Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Повторение. Морфология и синтаксис

Текст урока

  • Конспект

     
    Название предмета:  Русский язык
    Класс: 9
    УМК: Учебник для 9 класса Разумовской М.М.
    Уровень обучения: базовый
    Тема урока: Морфология и синтаксис. Повторение.
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 2
    Цель урока: закрепить знания о морфологии и синтаксисе.
     Задачи урока:
          1.       Повторить знания и умения о самостоятельных частях речи;
          2.  Развивать мышление, память, орфографическую зоркость, аккуратное письмо;
          3.  Прививать интерес к изучению русского языка;
          4.   Воспитывать мотивы труда, положительное отношение к нему.
    Ход урока
    
    I.  Лингвистическая разминка
    Синтаксический разбор предложения: 
    Потребительское отношение к природе недопустимо. 
    Выделим и объясним орфограммы, отметим, что сказуемое вы­ражено кратким прилагательным.
    II.    Проверка домашнего задания
    Упражнение 22: по цепочке объясняем выбор распределения слов в соответствии со способом 
    образования.
    III.   Повторение темы «Морфология и синтаксис»
        1.Заполнение таблицы с.16 (привести по два примера на каждую знаменательную на  каждую служебную часть речи)
        2.Беседа по вопросам  с.16 упр.25 
    Глаголы настоящего времени изменяются по лицам и числам, прошедшего времени - по родам и числам. Вид глагола определяется по вопросу: «Что сделать?» -совершенный {научить, решить), «Что делать?» - несовершенный (учить, решать).
     Спряжение глагола с ударными личными окончаниями определяется по окончанию: (идёшь - I спряжение, стоишь - II спряжение). Спряжение глагола с безударными лич­ными окончаниями определяется по инфинитиву (неопределенной форме).
    Напомним, что спряжение - это изменение глаголов по лицам и числам:
    Я живу, говорю; ты живешь, говоришь; он живет, говорит;
    Мы живем, говорим; вы живете, говорите; они живут, говорят.
    Заметим, что совпадают гласные окончаний только в 1 лице единственного числа, а в окончаниях всех остальных форм глагола  наблюдаются гласные е или у (живем, живешь, живут...), глагола говорить - и или я (говоришь, говорит, говорят...). Так изменяются все глаголы русского языка за малым исключением. На­пример, глагол хотеть изменяется двояко: часть форм - по I спря­жению хочешь, хочет), часть - по II (хотим, хотите, хотят); то же относится к глаголу бежать.
    Существует всего два способа изменения: одни глаголы имеют в личных окончаниях буквы е, у (ю),другие - и, а (я). То есть спря­жение глаголов - это объективно существующее различие в их фор­мах, давно замеченное и зафиксированное. Таким образом, надо запомнить всего по две буквы (условно назовем их сигнальными) для каждого спряжения: для I спряжения - гласные е, у (ю), для  II спряжения - и, а (я).
    - Например, к какому спряжению относится глагол спать'? Проспрягаем (то есть изменим) его по лицам и числам: сплю, спишь, спит, спим, спите, спят. Гласные и, я говорят о том, что это глагол IIспряжения.
    Трудности начинаются там, где гласные окончаний безударные. В этом случае действует правило, позволяющее определять глас­ную окончания, то есть спряжение. Представим его в виде таблицы.Начнем со второго спряжения.
    I спряжение
    II спряжение
    брить, стелить, брезжить + все остальные глаголы (на-ать, -оть, -уть и т. д.)«Сигнальные» буквы - е, у(ю)
    все глаголы на -ить, кроме брить, стелить, брезжить + 11 глаголов-исключений.«Сигнальные» буквы - и, а(я)
    Одиннадцать глаголов-исключений легко запомнить в виде стихотворения:
    Гнать, держать, смотреть и видеть, Дышать, слышать, ненавидеть, И зависеть, и вертеть, И обидеть, и терпеть. Заметим, что приставки и постфиксы (-ся, сь) не влияют на спря­жение глаголов (например: услышать спрягается как слышать, вертеться - как вертеть и т. п.).
    Алгоритм проверки окончаний глаголов и суффиксов действи­тельных причастий настоящего времени очень прост:
    - Ставим глагол (или причастие) настоящего или будущего времени в начальную форму
    Определяем спряжение (удобнее «примерять» глагол сначала ко II спряжению: выбор вариантов меньше).
    -      Подставляем «сигнальную» букву в окончание глагола (или суффикс причастия).Они завис..т: зависеть; II спряжение (иски.) -я; зависят.
    Флаги ре. ..т: реять; I спряжение - ю; реют.
    Важно помнить, что спряжение - это изменение личных окон­чаний глаголов, а определение начальной формы необходимо лишь для глаголов с безударными окончаниями. Так, у глагола сидеть личные окончания ударные, он относится ко II спряжению {сидишь, сидят...).
    2.         Повторение темы «Морфология именных частей речи».
    -      Сколько склонений имеют существительные?
    -      Какие существительные относятся к разносклоняемым? В чем их особенность?
    -      Все ли существительные в русском языке склоняются? Ка­ковы несклоняемые имена существительные по происхож­дению? (Заимствованные слова.)
    , - На какие разряды делятся прилагательные? (Качественные: яркий, добрый; относительные: стальной, городской; при­тяжательные: мамин, лисий.)
    -      В чем особенность качественный прилагательных? (Признак проявляется в большей или меньшей степени: ярче, ярчай­ший, самый яркий. Качественные прилагательные имеют краткую форму: ярок.)
    -      Как пишутся отрицательные местоимения? (Отрицательные местоимения пишутся слитно, если не имеют предлогов: некого, но не с кого. Под ударением пишется не, без ударе­ния - ни: некем - никем.)
    -      На какие разряды делятся числительные? (Количественные: один, два, тридцать шесть; порядковые: первый, второй, тридцать шестой.)
    -      Как склоняются составные количественные и составные по­рядковые числительные? (У составных количественных чис­лительных склоняются все слова: четырехсот шестидесяти восьми. У составных порядковых числительных склоняется только последнее слово: в тысяча девятьсот восемьдесят девятом году.)
    I V.  Синтаксический и пунктуационный разбор предложения.
      А журавли плыли, купаясь в голубизне неба, плыли не спеша, кружась на плавно колышущихся крыльях, перекликаясь то сдержанно, то многоголосо.
                                                                                                       (Ч. Айтматов)
       Учитель обращает внимание учащихся на то, что деепричастие не спеша утратило связь с глаголом, не обозначает добавочного действия, приобрело функцию наречия, поэтому не выделяется запятыми: плыли (как?) не спеша. Утратив связь с глаголами, деепричастия могут приобретать и функцию служебных слов: Мы встретились спустя год.
    V.  Закрепление.   Предупредительный диктант.
    Задание: определить склонение и падеж существительных, объ­яснить выбор написания слов.
    Объявить об окончании матча, жить в роскоши, сделан из не­ржавеющей стал.., красивая брошь, о позднем возвращении, прочел о затерявшейся экспедиции, никому не известный, сгореть в пла­мени, воскликнуть от радости, лебединая шея, образован в две тысячи пятом году, написать Евгении, у хорошего тренера, никто не знал, боевой клич, родиться в Сибири, не с кем поговорить, равен двумстам метрам, деревья в инее, всё дело в трении, письмо ма­тери, проказы шалуньи, обжечься горячим кушаньем, на длинной дистанции, телефон Анастасии.
    V I Домашнее задание
    Упражнение 27.
    
    
     

    Автор(ы): Кенджебаева А. Т.

    Скачать: Русский язык 9кл - Конспект.docx
  • Конспект

     Тема: Повторение изученного: морфология и синтаксис. (урок систематизации знаний, умений, навыков)
    Цель: 1. Обобщить и закрепить знания о частях речи, о словосочетании и предложении
    2. Развивать умения различать части речи по лексическому значению, по морфологическим признакам, по синтаксической роли в предложении. Находить опознавательные признаки словосочетания и предложения. Выполнять синтаксический разбор простого предложения.
    3. Воспитывать взаимопонимание, вдумчивое и бережное отношения к слову.
    
