Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Союзные и бессоюзные сложные предложения (Макеева А.К.)

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета  Русский язык
    Класс 9
    УМК  Русский язык. 9 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений: Л.А.Тростенцова , 2014 
    Уровень обучения базовый
    Тема урока Союзные и бессоюзные сложные предложения (§ 8)
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы 2 часа
    Место урока в системе уроков по теме: 2
    Цель урока:  познакомить учащихся с особенностями союзных и бессоюзных сложных предложений, средствами связи частей в сложносочинённом, сложноподчинённом, бессоюзном предложениях
    Задачи урока: научить разграничивать союзные и бессоюзные, сложносочинённые и сложноподчинённые предложения, находить сложные предложения с союзной и бессоюзной связью, составлять схемы сложных предложений; воспитывать у учеников любовь к родному языку
    Планируемые результаты :
    1. Предметные
    - учить отличать простое предложение от сложного;
    - закрепить навык постановки запятой в сложном предложении.
    - развивать грамотность, устную речь.
       2.  Метапредметные
               -  формировать умение  находить информацию в тексте
               -  учить анализировать, сравнивать  и обобщать на основе фактов
              -  учить представлять информацию в сжатом и развернутом виде
      3.   Личностные 
          - создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
    -  взаимодействие учащихся в группах, парах: развитие уважения друг к другу.
    Техническое обеспечение урока: учебник , карточки, тексты на листочках.
    Содержание урока
    I. 1. Опрос-закрепление
    Ученики читают текст на тему «Осенний листопад», указывает сложные предложения.
    Учитель обращает внимание учащихся на то, какие части в сложном предложении надо читать с интонацией незаконченности, с интонацией завершения.
    2. Словарная работа. Взаимопроверка
    Задание: вставить пропущенные буквы и объяснить их правописание.
    Назнач…те дежурного, испеч… лаваш, увлеч…ся фантастикой, детский плач…, спряч…ся в зарослях,успех блестящ…,терновник колюч…, песок сыпуч…, ряд удач…, пряч..с побыстрей.
    II. Изучение нового материала.
    Урок целесообразно начать с наблюдения. На доске союзные и бессоюзные предложения.
    1) Перед нами печально и широко шумело море, и было холодно.
    2) Человек перестает мыслить, когда перестает читать.
    3) Хорошее слово в огне не погубишь, оно  не имеет цены.
    Учащиеся читают предложения и отвечают на вопросы:
    — Какие из сложных предложений союзные, а какие — бессоюзные?
    — Как соединяются части бессоюзного и сложного предложения, сложносочинённого и сложноподчинённого предложений?
    — Какое предложение сложносочинённое, какое — сложноподчинённое? В каком предложении смысловые отношения выражены более явно? Благодаря чему?
    В результате наблюдений делается вывод, что в зависимости от средства связи между частями сложные предложения делятся на союзные и бессоюзные. В зависимости от средств связи союзные сложные предложения делятся на сложносочинённые и сложноподчинённые. Части сложносочинённого предложения соединяются с помощью сочинительного союза и и интонации. Части сложноподчинённого предложения соединяются посредством подчинительного союза  когда  и интонации. Части бессоюзного сложного предложения соединяются посредством интонации. Средства связи не только объединяют части в сложное предложение, но и выражают смысловые отношения между простыми предложениями. Смысловые отношения выражены более явно в сложноподчинённом предложении благодаря союзу когда. 
    Далее учащиеся читают теоретические сведения о союзных и бессоюзных сложных предложениях на с.27.
    Эти сведения систематизируются в виде схемы. Учащиеся составляют  схему
    «Основные виды сложных предложений» ( проверяем у доски)
    III. Закрепление темы.
    - В упр. 47 ученики выписывают предложения в такой последовательности:
    а) сложносочинённое;
    б) сложноподчинённое;
    в) бессоюзное;
    г) сложное предложение с союзной и бессоюзной связью.
    Указывают грамматические основы.
    Физминутка
    IV. Контроль за пониманием темы.
    Тестовые задания
    1. Какое из следующих утверждений верно?
    а) Простые предложения соединяются в сложные при помощи интонации и союзов.
