Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тире в БСП (Малова Н.В.)

Текст урока

  • Конспект

        Русский язык
    9 класс
    УМК Русский язык, Л.А.Тростенцова, 2012
    Уровень обучения: базовый
    Тема урока:  " Тире в БСП» 
    Количество часов на изучение темы: 1 час.
    Место урока в системе уроков по теме: урок является одним из уроков освоения новых знаний ,предполагает ознакомление обучающихся с условиями постановки тире в БСП, а также закрепление знаний.
    
    Цели  урока: 
    1. Выявить условия постановки тире в бессоюзном сложном предложении.
     2. Развить умение ставить тире между частями бессоюзного сложного предложения и обосновывать выбор данного знака .
    3. Развить умение заменять сложноподчиненные и сложносочиненные предложения синонимичными им бессоюзными конструкциями.
     4. Совершенствовать умение разграничивать сложные бессоюзные предложения, разделенные тире, и другие конструкции, в которых встречается тот же пунктуационный знак 
    5.Повторить орфограммы, встречающиеся в упражнениях.
     
    6.Воспитать аккуратность, ответственность, уважение друг к другу. 
    Техническое обеспечение урока: учебник, тетрадь, , раздаточный материал, компьютерная презентация.
    
    План урока:
    №
    Этап урока
    Содержание ( цель) этапа
    Время
    1.
    Организационный 
    момент
    Нацелить учащихся на урок
    1 мин.
    2.
    Языковая разминка
    
    Актуализация знаний учащихся о постановке тире в простом и сложном предложении
    3 мин.
    3.
    Проверка домашнего задания
    Проверить правописные навыки учащихся, оценить умение учащихся синтаксически анализировать бессоюзные сложные предложения.
    4 мин.
    4.
    Объяснение нового материала      
    Объяснить условия постановки тире в бессоюзных сложных предложениях, составить алгоритм применения теоретических знаний при выборе знака препинания в бессоюзном сложном предложении.
    10 мин.
    5.
    Пауза
    
    
    6.
    Практическая работа №1 
    Отработать умение ставить тире между частями бессоюзного сложного предложения и обосновывать выбор данного знака .
    
    4мин.
    7.
    Практическая работа № 2
    . Развить умение заменять сложноподчиненные и сложносочиненные предложения синонимичными им бессоюзными конструкциями.
    
    5 мин.
    8.
    
    пауза
    
    
    
    9.
    Самостоятельная работа
     Оценить умение ставить тире между частями бессоюзного сложного предложения и обосновывать выбор данного знака .
    
    10 мин.
    10.
    Подведение итогов урока
    
    Обобщить теоретические сведения , полученные на уроке.
    2 мин.
    10.
    Сообщение домашнего задания
    Разъяснить содержание Д/З
    2 мин.
    
    
    
    Ход урока:
    I. Оргмомент
    II. Взаимопроверка домашнего задания
    Учащиеся обмениваются дом заданиями ,вставляют пропущенные буквы и необходимые знаки препинания.
    Затем выполненное задание возвращается для проверки(ученик сверяет ее с записью в тетради).
    После взаимопроверки возможна корректировка с помощью компьютера (дается вариант с правильно расставленными знаками).
    
    2. Работа со “слепой схемой”.
    
    
    –  Восполните недостающие компоненты схемы. Прочитайте полученные записи. 
    –  Что вы можете сказать о сложноподчиненных предложениях. Из каких частей они состоят? 
    - Какое предложение мы называем бессоюзным?
    -какое основное средство связи в БСП?
    
    
    III.           Языковая разминка
    На доске записаны предложения (спроецированы на доску с помощью компьютера)
                Повторенье – мать ученья.
                Азбука – к мудрости ступенька.
     
                
                Хлеб питает тело, а книга – разум.
    
                   Кончил дело – гуляй смело.
                За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
                Семь бед – один ответ.
     
    Задания.
            Что объединяет эти предложения? (это пословицы)
    Что такое пословица?
    пословица — Меткое, образное изречение, обобщающее различные явления жизни и имеющее обычно назидательный смысл. 
    
