Русский язык
9 класс
УМК Русский язык, Л.А.Тростенцова, 2012
Уровень обучения: базовый
Тема урока: " Тире в БСП»
Количество часов на изучение темы: 1 час.
Место урока в системе уроков по теме: урок является одним из уроков освоения новых знаний ,предполагает ознакомление обучающихся с условиями постановки тире в БСП, а также закрепление знаний.
Цели урока:
1. Выявить условия постановки тире в бессоюзном сложном предложении.
2. Развить умение ставить тире между частями бессоюзного сложного предложения и обосновывать выбор данного знака .
3. Развить умение заменять сложноподчиненные и сложносочиненные предложения синонимичными им бессоюзными конструкциями.
4. Совершенствовать умение разграничивать сложные бессоюзные предложения, разделенные тире, и другие конструкции, в которых встречается тот же пунктуационный знак
5.Повторить орфограммы, встречающиеся в упражнениях.
6.Воспитать аккуратность, ответственность, уважение друг к другу.
Техническое обеспечение урока: учебник, тетрадь, , раздаточный материал, компьютерная презентация.
План урока:
№
Этап урока
Содержание ( цель) этапа
Время
1.
Организационный
момент
Нацелить учащихся на урок
1 мин.
2.
Языковая разминка
Актуализация знаний учащихся о постановке тире в простом и сложном предложении
3 мин.
3.
Проверка домашнего задания
Проверить правописные навыки учащихся, оценить умение учащихся синтаксически анализировать бессоюзные сложные предложения.
4 мин.
4.
Объяснение нового материала
Объяснить условия постановки тире в бессоюзных сложных предложениях, составить алгоритм применения теоретических знаний при выборе знака препинания в бессоюзном сложном предложении.
10 мин.
5.
Пауза
6.
Практическая работа №1
Отработать умение ставить тире между частями бессоюзного сложного предложения и обосновывать выбор данного знака .
4мин.
7.
Практическая работа № 2
. Развить умение заменять сложноподчиненные и сложносочиненные предложения синонимичными им бессоюзными конструкциями.
5 мин.
8.
пауза
9.
Самостоятельная работа
Оценить умение ставить тире между частями бессоюзного сложного предложения и обосновывать выбор данного знака .
10 мин.
10.
Подведение итогов урока
Обобщить теоретические сведения , полученные на уроке.
2 мин.
10.
Сообщение домашнего задания
Разъяснить содержание Д/З
2 мин.
Ход урока:
I. Оргмомент
II. Взаимопроверка домашнего задания
Учащиеся обмениваются дом заданиями ,вставляют пропущенные буквы и необходимые знаки препинания.
Затем выполненное задание возвращается для проверки(ученик сверяет ее с записью в тетради).
После взаимопроверки возможна корректировка с помощью компьютера (дается вариант с правильно расставленными знаками).
2. Работа со “слепой схемой”.
– Восполните недостающие компоненты схемы. Прочитайте полученные записи.
– Что вы можете сказать о сложноподчиненных предложениях. Из каких частей они состоят?
- Какое предложение мы называем бессоюзным?
-какое основное средство связи в БСП?
III. Языковая разминка
На доске записаны предложения (спроецированы на доску с помощью компьютера)
Повторенье – мать ученья.
Азбука – к мудрости ступенька.
Хлеб питает тело, а книга – разум.
Кончил дело – гуляй смело.
За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
Семь бед – один ответ.
Задания.
Что объединяет эти предложения? (это пословицы)
Что такое пословица?
пословица — Меткое, образное изречение, обобщающее различные явления жизни и имеющее обычно назидательный смысл.
Что еще у них общего? (во всех предложениях есть тире)
Есть ли различия в записанных группах слов? (есть, для каждой группы – свои правила постановки тире)
Какие же основания для постановки тире в 1-й группе слов? (подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в И.п.)
