Русский язык 9 класс. Русский язык. 9 класс: учеб. Для общеобразоват. Организаций/Л.А.Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч.ред. Н.М. Шанский.- М.: Просвещение, 2014 Уровень обучения: базовый Тема. Итоговое повторение. Синтаксис современного русского языка Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час Место урока в системе уроков по теме: 5-й урок Цели: обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Синтаксис». Задачи: 1) повторить понятие синтаксис, основные языковые единицы синтаксиса; 2) проверить умения и навыки находить простые и сложные предложения и определять их структуру, различать простые и сложные предложения, правильно расставлять знаки препинания. 3) повторить правила постановки знаков препинания в предложениях с причастными и деепричастными оборотами, однородными членами. 4) организовать работу по выявлению и исправлению грамматических ошибок. Формы работы: индивидуальная, фронтальная, в парах. Виды работ: устная, письменная, беседа, тестирование Ожидаемые результаты: Обучающиеся должны уметь: соблюдать языковые нормы (синтаксические); уметь делать синтаксический разбор словосочетания и предложения, характеризовать синтаксическую единицу. Оборудование: раздаточный материал, аудиоприложение Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний. ХОД УРОКА: I. Организационный этап. Постановка целей и задач урока. - Здравствуйте, ребята. Запишите тему урока в тетрадях. II. Речевая разминка. Найдите ошибки в приведенных ниже предложениях и исправьте их. 1) Девочка была одета в длинном темном сарафане и белой кофточке. 2) В рассказе показана уверенность народа в победу над фашистами. 3) Главным героем в поэме является молодой лейтенант. 4) Нас беспокоит ваше заболевание ангины. Информация для учителя: В предложениях были допущены ошибки в управлении. 1) Девочка была одета (во что?) длинный темный сарафан и белой кофточке. 2) В рассказе показана уверенность народа (во что?) в победу над фашистами. 3) Главным героем (чего?) поэмы является молодой лейтенант. 4) Нас беспокоит ваше заболевание (чем?) ангиной. III. Постановка целей и задач урока. - Какие языковые нормы были нарушены в данных предложениях? (Синтаксические). - Укажите вид ошибки (ошибки в управлении). - Что будет в центре нашего внимания сегодня на уроке? (Синтаксические нормы) - Дайте определение синтаксиса. - Что является основными языковыми единицами синтаксиса? (Словосочетание, предложение, текст). - Какая единица выполняет номинативную функцию? (Словосочетание) -Какая единица выполняет коммуникативную функцию? ( Предложение и текст). IV. Актуализация опорных знаний 1. Работа с теоретическим материалом по учебнику, стр. 173 2. Заполнение учащимися схемы ( у каждого ученика распечатанные схемы) 1. Словосочетание состоит из: зависимого слова 2. В зависимости от принадлежности главного слова к части речи выделяются: глагольные 3.Подчинительная связь в словосочетании выступает в виде Управления 4.Предложение бывает Сложным 5. Связь между простыми предложениями в составе сложного выражается Союзами интонацией 6. По наличию средств связи сложные предложения делятся на: сложноподчиненные бессоюзные 7. Односоставные предложения делятся на: назывные определенно-личные 8.Структура простого предложения или части сложного предложения может быть осложнена: обособленными членами V. Тренировочные упражнения. Предложения записаны на доске. 1.Выделите грамматические основы в данных предложениях, укажите вид сказуемых. Тот год в Москве была особенно морозная и снежная зима. В прошлом году весна была холодная, все лето шли дожди, а осенью было тепло и сухо. 2. Прослушивание аудиотекста. Цифровой диктант. (Цель: закрепить знания по теме «односоставные и двусоставные предложения) Задание: укажите номера односоставных и двусоставных предложений. 3.Прочитайте предложение. Охарактеризуйте его, объясните, чем осложнены его предикативные части. Графически объясните постановку знаков препинания. Грохот близкого боя еще осенью поднял медведя из берлоги нарушив его зимнюю спячку и вот теперь голодный и злой бродил он по лесу не зная покоя. 4.