Русский язык 9 класс УМК Русский язык, Л.А.Тростенцова, 2012 Уровень обучения: базовый Тема урока: " Тире в БСП» Количество часов на изучение темы: 1 час. Место урока в системе уроков по теме: урок является одним из уроков освоения новых знаний ,предполагает ознакомление обучающихся с условиями постановки тире в БСП, а также закрепление знаний. Цели урока: 1. Выявить условия постановки тире в бессоюзном сложном предложении. 2. Развить умение ставить тире между частями бессоюзного сложного предложения и обосновывать выбор данного знака . 3. Развить умение заменять сложноподчиненные и сложносочиненные предложения синонимичными им бессоюзными конструкциями. 4. Совершенствовать умение разграничивать сложные бессоюзные предложения, разделенные тире, и другие конструкции, в которых встречается тот же пунктуационный знак 5.Повторить орфограммы, встречающиеся в упражнениях. 6.Воспитать аккуратность, ответственность, уважение друг к другу. Техническое обеспечение урока: учебник, тетрадь, , раздаточный материал, компьютерная презентация. План урока: № Этап урока Содержание ( цель) этапа Время 1. Организационный момент Нацелить учащихся на урок 1 мин. 2. Языковая разминка Актуализация знаний учащихся о постановке тире в простом и сложном предложении 3 мин. 3. Проверка домашнего задания Проверить правописные навыки учащихся, оценить умение учащихся синтаксически анализировать бессоюзные сложные предложения. 4 мин. 4. Объяснение нового материала Объяснить условия постановки тире в бессоюзных сложных предложениях, составить алгоритм применения теоретических знаний при выборе знака препинания в бессоюзном сложном предложении. 10 мин. 5. Пауза 6. Практическая работа №1 Отработать умение ставить тире между частями бессоюзного сложного предложения и обосновывать выбор данного знака . 4мин. 7. Практическая работа № 2 . Развить умение заменять сложноподчиненные и сложносочиненные предложения синонимичными им бессоюзными конструкциями. 5 мин. 8. пауза 9. Самостоятельная работа Оценить умение ставить тире между частями бессоюзного сложного предложения и обосновывать выбор данного знака . 10 мин. 10. Подведение итогов урока Обобщить теоретические сведения , полученные на уроке. 2 мин. 10. Сообщение домашнего задания Разъяснить содержание Д/З 2 мин. Ход урока: I. Оргмомент II. Взаимопроверка домашнего задания Учащиеся обмениваются дом заданиями ,вставляют пропущенные буквы и необходимые знаки препинания. Затем выполненное задание возвращается для проверки(ученик сверяет ее с записью в тетради). После взаимопроверки возможна корректировка с помощью компьютера (дается вариант с правильно расставленными знаками). 2. Работа со “слепой схемой”. – Восполните недостающие компоненты схемы. Прочитайте полученные записи. – Что вы можете сказать о сложноподчиненных предложениях. Из каких частей они состоят? - Какое предложение мы называем бессоюзным? -какое основное средство связи в БСП? III. Языковая разминка На доске записаны предложения (спроецированы на доску с помощью компьютера) Повторенье – мать ученья. Азбука – к мудрости ступенька. Хлеб питает тело, а книга – разум. Кончил дело – гуляй смело. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. Семь бед – один ответ. Задания. Что объединяет эти предложения? (это пословицы) Что такое пословица? пословица — Меткое, образное изречение, обобщающее различные явления жизни и имеющее обычно назидательный смысл. Что еще у них общего? (во всех предложениях есть тире) Есть ли различия в записанных группах слов? (есть, для каждой группы – свои правила постановки тире) Какие же основания для постановки тире в 1-й группе слов? (подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в И.п.) Назовите условие постановки тире во 2-й группе слов (неполное предложение, в котором опущено сказуемое) Какие смысловые отрезки разделяются тире в 3-й группе? (части бессоюзного сложного предложения) Вспомните, в каких еще случаях ставится тире (в предложениям с прямой речью и при обобщающем слове после однородных членов предложения). Приведите примеры на эти правила Назовите орфограммы в глаголах и устно объясните условия их выбора 3. Объяснение нового материала 1) Введение в тему На основе материала для языковой разминки предположите, какая будет тема урока. Учащиеся формулируют тему «Тире в бессоюзном сложном предложении» и записывают ее в тетрадях. Цель: осознать личные трудности по теме урока. Задание: заполни таблицу только в колонке “Начало урока”; Подними руку, как только завершишь работу. Пожалуйста, будь честен перед собой и товарищами! Это очень важно: самому осознавать свои трудности. умения Начало урока Конец урока Я знаю условия , при которых ставится двоеточие , запятая , точка с запятой в Бессоюзном сложном предложении.. Я знаю условия , при которых ставится тире в Бессоюзном сложном предложении.. Я умею видеть на письме границы простых предложений в БСП Я умею читать БСП с правильной интонацией. Я умею ставить правильный знак в БСП Контроль: индивидуальный. 2) Открытие нового знания 1. Для установки и решения учебной проблемы используется побуждающий диалог. Учащиеся записывают в тетрадях примеры бессоюзных сложных предложений из языковой разминки. Кончил дело – гуляй смело. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. Семь бед – один ответ. Учитель Ученики Подумайте, почему в бессоюзных сложных предложениях из языковой разминки становится тире Какие у вас будут версии? Нужно определить смысловые отношения между частями Согласны? Да Что вам поможет в этом? Можно подставить какие-то союзы, превратив бессоюзное предложение в союзное Попытайтесь. Что получилось? В первое предложение можно подставить союз когда перед 1-й частью, во второе – союз если также перед 1-й частью, а в третье – союз а перед 2-й частью Сделайте вывод, при каких условиях в бессоюзном сложном предложении ставится тире Тире ставится, если 1-я часть называет время или условие того, о чем говорится во 2-й части, или содержание 2-й части сложного предложения противопоставляется содержанию 1-й части Откройте учебник на с.133-134 и прочитайте текст упр.199 Найдите в упражнении примеры, которые соответствуют указанные вами условиям Читают предложения, которые соответствуют названным положением Попробуйте определить другие виды смысловых отношений и сформулировать, при каких еще условиях между участями бессоюзного сложного предложения ставится тире Выявляют смысловые отношения следствия, сравнения, быстрой смены событий (если затрудняются, учитель может дать подсказку – «союз») и формулируют правило полностью 3. работа с учебником Сравнение собственных выводов учащихся с правилом в рамке учебника на с.133-134 Прочитайте текст в рамке Все ли условия вы назвали? Какой способ проверки предлагается для установления смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения? (замена синонимичными союзными конструкциями – сложноподчиненными или сложносочиненными предложениями) Назовите ключевые слова темы (тире в бессоюзном сложном предложении, смысловые отношения времени, условия, следствия, сравнения, противопоставления, быстрой смены событий) На основе пунктов правила и ключевых слов подготовьте краткое сообщение о постановке тире между частями бессоюзного сложного предложения и расскажите текст соседу по парте Цель: совершенствовать навык выразительного чтения. Знак препинания в бессоюзном сложном предложении в значительной мере зависит от интонации, с которой прочитано оно. Задание: послушай чтение предложений, отличающихся только знаком препинания. Попробуй свои силы. Бабушка сердилась. Внучка не слушалась. Бабушка сердилась, внучка не слушалась. Бабушка сердилась: внучка не слушалась. Бабушка сердилась – внучка не слушалась. VI Практическая работа №1 Упр.200 (устно) – по цепочке. Цель: развить умение находить части бессоюзного сложного предложения, между которыми нужно поставить тире, объяснять условие его постановки Образец рассуждения: Лето припасает - зима поедает. (Можно заменить бессоюзное предложение сложносочиненным с союзом А): Лето припасает, а зима поедает. ( смысловые отношения - противопоставление;) 2. Упр. 206(письменно) – развивается умение постановки тире в бессоюзном сложном предложении, части которого (или одна из частей) являются односоставными предложениями, а также умение объяснить условие выбора знака 3. Практическая работа №2 Упр.208– развивается умение находить в тексте и заменять сложные союзные конструкции сложными бессоюзными, оформлять их пунктуационно, объяснять условие выбора тире в бессоюзных предложениях (работу можно провести выборочно: записать только измененные варианты, а не весь текст) 8. ПАУЗА 9. Самостоятельная работа Инструктаж Цель: применить знание понятий на практике, правильно прочитать предложения с БСП. Задание: выполни задание, выбрав его уровень, помни, что следующий уровень, можно выполнять, только преодолев предыдущий. Совет: в случае затруднений обратись к опорным таблицам на стендах. I уровень . Выдели грамматические основы, поставь знаки препинания. 1. Из дому выходить не хочется грязь страшная. 2. Любишь кататься люби и саночки возить. 3. Около дома водились ласточки ,вившие гнёзда в кровле в саду и в роще водились малиновки иволги чижи и щеглы. 4. Сомнений не было кто-то осторожно пробирался к нам через заросли. . Информационная карта по теории бессоюзного сложного предложения Понятие сложного бессоюзного предложения Бессоюзное сложное предложение – это предложение, части которого соединены по смыслу и с помощью интонации. Части бессоюзного сложного предложения находятся между собой в различных смысловых отношениях, что отражается в постановке знаков препинания на письме, а в устной речи – интонацией. В бессоюзном сложном предложении ставится запятая, точка с запятой, тире и двоеточие на письме. Смысловые отношения в них выражаются менее четко, чем в союзных. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении 1. Запятая ставится, если его части тесно связаны по смыслу и обозначают события, происходящие последовательно друг за другом или одновременно. [ ] , [ ]. 2. Точка с запятой ставится, если части менее связаны по смыслу и более распространены (особенно если внутри их есть дополнительные знаки препинания). [ ]; [ ]. 3. Двоеточие ставится: 1) [ ] : [ причина ]. (потому что, так как) 2) [ ] : [ пояснение ]. (а именно) 3) [ ] : [ дополнение ]. (видеть, слышать, знать, чувствовать) 4. Тире ставится: 1) [ ] - [ быстрая смена событий, неожиданный результат ]. (и) 2) [ ] - [ противопоставление ]. (а, но) 3) [ время ] – [ ]. (когда) [ условие ] – [ ]. (если) 4) [ ] – [ сравнение ]. (как, как будто, словно, что) 5) [ ] – [ результат, вывод ]. (так что, поэтому) 10. Подведение итога урока. (2 мин.) - Что мы сегодня вспомнили на уроке? - Ребята, какова была цель нашего урока? (Обобщить, систематизировать и углубить пунктуационные навыки в сложном бессоюзном предложении.) - Что нужно сделать для того, чтобы правильно выбрать нужный знак препинания? (Чтобы правильно выбрать нужный знак препинания, необходимо 1) установить смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения; 2) применить прием синонимичной замены СБП сложносочиненным или сложноподчиненным.) 11. Выставление оценок. (2 мин.) ДЗ: Параграф 36,Упр.204,вопр.на стр.139
Автор(ы): Малова Н. В.
Скачать: Русский язык 9кл - Конспект.docxАвтор(ы): Малова Н. В.
Скачать: Русский язык 9кл - Презентация к уроку.pptx