Методическая разработка урока русского языка Название предмета русский язык Класс 11 Уровень обучения базовый УМК (название учебника, автор, год издания) Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин. «Русский язык. 10-11 классы». - М.: «Русское слово», 2008г. Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный) базовый Тема урока Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении Общее количество часов, отведенное на изучение темы 1 Цель урока: формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания. Задачи урока: обучающая: систематизировать и углубить теоретический материал по теме; подготовить учащихся к выполнению задания № 24 ЕГЭ; развивающая: развивать умение делать выводы на основе сопоставления и анализа языкового материала; воспитывающая: воспитывать любовь к русской литературе, поддерживать интерес к творчеству поэтов Серебряного века. Планируемые результаты: научиться анализировать источники, определять смысловые отношения между предложениями в БСП и приобретенные знания применять в практической деятельности. Знать ответ на ключевой вопрос: как и зачем мы используем БСП. Уметь: - анализировать текст; - отвечать на вопросы; - высказывать свою точку зрения; - рассуждать. Техническое обеспечение урока компьютер, интернет, экран, дидактический материал. Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока http://rus.1september.ru/article.php?ID=200403505 Технологии технология развития критического мышления через чтение и письмо, ИКТ-технологии. Сценарий урока I. Организационный момент. Доброго дня вам, ребята, и успеха. Наш урок посвящен закреплению известного вам материала по русскому языку и ваших знаний по литературе. Эпиграфом к уроку послужат слова: « Русскую культуру невозможно представить без русской литературы». Чтобы расширить ваши знания по литературе, я буду предлагать вам материал для анализа из произведений поэтов Серебряного века. II. Стадия вызова. Актуализация имеющихся знаний. Пробуждение у школьников интереса к уроку. Учитель: вспомним сведения, известные вам о бессоюзном сложном предложении (БСП) Блицопрос: - какие предложения называются бессоюзные? - какие знаки разделяют части БСП? - в каких случаях ставится запятая? На экране высвечиваются - когда ставится двоеточие в БСП? схемы постановки знаков препинания. - а когда – тире? Учитель: Учащиеся: Как вы догадались, тема урока «Знаки препинания в БСП». Какова же цель нашего урока? Учащиеся формулируют цель. Достичь цели урока вы сможете через внимательную, вдумчивую работу с текстом и языковым материалом. III. Систематизация знаний На экране высвечивается: Бессоюзное сложное предложение – это предложение, состоящее из двух и более частей, связанных между собой по смыслу, интонационно, но без союзов. 1. Сравнительный анализ сложноподчиненного и бессоюзного сложного предложения. Найти «третье лишнее»: 1) Слышно было как ветер трепал кусты деревьев как шумело море и лаяли в селении собаки. 2) Когда у меня в руках новая книга я чувствую что в мою жизнь вошло что-то новое, говорящее, чудесное. 3) Море вдали уже покрылось багрянцем навстречу солнцу поднималось дымчатое облако легких очертаний. Расставьте недостающие знаки препинания Проверьте себя. (показывается карточка с самоконтролем). Учитель: прочтите выбранное вами предложение. В каких предложениях смысловые связи сильнее: в СПП или в БСП, а в каких сильнее интонационные? 2. Из данных предложений составьте сложное, используя различные средства связи: Прозвенел звонок. Начался урок. Учитель: изменяется ли в них интонация в зависимости от знака препинания? - Прозвенел звонок, начался урок. - Прозвенел звонок: начался урок. - Прозвенел звонок – начался урок. На экране высвечивается: 1 – интонация перечислительная , 2 – предупредительная интонация с некоторым понижением голоса в первом предложении , 3 – интонация повышается в 1-ом предложении и понижается во 2-ом 3. Работа с учебником. Дифференцированные задания: - выполнить устно в парах упр. № 457 (предложения 1 - 6); - составить схемы предложений (1 – 4) упр. 456, выполняется по вариантам с взаимопроверкой. - двое учащихся у доски (объяснить знаки препинания, определить вид сложного предложения). Начало века дало такое количество талантливых поэтов, что их число можно было бы сравнить с россыпью сотен звезд на черном бархате ночного неба и каждого второго назвать Моцартом стиха. Они довели стих в поэтическом смысле до совершенства: звук, все краски мира и все тончайшие оттенки чувств обрели неслыханную до сих пор музыкальность. 