Графический диктант ( Цель: закрепить знания по теме « Однородные члены») Расставьте пропущенные знаки препинания, составьте схемы к данным предложениям. В вашем сердце есть и гордость и прямая честь. С чужими я либо робел, либо важничал. Ребята интересуются и любят историю своего родного края. Небо стало как будто выше, светлее. В ресторане он всегда заказывал одно и то же украинский борщ телячью отбивную с картошкой кофе. Долгими вечерами прислушивался я к сказкам и бесчисленным рассказам ямщиков и почтарей. Рыцари то завоевывали новые города то теряли все свои приобретения то снова готовились к походам. 5.Работа по учебнику. Упр. 252 ( Цель: закрепить знания по теме « Обособленные члены предложения») - Можно ли считать его текстом? Обоснуйте свой ответ. Возможный ответ: предложения, которые входят в состав данного отрывка, объединены одной темой, расположены в определенной последовательности, его можно озаглавить. - Какова тема данного отрывка? ( Честь) - Какова мысль отрывка? ( Если дал слово, сдержи его. Нарушение слова приводит к потери чести). - Укажите устаревшие слова в тексте ( князь, оную, царствовать) -Определите стиль и тип речи. ( Публицистический, рассуждение). - Выпишите предложения с обособленными членами предложения, графически обозначьте их. Упр. 253 (Цель: закрепить знания по темам « Односоставные предложения», « Словосочетание») - Прочитайте текст. - Найдите в тексте односоставные предложения, укажите их вид. - Выпишите словосочетания со связью управление. - К какому стилю и типу речи относится этот текст? (Художественный, описание) 6. Индивидуальная работа № Вопрос Ответ 1 Какое слово является главным в словосочетании « бескрайний океан»? 2 Каким членом предложения является слово « все» в предложении « После войны в Пушкинских Горах нужно было восстановить все так, как это было при Пушкине». 3 Укажите вид односоставного предложения «По моей просьбе в аптеке приготовили лекарство» 4 Есть ли второстепенные члены предложения в предложении « Мы решили помочь»? 5 Нужна ли запятая перед союзом и в предложении « Свежее и горы принимают лиловые тона»? 6 Какое словосочетание построено верно? А) подготовился благодаря тебе; Б) действовал вопреки убеждения; В) оплатите за проезд; Г) Одевай пальто. 7 Верно ли, что приложение – это несогласованное определение, выраженное существительным? 8 Верно ли, что вводные слова не являются членами предложения? 9 Каким членом предложения является подчеркнутое слово: « В саду горит костер рябины красной»? 10 Укажите прямое дополнение в предложении « Он взмахнул топором и одним ударом разнес сундук в щепки». 11 Верно ли, что обращение в предложении может быть подлежащим»? 12 Есть ли однородные определения в предложении « Дуют холодные февральские ветры»? Тут же на уроке проверяется эта работа. VI. Рефлексия. Подведение итогов урока. - Чем полезен был для тебя этот урок? - Что удалось хорошо, а над чем стоит поработать? VII. Домашнее задание: упр. 256, 258 Приложение 1 1. Словосочетание состоит из: зависимого слова 2. В зависимости от принадлежности главного слова к части речи выделяются: глагольные 3.Подчинительная связь в словосочетании выступает в виде управления 4.Предложение бывает Сложным 5. Связь между простыми предложениями в составе сложного выражается Союзами интонацией 6. По наличию средств связи сложные предложения делятся на: сложноподчиненные бессоюзные 7. Односоставные предложения делятся на: назывные определенно-личные 8.Структура простого предложения или части сложного предложения может быть осложнена: обособленными членами ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Графический диктант Расставьте пропущенные знаки препинания, составьте схемы к данным предложениям. В вашем сердце есть и гордость и прямая честь. С чужими я либо робел, либо важничал. Ребята интересуются и любят историю своего родного края. Небо стало как будто выше, светлее. В ресторане он всегда заказывал одно и то же украинский борщ телячью отбивную с картошкой кофе. Долгими вечерами прислушивался я к сказкам и бесчисленным рассказам ямщиков и почтарей. Рыцари то завоевывали новые города то теряли все свои приобретения то снова готовились к походам.
Автор(ы): Диденко Д. Р.
Скачать: Русский язык 9кл - Конспект.docx