Методическая разработка урока русского языка
Название предмета
русский язык
Класс
11
Уровень обучения
базовый
УМК (название учебника, автор, год издания)
Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин. «Русский язык. 10-11 классы». - М.: «Русское слово», 2008г.
Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный)
базовый
Тема урока
Сложноподчиненные предложения с одним придаточным
Общее количество часов, отведенное на изучение темы
1
Тип урока
урок комплексного применения знаний и умений.
Цель урока
обобщить и систематизировать знания обучащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения.
Задачи урока
обучающая: углубить знания о сложноподчиненном предложении; учить видеть структуру и воспроизводить схемы предложений;
развивающая: совершенствование пунктуационных навыков, практических навыков анализа сложного предложения, развитие навыков работы с тестами и текстами с целью подготовки к ЕГЭ;
воспитывающая: продолжить формирования привычки к труду, самостоятельному усвоению материала; умению работать в группе, оценивать работу одноклассника; обогащать словарь учащихся лексикой нравственной тематики; вызвать учащихся на размышления о направленности личности.
Планируемые результаты
знать/понимать:
- структуру сложноподчиненного предложения;
- условия постановки знаков препинания;
схематично изображать сложноподчиненное предложение;
уметь:
- анализировать структуру сложноподчиненного предложения;
- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; приобретенные знания и умения реализовывать в практической деятельности.
Техническое обеспечение урока
компьютер, интернет, дидактический материал.
Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока
схемы СПП, презентация по теме, подборка аудиофайлов с песнями Высоцкого, портрет барда.
Технологии
ИКТ-технологии, технология развития критического мышления
Сценарий урока
I. Оргмомент.
II. Постановка темы и цели урока: Презентация (приложение1) (слайд 1)
Слово учителя: Ребята, о чем мы говорили с вами на предыдущих уроках?( Мы работали над такой синтаксической единицей языка, как сложное предложение.) Сегодня мы продолжим работу над «непростым» сложным предложением. Подумайте и скажите, каковы будут задачи нашего урока? (сравнивать, углублять, закреплять). А поможет нам повторить эту тему творчество В. Высоцкого. Почему именно Высоцкого? Да потому что, через несколько дней, 25 января, этому замечательному барду исполнилось бы 78 лет. Я уверена, что все вы слышали песни в его исполнении, смотрели фильмы с его участием и имеете представление о его творчестве, к которому можно относиться по-разному, но главное: к нему нельзя оставаться равнодушным.
Р. Рождественский писал: «Так кем же он все-таки был? Владимир Высоцкий? Кем он был больше всего? Актером? Поэтом? Певцом? Я не знаю. Знаю только, что он был личностью. Явлением».
Презентация о В. Высоцком (слайды 2-16) (выступление подготовленного уч-ка)
III. Актуализация опорных знаний : (слайды 17-18)
А)Теоретическая дуэль:
- Какое предложение называется СПП? (устная работа над предложением):
Пример:1. Человек должен быть наделен фантазией, 2. чтобы творить.
Первая часть – главная, а вторая – зависимая (называемая придаточной частью). Зависимость второй от первой части формально обнаруживается в самой возможности логического вопроса от главной к зависимой. Связаны части с помощью подчинительного союза чтобы.
- Какое место по отношению к главному занимает в этом предложении придаточное? (после главного)
-Только ли в такой позиции по отношению к главному предложению может находиться придаточное? (может находиться перед главным, в средине и в конце)
- Перестройте это предложение так, чтобы придаточное находилось перед главным, а затем в середине. Как изменится пунктуация? ( Чтобы творить, человек должен быть наделён фантазией. Человек, чтобы творить, должен быть наделён фантазией).
Б) Работа с предложением, записанным на доске:
Задание: вставить пропущенные буквы и запятые, объяснить, начертить схемы, определить виды придаточных и способ подчинения.
За все чем дыш..шь и ж..вешь,
Зубами брат д..ржись.
Когда умреш(?) тогда поймеш(?)
Какая штука жизнь.
В) Практическая работа:
Задание 1. Цифровой диктант
Задание: Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным, ставьте цифру "1" в буклете, если нет - "0
Верно ли утверждение, что:
Союзы что, если, где – подчинительные?
Определение не отвечает на вопрос чей?
Предложение – это синтаксическая единица?