4. Проверка и коррекция знаний и навыков учащихся. 1) Анализ БСП. - Повторим алгоритм рассуждения при анализе БСП. Алгоритм анализа БСП На экране - найти грамматические основы предложения; - определить интонацию и смысловые отношения между частями БСП; - поставить необходимые знаки препинания; - построить схему БСП. Объяснительный диктант. Определить смысловые отношения между частями БСП, объяснить расстановку знаков препинания. Запятая. 1) Значение одновременности. Пашни буры, межи зелены, спит за елями закат, камней мшистые расселены влагу вешнюю таят. ( Н. Клюев). 2) Значение последовательности. Наступила весна, на лугу появилась трава, расцвели первые подснежники. Точка с запятой. Ставится, если части БСП осложнены. Осина смотрит староверкой, как четки, листья обронив; забыв хомут, пасется Серко на глади сонных сжатых нив. (Н. Клюев). Двоеточие. 1) Во втором предложении причина (потому что). И вот душа опять воспрянула: со мной моя звезда (А. Блок). 2) Второе предложение поясняет первое (а именно, то есть). Хорошо здесь: и шелест, и хруст, и каждым утром сильнее мороз, в белом пламени клонится куст ледяных ослепительных роз. (А.Ахматова) 3) Второе предложение дополняет (что). И, перевесившись через заборные крылья, вижу: дороги, деревья, солдаты вразброд (М. Цветаева) 2) Выполнение задания № 24 ЕГЭ. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении Наследие Марины Цветаевой велико: поэтессой созданы семнадцать поэм, восемь стихотворных драм, историко-литературная и философская проза. 1. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. 2. Содержание второй части БСП противопоставлено содержанию первой части. 3. Первая часть БСП указывает на условие того, о чем говорится во второй части. 4. Вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание первой части. 3) Работа с текстом. (1) При встрече с поэзией Ахматовой невольно вспоминается имя Пушкина: классическая ясность, интонационная выразительность ахматовского стиха, отчетливо выраженная позиция приятия мира, противостоящего человеку, – все это позволяет говорить о пушкинском начале, явственно обнаруживавшем себя в поэзии Ахматовой. (2) Имя Пушкина было для нее дорогим – с ним связывалось представление о том, что составляет суть поэзии. (3) Прямых перекличек с пушкинскими стихами в поэзии Ахматовой почти не встретить, воздействие Пушкина сказывается на ином уровне – в философии жизни, в настойчивом стремлении бесстрашно идти наперекор судьбе, утверждая право поэта быть верным одной лишь поэзии, а не силе власти или требованиям толпы. (А.Карпов) 1. Чтение и маркировка текста. 2. Дифференцированные задания по группам. 1 группа: определить тему, тип речи, стиль текста, позицию автора. 2 группа: объяснить постановку знаков препинания в первом предложении. 3 группа: объяснить постановку знаков препинания во втором предложении. 3. Проверка индивидуального домашнего задания. Прочитать стихотворение «Анне Ахматовой». Какие языковые и изобразительно-выразительные средства помогают автору показать глубину характера А.Ахматовой. Объяснить постановку тире в известных вам случаях. Узкий, нерусский стан – Над фолиантами. Шаль из турецких стран Пала, как мантия. Вас передашь одной Ломаной черной линией. Холод – в веселье, зной – В Вашем унынии. Стихотворение на экране Вся Ваша жизнь – озноб, И завершится – чем она? Облачный – темен – лоб Юного демона. Каждого из земных Вам заиграть – безделица! И безоружный стих В сердце нам целится. В утренний сонный час, – Кажется, четверть пятого, Я полюбила Вас, Анна Ахматова. М.Цветаева IV. Рефлексия. Оценивание. Продолжить предложения: В результате изучения темы «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении» я знаю: БСП – это … умею… понимаю… умею определить… V. Итог урока. Учитель: строки каких поэтов Серебряного века прозвучали на уроке? Запишите в тетради предложение, которое подходит именно Вам. Ура! Мне все понятно! Есть моменты, над которыми мне надо поработать! Были неудачи, но я все преодолею! VI. Домашнее задание. 1) Выписать из учебника литературы три БСП с разными значениями. 2) Выполнить в тестах ЕГЭ № 14, 15, 16 задание № 24.
Автор(ы): Скобелева Г. И.
Скачать: Русский язык 11кл - Конспект.docx