Название предмета Русский язык Класс 9 УМК Русский язык. 9 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений: Л.А.Тростенцова , 2014 Уровень обучения базовый Тема урока Союзные и бессоюзные сложные предложения (§ 8) Общее количество часов, отведенное на изучение темы 2 часа Место урока в системе уроков по теме: 2 Цель урока: познакомить учащихся с особенностями союзных и бессоюзных сложных предложений, средствами связи частей в сложносочинённом, сложноподчинённом, бессоюзном предложениях Задачи урока: научить разграничивать союзные и бессоюзные, сложносочинённые и сложноподчинённые предложения, находить сложные предложения с союзной и бессоюзной связью, составлять схемы сложных предложений; воспитывать у учеников любовь к родному языку Планируемые результаты : 1. Предметные - учить отличать простое предложение от сложного; - закрепить навык постановки запятой в сложном предложении. - развивать грамотность, устную речь. 2. Метапредметные - формировать умение находить информацию в тексте - учить анализировать, сравнивать и обобщать на основе фактов - учить представлять информацию в сжатом и развернутом виде 3. Личностные - создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества; - взаимодействие учащихся в группах, парах: развитие уважения друг к другу. Техническое обеспечение урока: учебник , карточки, тексты на листочках. Содержание урока I. 1. Опрос-закрепление Ученики читают текст на тему «Осенний листопад», указывает сложные предложения. Учитель обращает внимание учащихся на то, какие части в сложном предложении надо читать с интонацией незаконченности, с интонацией завершения. 2. Словарная работа. Взаимопроверка Задание: вставить пропущенные буквы и объяснить их правописание. Назнач…те дежурного, испеч… лаваш, увлеч…ся фантастикой, детский плач…, спряч…ся в зарослях,успех блестящ…,терновник колюч…, песок сыпуч…, ряд удач…, пряч..с побыстрей. II. Изучение нового материала. Урок целесообразно начать с наблюдения. На доске союзные и бессоюзные предложения. 1) Перед нами печально и широко шумело море, и было холодно. 2) Человек перестает мыслить, когда перестает читать. 3) Хорошее слово в огне не погубишь, оно не имеет цены. Учащиеся читают предложения и отвечают на вопросы: — Какие из сложных предложений союзные, а какие — бессоюзные? — Как соединяются части бессоюзного и сложного предложения, сложносочинённого и сложноподчинённого предложений? — Какое предложение сложносочинённое, какое — сложноподчинённое? В каком предложении смысловые отношения выражены более явно? Благодаря чему? В результате наблюдений делается вывод, что в зависимости от средства связи между частями сложные предложения делятся на союзные и бессоюзные. В зависимости от средств связи союзные сложные предложения делятся на сложносочинённые и сложноподчинённые. Части сложносочинённого предложения соединяются с помощью сочинительного союза и и интонации. Части сложноподчинённого предложения соединяются посредством подчинительного союза когда и интонации. Части бессоюзного сложного предложения соединяются посредством интонации. Средства связи не только объединяют части в сложное предложение, но и выражают смысловые отношения между простыми предложениями. Смысловые отношения выражены более явно в сложноподчинённом предложении благодаря союзу когда. Далее учащиеся читают теоретические сведения о союзных и бессоюзных сложных предложениях на с.27. Эти сведения систематизируются в виде схемы. Учащиеся составляют схему «Основные виды сложных предложений» ( проверяем у доски) III. Закрепление темы. - В упр. 47 ученики выписывают предложения в такой последовательности: а) сложносочинённое; б) сложноподчинённое; в) бессоюзное; г) сложное предложение с союзной и бессоюзной связью. Указывают грамматические основы. Физминутка IV. Контроль за пониманием темы. Тестовые задания 1. Какое из следующих утверждений верно? а) Простые предложения соединяются в сложные при помощи интонации и союзов. б) Сложные предложения могут быть сложносочинёнными, сложноподчинёнными и союзными. в) Простые предложения в составе сложного обладают интонационной законченностью. г) Сложное предложение — это предложение, состоящее из двух или нескольких простых предложений (предикативных частей), соединённых в одно целое по смыслу и интонационно. Ответ: г. 2. Определите вид предложения В саду поселилась осень, но листья нашей берёзы оставались зелёными и живыми. а) простое в) сложноподчинённое б) сложносочинённое г) бессоюзное Ответ: б. 3. Найдите четвёртое лишнее предложение. а) Летучие мыши низко и косо чертят чёрными зигзагами воздух и порою почти касаются лица. б) Где сосны дремотно тихи, глухая поляна поселит сухие и мягкие мхи. в) Она вышла навстречу Саше на веранду, где стоял неубранный стол. г) Был тот особенный вечер, какой бывает только на Кавказе. Ответ: а. 4. Определите, чем соединены части в предложении Угасает закат, ночь идёт на заставы, грозовое молчанье тревогу таит. а) подчинительным союзом б) сочинительным союзом в)интонацией Ответ: в. V. Подведение итогов урока по вопросам: -что же такое сложное предложение? - на какие группы делятся сложные предложения? - какие предложения относятся к ССП, а какие к СПП? VI. Домашнее задание дифференцированного характера (по выбору учащихся): а) выписать из художественных произведений сложные предложения всех видов (по одному примеру), проанализировать их. По аналогии с этими предложениями составить свои; б) выполнить упр. 51. Название предмета Русский язык Класс 9 УМК Русский язык. 9 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений: Л.А.Тростенцова , 2014 Уровень обучения базовый Тема урока: Союзные и бессоюзные сложные предложения (§ 8). 