    Оборудование: Русский язык: учебник для 9кл/М.М.Разумовская, таблица «Самостоятельные части речи», раздаточный материал «Самостоятельные части речи»,  тест «Морфологическая разминка»
    Ход урока     
    I. Организационный момент
    II. Постановка цели урока. 
    Учитель: Сегодня мы  с вами будем говорить о такой большой науке  языка как грамматика. Грамматика – это раздел науки  о языке, в который входят морфология  и синтаксис. Что изучают морфология и синтаксис? (ответы учащихся: морфология изучает слова как части речи; синтаксис – словосочетания и предложения)
    Учитель: мы сегодня обобщим и закрепим знания о частях речи, о словосочетании и предложении.
    III. Работа по повторению изученного по морфологии.
    Учитель: внимательно рассмотрите данную таблицу (таблица на доске и в виде раздаточного материала у каждого на парте). Что мы можем сказать о каждой части речи.
    Самостоятельные части речи
    
    Имя
    Существит.
    Имя
    Прилагат.
    Имя
    Числит.
    местоимение
    глагол
    причастие
    деепричастие
    наречие
    Лексико-грамматическое значение
    Обозначает предмет
    Обозначает признак  предмета
    Количество и порядок предметов при счёте
    Обозначает предмет признаки предмета не называя их
    Обозначает действие предмета
    Обозначает действие как признак предмета
    Обозначает действие как признак другого действия
    Неизменяемые слова. выражающие признаки действия, состояния, качества.
    Постоянные морфологические признаки
    Род (муж., жен., ср.), склонение (1,2,3), одушевлённость (неодуш.), нарицательна (собственное)
    Разряд (качеств., относит., притяж.)
    Разряд по значению (колич., порядк.)
    Разряд по структуре (простое, сложное составное, по форме (дроб., собират.)
    Разряд (личн., возврат., относит., вопросит, притяж., указат., неопред., отрицат. определит.)
    Спряжение(I  II), вид (соверш., несоверш.), переходный (неперех.), возвратный (невозвр.)   
    вид (соверш., несоверш.), возвратный (невозвр.), Время (настоящ., прош.), залог (дейсвит, страдат.)
    вид (соверш.несоверш.), возвратный (невозв).
    неизменямость
    Непостоянные  морфологические признаки
    Число (ед., мн.)
    Падеж (имен., родит., дат., вин., твор., пред.)
    Полное (краткое), Род (муж., жен., ср.), Число (ед., мн.)
    Падеж (имен., родит., дат., вин., твор., пред.)
    Колич.  по падежам, порядк. по родам, числам, падежам.
    Признаки зависят от того какую часть речи заменяют
    Наклонение (изъявит., повелит., сослагат.),
    Время (настоящ., прош., буд.), число  (ед., мн.), лицо (1,2,3), род (м., ж., с.), 
    Род (муж., жен., ср.), Число (ед., мн.)
    Падеж (имен., родит., дат., вин., твор., пред.)
    -
    -
    Основная синтаксическая функция
    Подлежащее, дополнение
    Определение 
    Любым членом предложения
    Любым членом предложения
    Сказуемое инфинитив – любым членом предложения)
    Определение 
    Обстоятельсво 
    Обстоятельсво
    примеры
    Наступила осень.
    Пришла осенняя пора.
    ~~~~~~
    Пять яблок лежало на тарелке. Ты второй 
    ______
    
    в ряду. Второй
    ~~~~~~
    дом
    Люблю тебя,
    ------
     моя
    ~~~
     Россия.
    
    
    Воет ветер.
    ____
    Я уехал учиться.
    -----------
    Сорванный
     ~~~~~~~~
    цветок.
    Пел, глядя 
    _._._.
    вверх.
    Быстро 
    _._._._.
    
