Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

19 Способы передачи чужой речи (Бычкова Е. А.).

Текст урока

  • Конспект

     
    
    Предмет:  русский язык
    Класс:  11 класс
    УМК: Русский язык, 10-11 кл. – Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина.
    Уровень обучения : базовый
    Тема: Способы передачи чужой речи(2 часа)
    Цель урока:  Знать способы передачи чужой речи, ставить знаки препинания .
    Задачи урока:
    1)различать авторскую и прямую речь, косвенную речь (сложноподчинённые предложения),правильно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью, а также в конструкциях с несобственно-прямой речью; находить способы передачи чужой речи, передавать чужую речь разными способами.
    2)развивать логическое и образное мышление учащихся; совершенствовать умение составлять тексты в публицистическом стиле; развивать навыки критического мышления, воспитывать культуру общения; извлекать информацию из любых источников, ( из статьи учебника), перерабатывать,   предъявлять её; выполнять логические операции: сравнение, анализ.
    3)формировать положительные представления о нравственно-этических нормах, принятых в общесте (человечность, взаимопонимание);вызвать интерес к творчеству Н.А.Теффи
    
    Планируемые результаты:
    
    1)совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
     2) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка;
     3) расширение и систематизация научных знаний о  способах передачи  речи, освоение понятий «прямая речь», «косвенная речь», «несобственно-прямая речь»; 4) формирование навыков проведения   словообразовательного, лексического анализа слова, синтаксического анализа предложения;   5) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;  7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка , основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию; 8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность».
    
    Техническое обеспечение урока:  ПК; мультимедийная презентация к уроку;                        
    
    Дополнительное методическое обеспечение : раздаточный материал  (рассказ Теффи «Неживой зверь», карточки)
    Тип урока: 
     Урок изучения и закрепления новых знаний
    
                                                               Ход урока.
     
    I.    Организационный момент.
    II.    Лексическая работа ( Проверка домашнего задания)
    А) фронтальный опрос
    - Что такое паронимы? Дайте определение
    
    -человечный- человеческий 
    Человеческий - относящийся к человеку, 2.присущий человеку, 3. то же, что человечный в значении выражающий внимание, чуткость, заботу о людях
    1) человеческое общество; 
    человеческая культура; 
    человеческий язык;
    2) человеческие страсти, чувства, стремления, слабости, пороки;
    3) человеческое обращение, участие; человеческий закон.
    
    Человечный- внимательный, отзывчивый, чуткий к другим людям, 2. выражающий внимание, чуткость, заботу о людях.
    Примеры:
    1) человечный следователь, экзаменатор, мужчина;
    2) человечный закон, человечное отношение, участие.
    
    
    -понятливый «быстро и легко понимающий, усваивающий что-либо»
    -понятный « обоснованный, доступный пониманию»
    - доверительный « высказывающий полное доверие кому-либо, чему-либо, чему-нибудь.»
    - доверчивый « легко доверяющий, питающий ко всем доверие, основанный на доверии»
    - гуманный « направленный на благо других, человеколюбивый и отзывчивый»
    -гуманитарный « обращенный к человеческой личности, к правам и интересам человека»
    - вечный « не перестающий существовать, сохраняющий на многие века»
    - вековой « многолетний, давний, существующий века».
    б) Работа в  парах: работа в технологических картах с самопроверкой по ключу.
    - В каком предложении уместно использовать прилагательное
     « понятливый»?
    1.Он был охвачен негодованием, вполне….. в его положении.
    2.    Практикант оказался на редкость ….
    3.    Антон с тоской принялся объяснять вполне…,
    с его точки зрения, вещи.
    4.    Мы начали с … детям слов и постепенно усложняли материал.
    ( Правильный ответ (2). В этом предложении уместно употребление слова « понятливый», т.е. « быстро и легко понимающий, усваивающий что-либо».
    Ответы 1,3.4 неверны. В этих предложениях уместно употребление слова «понятный», в 1 предложении это слово имеет значение « обоснованный»в 3-4 предложениях-
    « доступный пониманию».
    
    В) индивидуальная работа у доски, коллективная проверка.
     Подберите нужный пароним  к предложению «человеческий-человечный» к предложению:
    
    Он(баран) был весь мягкий, с длинной кроткой мордой … глазами, пах кислой шерсткой, и, если оттянуть ему голову вниз, мычал ласково и настойчиво: мэ-э! 
    Дайте характеристику предложению. 
    
    Должен возникнуть вопрос: «Почему «мэ-э!» не в кавычках?»
    -Это прямая речь? А что это? Это передача чужой речи. Это предложение из рассказа Н.А.Теффи «Неживой зверь».
    III.Постановка целей урока. 
    Наблюдение над предложением:
                     Прежние писательницы приучили нас ухмыляться при виде женщины, берущейся за
               перо.Но Аполлон сжалился и послал нам в награду Тэффи. Не «женщину-
               писательницу», а писателя большого, глубокого и своеобразного (Саша Чёрный).
    - Прежде чем выяснить, есть ли в данном предложении чужая  речь, нам необходимо вспомнить, что в синтаксисе русского языка есть предложения, в которых, кроме своей собственной речи, передается речь другого лица ( чужая речь).
    Итак, цель урока вспомнить способы передачи чужой речи, знаки препинания при них (на материале по творчеству Теффи).
    