2 урок Общее количество часов, отведенное на изучение темы 2 часа Место урока в системе уроков по теме: 3 Цель урока: закрепить умение отличать простое предложение от сложного, ставить знаки препинания в сложном предложении; научить различать сложносочинённые, сложноподчинённые, бессоюзные предложения; закрепить знание орфограмм; подготовка к ГИА. Задачи урока: научить разграничивать союзные и бессоюзные, сложносочинённые и сложноподчинённые предложения, находить сложные предложения с союзной и бессоюзной связью; воспитывать у учеников любовь к родному языку Планируемые результаты : 1. Предметные - закрепить навык постановки запятой в сложном предложении. - развивать грамотность, устную речь. 2. Метапредметные - учить анализировать, сравнивать и обобщать на основе фактов - учить представлять информацию в сжатом и развернутом виде 3. Личностные - создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества; - взаимодействие учащихся в группах, парах: развитие уважения друг к другу. Техническое обеспечение урока: учебник , карточки, тексты на листочках. Содержание урока I. Организационный момент. Приветствие. Формулирование цели и задач урока. От того, как мы усвоим эту тему, зависит и результат ГИА , так как 4 задания в нем на тему «Сложное предложение». Минутка подготовки к ГИА . На ГИА вам предстоит писать сжатое изложение. Один из приемов сжатия текста. - Замена прямой речи косвенной.( на листочках) « Сударыня, вы подарили им минуту счастья, дав на миг позабыть ежедневные заботы»,-ответила горничная на вопрос великой балерины. Заслушивание возможных вариантов. Горничная ответила, что балерина своим искусством подарила окружающим минуту счастья. -Замена простых предложений сложным. Помню вечер перед Новым годом. Мне было шесть или семь лет. В подарок я получил книгу со сказками Андерсена. Так в моей жизни появился этот датский сказочник. Заслушивание возможных вариантов. Моя встреча с Андерсеном произошла в детстве, когда мне на Новый год подарили книгу с его сказками. II. Повторение и закрепление сведений о сложных предложениях. Групповая работа. Класс делится на две группы . Каждая группа готовит сообщение о видах сложных предложений, готовит примеры по каждому виду. Примеры выразительно читаются, записываются на доске и в тетрадях. В предложениях дети находят грамматическую основу, указывают средства связи. Задание 1 группе: охарактеризовать сложные союзные предложения, привести примеры. Задание 2 группе: охарактеризовать бессоюзные сложные предложения, привести примеры. Обобщение Слово учителя. Правила пунктуации не случайны: они помогают так расставить знаки препинания, чтобы можно было выявить структуру текста, передать его эмоциональное напряжение. Они, по словам К. Паустовского, «как нотные знаки твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться. IV. Комплексная работа с текстом (распечатать) Томление и зной усиливались. Замолкли птиц.. мухи осоловели на окнах. К вечеру ни..кое солнце скрылось в р(а,о)скалё(н,нн)ой мгле… Сумерки настали быстро. Было совсем темно н(и,е) одной звезды и вот в мертвее(н,нн)ой тишине глухо и важно зашумели вётлы долетели и(с,з)пуга(н,нн)ые крики грачей. Шум становился всё крепче торжестве(н,нн)ее. Нал..тевший ветер засв..стел завыл в трубах и углах дома. Где-то бухнуло окно зазвенели ра..битые стёкла. Весь сад теперь шумел скр..пели стволы к..чались (не)вид..мые вершины. И вот бело(синим) осл..пительным светом ра..крылась ноч.. . (На)мгновение ч..рными очертаниями появились ни..ко накл..нивш..ся деревья. И снов.. тьма. И грохнуло обрушилось всё небо. Хлынул дождь сильный обильный потоком. Задания: 1.Восстановите деформированный текст (вставьте орфограммы и пропущенные знаки препинания). 2.Определите стиль и тип речи текста и докажите справедливость своего утверждения. 3.Подберите синонимы к словам БУХНУЛО, ОСОЛОВЕЛИ. 4.Объясните особенности произношения и правописания слов низкое, солнце, разбитые. 5.Проведите анализ предложений текста по их структуре. 6.Найдите в тексте служебные части речи и охарактеризуйте их. 7.Приведите примеры слов, употреблённых в переносном значении. 8.Расскажите о постановке (,) в БСП. V. Проверочная работа Каждый ученик выбирает себе задание по уровню сложности Задание А сложное. Написать сочинение – миниатюру , используя 5 сложных предложений разных видов). Задание Б средней сложности. День был голубой, нежный, на диво солнечный; слева наползла бархатистая тень, и невозможно было понять, где кончается тень и где начинается расплывчато–оранжевая листва дерева, заполнявшего двор. Задание: расставить знаки препинания. Какое это предложение по структуре? Выполнить морфемный разбор причастия. Задание В простое. Расставить знаки препинания, определить вид сложных предложений. 1. Сердце мое больно сжимается когда я вспоминаю моего маленького друга. 2. В Диканьке никто не слышал как черт украл месяц. 3. Роняет лес багряный свой убор Сребрит мороз увянувшее поле Проглянет день как будто поневоле И скроется за край окружных гор. 4. Снег загорелся широким серебряным полем и весь обсыпался хрустальными звездами. 5. Красавица хотела что-то сказать но кузнец махнул рукою и убежал. VI.Рефлексия Итак, пришла пора подвести итоги. Урок закончен. Осталось поставить последнюю точку. Что дал вам сегодняшний урок? Что вы вынесли из него? С какими чувствами покидаете класс? Какими словами описали бы вы своё состояние после урока? А) знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью. Б) Ах, как я устал от этой суеты. В) Готовиться к экзамену не так-то просто Домашнее задание : 1. Упр.52 – устно 2. упр.50
Автор(ы): Макеева А. К.
Скачать: Русский язык 9кл - Конспект.docx