Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

15 Сложноподчиненные предложения с одним придаточным (Ефимова Е. В.).

Текст урока

  • Конспект

     Методическая разработка урока русского языка 
    Название предмета
    русский язык
    Класс
    11
    Уровень обучения 
    базовый
    УМК (название учебника, автор, год издания)	
    Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин.  «Русский язык. 10-11 классы». - М.: «Русское слово», 2008г.
    Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный)
    базовый
    Тема урока
    Сложноподчиненные предложения с одним придаточным
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы
    1
    Тип урока
    урок комплексного применения знаний и умений.
    Цель урока
    обобщить и систематизировать знания обучащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения.
    Задачи урока
    обучающая: углубить знания о сложноподчиненном предложении; учить видеть структуру и воспроизводить схемы предложений;
    развивающая: совершенствование пунктуационных навыков, практических навыков анализа сложного предложения, развитие навыков работы с тестами и текстами с целью подготовки к ЕГЭ;
    воспитывающая: продолжить формирования привычки к труду, самостоятельному усвоению материала; умению работать в группе, оценивать работу одноклассника; обогащать словарь учащихся лексикой нравственной тематики; вызвать учащихся на размышления о направленности личности.
    Планируемые результаты
    знать/понимать:
    - структуру сложноподчиненного предложения;
    - условия постановки знаков препинания; 
    схематично изображать сложноподчиненное предложение;
    уметь:
    - анализировать структуру сложноподчиненного предложения;
    - опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; приобретенные знания и умения реализовывать в практической деятельности.
    Техническое обеспечение урока
    компьютер, интернет, дидактический материал.
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока 
    схемы СПП, презентация по теме, подборка аудиофайлов с песнями Высоцкого, портрет барда. 
    
    Технологии
    ИКТ-технологии, технология развития критического мышления
    
    Сценарий урока
    I. Оргмомент.
    II. Постановка темы и цели урока:  Презентация  (приложение1)   (слайд 1)
    Слово учителя: Ребята, о чем мы говорили с вами на предыдущих уроках?( Мы работали над такой синтаксической единицей языка, как сложное предложение.) Сегодня мы продолжим работу над «непростым» сложным предложением. Подумайте и скажите, каковы будут задачи нашего урока? (сравнивать, углублять, закреплять).  А поможет нам повторить эту тему творчество В. Высоцкого. Почему именно Высоцкого? Да потому что, через несколько дней, 25 января, этому замечательному барду исполнилось бы 78 лет. Я уверена, что все вы слышали песни в его  исполнении,  смотрели фильмы с его участием и имеете представление о его творчестве, к которому можно относиться по-разному, но главное: к нему нельзя оставаться равнодушным.
        Р. Рождественский писал: «Так кем же он все-таки был? Владимир Высоцкий? Кем он был больше всего? Актером? Поэтом? Певцом? Я не знаю. Знаю только, что он был личностью. Явлением».
              Презентация о В. Высоцком (слайды 2-16) (выступление подготовленного уч-ка)
    III. Актуализация опорных знаний :  (слайды 17-18)
         А)Теоретическая дуэль:
    - Какое предложение называется СПП?   (устная работа над предложением):
    Пример:1. Человек должен быть наделен фантазией, 2. чтобы творить.
    Первая часть – главная, а вторая – зависимая (называемая придаточной частью). Зависимость второй от первой части формально обнаруживается в самой возможности логического вопроса от главной к зависимой. Связаны части с помощью подчинительного союза чтобы.
    - Какое место по отношению к главному занимает в этом предложении придаточное?   (после главного)
    -Только ли в такой позиции по отношению к главному предложению может находиться придаточное?       (может находиться перед главным, в средине и в конце)
    - Перестройте это предложение так, чтобы придаточное находилось перед главным, а затем в середине. Как изменится пунктуация?   ( Чтобы творить, человек должен быть наделён фантазией.  Человек, чтобы творить, должен быть наделён фантазией).
         Б) Работа с предложением, записанным на доске:
    Задание: вставить пропущенные буквы и запятые, объяснить, начертить схемы, определить виды придаточных и способ подчинения.
    За все чем дыш..шь и ж..вешь,
    Зубами брат д..ржись.
    Когда умреш(?) тогда поймеш(?)
    Какая штука жизнь.
           В) Практическая работа: 
    Задание 1. Цифровой диктант
    Задание: Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным, ставьте цифру "1" в буклете, если нет - "0
           Верно ли утверждение, что:
    Союзы что, если, где – подчинительные?
    Определение не отвечает на вопрос чей?
    Предложение – это синтаксическая единица?
    Местоимение себя не имеет именительного падежа?
    Союз однако – подчинительный?
    Двусоставное предложение может быть неопределенно-личным?
    Придаточные изъяснительные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей?
    В предложении Сделано все, чтобы я мог жить спокойно первая часть – придаточное предложение?
    [ ], (который...). – схема сложноподчиненного предложения.
    После выполнения задания у учеников должен получиться следующий ответ: 
    «101 100 101».
    Задание 2. Работа со схемой.
    Заполните "слепую" схему.
    определительные           
    обстоятельственные     
    падежные вопросы                                                                                            
    ?
    ?
    ?
    
