Русский язык 9 класс УМК Русский язык, Л.А.Тростенцова, 2012 Уровень обучения: базовый Тема урока: " Синтаксический и пунктуационный разбор БСП » Количество часов на изучение темы: 1 час. Место урока в системе уроков по теме: данный урок является одним из уроков обобщения по теме БСП, содержит этапы контроля знаний обучающихся по данной теме Цели: Повторить основные сведения о видах сложных предложений и развивать умения в применении теоретических сведений на практике; формировать умения и навыки постановки двоеточия,тире в бессоюзном сложном предложении,навыки выполнения Синтаксического и пунктуационного разбора БСП развивать орфографическую зоркость учащихся; развивать монологическую речь через элементы развивающего обучения; обучать элементам исследования при изучении данной темы. Техническое обеспечение урока: учебник, схемы, таблицы, алгоритмы, карточки. Ход урока I. Актуализация знаний. 1. Лингвистическая разминка. – Найдите в названии темы урока прилагательное с орфограммой, которую повторяли дома. (Бессоюзное). – Назовите корень, приставку. На какой согласной оканчивается приставка? С какого согласного начинается корень? Сформулируйте правило написания данной орфограммы. (Детям предлагается словарный диктант на повторение орфограммы “буквы з и с на конце приставок Взаимопроверка. Грамматическое задание: выполнить морфемный и словообразовательный разбор двух слов по выбору учащихся. 2. Работа со “слепой схемой”. – Восполните недостающие компоненты схемы. Прочитайте полученные записи. – Что вы можете сказать о сложноподчиненных предложениях. Из каких частей они состоят? – Выполним синтаксический разбор предложения. (Во двор того дома, откуда пропала коза и где жила бабка, которая поколотила бойкую девчонку Нюрку, привезли два воза дров. (А. Гайдар)). Один учащийся работает у доски, остальные в тетрадях. II. Реализация темы урока. 1. Разминка. – Дать определение бессоюзному предложению. Сказать, какие пунктуационные знаки мы используем при записи сложносочиненного и сложноподчиненного предложений. – Какие пунктуационные знаки используем при записи бессоюзного сложного предложения? (запятая, точка с запятой, двоеточие, тире). – В чем возникает трудность в этом вопросе? – Сформулируйте проблему, которая появляется при выборе нужного знака препинания в БСП. Проблема: при каких условиях ставится двоеточие в БСП? Исследование в группах. Работа с таблицей по алгоритму а) Сколько простых предложений в составе БСП? б) Какую смысловую нагрузку несет в себе второе предложение? в) Прочитать предложение, подставляя союзы, указанные в таблице. г) Посмотреть, как изменилось данное предложение. Обратить внимание на придаточную часть, назвать вид придаточного. Материал для наблюдения (карточки) III. Выступления представителей групп. Представитель каждой группы объясняет постановку двоеточия в БСП, доказывая свой выбор, чертит схему и указывает опознавательный признак БСП. IV. Рефлексия. 1. Задание по карточкам, с использованием таблицы. 2. Объяснительный диктант. Записать предложения, объясняя постановку знаков препинания,выполнив пунктуационный разбор пр. Обратить внимание на авторов, записанных предложений. Сделать вывод, где чаще всего встречаются БСП, в которых ставится двоеточие. Я думаю: неужели цивилизация противоречит поэзии? (В. Белов). Скоро послышались громкие голоса: это была партия железнодорожных инженеров, делавшие изыскание пути для новой линии железной дороги. (Д. Мамин – Сибиряк). Фаина была занята своими мыслями и своим делом: она перед дверным зеркалом накручивала себе на голову тюрбан из марли. (В. Панова). Я прямо заявляю: или эта проклятая кобыла в хозяйстве, или я. (М. Зощенко). V. Итог урока. – При каких условиях будем ставить двоеточие в БСП? – Какие союзы можно поставить межу частями БСП? ДЗ: Повт.пар.35,36,Упр.207
Автор(ы): Малова Н. В.
Скачать: Русский язык 9кл - Конспект.docx