Местоимение себя не имеет именительного падежа?
Союз однако – подчинительный?
Двусоставное предложение может быть неопределенно-личным?
Придаточные изъяснительные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей?
В предложении Сделано все, чтобы я мог жить спокойно первая часть – придаточное предложение?
[ ], (который...). – схема сложноподчиненного предложения.
После выполнения задания у учеников должен получиться следующий ответ:
«101 100 101».
Задание 2. Работа со схемой.
Заполните "слепую" схему.
определительные
обстоятельственные
падежные вопросы
?
?
?
Задание 3.
Соедините стрелками придаточные предложения с главными. Определите вид придаточных.
Запишите в тетради только СПП с придаточными определительными и составьте их схемы:.
Каждая песня Высоцкого-это моноспектакль, в котором Высоцкий был и драматургом, и режиссером, и исполнителем.
Я не люблю любое время года, когда веселых песен не пою. (Прослушать фрагмент песни «Я не люблю», прокомментировать основную мысль)
В песне “ Я не люблю” чувствуется необычайная искренность поэта, его ненависть к лживой лести, непримиримость к бездарности, нечестности, желание быть с людьми, невозможность компромисса со злом, ложью, насилием, которое так глубоко коренится в окружающей действительности.
IV. Закрепление материала.
1) Решение кроссворда (Слайд21)
Сейчас вам предстоит интересная работа – заполнить кроссворд. Чтобы легче было справиться с этой задачей, давайте назовем основные виды СПП по значению и союзам?
А теперь разгадываем кроссворд, лист, с кроссвордом у каждого на столе (Даны примеры предложений для анализа, учащиеся должны определить вид придаточного, а термин записать в кроссворд).
Примеры предложений:
Вчера мы до того были утомлены, что даже не осмотрелись как следует.
Когда рассвело, море окрасилось в фиолетово-розовый цвет.
В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, вокруг которой переливался жёлтый круг.
Петухи дерутся, так что перья летят.
Там, где растут розы, растут и шипы.
Трудно было понять, чем это огонь так привлекал лягушку.
Пушки были ещё очень далеко, разрывы звучали глухо, словно картошку кто-то сыпал в подпол по деревянному лотку.
Мне грустно, потому что я тебя люблю.
Сова кричала, словно плакал маленький ребёнок.
Ох, лето красное, любил бы я тебя, когда б не пыль, да зной, да комары, да мухи!
Чтобы утром не проспать, ему приходилось заводить будильник.
Проверить ответы по слайду, объяснить ошибки.
-Оцените работу.
2) Исследовательская работа по группам
Класс делится на 5 групп.
Каждая группа анализирует текст на карточке.
Нужно определить тип речи, найти СПП, определить их вид, сделать вывод о том, в текстах каких стилей речи чаще всего используются СПП с придаточными определительными, изъяснительными, обстоятельственными, каких видов СПП больше и почему, составить схемы СПП.
(Даются тексты публицистического, художественного, научного, разговорного, официально-делового стилей).
Разговорный стиль
На лугу кто – то надрывно кричал, будто раздирали на части туго натянутую материю.
- Кто это? – спросил я.
- Коростель, его ещё дергачам зовут, - ответил Пётр Иванович…
- А какой же он с виду? – спросил я.
- Да так, рыженький, бесхвостый. Ноги длинные. На цыпленка похож, когда тот из пуха в перо выходит… (Г.Скребицкий «От первых проталин до первой грозы»).
Научный стиль
Физика – основа естественных наук. Проникновение физики в химию, астрономию, биологию, геологию столь велико, что невозможно установить во многих случаях границу между этими науками и физикой. На стыке этих наук возникли в последние годы новые самостоятельные разделы: физическая химия и химическая физика, астрофизика, биофизика, геофизика. Уже сами эти названия свидетельствуют о том, что физика является основным инструментом многих химических, астрономических, биологических и геологических исследований. ( Б. Б. Буховцев и др. Физика.).
Художественный стиль
Когда в солнечное утро летом пойдёшь в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами – и жёлтым, и красным, и синим. Когда подойдёшь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце. Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листку и не мочат его… (Л. Н. Толстой).
Публицистический стиль
«Нужны ли современному человеку стихи?»