    бежать.
    
    Учитель: расскажите о служебных частях речи (Предлог связывает самостоятельные слова друг с другом, выражают вместе с окончанием самостоятельных слов различные смысловые значения, не являются членами предложения, делятся на непроизводные и производные. Союз  связывает  однородные члены предложения, члены предложения, простые предложения в составе сложного, по значению бывают сочинительными и подчинительными.  Частица  придаёт различные дополнительные оттенки словам и предложениям, служит для образования форм слова).
    IV. Закрепление изученного по морфологии. Морфологическая разминка. Выполните тестовое задание.
    1.Эта часть речи обозначает действие как признак предмета.
    а)глагол  б)деепричастие  в)прилагательное  г)причастие
    2.Только эта часть речи обладает постоянным морфологическим признаком как наклонение.
    а)глагол  б)деепричастие  в)прилагательное  г)причастие
    3.Найди лишнее
    а) причастие  б)наречие  в)деепричастие  г)местоимение   д)союз
    4)Для слова какой части речи характерны эти признаки – прошедшее время, невозвратное, совершенного вида, страдательное
    а)глагол  б)причастие  в)деепричастие   г) наречие
    В тетради должна появиться запись:1-г, 2-а, 3-д, 4-б.
    V. Работа по повторению изученного по синтаксису.
    Учитель: что изучает синтаксис (словосочетание и предложение).
    На доске запись: спустя рукава, с пустым рукавом, около дома, окно дома, буду рисовать, хорошо рисовать, самый вежливый, вежлив со мной, наступила зима, наступающая зима, волна и камень, морская волна , пусть уходит, уходит нехотя.
    Задание: выпишите только словосочетания, укажите вид связи между компонентами словосочетания.
    В тетрадях запись: с пустым рукавом- согласование,  окно дома - управление, хорошо рисовать - примыкание, вежлив со мной - управление ,  наступающая зима - согласование,  морская волна - согласование, уходит нехотя - примыкание .
    VI. Работа по учебнику
    Учитель: выпишите из упражнения 26 одно простое предложение и проведите его синтаксический разбор, опираясь на справочный материал в конце учебника.(учащиеся работают самостоятельно в тетрадях)
    Учитель: почему остальные предложения будут сложными, докажите (несколько грамматических основ)
    VII. Учитель: чем может быть осложнено предложение (обращением, однородными членами предложения, вводными конструкциями, обособленными или уточняющими членами)
    Учитель : назовите типы и приведите примеры односоставных предложений (определённо-личное, неопределённо-личное, обобщённо-личное, безличное, назывное)
    В тетрадях запись: Люблю купаться (опр.-лич.) В деревне построили клуб (неопр.-лич.). Цыплят по осени считают (обобщ.-лич.). Мне жарко (безлич). Вот и снег.(назыв.)
    
    VIII. Обобщение материала:
    Учитель: о чём сегодня говорили? какая связь между морфологией и синтаксисом? 
    IX. Выставление оценок за урок.
    X. Домашнее задание: упражнение 27.
    
    Использованная литература
    1. Белявская М.С., Гричанкова Т.Ф., Кучерова О.Н. Русский язык в модулях. Морфология. – часть 1. Теория частей речи: Учебное пособие. – Орск: Издательство ОГТИ, 2004.- 113с.
    2. Белявская М.С., Гричанкова Т.Ф., Кучерова О.Н. Русский язык в модулях. Синтаксис. – часть 1. Теория грамматического строя: Учебное пособие. – Орск: Издательство ОГТИ, 2005.- 118с.
    3. Белявская М.С., Гричанкова Т.Ф. Практикум по синтаксису современного русского литературного языка: Учебное пособие. – Орск: Издательство ОГТИ, 2000.- 87с.
    4. Русский язык: Теория: учеб. Для 5-9 кл. общеобразоват учреждений. – М.: Просвещение, 2000.
    
     

    Автор(ы): Тулигенова Н. Ж.

    Скачать: Русский язык 9кл - Конспект.docx