Методическая разработка урока русского языка Название предмета русский язык Класс 11 Уровень обучения базовый УМК (название учебника, автор, год издания) Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин. «Русский язык. 10-11 классы». - М.: «Русское слово», 2008г. Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный) базовый Тема урока Сложноподчиненные предложения с одним придаточным Общее количество часов, отведенное на изучение темы 1 Тип урока урок комплексного применения знаний и умений. Цель урока обобщить и систематизировать знания обучащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения. Задачи урока обучающая: углубить знания о сложноподчиненном предложении; учить видеть структуру и воспроизводить схемы предложений; развивающая: совершенствование пунктуационных навыков, практических навыков анализа сложного предложения, развитие навыков работы с тестами и текстами с целью подготовки к ЕГЭ; воспитывающая: продолжить формирования привычки к труду, самостоятельному усвоению материала; умению работать в группе, оценивать работу одноклассника; обогащать словарь учащихся лексикой нравственной тематики; вызвать учащихся на размышления о направленности личности. Планируемые результаты знать/понимать: - структуру сложноподчиненного предложения; - условия постановки знаков препинания; схематично изображать сложноподчиненное предложение; уметь: - анализировать структуру сложноподчиненного предложения; - опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; приобретенные знания и умения реализовывать в практической деятельности. Техническое обеспечение урока компьютер, интернет, дидактический материал. Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока схемы СПП, презентация по теме, подборка аудиофайлов с песнями Высоцкого, портрет барда. Технологии ИКТ-технологии, технология развития критического мышления Сценарий урока I. Оргмомент. II. Постановка темы и цели урока: Презентация (приложение1) (слайд 1) Слово учителя: Ребята, о чем мы говорили с вами на предыдущих уроках?( Мы работали над такой синтаксической единицей языка, как сложное предложение.) Сегодня мы продолжим работу над «непростым» сложным предложением. Подумайте и скажите, каковы будут задачи нашего урока? (сравнивать, углублять, закреплять). А поможет нам повторить эту тему творчество В. Высоцкого. Почему именно Высоцкого? Да потому что, через несколько дней, 25 января, этому замечательному барду исполнилось бы 78 лет. Я уверена, что все вы слышали песни в его исполнении, смотрели фильмы с его участием и имеете представление о его творчестве, к которому можно относиться по-разному, но главное: к нему нельзя оставаться равнодушным. Р. Рождественский писал: «Так кем же он все-таки был? Владимир Высоцкий? Кем он был больше всего? Актером? Поэтом? Певцом? Я не знаю. Знаю только, что он был личностью. Явлением». Презентация о В. Высоцком (слайды 2-16) (выступление подготовленного уч-ка) III. Актуализация опорных знаний : (слайды 17-18) А)Теоретическая дуэль: - Какое предложение называется СПП? (устная работа над предложением): Пример:1. Человек должен быть наделен фантазией, 2. чтобы творить. Первая часть – главная, а вторая – зависимая (называемая придаточной частью). Зависимость второй от первой части формально обнаруживается в самой возможности логического вопроса от главной к зависимой. Связаны части с помощью подчинительного союза чтобы. - Какое место по отношению к главному занимает в этом предложении придаточное? (после главного) -Только ли в такой позиции по отношению к главному предложению может находиться придаточное? (может находиться перед главным, в средине и в конце) - Перестройте это предложение так, чтобы придаточное находилось перед главным, а затем в середине. Как изменится пунктуация? ( Чтобы творить, человек должен быть наделён фантазией. Человек, чтобы творить, должен быть наделён фантазией). Б) Работа с предложением, записанным на доске: Задание: вставить пропущенные буквы и запятые, объяснить, начертить схемы, определить виды придаточных и способ подчинения. За все чем дыш..шь и ж..вешь, Зубами брат д..