Один раз я стала спорить с человеком, который старше меня на двадцать лет. Спор был такой: нужны человеку стихи или нет? Он говорил, что современному человеку не нужна поэзия, сейчас век техники, а всё остальное сентиментальщина. Я очень стесняюсь читать стихи вслух, хотя знаю много на память. А тут переборола себя. Тем более рядом были подружки и пересмеивались: вот, мол, взялась раздоказывать взрослому человеку. Но я решила, что не отступлюсь. И стала читать стихи, которые люблю. Я стала говорить, что, если бы стихов не было, люди были бы бедней душой.
Официально-деловой стиль
Чтобы сохранить свежесть цветов, необходимо наискось подрезать стебли острой бритвой и оставить на два часа в воде комнатной температуры, затем завернуть букет в газету и положить на нижнюю полку холодильника на 2-3 дня. Через несколько дней, если цветы увяли, необходимо еще раз повторить процедуру.
3) Комплексный анализ текста.(Слайд 22-24)
Текст на карточках у каждого учащегося.
(1)Так кем же он все-таки был?
(2) Владимир Высоцкий? (3) Кем он был больше всего? (4) Актером? (5) Поэтом? (6) Певцом? (7) Я не знаю.
(8) Знаю только, что он был личностью. (9) Явлением.
(10) Вместе с нашими кораблями песни Высоцкого уходят в плавания по морям и океанам нашей планеты. (11) Вместе с самолетами взмывают в небо. (12) А однажды даже из космоса донеслось:
Если друг оказался вдруг
И не друг и не враг, а так…
(13) Эту песню пел звездный дуэт космонавтов в составе В. Коваленкова и А. Иванченкова. (14) И надо сказать, что все здесь было на высоте. (15) И песня, и исполнение!
Р. Рождественский. Слайд.
Задания:
-Прочитайте отрывок из воспоминаний о В. Высоцком.
-Составьте схему 8 предложения.
-Объясните значение слова бард.
-Выпишите частицы из предложения №12.
-Из предложения №13 выпишите все словосочетания со связью согласование.
-Составьте словарный диктант по тексту, выбирая слова и словосочетания, правописание которых вы считаете для себя полезным повторить.
-Оцените свою работу.
4) Работа с деформированным текстом (Клоуз-тест)
Вставьте подчинительные союзы и союзные слова. Расставьте недостающие знаки препинания. Составьте горизонтальные схемы. Слайд 25
Человек должен быть наделен фантазией ________ творить. (В. Высоцкий. Монологи)
Я наблюдал свысока _______ волны головы ломают. (В. Высоцкий)
Живешь в заколдованном диком лесу __________ уйти невозможно. (В. Высоцкий)
Все равно я отсюда тебя заберу во дворец __________ играют свирели. (В. Высоцкий, 1970г)
Соглашайся хотя бы на рай в шалаше _________ терем с дворцом кто-то занял. (В. Высоцкий, 1970г)
Мне теперь не понять_________же прав был из нас в наших спорах без сна и покоя (В. Высоцкий «Он не вернулся из боя»
Мне не стало хватать его только сейчас, _____________ он не вернулся из боя. (В. Высоцкий «Он не вернулся из боя»)
Ответы: ( Чтобы; как; откуда; где; если; кто; когда)
- Оцените свою работу.
V. Домашнее задание (Слайд 26)
Написать сочинение – миниатюру на тему: «Сложноподчиненное предложение вокруг нас».
VI. Рефлексия.
- Представьте выводы по теме урока, используя прием «Синквейн»
Синквейн «Высоцкий»
Высоцкий.
Смелый, решительный.
Играет, поёт, пишет.
Песни-монологи на разрыв!
Бунтующее сердце!
- Продолжите фразу: «Я сегодня узнал(а), научился(ась)…»
-Что понравилось на уроке?
-Что не понравилось?
VII. Итог урока.
-В чём же своеобразие СПП?
-Какие трудности испытывали при изучении этой темы?
-Какую тему мы сегодня повторили? Что вспомнили? Чему научились?
(Оценки учащимся за урок).
Автор(ы): Ефимова Е. В.
Скачать: Русский язык 11кл - Конспект.docАвтор(ы): Ефимова Е. В.
Скачать: Русский язык 11кл - Презентация к уроку.pptАвтор(ы): Ефимова Е. В.
Скачать: Русский язык 11кл - фильм.mp4