Предмет: русский язык Класс: 11 класс УМК: Русский язык, 10-11 кл. – Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина. Уровень обучения : базовый Тема урока: Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи. Цели: Повторить и обобщить сведения о сложных предложениях с разными видами связи. Продолжить работу по формированию навыков аргументированной постановки знаков препинания в предложениях сложной синтаксической конструкции. Уметь производить синтаксический разбор данных конструкций. Воспитывать бережное отношение к хлебу, труду хлебороба. Оборудование: Компьютер. Проектор. Текст статьи И.Давыдовой "Хлеб - имя существительное". Текст стихотворения Н. Рыленкова "Хлеб". Приложение. Ход урока I. Организационный момент (объявление темы, цели урока; слово о хлебе - слайд №1). II. Синтаксическая разминка. Чтение стихотворения Н. Рыленкова "Хлеб" (текст на слайде №2, на раздаточном материале) ХЛЕБ Кто землю сам пахал, тот за столом Разрежет хлеб, не уронив ни крошки, Стянув на свежей скатерти узлом Во дни страды исхоженные стежки. Я тоже в поле вырос и окреп, Шёл не прохожим по родному краю, И по тому, как люди ценят хлеб, Себе друзей в дорогу выбираю. -О чем стихотворение? -Как вы понимаете последние две строчки стихотворения? Задание: произвести синтаксический разбор первого предложения - вторая группа, (Пов., нев., сложн., союзн., СПП с прид. изъяснит., сост. из 2х частей,соед. союзн. сл. кто: гл. часть - двусост., распр., осложн. однородн. обособл. обст., выраж. д/о; придат. часть - двусост., распр.) второго предложения - первая группа. (Пов., нев., сложн., с разными видами связи: сочинит. и подчинит., сост. из 2 х частей, соед. И : 1 часть - прост., двусост., распр., осложн. однородн. чл. ; 2 часть- СПП с прид. изъяснит., сост из 2 частей, соед. союзн. сл. как: гл. часть-односост., опр. - личн., распр., неосложн.; придат. часть - двусост., распр., неосложн.) III. Работа по теме: Вопросы на выявление восприятия теоретического материала: -Какое предложение мы называем предложением сложной синтаксической конструкции? (сложное предложение, которое состоит из нескольких предложений, одни из которых могут соединяться при помощи сочинительных союзов, другие - при помощи подчинительных союзов или союзных слов, третьи - без союзов) -На что нужно обратить внимание, чтобы правильно понять смысл такого сложного предложения? (нужно понять, из каких частей оно состоит, потому что два, три или более тесно связанных по смыслу предложения могут составлять одну сложную часть.) Объяснительный схематический диктант. Задание: записать предложение, аргументировать постановку знаков препинания, составить схемы. (Слайд №3) Когда ешь хлеб, думай, как он на столе очутился. СПП с двумя придат.: придат обст. времени и придат. изъяснит. при параллельн. подчинении. (Слайд №4) Мне поле дорого зимою, когда на нём лежат снега, мне поле дорого весною, когда на нём взошли хлеба. Сложное предложение с разными видами связи: бессоюзн. и подчинит., сост. из 2 частей: 1 часть-СПП с прид. обст. времени; 2 часть-СПП с прид. обст. времени. (Слайд №5) Не зря в народе говорят: тот комбайнер уважаем, который дорожит урожаем. Сложн. с разными видами связи: бессоюзн., подчинит., состоит из 2 частей: 1 часть- прост., односост, н/л., распр., неосложн.; 2 часть- СПП с придат. опред. (обратить внимание учащихся на ударение в слове комбайнер) (Слайд №6) По своей природе хлеб скромен, а мы, не замечая этого, полагаем, что так оно и должно быть. Сложное предложение с разными видами связи: сочинит. и подчинит.: 1 часть - прост., двусост., распр., неосложн.; 2 часть - СПП с придат. изъяснит. Слово о хлебе. (слайд №7) Но прежде чем хлеб попадает к нам на стол, он проходит долгий, нелегкий путь. А начинается этот путь с маленького зернышка, которое теплыми человеческими руками с большой любовью, трепетом и