Русский язык 11 класс Учебник Русский язык 10-11 классы под ред. Н.Г.Гольцовой 2008, базовый уровень обучения Тема урока: «Словосочетание» ( 1 час) Место урока в системе уроков- 1 четверть Цель: обобщить и систематизировать знания о способах связи слов в словосочетаниях. Задачи: Образовательные: дать определение понятию «словосочетание»; отработать умение выделять словосочетания из предложения, определять способы связи слов в словосочетаниях; Развивающие: совершенствовать орфографическую и пунктуационную зоркость, умение сравнивать и обобщать изучаемый материал; совершенствовать навык решения тестовых задач ЕГЭ по русскому языку; развивать познавательную самостоятельность и активность; способствовать повышению мотивации обучения. Воспитательные: воспитывать ответственность за качество своих знаний; воспитывать интерес к предмету. Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний. Вид урока: комбинированный. Содержание урока I. Организационный Взаимное приветствие преподавателя и учащихся, определение отсутствующих. II. Проверка домашнего задания Проверим домашнее задание. Необходимо было исправить грамматические ошибки в предложениях и записать их в исправленном виде. Исправляем грамматические ошибки в предложениях. Согласно приказа ректора студенты прошли повторное тестирование в формате ЕГЭ. Согласно приказу ректора студенты прошли повторное тестирование в формате ЕГЭ. Нужно оплатить за проезд. Нужно оплатить проезд. Поезд прибыл согласно расписания. Поезд прибыл согласно расписанию. Комиссия установила о причинах аварии. Комиссия установила причины аварии. Такое поведение не свойственно для образованного человека. Такое поведение не свойственно образованному человеку. В посёлке интересовались и верили всему необычному. В посёлке интересовались всем необычным и верили во всё необычное. Ученик спросил, что можно ли ему присоединиться к обсуждению. Ученик спросил, можно ли ему присоединиться к обсуждению. Формула используется не только для решения задач, а также для проверки. Формула используется не только для решения задач, но и для проверки. Книга, интересующая нас и которую мы хотели купить. Книга, которая интересует нас и которую мы хотели купить. Благодаря пожарных огонь был быстро локализован. Благодаря пожарным огонь быстро был локализован. Он любил и увлекался чтением. Он любил читать и увлекался чтением. Следует уделять большое внимание на развитие образного мышления. Следует уделять большое внимание развитию образного мышления. Успех в соревновании зависит не только от сноровки, а от знания технологии. Успех в соревновании зависит не только от сноровки, но и от знания технологии. Украшения не только раскупались участниками фестиваля, но и музеями России. Украшения раскупались не только участниками фестиваля, но и музеями России. Мы уже давно выписываем журнал “Природу”. Мы уже давно выписываем журнал “Природа” Гонцов поднимает проблему о формировании личности человека. Гонцов поднимает проблему о формировании личности человека. III. Повторение ранее изученного материала Расставить ударение в словах по вариантам (слова на слайде, каждый обучающийся выполняет работу на листочке, по окончании сдают учителю). красивее камбала коклюш обеспечение вероисповедание ворожея торты жалюзи плесневеть начался ходатайство звонишь премировать зубчатый генезис брала исчерпать балованный доверху издревле каталог мастерски банты шарфы углубленный облегчить IV. Изучение нового материала Мы приступаем к повторению раздела грамматики «Синтаксис и пунктуация». Какие единицы речи изучаются в данном разделе. (Словосочетание и предложение). - Следовательно, наша тема? (Словосочетание). - Давайте попробуем без обращения к учебнику воспроизвести определение словосочетания. (Словосочетание - это соединение двух или нескольких самостоятельных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически.) Какова их функция? (Словосочетание более точно обозначает предметы, признаки, действия, чем слово. Из словосочетаний строятся предложения.) -А чем словосочетание отличается от предложения? (Оно не обладает смысловой и интонационной законченностью). Чтение определения словосочетания по учебнику. - Какие смысловые соединения слов не являются словосочетаниями? - Учитывая то, что мы уже знаем о словосочетании, поставим цель нашей деятельности на уроке. (Повторить, обобщить