ржись. Когда умреш(?) тогда поймеш(?) Какая штука жизнь. В) Практическая работа: Задание 1. Цифровой диктант Задание: Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным, ставьте цифру "1" в буклете, если нет - "0 Верно ли утверждение, что: Союзы что, если, где – подчинительные? Определение не отвечает на вопрос чей? Предложение – это синтаксическая единица? Местоимение себя не имеет именительного падежа? Союз однако – подчинительный? Двусоставное предложение может быть неопределенно-личным? Придаточные изъяснительные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей? В предложении Сделано все, чтобы я мог жить спокойно первая часть – придаточное предложение? [ ], (который...). – схема сложноподчиненного предложения. После выполнения задания у учеников должен получиться следующий ответ: «101 100 101». Задание 2. Работа со схемой. Заполните "слепую" схему. определительные обстоятельственные падежные вопросы ? ? ? Задание 3. Соедините стрелками придаточные предложения с главными. Определите вид придаточных. Запишите в тетради только СПП с придаточными определительными и составьте их схемы:. Каждая песня Высоцкого-это моноспектакль, в котором Высоцкий был и драматургом, и режиссером, и исполнителем. Я не люблю любое время года, когда веселых песен не пою. (Прослушать фрагмент песни «Я не люблю», прокомментировать основную мысль) В песне “ Я не люблю” чувствуется необычайная искренность поэта, его ненависть к лживой лести, непримиримость к бездарности, нечестности, желание быть с людьми, невозможность компромисса со злом, ложью, насилием, которое так глубоко коренится в окружающей действительности. IV. Закрепление материала. 1) Решение кроссворда (Слайд21) Сейчас вам предстоит интересная работа – заполнить кроссворд. Чтобы легче было справиться с этой задачей, давайте назовем основные виды СПП по значению и союзам? А теперь разгадываем кроссворд, лист, с кроссвордом у каждого на столе (Даны примеры предложений для анализа, учащиеся должны определить вид придаточного, а термин записать в кроссворд). Примеры предложений: Вчера мы до того были утомлены, что даже не осмотрелись как следует. Когда рассвело, море окрасилось в фиолетово-розовый цвет. В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, вокруг которой переливался жёлтый круг. Петухи дерутся, так что перья летят. Там, где растут розы, растут и шипы. Трудно было понять, чем это огонь так привлекал лягушку. Пушки были ещё очень далеко, разрывы звучали глухо, словно картошку кто-то сыпал в подпол по деревянному лотку. Мне грустно, потому что я тебя люблю. Сова кричала, словно плакал маленький ребёнок. Ох, лето красное, любил бы я тебя, когда б не пыль, да зной, да комары, да мухи! Чтобы утром не проспать, ему приходилось заводить будильник. Проверить ответы по слайду, объяснить ошибки. -Оцените работу. 2) Исследовательская работа по группам Класс делится на 5 групп. Каждая группа анализирует текст на карточке. Нужно определить тип речи, найти СПП, определить их вид, сделать вывод о том, в текстах каких стилей речи чаще всего используются СПП с придаточными определительными, изъяснительными, обстоятельственными, каких видов СПП больше и почему, составить схемы СПП. (Даются тексты публицистического, художественного, научного, разговорного, официально-делового стилей). Разговорный стиль На лугу кто – то надрывно кричал, будто раздирали на части туго натянутую материю. - Кто это? – спросил я. - Коростель, его ещё дергачам зовут, - ответил Пётр Иванович… - А какой же он с виду? – спросил я. - Да так, рыженький, бесхвостый. Ноги длинные. На цыпленка похож, когда тот из пуха в перо выходит… (Г.Скребицкий «От первых проталин до первой грозы»). Научный стиль Физика – основа естественных наук. Проникновение физики в химию, астрономию, биологию, геологию столь велико, что невозможно установить во многих случаях границу между этими науками и физикой. На стыке этих наук возникли в последние годы новые самостоятельные разделы: физическая химия и химическая физика, астрофизика, биофизика, геофизика. Уже сами эти названия свидетельствуют о том, что физика является основным инструментом многих химических, астрономических, биологических и геологических исследований. ( Б. Б. Буховцев и др. Физика.). Художественный стиль Когда в солнечное утро летом пойдёшь в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами – и жёлтым, и красным, и синим. Когда подойдёшь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце. Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листку и не мочат его… (Л. Н. Толстой). Публицистический стиль «Нужны ли современному человеку стихи?» Один раз я стала спорить с человеком, который старше меня на двадцать лет. Спор был такой: нужны человеку стихи или нет? Он говорил, что современному человеку не нужна поэзия, сейчас век техники, а всё остальное сентиментальщина. Я очень стесняюсь читать стихи вслух, хотя знаю много на память. А тут переборола себя. Тем более рядом были подружки и пересмеивались: вот, мол, взялась раздоказывать взрослому человеку. Но я решила, что не отступлюсь. И стала читать стихи, которые люблю. Я стала говорить, что, если бы стихов не было, люди были бы бедней душой. Официально-деловой стиль Чтобы сохранить свежесть цветов, необходимо наискось подрезать стебли острой бритвой и оставить на два часа в воде комнатной температуры, затем завернуть букет в газету и положить на нижнюю полку холодильника на 2-3 дня. Через несколько дней, если цветы увяли, необходимо еще раз повторить процедуру. 3) Комплексный анализ текста.(Слайд 22-24) Текст на карточках у каждого учащегося. (1)Так кем же он все-таки был? (2) Владимир Высоцкий? (3) Кем он был больше всего? (4) Актером? (5) Поэтом? (6) Певцом? (7) Я не знаю. (8) Знаю только, что он был личностью. (9) Явлением. (10) Вместе с нашими кораблями песни Высоцкого уходят в плавания по морям и океанам нашей планеты. (11) Вместе с самолетами взмывают в небо. (12) А однажды даже из космоса донеслось: Если друг оказался вдруг И не друг и не враг, а так… (13) Эту песню пел звездный дуэт космонавтов в составе В. Коваленкова и А. Иванченкова. (14) И надо сказать, что все здесь было на высоте. (15) И песня, и исполнение! Р. Рождественский. Слайд. Задания: -Прочитайте отрывок из воспоминаний о В. Высоцком. -Составьте схему 8 предложения. -Объясните значение слова бард. -Выпишите частицы из предложения №12. -Из предложения №13 выпишите все словосочетания со связью согласование. -Составьте словарный диктант по тексту, выбирая слова и словосочетания, правописание которых вы считаете для себя полезным повторить. -Оцените свою работу. 4) Работа с деформированным текстом (Клоуз-тест) Вставьте подчинительные союзы и союзные слова. Расставьте недостающие знаки препинания. Составьте горизонтальные схемы. Слайд 25 Человек должен быть наделен фантазией ________ творить. (В. Высоцкий. Монологи) Я наблюдал свысока _______ волны головы ломают. (В. Высоцкий) Живешь в заколдованном диком лесу __________ уйти невозможно. (В. Высоцкий) Все равно я отсюда тебя заберу во дворец __________ играют свирели. (В. Высоцкий, 1970г) Соглашайся хотя бы на рай в шалаше _________ терем с дворцом кто-то занял. (В. Высоцкий, 1970г) Мне теперь не понять_________же прав был из нас в наших спорах без сна и покоя (В. Высоцкий «Он не вернулся из боя» Мне не стало хватать его только сейчас, _____________ он не вернулся из боя. (В. Высоцкий «Он не вернулся из боя») Ответы: ( Чтобы; как; откуда; где; если; кто; когда) - Оцените свою работу. V. Домашнее задание (Слайд 26) Написать сочинение – миниатюру на тему: «Сложноподчиненное предложение вокруг нас». VI. Рефлексия. - Представьте выводы по теме урока, используя прием «Синквейн» Синквейн «Высоцкий» Высоцкий. Смелый, решительный. Играет, поёт, пишет. Песни-монологи на разрыв! Бунтующее сердце! - Продолжите фразу: «Я сегодня узнал(а), научился(ась)…» -Что понравилось на уроке? -Что не понравилось? VII. Итог урока. -В чём же своеобразие СПП? -Какие трудности испытывали при изучении этой темы? -Какую тему мы сегодня повторили? Что вспомнили? Чему научились? (Оценки учащимся за урок).
Автор(ы): Ефимова Е. В.
Скачать: Русский язык 11кл - Конспект.docАвтор(ы): Ефимова Е. В.
Скачать: Русский язык 11кл - Презентация к уроку.pptАвтор(ы): Ефимова Е. В.
Скачать: Русский язык 11кл - фильм.mp4