с тем, о чем сказано в последней микротеме? IX. Самопроверка и редактирование написанного с содержательной стороны, на наличие грамматических, речевых, орфографических и пунктуационных ошибок. X .Рефлексия учебной деятельности. - Что помогло вам справиться с возникшими трудностями при написании работы?
Автор(ы): Баймагамбетова О. Н.
Скачать: Русский язык 9кл - урок 2.docx