            Что еще у них общего? (во всех предложениях есть тире)
            Есть ли различия в записанных группах слов? (есть, для каждой группы – свои правила постановки тире)
            Какие же основания для постановки тире в 1-й группе слов? (подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в И.п.)
            Назовите условие постановки тире во 2-й группе слов (неполное предложение, в котором опущено сказуемое)
            Какие смысловые отрезки разделяются тире в 3-й группе? (части бессоюзного сложного предложения)
            Вспомните, в каких еще случаях ставится тире (в предложениям с прямой речью и при обобщающем слове после однородных членов предложения). Приведите примеры на эти правила
            Назовите орфограммы в глаголах и устно объясните условия их выбора
    3. Объяснение нового материала
    1)  Введение в тему
    На основе материала для языковой разминки предположите, какая будет тема урока. Учащиеся формулируют тему «Тире в бессоюзном сложном предложении» и записывают ее в тетрадях.
    
    
    Цель: осознать личные трудности по теме урока.
    Задание: 
    заполни таблицу только в колонке “Начало урока”; 
    Подними руку, как только завершишь работу. 
    Пожалуйста, будь честен перед собой и товарищами! Это очень важно: самому осознавать свои трудности.
    
    
    
    
          умения
    Начало урока
    Конец урока
    Я знаю условия , при которых ставится двоеточие  , запятая , точка с запятой в Бессоюзном сложном предложении..
    
    Я знаю условия  , при которых ставится  тире в Бессоюзном сложном предложении..
    
    
     
     
    Я умею видеть на письме границы простых предложений в БСП
     
     
    Я умею читать БСП с правильной интонацией.
     
     
    Я умею ставить правильный знак в БСП
     
     
    
    Контроль: индивидуальный.
    
    2)               Открытие нового знания
    1.     Для установки и решения учебной проблемы используется побуждающий диалог.
    Учащиеся записывают в тетрадях примеры бессоюзных сложных предложений из языковой разминки.
    Кончил дело – гуляй смело.
                За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
                Семь бед – один ответ.
    
    
    Учитель
    Ученики
    Подумайте, почему в бессоюзных сложных предложениях из языковой разминки становится тире
     
    Какие у вас будут версии?
    Нужно определить смысловые отношения между частями
    Согласны?
    Да
    Что вам поможет в этом?
    Можно подставить какие-то союзы, превратив бессоюзное предложение в союзное
    Попытайтесь. Что получилось?
    В первое предложение можно подставить союз когда перед 1-й частью, во второе – союз если также перед 1-й частью, а в третье – союз а перед 2-й частью
    Сделайте вывод, при каких условиях в бессоюзном сложном предложении ставится тире
    Тире ставится, если 1-я часть называет время или условие того, о чем говорится во 2-й части, или содержание 2-й части сложного предложения противопоставляется содержанию 1-й части
    Откройте учебник на с.133-134 и прочитайте текст упр.199
    Найдите в упражнении примеры, которые соответствуют указанные вами условиям
     
     
    Читают предложения, которые соответствуют названным положением
    Попробуйте определить другие виды смысловых отношений и сформулировать, при каких еще условиях между участями бессоюзного сложного предложения ставится тире
    Выявляют смысловые отношения следствия, сравнения, быстрой смены событий (если затрудняются, учитель может дать подсказку – «союз») и формулируют правило полностью
     
    3.  работа с учебником    Сравнение собственных выводов учащихся с правилом в рамке учебника на с.133-134
            Прочитайте текст в рамке
            Все ли условия вы назвали?
            Какой способ проверки предлагается для установления смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения? (замена синонимичными союзными конструкциями – сложноподчиненными или сложносочиненными предложениями)
            Назовите ключевые слова темы (тире в бессоюзном сложном предложении, смысловые отношения времени, условия, следствия, сравнения, противопоставления, быстрой смены событий)
            На основе пунктов правила и ключевых слов подготовьте краткое сообщение о постановке тире между частями бессоюзного сложного предложения и расскажите текст соседу по парте 
    
    Цель: совершенствовать навык выразительного чтения.
    Знак препинания в бессоюзном сложном предложении в значительной мере зависит от интонации, с которой прочитано оно.
    Задание: послушай чтение предложений, отличающихся только знаком препинания. Попробуй свои силы.
    Бабушка сердилась. Внучка не слушалась. 
    Бабушка сердилась, внучка не слушалась.
    Бабушка сердилась: внучка не слушалась.
    Бабушка сердилась – внучка не слушалась.
    