    IV.Работа по теме урока.
    1.Слово учителя.
    Надежда Александровна Теффи.145 лет со дня рождения и 65 со дня смерти.
     Родилась: 9 мая 1872 г. В Санкт-Петербурге. Умерла: 6 октября 1952 г в  Париже..Настоящее имя:  Надежда Александровна Лохвицкая— русская писательница и поэтесса, автор таких знаменитых рассказов, как «Демоническая женщина» и «Ке фер?». После революции — в эмиграции. Её называли первой русской юмористкой начала ХХ в., «королевой русского юмора», однако она никогда не была сторонницей чистого юмора, всегда соединяла его с грустью и остроумными наблюдениями над окружающей жизнью. После эмиграции сатира и юмор постепенно перестают доминировать в ее творчестве, наблюдения над жизнью приобретают философский характер. Публиковалась с 1901 г. Была известна сатирическими стихами и фельетонами, входила в состав постоянных сотрудников журнала «Сатирикон». Рассказы Тэффи систематически печатали такие авторитетные парижские газеты и журналы как «Грядущая Россия», «Звено», «Русские записки».   Подробнее на livelib.ru:  https://www.livelib.ru/author/30138
    2.    Изучение нового материала по материалам учебника:  маркировка текста по мере его чтения (приём «Инсерт»).          
    3. Беседа по прочитанному. Анализ предложений. (презентация)
     -- Итак, прямая речь-это…..
    (чужая речь, переданная от лица говорящего.)
     - Из каких частей состоит предложение с прямой речью?
    ( из авторской речи  и прямой)
    
    Теффи говорила: «Надо жить ,играя: игра скрашивает любые невзгоды»
    Дети у Тэффи — это целая “маленькая вселенная”», — справедливо отмечал поэт и критик Юрий Терапиано
    - Какими частями речи обычно выражается авторская речь?
    (глаголами, иногда существительными со значением речи, мысли, например:  сказал, слушал, проговорил, подумал и т.д. или словами, указывающими на лицо: сама сказала.)
     -Как может располагаться авторская речь по отношению к прямой?
    (авторская речь может стоять в препозиции - подлежащее предшествует сказуемому или в постпозиции или интерпозиции- сказуемое предшествует подлежащему.)
     - Что можно сказать об интерпозитивной авторской речи?
    ( она может иметь два слова, вводящих прямую речь и относящихся к разной прямой речи: и препозиции и постпозиции, например:
    «Тэффи-юмористка— культурный, умный, хороший писатель,— признавал справедливость расхожего мнения Георгий Иванов и добавлял:— Серьезная Тэффи— неповторимое явление русской литературы, подлинное чудо, которому через сто лет будут удивляться».
     
    - Каким еще способом передается чужая речь:
    (предложениями с косвенной речью).
     - Что такое косвенная речь?
    ( чужая речь, переданная от лица автора в виде придаточной части сложного предложения.)
     - Предложения с прямой речью представляют собой какие сложные предложения?
    ( сложноподчиненные предложения с придаточной частью изъяснительной).
    -А какую функцию выполняет главная часть таких предложений?
    (она выполняет ту же функцию, что и авторские слова в предложениях с прямой речью: в главной части говорится о факте чужой речи и ее источнике)
     -Какова же функция придаточной части?
    (она передает содержание чужой речи, например:
    О лучших рассказах Тэффи, напечатанных в «Сатириконе»,  И. А. Бунин сказал, что они написаны  просто, с большим остроумием, наблюдательностью и чудесной насмешливостью.
    -Есть еще способы передачи чужой речи? - Какими же способами передается авторская речь?(
    -конструкциями с несобственно-прямой речью Это предложение , при анализе которого возник вопрос. 
    - предложениями с вводными словами, указывающими на факт чужой речи, и при помощи дополнений в предложном падеже с предлогом 0(об), относящихся к глаголу-сказуемому со значением времени, например:
    По словам дочери Тэффи Валерии Грабовской, писательница любила природу, детей, зверей и животных. Около нее не было и не могло быть никакой несправедливости. ( вводные слова)
    П. Бицилли  говорил о  словесном  мастерстве  писательницы, которая  умеет  искусно воспроизвести особенности детской психологии и речи, передать детскую душу. 
    3.- Дайте характеристику такой  конструкции.
    ( несобственно-прямая речь характеризуется совмещением в себе особенностей и прямой, и косвенной речи)
     
    Кто она такая? Она , несомненно, лучшая   юмористка  20 столетия. Она по праву носит звание «королевы русского фельетона». (здесь присутствуют и авторские высказывания и косвенная речь, которая сливается с авторской, цитирование)
    -Все способы передачи чужой речи мы вспомнили?
    .
     4. Закрепление материала.
    Итак, ребята, мы повторили все способы передачи чужой речи.
    А теперь мы постараемся в тексте находить чужую речь и определять способ ее передачи, объяснять знаки препинания.
    