надеждой на будущий урожай укладывается в землю. Выращивание хлеба всегда неразрывно связано с тяжелой работой простого человека - хлебороба. А задумываемся ли мы об этом? Помним ли мы о той поре, когда хлеб ели с лебедой, когда голод косил целые деревни, когда в блокадном Ленинграде суточная норма составляла 125 граммов? Какое отношение к хлебу мы, поколение сытых, можем так часто наблюдать вокруг себя сегодня? Слайд №8; обсуждение вопросов. Об этом же размышляет И. Давыдова в своей статье "Хлеб - имя существительное" Работа со статьей. (слайд №9) Чтение статьи. Хлеб - имя существительное. Часто смотрю вокруг и думаю: как изменились люди! Зачастую мы проходим мимо, ни на что не обращая внимания. Посмотрите вокруг: мусорные контейнеры наполнены хлебом, а мальчишки играют хлебом в футбол. Как больно это видеть! Задумайтесь, каков путь хлеба с поля к нам на стол? Сколько людей вложили в него свою любовь и теплоту своего сердца? И ради чего?! Чтобы он, кувыркаясь, летел в ворота?! Мы относимся к хлебу, как к чему-то привычному. А ведь это неправильно. Нет на свете ничего дороже краюхи хлеба. Ведь хлеб - это имя существительное! И не потому, что слово относится к этой части речи. А потому, что это самое существенное для нас, это сущность нашей жизни, смысл нашего существования. Нам всем нужно заново учиться уважать хлеб, беречь труд простого сельского человека. Надо просто действовать, и тогда теплее и добрее станет наш мир, потому что мы будем знать, что нас всех объединяет краюшка хлеба, связывающая нас с прошлым и прокладывающая дорогу в будущее. (И.Давыдова) 2) Работа по тексту: -К какому стилю речи можно отнести этот текст и почему? (к публицистическому, так как в нём поднимается злободневная и актуальная проблема отношения современного человека к хлебу.) -Сформулируйте основную проблему текста? (Люди забывают об истинной ценности хлеба, относятся к нему, как к чему-то привычному, повседневному.) -В каких строчках содержится основная идея текста? ("Хлеб - это имя существительное! И не потому, что слово относится к этой части речи. А потому, что это самое существенное для нас, это сущность нашей жизни, смысл существования"). -Видит ли автор какие-либо пути решения обозначенной проблемы? (Автор предлагает всем объединиться и вспомнить, какова же настоящая цена хлеба. Цена хлеба - тяжелый труд тысяч людей, которые вложили в него свою душу, любовь, желая, чтобы плоды их труда приносили в каждый дом радость и благополучие). -О чем же мы должны помнить, беря в руки хлеб? (Хлеб не появляется просто так, это результат тяжелого труда сельского человека. Надо ценить это и воспитывать бережное отношение к хлебу.) -Определите тип речи и докажите? (Рассуждение. Выдвигается тезис, приводится доказательство, есть вывод) Задание: выписать сложные предложения с разными видами связи, составить схемы, дать краткую характеристику. Запись в тетради: Посмотрите вокруг : мусорные контейнеры наполнены хлебом, а мальчишки играют хлебом в футбол. Сложное предложение с разными видами связи: бессоюзн., сочинит.: 1 часть - прост., 2 часть - ССП. Надо просто действовать, и тогда теплее и добрее станет наш мир, потому что мы будет знать, что нас всех объединяет краюшка хлеба, связывающая нас с прошлым и прокладывающая дорогу в будущее. Сложное предложение с разными видами связи: сочинительной и подчинительной: 1 часть - простое, 2 часть - СПП с двумя придат. обст. причины и изъяснит. при последовательном подчинении. IV. Домашнее задание: написать сочинение-рецензию по данному тексту. Согласны ли вы с мнением автора? Оцените речевое оформление текста: отметьте наиболее яркие языковые средства, позволяющие автору точно и выразительно передать свои мысли.
Автор(ы): Землянская Е. В.
Скачать: Русский язык 11кл - Конспект.docxАвтор(ы): Землянская Е. В.
Скачать: Русский язык 11кл - Презентация к уроку.ppt