Русский язык 9 класс «Русский язык 9 класс» под редакцией М.М. Разумовской «Дрофа», М.2007 Базовый уровень обучения Общее количество часов, отведенное на изучение темы 6 часов Место урока в системе уроков по теме 3 урок Планируемые результаты Знать: условия постановки двоеточия между частями БСП, определять значения причины, пояснения, дополнения в БСП, конструировать предложения с данными значениями, оформлять интонационно и пунктуационно. Техническое обеспечение урока: презентация к уроку в формате PowerPoint Тема урока: Значения БСП. Двоеточие в БСП. Цели: Образовательные: - систематизировать материал по синтаксису сложного предложения; - формировать умения устанавливать смысловые отношения между частями БСП, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания; -углубить знания по синтаксической стилистике сложного предложения; - продолжить работу по подготовке к ОГЭ Развивающие: - развивать навыки постановки знаков препинания между частями в БСП; - развивать умения анализировать, классифицировать и систематизировать материал по синтаксису сложного предложения Воспитательные: - воспитывать стремление к самоконтролю и рефлексии; - воспитание сознательного интереса к русскому языку как средству получения знаний. Ход урока I. Организационный момент II. Постановка темы и целей урока Работа с эпиграфом урока: «Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание» (А.С.Пушкин) - Для чего, по мнению А.Пушкина, существуют знаки препинания? III. Актуализация и систематизация опорных знаний по синтаксису сложных предложений. 1. Беседа по вопросам: - Какие существуют типы сложных предложений? - Чем отличаются БСП от других видов сложных предложений? - Какие знаки препинания употребляются в БСП? - От чего зависит выбор знаков препинания в БСП? - Чем характеризуются БСП со значением перечисления? - Когда в таком предложении ставится запятая, точка с запятой? 2. Проверка домашнего задания (упражнение 221) IV. Изучение нового материала. - Давайте еще раз обратимся к эпиграфу урока. Итак, для чего существуют знаки препинания? 1. Самостоятельная работа с учебником (параграф 25 с.136-137) 2. Составление опорного конспекта на основе БСП, предложенных учителем. 3. Ответы на вопросы: - какими смысловыми особенностями характеризуются БСП со значением причины, пояснения, дополнения? - какими интонационными особенностями характеризуются такие БСП? - какие основные знаки препинания в таких БСП? - с чем соотносимы БСП со значением причины, пояснения, дополнения? Опорный конспект. Знаки препинания в БСП. Схема предложения Чем заменить знак в БСП примеры [ ]:[причины] Потому что, так как, ибо Вдруг потемнело: набежала на солнце туча. [ ]:[пояснение] А именно Утро было чудесным: умытый лес улыбался, пели птицы. [ ]:[дополнение] что Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь. Анализ опорного конспекта: 1. Вторая часть сложного предложения раскрывает причину происходящего в первой. Уловив причинную связь и найдя место, где возникают вопросы почему? по какой причине? вы без труда поставите двоеточие в нужное место. Вдруг потемнело (по какой причине?): набежала на солнце туча. Если превратить это предложение в предложение с союзом, то «напрашивается» союз потому что, перед ним будет запятая. Вдруг потемнело, потому что набежала на солнце туча. 2. Вторая часть БСП может во всех падежах и числах отвечать на вопросы: а какой именно? а какая именно? и т.п., то есть определять признаки, свойства, качества того, о чем говорится в первой части. Утро было чудесным (а каким именно?): умытый лес улыбался, пели птицы. 3. Вторая часть раскрывает содержание первой, отвечая на вопросы падежей. Я знаю (что?): в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь. V. Закрепление темы. Синтаксический и пунктуационный анализ БСП. 1. Составление алгоритма анализа БСП: - найти грамматические основы предложения; - определить интонацию и смысловые отношения между частями БСП; - поставить необходимый знак препинания. 2. Тренировочные упражнения. Задание: списать предложения, объяснить постановку двоеточия, устно произвести замену сложноподчиненными предложениями. 1) Весна затягивалась (?) то теплело, то ударял мороз. 2) Стоило вглядеться в эту картину (?) в ней открывалось столько таинственного и бесконечного. (И.Панаев) 3) Я посмотрел назад (?) то был мой старый приятель и товарищ. (И.Панаев) VI.Самостоятельная работа. Подготовка к ОГЭ (распечатка на каждого ученика0 Задание: найти соответствие. 1) предложение с обращением А) Вы должны были, братья, устоять, как стена. 2) простое предложение Б) .Я понимал: выручить нас может только случайность. 3) БСП со значением причины В) По горизонту лежал сероватый туман. 4) БСП со значением пояснения Г) И стебелек травы достоин того великого мира, в котором он растет. 5) БСП со значением дополнения Д) Собака была славная: уши торчком, хвост колечком, глаза умные-умные. 6) СПП с придаточным определительным Е) Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя. Ответы: 1) - А 2) – В 3) – Е 4) – Д 5) – Б 6) – Г VII. Итоги урока. Рефлексия. - интересно ли вам было на уроке? - как вы считаете, удалось ли достичь поставленных целей урока? - что вами усвоено хорошо? - какие вопросы вызвали затруднения? VIII. Домашнее задание: параграф 25 упражнение 229
Автор(ы): Фокина Г. Н.
Скачать: Русский язык 9кл - Конспект.docxАвтор(ы): Фокина Г. Н.
Скачать: Русский язык 9кл - Презентация к уроку.pptx