Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Итоговое повторение. Синтаксис современного русского языка

Текст урока

  • Конспект

     Русский язык
    9 класс.
    Русский язык. 9 класс: учеб. Для общеобразоват. Организаций/Л.А.Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч.ред. Н.М. Шанский.- М.: Просвещение, 2014
    Уровень обучения: базовый
    Тема. Итоговое повторение. Синтаксис  современного русского языка 
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час
    Место урока в системе уроков по теме: 5-й урок 
    Цели: обобщение  и систематизация  знаний учащихся по теме «Синтаксис».
    Задачи:
    1) повторить понятие синтаксис, основные языковые единицы синтаксиса;
    2) проверить умения и навыки находить простые и сложные предложения и определять их структуру, различать простые и сложные предложения, правильно расставлять знаки препинания.
    3) повторить правила  постановки знаков препинания в предложениях с причастными и деепричастными оборотами, однородными членами.
    4) организовать работу по выявлению и исправлению грамматических ошибок.
    Формы работы: индивидуальная, фронтальная, в парах.
    Виды работ: устная, письменная, беседа, тестирование
    Ожидаемые результаты:
    Обучающиеся должны уметь: 
    соблюдать языковые нормы (синтаксические);
    уметь делать синтаксический разбор словосочетания и предложения, характеризовать синтаксическую единицу.
    Оборудование: раздаточный материал, аудиоприложение
    Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
    ХОД УРОКА:
    I. Организационный этап.  Постановка целей и задач урока.
    - Здравствуйте, ребята.  Запишите тему урока в тетрадях.
         II.  Речевая разминка. 
    Найдите ошибки в приведенных ниже предложениях и исправьте их.
    1) Девочка была одета в длинном темном сарафане и белой кофточке.
    2) В рассказе показана уверенность народа в победу над фашистами.
    3) Главным героем в поэме является молодой лейтенант.
    
    4) Нас беспокоит ваше заболевание ангины.
    
    
    Информация для учителя:
    В предложениях были допущены ошибки в управлении.
    1) Девочка была одета (во что?)  длинный  темный сарафан и белой кофточке.
    2) В рассказе показана уверенность народа (во что?) в победу над фашистами.
    3) Главным героем (чего?) поэмы является молодой лейтенант.
    4) Нас беспокоит ваше заболевание (чем?) ангиной.
    
    III. Постановка целей и задач урока.
    - Какие языковые нормы были нарушены в данных предложениях? (Синтаксические).
    - Укажите вид ошибки (ошибки в управлении).
    - Что будет в центре нашего внимания сегодня на уроке? (Синтаксические нормы)
    - Дайте определение синтаксиса.
    - Что является основными языковыми единицами синтаксиса? (Словосочетание, предложение, текст).
    - Какая единица выполняет номинативную функцию? (Словосочетание)
    -Какая единица выполняет коммуникативную функцию? ( Предложение и текст).
    IV. Актуализация опорных знаний
    1. Работа с теоретическим материалом по учебнику, стр. 173
    2. Заполнение учащимися схемы ( у каждого ученика распечатанные схемы)
    
    1.   Словосочетание состоит из:
    
                                                                                                
                                                                                                 зависимого слова
    
               2.  В зависимости от принадлежности главного слова к части речи выделяются:
    
    
                   
           глагольные
    
                                3.Подчинительная связь в словосочетании выступает в виде
    
                                                                                                                    
     
                                                                           Управления
    
    4.Предложение бывает
    
    
                                                                                                              Сложным
    
                    5.  Связь между простыми предложениями в составе сложного выражается
    
    
              
       Союзами                                                                               интонацией
    
                    6.  По наличию средств связи сложные предложения делятся на:
    
    
                                                           
                                                        сложноподчиненные                        бессоюзные
    
                                            7.   Односоставные предложения делятся на:
    
    
    
                       
                    назывные            определенно-личные
    
    8.Структура простого предложения или части сложного предложения может быть осложнена:
    
     
    
                                                           обособленными членами
    
    
    
    
    V. Тренировочные упражнения. Предложения записаны на доске.
    1.Выделите  грамматические основы в данных предложениях, укажите вид сказуемых.
    Тот год в Москве была особенно морозная и снежная зима. В прошлом году весна была холодная, все лето шли дожди, а осенью было тепло и сухо.
    
    2. Прослушивание аудиотекста. Цифровой диктант. (Цель: закрепить знания по теме «односоставные и двусоставные предложения)
    Задание: укажите номера односоставных и двусоставных предложений.
    
    3.Прочитайте предложение. Охарактеризуйте его, объясните, чем  осложнены его предикативные части. Графически объясните постановку знаков препинания.
    
    Грохот близкого боя еще осенью поднял медведя из берлоги нарушив его зимнюю спячку и вот теперь голодный и злой бродил он по лесу не зная покоя. 
    