    А)работа с текстом Теффи  «Живой зверь»  Тексты на столе. Чтение,  проверка первичного восприятия  прочитанного.
    - Назовите основные образы текста.
    - О чьих переживаниях, чувствах рассказывает автор?
     - Девочка и взрослые. Что вы можете сказать об отношении родителей, взрослых к девочке?
    - Девочка и игрушка . Насколько важна игрушка в жизни ребёнка?
    - Дом и девочка. Какая атмосфера царила в доме?
    - Девочка. Как живётся девочке в доме, среди взрослых?
    
     Подумайте ,какие проблемы поднимает автор?
    Б)работа в паре:  вставить пропущенные знаки препинания. Самопроверка по образцу.
     
    Целью Тэффи было вызвать у читателя слезы, пронять жалостью, растормошить, задеть за живое.  Жалость  объясняет Тэффи  сестра нежности, а нежность – самый кроткий, робкий, божественный лик любви. Жалость возвышает человека, высвечивая в нем лучшие качества . Один из своих рассказов Тэффи заканчивает так Больно тебе, читатель? Больно. И слава Богу, что больно. Слава Богу!  По мнению автора  если больно, значит еще не все потеряно, значит ты человек.
    
    
    Целью Тэффи было вызвать у читателя слезы, пронять жалостью, растормошить, задеть за живое. «Жалость, - объясняет Тэффи, - сестра нежности, а нежность – самый кроткий, робкий, божественный лик любви. Жалость возвышает человека, высвечивая в нем лучшие качества». Один из своих рассказов Тэффи заканчивает так: «Больно тебе, читатель? Больно. И слава Богу, что больно. Слава Богу!» По мнению автора, «если больно, значит еще не все потеряно, значит ты человек».
    
    В)беседа по  тексту
    - Какие проблемы поднимает автор в рассказе « неживой зверь»?
     Дети называют проблемы:
    1) Проблема равнодушия взрослых к жизни девочки.
    2) Проблема роли игрушки в жизни ребёнка.
    3) Проблема дома, гнетущей атмосферы, царящей в нём.
    4) Проблема одиночества.
           -Какой композиционный прием лежит в основе рассказа?  Как это помогает определить позицию автора?
    ( Рассказ Н.А.Тэффи построен на антитезе (противопоставлении).  Детство – мир взрослых, жизнь, где все ненастоящее – игра, которой живет ребенок («Жить надо, играя»), где царит спокойствие и любовь, розовое прошлое и пугающее настоящее, оживление предметного мира и омертвение человеческого, любовь и одиночество, непонимание, отсутствие теплоты, уважения, взаимопонимания, надежда и отчаяние.  Дисгармония не может делать людей счастливыми. Она приносит страдание, ломает человека. Радоваться можно только сообща. Независимо от возраста человек нуждается в любви, душевном тепле и понимании. Сердцем, любовью расколдовывает своих персонажей и своих читателей Надежда Александровна Тэффи, вдыхая в неживое — душу, возвращая к жизни.)
          Г)  Словарный диктант: у доски 1 ученик
    Построен на антитезе, ненастоящий мир взрослых, розовое прошлое и пугающее настоящее, омертвение человеческого, дисгармония взаимоотношений, независимо от возраста,   радоваться  сообща.
      Д) Самостоятельная работа  со взаимопроверкой. Творческое списывание: запишите слова В.М.Сухомлинского  разными способами передачи  речи.
    Человек не  может жить один. Высшее счастье и радость человеческая – общение  с другими людьми. Выборочная  проверка.
     Д) Самостоятельная работа. Сформулируйте позицию автора .Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста . Объясните , почему.
     Выборочная  проверка
    Чтение стихотворения учеником  « Марьонетки»
     В этом стихотворении первой книги Тэффи «Семь огней» (1910)— стихотворений о «неживом», о марионетках,— механическая, заводная кукла, обращаясь к своему «партнеру» со «стеклянными глазками» и «винтиками» вместо рук, восклицает страстно: «О если бы мог на меня ты взглянуть, /Зажечь в себе душу живую! /Я наш бесконечный, наш проклятый путь /Любовью своей расколдую!».
    
    V. Итоги урока. - Сегодня мы с вами  чему учились?( находить чужую речь, переданную различными способами и использовать в своих высказываниях.)- Чему научились?
    Оценки за урок.
     VI. Д /З. написать сочинение  в формате ЕГЭ полностью по рассказу Теффи.
    
    
     

    Автор(ы): Бычкова Е. А.

    Скачать: Русский язык 11кл - Конспект.docx