Назовите условие постановки тире во 2-й группе слов (неполное предложение, в котором опущено сказуемое)
Какие смысловые отрезки разделяются тире в 3-й группе? (части бессоюзного сложного предложения)
Вспомните, в каких еще случаях ставится тире (в предложениям с прямой речью и при обобщающем слове после однородных членов предложения). Приведите примеры на эти правила
Назовите орфограммы в глаголах и устно объясните условия их выбора
3. Объяснение нового материала
1) Введение в тему
На основе материала для языковой разминки предположите, какая будет тема урока. Учащиеся формулируют тему «Тире в бессоюзном сложном предложении» и записывают ее в тетрадях.
Цель: осознать личные трудности по теме урока.
Задание:
заполни таблицу только в колонке “Начало урока”;
Подними руку, как только завершишь работу.
Пожалуйста, будь честен перед собой и товарищами! Это очень важно: самому осознавать свои трудности.
умения
Начало урока
Конец урока
Я знаю условия , при которых ставится двоеточие , запятая , точка с запятой в Бессоюзном сложном предложении..
Я знаю условия , при которых ставится тире в Бессоюзном сложном предложении..
Я умею видеть на письме границы простых предложений в БСП
Я умею читать БСП с правильной интонацией.
Я умею ставить правильный знак в БСП
Контроль: индивидуальный.
2) Открытие нового знания
1. Для установки и решения учебной проблемы используется побуждающий диалог.
Учащиеся записывают в тетрадях примеры бессоюзных сложных предложений из языковой разминки.
Кончил дело – гуляй смело.
За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
Семь бед – один ответ.
Учитель
Ученики
Подумайте, почему в бессоюзных сложных предложениях из языковой разминки становится тире
Какие у вас будут версии?
Нужно определить смысловые отношения между частями
Согласны?
Да
Что вам поможет в этом?
Можно подставить какие-то союзы, превратив бессоюзное предложение в союзное
Попытайтесь. Что получилось?
В первое предложение можно подставить союз когда перед 1-й частью, во второе – союз если также перед 1-й частью, а в третье – союз а перед 2-й частью
Сделайте вывод, при каких условиях в бессоюзном сложном предложении ставится тире
Тире ставится, если 1-я часть называет время или условие того, о чем говорится во 2-й части, или содержание 2-й части сложного предложения противопоставляется содержанию 1-й части
Откройте учебник на с.133-134 и прочитайте текст упр.199
Найдите в упражнении примеры, которые соответствуют указанные вами условиям
Читают предложения, которые соответствуют названным положением
Попробуйте определить другие виды смысловых отношений и сформулировать, при каких еще условиях между участями бессоюзного сложного предложения ставится тире
Выявляют смысловые отношения следствия, сравнения, быстрой смены событий (если затрудняются, учитель может дать подсказку – «союз») и формулируют правило полностью
3. работа с учебником Сравнение собственных выводов учащихся с правилом в рамке учебника на с.133-134
Прочитайте текст в рамке
Все ли условия вы назвали?
Какой способ проверки предлагается для установления смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения? (замена синонимичными союзными конструкциями – сложноподчиненными или сложносочиненными предложениями)
Назовите ключевые слова темы (тире в бессоюзном сложном предложении, смысловые отношения времени, условия, следствия, сравнения, противопоставления, быстрой смены событий)
На основе пунктов правила и ключевых слов подготовьте краткое сообщение о постановке тире между частями бессоюзного сложного предложения и расскажите текст соседу по парте
Цель: совершенствовать навык выразительного чтения.
Знак препинания в бессоюзном сложном предложении в значительной мере зависит от интонации, с которой прочитано оно.
Задание: послушай чтение предложений, отличающихся только знаком препинания. Попробуй свои силы.
Бабушка сердилась. Внучка не слушалась.
Бабушка сердилась, внучка не слушалась.
Бабушка сердилась: внучка не слушалась.
Бабушка сердилась – внучка не слушалась.