    
    
    Задание 3.
    Соедините стрелками придаточные предложения с главными. Определите вид придаточных.
    Запишите в тетради только СПП с придаточными определительными и составьте их схемы:.
    Каждая песня Высоцкого-это моноспектакль, в котором Высоцкий был и драматургом, и режиссером, и исполнителем.
    Я не люблю любое время года, когда веселых песен не пою. (Прослушать фрагмент песни «Я не люблю», прокомментировать основную мысль)
    В песне “ Я не люблю” чувствуется необычайная искренность поэта, его ненависть к лживой лести, непримиримость к бездарности, нечестности, желание быть с людьми, невозможность компромисса со злом, ложью, насилием, которое так глубоко коренится в окружающей действительности.
    IV. Закрепление материала.
    1) Решение кроссворда    (Слайд21)
    Сейчас вам предстоит интересная работа – заполнить кроссворд. Чтобы легче было справиться с этой задачей, давайте назовем основные виды СПП по значению и союзам?
         А теперь разгадываем кроссворд, лист, с кроссвордом у каждого на столе (Даны примеры предложений для анализа, учащиеся должны определить вид придаточного, а термин записать в кроссворд).	 	 	 		 	 	 	 
         Примеры предложений:
    Вчера  мы до того были утомлены, что даже не осмотрелись как следует.
    Когда рассвело, море окрасилось в фиолетово-розовый цвет.
    В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, вокруг которой переливался жёлтый круг.
    Петухи дерутся, так что перья летят.
    Там, где растут розы, растут и шипы.
    Трудно было понять, чем это огонь так привлекал лягушку.
    Пушки были ещё очень далеко, разрывы звучали глухо, словно картошку кто-то сыпал в подпол по деревянному лотку.
    Мне грустно, потому что я тебя люблю.
    Сова кричала, словно плакал маленький ребёнок.
    Ох, лето красное, любил бы я тебя, когда б не пыль, да зной, да комары, да мухи!
    Чтобы утром не проспать, ему приходилось заводить будильник.
    Проверить ответы по слайду, объяснить ошибки.
    -Оцените работу.
        2) Исследовательская работа по группам
    Класс делится на 5 групп.
    Каждая группа анализирует текст на карточке.
       Нужно определить тип речи, найти СПП, определить их вид, сделать вывод о том, в текстах каких стилей речи чаще всего используются СПП с придаточными определительными, изъяснительными, обстоятельственными, каких видов СПП больше и почему, составить схемы СПП.
    (Даются тексты публицистического, художественного, научного, разговорного, официально-делового стилей).
    Разговорный стиль
    На лугу кто – то надрывно кричал, будто раздирали на части туго натянутую материю.
    - Кто это? – спросил я.
    - Коростель, его ещё дергачам зовут, - ответил Пётр Иванович…
    - А какой же он с виду? – спросил я.
    - Да так, рыженький, бесхвостый. Ноги длинные. На цыпленка похож, когда тот из пуха в перо выходит… (Г.Скребицкий «От первых проталин до первой грозы»).
    Научный стиль
    Физика – основа естественных наук. Проникновение физики в химию, астрономию, биологию, геологию столь велико, что невозможно установить во многих случаях границу между этими науками и физикой. На стыке этих наук возникли в последние годы новые самостоятельные разделы: физическая химия и химическая физика, астрофизика, биофизика, геофизика. Уже сами эти названия свидетельствуют о том, что физика является основным инструментом многих химических, астрономических, биологических и геологических исследований.             ( Б. Б. Буховцев и др. Физика.).
    Художественный стиль
    Когда в солнечное утро летом пойдёшь в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами – и жёлтым, и красным, и синим. Когда подойдёшь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце. Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листку и не мочат его… (Л. Н. Толстой).
    Публицистический стиль