    
    
    VI Практическая работа №1
    Упр.200 (устно) – по цепочке.
    Цель: развить умение находить части бессоюзного сложного предложения, между которыми нужно поставить тире, объяснять условие его постановки
    
    
    Образец рассуждения: 
    Лето припасает - зима поедает.
    (Можно заменить бессоюзное предложение сложносочиненным с союзом А): 
    Лето припасает, а зима поедает. 
    
    ( смысловые отношения - противопоставление;)
    
           2.                      Упр. 206(письменно) – развивается умение постановки тире в бессоюзном сложном предложении, части которого (или одна из частей) являются односоставными предложениями, а также умение объяснить условие выбора знака
     3.    Практическая работа №2
                      Упр.208– развивается умение находить в тексте и заменять сложные союзные конструкции сложными бессоюзными, оформлять  их пунктуационно, объяснять условие выбора тире в бессоюзных предложениях (работу можно провести  выборочно: записать только измененные варианты, а не весь текст)
     
     8. ПАУЗА
    9. Самостоятельная работа
    Инструктаж
    
    Цель: применить знание понятий на практике, правильно прочитать предложения с БСП.
    Задание: выполни задание, выбрав его уровень, помни, что следующий уровень, можно выполнять, только преодолев предыдущий.
    Совет: в случае затруднений обратись к опорным таблицам на стендах.
    I уровень 
    . Выдели грамматические основы, поставь знаки препинания. 
    1. Из дому выходить не хочется            грязь страшная. 
    2. Любишь кататься       люби и саночки возить. 
    3. Около дома водились ласточки ,вившие гнёзда в кровле     в саду и в роще водились малиновки иволги чижи и щеглы. 
    4. Сомнений не было                кто-то осторожно пробирался к нам через заросли. 
    
    .
    
    Информационная карта по теории бессоюзного сложного предложения
    Понятие сложного бессоюзного предложения
    Бессоюзное сложное предложение – это предложение, части которого соединены по смыслу и с помощью интонации. Части бессоюзного сложного предложения находятся между собой в различных смысловых отношениях, что отражается в постановке знаков препинания на письме, а в устной речи – интонацией. В бессоюзном сложном предложении ставится запятая, точка с запятой, тире и двоеточие на письме.
    Смысловые отношения в них выражаются менее четко, чем в союзных.
    Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
    1. Запятая ставится, если его части тесно связаны по смыслу и обозначают события, 
    происходящие последовательно друг за другом или одновременно.
    [ ] , [ ].
    2. Точка с запятой ставится, если части менее связаны по смыслу и более распространены (особенно если внутри их есть дополнительные знаки препинания).
    [ ]; [ ].
    3. Двоеточие ставится:
    1) [ ] : [ причина ]. (потому что, так как) 
    2) [ ] : [ пояснение ]. (а именно)
    3) [ ] : [ дополнение ]. (видеть, слышать, знать, чувствовать)
    4. Тире ставится:
    1) [ ] - [ быстрая смена событий, неожиданный результат ]. (и)
    2) [ ] - [ противопоставление ]. (а, но)
    3) [ время ] – [ ]. (когда)
    [ условие ] – [ ]. (если)
    4) [ ] – [ сравнение ]. (как, как будто, словно, что)
    5) [ ] – [ результат, вывод ]. (так что, поэтому)
    10. Подведение итога урока. (2 мин.)
    - Что мы сегодня вспомнили на уроке?
    - Ребята, какова была цель нашего урока? (Обобщить, систематизировать и углубить пунктуационные навыки в сложном бессоюзном предложении.)
    - Что нужно сделать для того, чтобы правильно выбрать нужный знак препинания? (Чтобы правильно выбрать нужный знак препинания, необходимо 
    1) установить смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения;
    2) применить прием синонимичной замены СБП сложносочиненным или сложноподчиненным.)
    11. Выставление оценок. (2 мин.)
    ДЗ: Параграф 36,Упр.204,вопр.на стр.139
    
     

    Автор(ы): Малова Н. В.

    Скачать: Русский язык 9кл - Конспект.docx

Презентация к уроку