    
    4.Графический диктант ( Цель: закрепить знания по теме « Однородные члены»)
    Расставьте пропущенные знаки препинания, составьте схемы к данным предложениям.
    В вашем сердце есть и гордость и прямая честь. 
    С чужими я либо робел, либо важничал.
    Ребята интересуются и любят историю своего родного края.
    Небо стало как будто выше, светлее.
    В ресторане он всегда заказывал одно и то же украинский борщ телячью отбивную с картошкой кофе.
    Долгими вечерами прислушивался я к сказкам и бесчисленным рассказам ямщиков и почтарей.
    Рыцари то завоевывали новые города то теряли все свои приобретения то снова готовились к походам.
    
    
    5.Работа по учебнику.
    Упр. 252 ( Цель: закрепить знания по теме « Обособленные члены предложения»)
    - Можно ли считать его текстом? Обоснуйте свой ответ.
    Возможный ответ: предложения, которые входят в  состав данного отрывка, объединены одной темой, расположены в определенной последовательности, его можно озаглавить.
    - Какова тема данного отрывка? ( Честь)
    - Какова мысль отрывка? ( Если дал слово, сдержи его. Нарушение слова приводит  к потери чести).
    - Укажите устаревшие слова в тексте ( князь, оную, царствовать)
    -Определите стиль и тип речи.  ( Публицистический, рассуждение).
    - Выпишите предложения с обособленными членами предложения,  графически обозначьте их.
    
    Упр. 253 (Цель: закрепить знания по темам « Односоставные предложения», 
    « Словосочетание»)
    - Прочитайте текст.
    - Найдите в тексте односоставные предложения, укажите их вид.
    - Выпишите словосочетания со связью управление.
    - К какому стилю  и типу речи относится этот текст? (Художественный, описание)
    
    6. Индивидуальная работа
    №
    Вопрос
    Ответ
    1
    Какое слово является главным в словосочетании « бескрайний океан»?
    
    2
    Каким членом предложения является слово « все» в предложении « После войны в Пушкинских Горах нужно было восстановить все так, как это было при Пушкине».
    
    3
    Укажите вид односоставного предложения «По моей просьбе в аптеке приготовили лекарство»
    
    4
    Есть ли второстепенные члены предложения в предложении « Мы решили помочь»?
    
    5
    Нужна ли запятая перед союзом и в предложении « Свежее и горы принимают лиловые тона»?
    
    6
    Какое словосочетание построено верно?
    А) подготовился  благодаря тебе;
    Б) действовал вопреки убеждения;
    В) оплатите за проезд;
    Г) Одевай пальто.
    
    7
    Верно ли, что приложение – это несогласованное определение, выраженное существительным?
    
    8
    Верно ли, что вводные слова не являются членами предложения?
    
    9
    Каким членом предложения является подчеркнутое слово: « В саду горит костер рябины красной»?
    
    10
    Укажите прямое дополнение в предложении « Он взмахнул топором и одним ударом разнес сундук в щепки».
    
    11
    Верно ли, что обращение в предложении может быть подлежащим»?
    
    12
    Есть ли однородные определения в предложении « Дуют холодные февральские ветры»?
    
    
    Тут же на уроке проверяется эта работа.
    VI. Рефлексия. Подведение итогов урока.
    - Чем полезен был для тебя этот урок? 
    - Что удалось хорошо, а над чем стоит поработать? 
    
    VII. Домашнее задание: упр. 256, 258
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Приложение 1
    1.  Словосочетание состоит из:
    
                                                                                          
                                                                                            
                                                                                                  зависимого слова
    
               2.  В зависимости от принадлежности главного слова к части речи выделяются:
    
    
                      
                   глагольные
    
                                3.Подчинительная связь в словосочетании выступает в виде
    
                                                                                                                    
     
                                                                          
                                                                          управления
    
    4.Предложение бывает
    
    
    
                                                                                                              Сложным
    
                    5.  Связь между простыми предложениями в составе сложного выражается
    
    
               
              Союзами                                                                                        интонацией
    
                    6.  По наличию средств связи сложные предложения делятся на:
    
    
                                                           
                                                        сложноподчиненные                        бессоюзные
    
                                            7.   Односоставные предложения делятся на:
    
    
    
                       
                    назывные            определенно-личные
    
    8.Структура простого предложения или части сложного предложения может быть осложнена:
    
     
    
                                                           обособленными членами
    
    ПРИЛОЖЕНИЕ 2
    Графический диктант 
    Расставьте пропущенные знаки препинания, составьте схемы к данным предложениям.
    В вашем сердце есть и гордость и прямая честь. 
    С чужими я либо робел, либо важничал.
    Ребята интересуются и любят историю своего родного края.
    Небо стало как будто выше, светлее.
    В ресторане он всегда заказывал одно и то же украинский борщ телячью отбивную с картошкой кофе.
    Долгими вечерами прислушивался я к сказкам и бесчисленным рассказам ямщиков и почтарей.
    Рыцари то завоевывали новые города то теряли все свои приобретения то снова готовились к походам.
    
     

    Автор(ы): Диденко Д. Р.

    Скачать: Русский язык 9кл - Конспект.docx