    «Нужны ли современному человеку стихи?»
    Один раз я стала спорить с человеком, который старше меня на двадцать лет. Спор был такой: нужны человеку стихи или нет? Он говорил, что современному человеку не нужна поэзия, сейчас век техники, а всё остальное сентиментальщина. Я очень стесняюсь читать стихи вслух, хотя знаю много на память. А тут переборола себя. Тем более рядом были подружки и пересмеивались: вот, мол, взялась раздоказывать взрослому человеку. Но я решила, что не отступлюсь. И стала читать стихи, которые люблю. Я стала говорить, что, если бы стихов не было, люди были бы бедней душой.
    Официально-деловой стиль
    Чтобы сохранить свежесть цветов, необходимо наискось подрезать стебли острой бритвой и оставить на два часа в воде комнатной температуры, затем завернуть букет в газету и положить на нижнюю полку холодильника на 2-3 дня. Через несколько дней, если цветы увяли, необходимо еще раз повторить процедуру.
          3) Комплексный анализ текста.(Слайд 22-24)
    Текст на карточках у каждого учащегося.
    (1)Так кем же он все-таки был?
    (2) Владимир Высоцкий? (3) Кем он был больше всего? (4) Актером? (5) Поэтом? (6) Певцом? (7) Я не знаю.
    (8) Знаю только, что он был личностью. (9) Явлением.
    (10) Вместе с нашими кораблями песни Высоцкого уходят в плавания по морям и океанам нашей планеты. (11) Вместе с самолетами взмывают в небо. (12) А однажды даже из космоса донеслось:
    Если друг оказался вдруг
    И не друг и не враг, а так…
    (13) Эту песню пел звездный дуэт космонавтов в составе В. Коваленкова и А. Иванченкова. (14) И надо сказать, что все здесь было на высоте. (15) И песня, и исполнение!
    Р. Рождественский.                   Слайд.
    Задания:
    -Прочитайте отрывок из воспоминаний о В. Высоцком.
    -Составьте схему 8 предложения.
    -Объясните значение слова бард.
    -Выпишите частицы из предложения №12.
    -Из предложения №13 выпишите все словосочетания со связью согласование.
    -Составьте словарный диктант по тексту, выбирая слова и словосочетания, правописание которых вы считаете для себя полезным повторить.
    -Оцените свою работу.
              4) Работа с деформированным текстом (Клоуз-тест)
       Вставьте подчинительные союзы и союзные слова. Расставьте недостающие знаки препинания. Составьте горизонтальные схемы. Слайд 25
    Человек должен быть наделен фантазией ________ творить. (В. Высоцкий. Монологи)
    Я наблюдал свысока _______ волны головы ломают. (В. Высоцкий)
    Живешь в заколдованном диком лесу __________ уйти невозможно. (В. Высоцкий)
    Все равно я отсюда тебя заберу во дворец __________ играют свирели. (В. Высоцкий, 1970г)
    Соглашайся хотя бы на рай в шалаше _________ терем с дворцом кто-то занял. (В. Высоцкий, 1970г)
    Мне теперь не понять_________же прав был из нас в наших спорах без сна и покоя (В. Высоцкий «Он не вернулся из боя»
    Мне не стало хватать его только сейчас, _____________ он не вернулся из боя. (В. Высоцкий «Он не вернулся из боя»)
    Ответы: ( Чтобы; как; откуда; где; если; кто; когда)
    - Оцените свою работу.
    V. Домашнее задание (Слайд 26)
    Написать сочинение – миниатюру на тему: «Сложноподчиненное предложение вокруг нас».
    VI. Рефлексия.
    - Представьте выводы по теме урока, используя прием «Синквейн»
    Синквейн «Высоцкий»
    Высоцкий.
    Смелый, решительный.
    Играет, поёт, пишет.
    Песни-монологи на разрыв!
    Бунтующее сердце!
    - Продолжите фразу: «Я сегодня узнал(а), научился(ась)…»
    -Что понравилось на уроке?
    -Что не понравилось?
    VII. Итог урока.
    -В чём же своеобразие СПП?
    -Какие трудности испытывали при изучении этой темы? 
    -Какую тему мы  сегодня повторили? Что вспомнили? Чему научились? 
                   (Оценки учащимся за урок).
     

    Автор(ы): Ефимова Е. В.

    Скачать: Русский язык 11кл - Конспект.doc

Презентация к уроку

Видео урока