VI Практическая работа №1
Упр.200 (устно) – по цепочке.
Цель: развить умение находить части бессоюзного сложного предложения, между которыми нужно поставить тире, объяснять условие его постановки
Образец рассуждения:
Лето припасает - зима поедает.
(Можно заменить бессоюзное предложение сложносочиненным с союзом А):
Лето припасает, а зима поедает.
( смысловые отношения - противопоставление;)
2. Упр. 206(письменно) – развивается умение постановки тире в бессоюзном сложном предложении, части которого (или одна из частей) являются односоставными предложениями, а также умение объяснить условие выбора знака
3. Практическая работа №2
Упр.208– развивается умение находить в тексте и заменять сложные союзные конструкции сложными бессоюзными, оформлять их пунктуационно, объяснять условие выбора тире в бессоюзных предложениях (работу можно провести выборочно: записать только измененные варианты, а не весь текст)
8. ПАУЗА
9. Самостоятельная работа
Инструктаж
Цель: применить знание понятий на практике, правильно прочитать предложения с БСП.
Задание: выполни задание, выбрав его уровень, помни, что следующий уровень, можно выполнять, только преодолев предыдущий.
Совет: в случае затруднений обратись к опорным таблицам на стендах.
I уровень
. Выдели грамматические основы, поставь знаки препинания.
1. Из дому выходить не хочется грязь страшная.
2. Любишь кататься люби и саночки возить.
3. Около дома водились ласточки ,вившие гнёзда в кровле в саду и в роще водились малиновки иволги чижи и щеглы.
4. Сомнений не было кто-то осторожно пробирался к нам через заросли.
.
Информационная карта по теории бессоюзного сложного предложения
Понятие сложного бессоюзного предложения
Бессоюзное сложное предложение – это предложение, части которого соединены по смыслу и с помощью интонации. Части бессоюзного сложного предложения находятся между собой в различных смысловых отношениях, что отражается в постановке знаков препинания на письме, а в устной речи – интонацией. В бессоюзном сложном предложении ставится запятая, точка с запятой, тире и двоеточие на письме.
Смысловые отношения в них выражаются менее четко, чем в союзных.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
1. Запятая ставится, если его части тесно связаны по смыслу и обозначают события,
происходящие последовательно друг за другом или одновременно.
[ ] , [ ].
2. Точка с запятой ставится, если части менее связаны по смыслу и более распространены (особенно если внутри их есть дополнительные знаки препинания).
[ ]; [ ].
3. Двоеточие ставится:
1) [ ] : [ причина ]. (потому что, так как)
2) [ ] : [ пояснение ]. (а именно)
3) [ ] : [ дополнение ]. (видеть, слышать, знать, чувствовать)
4. Тире ставится:
1) [ ] - [ быстрая смена событий, неожиданный результат ]. (и)
2) [ ] - [ противопоставление ]. (а, но)
3) [ время ] – [ ]. (когда)
[ условие ] – [ ]. (если)
4) [ ] – [ сравнение ]. (как, как будто, словно, что)
5) [ ] – [ результат, вывод ]. (так что, поэтому)
10. Подведение итога урока. (2 мин.)
- Что мы сегодня вспомнили на уроке?
- Ребята, какова была цель нашего урока? (Обобщить, систематизировать и углубить пунктуационные навыки в сложном бессоюзном предложении.)
- Что нужно сделать для того, чтобы правильно выбрать нужный знак препинания? (Чтобы правильно выбрать нужный знак препинания, необходимо
1) установить смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения;
2) применить прием синонимичной замены СБП сложносочиненным или сложноподчиненным.)
11. Выставление оценок. (2 мин.)
ДЗ: Параграф 36,Упр.204,вопр.на стр.139
Автор(ы): Малова Н. В.
Скачать: Русский язык 9кл - Конспект.docxАвтор(ы): Малова Н. В.
Скачать: Русский язык 9кл - Презентация к уроку.pptx