    б) Сложные предложения могут быть сложносочинёнными, сложноподчинёнными и союзными.
    в) Простые предложения в составе сложного обладают интонационной законченностью.
    г) Сложное предложение — это предложение, состоящее из двух или нескольких простых предложений (предикативных частей), соединённых в одно целое по смыслу и интонационно.
    Ответ: г.
    2. Определите вид предложения В саду поселилась осень, но листья нашей берёзы оставались зелёными и живыми.
    а) простое в) сложноподчинённое
    б) сложносочинённое г) бессоюзное
    Ответ: б.
    3. Найдите четвёртое лишнее предложение.
    а) Летучие мыши низко и косо чертят чёрными зигзагами воздух и порою почти касаются лица.
    б) Где сосны дремотно тихи, глухая поляна поселит сухие и мягкие мхи.
    в) Она вышла навстречу Саше на веранду, где стоял неубранный стол.
    г) Был тот особенный вечер, какой бывает только на Кавказе.
    Ответ: а.
    4. Определите, чем соединены части в предложении Угасает закат, ночь идёт на заставы, грозовое молчанье тревогу таит.
    а) подчинительным союзом
    б) сочинительным союзом
    в)интонацией
    Ответ: в.
    V. Подведение итогов урока по вопросам:
    -что же такое сложное предложение?
    - на какие группы делятся сложные предложения?
    - какие предложения относятся  к ССП, а какие к СПП?
    VI. Домашнее задание дифференцированного характера (по выбору учащихся):
    а) выписать из  художественных произведений  сложные предложения всех видов (по одному примеру), проанализировать их. По аналогии с этими предложениями составить свои;
    б) выполнить упр. 51.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Название предмета  Русский язык
    Класс 9
    УМК  Русский язык. 9 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений: Л.А.Тростенцова , 2014 
    Уровень обучения базовый
    Тема урока: Союзные и бессоюзные сложные предложения (§ 8). 2 урок
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы 2 часа
    Место урока в системе уроков по теме: 3  
    Цель урока:  закрепить умение отличать простое предложение от сложного, ставить знаки препинания в сложном предложении; научить различать сложносочинённые, сложноподчинённые, бессоюзные предложения; закрепить знание орфограмм; подготовка к ГИА.
    Задачи урока: научить разграничивать союзные и бессоюзные, сложносочинённые и сложноподчинённые предложения, находить сложные предложения с союзной и бессоюзной связью; воспитывать у учеников любовь к родному языку
    Планируемые результаты :
    1. Предметные
    - закрепить навык постановки запятой в сложном предложении.
    - развивать грамотность, устную речь.
       2.  Метапредметные
               -  учить анализировать, сравнивать  и обобщать на основе фактов
              -  учить представлять информацию в сжатом и развернутом виде
      3.   Личностные 
          - создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
    -  взаимодействие учащихся в группах, парах: развитие уважения друг к другу.
    Техническое обеспечение урока: учебник , карточки, тексты на листочках.
    Содержание урока
    I. Организационный момент.
    Приветствие. Формулирование цели и задач урока. От того, как мы усвоим эту тему, зависит и результат  ГИА , так как 4 задания в нем на тему  «Сложное предложение».
    Минутка подготовки к ГИА . На ГИА  вам предстоит писать сжатое изложение. Один из приемов сжатия текста.
    - Замена прямой речи косвенной.( на листочках)
    « Сударыня, вы подарили им минуту счастья, дав на миг позабыть ежедневные заботы»,-ответила горничная на вопрос великой балерины. Заслушивание возможных вариантов.
    Горничная ответила, что балерина своим искусством подарила окружающим минуту счастья.
    -Замена простых предложений сложным.
    Помню вечер перед Новым годом. Мне было шесть или семь лет. В подарок я получил книгу со сказками Андерсена. Так в моей жизни появился этот датский сказочник.  Заслушивание возможных вариантов.
    Моя встреча с Андерсеном произошла в детстве, когда мне на Новый год подарили книгу с его сказками.
    II. Повторение и закрепление сведений о сложных предложениях.
    Групповая работа. Класс делится на две группы . Каждая группа готовит сообщение о видах сложных предложений, готовит примеры по каждому виду.  Примеры выразительно читаются, записываются на доске  и в тетрадях. В предложениях дети находят грамматическую основу, указывают средства связи.
    Задание 1 группе: охарактеризовать сложные союзные предложения, привести примеры.
    Задание 2 группе: охарактеризовать бессоюзные сложные предложения, привести примеры. 
    Обобщение 
     Слово учителя. Правила пунктуации не случайны: они помогают так расставить знаки препинания, чтобы можно было выявить структуру текста, передать его эмоциональное напряжение. Они, по словам К. Паустовского, «как нотные знаки твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться. 
    IV.  Комплексная работа с текстом  (распечатать)
     Томление и зной усиливались.
    Замолкли птиц.. мухи осоловели на окнах. К вечеру ни..кое солнце скрылось в р(а,о)скалё(н,нн)ой мгле…
    Сумерки настали быстро. Было совсем темно н(и,е) одной звезды и вот в мертвее(н,нн)ой тишине глухо и важно зашумели вётлы долетели и(с,з)пуга(н,нн)ые крики грачей. Шум становился всё крепче торжестве(н,нн)ее. Нал..тевший ветер засв..стел завыл в трубах и углах дома. Где-то бухнуло окно зазвенели ра..битые стёкла.
    Весь сад теперь шумел скр..пели стволы к..чались (не)вид..мые вершины.
    И вот бело(синим) осл..пительным светом ра..крылась ноч.. . (На)мгновение ч..рными очертаниями появились ни..ко накл..нивш..ся деревья. И снов.. тьма. И грохнуло обрушилось всё небо. Хлынул дождь сильный обильный потоком.
    Задания:
    1.Восстановите деформированный текст (вставьте орфограммы и пропущенные знаки препинания).
    2.Определите стиль и тип речи текста и докажите справедливость своего утверждения.
    3.Подберите синонимы к словам БУХНУЛО, ОСОЛОВЕЛИ.
    4.Объясните особенности произношения и правописания слов низкое, солнце, разбитые.
    5.Проведите анализ предложений текста по их структуре.
    6.Найдите в тексте служебные части речи и охарактеризуйте их.
    7.Приведите примеры слов, употреблённых в переносном значении.
    8.Расскажите о постановке (,)  в БСП.
            V. Проверочная работа
               Каждый ученик выбирает себе задание по уровню сложности
     Задание  А сложное. Написать  сочинение – миниатюру , используя 5 сложных      предложений    разных  видов).
     Задание   Б средней сложности. 
           День  был  голубой,  нежный,  на  диво  солнечный;  слева  наползла  бархатистая            тень,  и  невозможно  было  понять,  где  кончается  тень  и  где  начинается  расплывчато–оранжевая   листва  дерева,  заполнявшего  двор.
         Задание: расставить знаки препинания. Какое  это  предложение  по  структуре?  Выполнить морфемный разбор причастия.
    Задание В простое. Расставить знаки препинания, определить вид сложных предложений.
    1. Сердце мое больно сжимается  когда я вспоминаю моего маленького друга. 
    2. В Диканьке никто не слышал как черт украл месяц.
    3.   Роняет лес багряный свой убор
         Сребрит мороз увянувшее поле
         Проглянет день как будто поневоле
          И скроется за край окружных гор.
    4. Снег загорелся широким серебряным полем и весь обсыпался хрустальными звездами.
    5. Красавица хотела что-то  сказать  но кузнец махнул рукою и убежал. 
    VI.Рефлексия
              Итак, пришла пора подвести итоги.  Урок закончен. Осталось поставить последнюю точку.    
          Что дал вам сегодняшний урок?
           Что вы вынесли из него?
           С какими чувствами покидаете класс? 
           Какими словами описали бы вы своё состояние после урока?
             А) знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.
            Б) Ах, как я устал от этой суеты.
    В) Готовиться к экзамену не так-то просто
    Домашнее задание : 1. Упр.52 – устно 2. упр.50
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Макеева А. К.

    Скачать: Русский язык 9кл - Конспект.docx