и систематизировать знания по теме «Словосочетание») -Какие бывают виды словосочетаний? Именные – в таких словосочетаниях главное слово может быть выражено одной из именных частей речи – существительным, прилагательным, числительным, местоимением. Глагольные – в таких словосочетаниях главное слово может быть выражено глаголом, деепричастиями или причастиями. Наречные – в таких словосочетаниях главное слово выражено наречием. Какие бывают виды словосочетаний по способу связи слов? Согласование — вид связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже. Главное слово – существительное или местоимение; зависимое может являться прилагательным, причастием или местоимением. Вопросы: Какой? Который? Чей? Примеры: красивая шляпка, об интересном рассказе. Управление — вид подчинительной связи, где зависимое слово находится при главном в форме косвенного падежа. Задаются падежные вопросы. Примеры: ненависть к врагу, читать книгу, любовь к родине. Примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения. Образуется наречиями, инфинитивами и деепричастиями, а также притяжательными местоимениями 3 лица, простой формой сравнительной степени прилагательного или наречия. Задается вопрос: Как? Определите цель изучения данной темы «Словосочетание». ( Зная правила построения словосочетаний, легче избегать наиболее распространённых в речи современного человека ошибок) В конструкциях с управлением часто встречаются следующие ошибки: 1) употребление предложного сочетания вместо беспредложной конструкции: *установить о причинах аварии (правильно: установить причины); *не касаться к этим вопросам (правильно: не касаться этих вопросов); *оплатить за проезд (правильно: оплатить проезд); 2) беспредложная конструкция вместо предложного сочетания: *характерная им особенность (правильно: характерная для них особенность); 3) неправильный выбор предлога: *партнер в игре в гольф (правильно: партнер по игре в гольф); 4) смешивается управление в словосочетаниях с близкими по смыслу словами: вера во что-либо - уверенность в чём-либо; заслуживать чего-либо - заслужить что-либо; идентичный чему-либо - сходный с чем-либо; обидеться на что (кого-) -либо - обижен чем (кем-) -либо; обрадоваться чему-либо - обрадован чем-либо; обращать внимание на что-либо - уделять внимание чему-либо; опираться на что-либо - базироваться на чём-либо; отзыв о чём-нибудь - рецензия на что-либо - аннотация на что-либо; превосходство над чем-либо (кем-либо) - преимущество перед чем-либо (кем-либо); предостеречь от чего-либо - предупредить о чем-либо; препятствовать чему-либо - тормозить что-либо; различать что и что - отличать что от чего; рассердиться на что (кого-) -либо - рассержен чем (кем-)-либо; свойственный чему-либо - характерный для чего-либо; удивлён чем-либо - удивляться чему-либо; упрекать в чём-либо - осуждать за что-либо; уплатить за что-либо - оплатить что-либо. - Составьте словосочетания используя данные пары, добавив по смыслу подходящие существительные (проверка проходит фронтально). -Типичной ошибкой является неправильное использование производного предлога. 1. Предлоги благодаря, согласно, вопреки, подобно употребляются с существительными в дательном падеже: согласно договору, благодаря помощи, вопреки предписанию, подобно взрыву. Ошибкой является использование конструкции "по + существительное в родительном падеже": *согласно положения, *благодаря вмешательства, *вопреки указаний, *подобно фейерверков. 2. Предлоги в меру, в заключение, в виде, в течение, в продолжение, в силу, наподобие, посредством употребляются с существительными в родительном падеже: в меру сил, в заключение выступления, в виде цветка, в течение суток, в продолжение дня и т.д. 3. Предлог по с существительным в предложном падеже может использоваться при обозначении действия, события, после которого что-либо совершается, происходит: по прибытии, по приезде, по окончании, по завершении. Ошибкой является использование в этом значении конструкции "по + существительное в дательном падеже": *по завершению работы,*по приезду в город, *по истечению срока, *по окончанию передачи. 4. В предложении при двух и более управляющих словах может быть общее дополнение. В таких конструкциях управляющие слова должны требовать одинакового падежа и предлога от зависимого слова. Например: читать и конспектировать книгу; стирать и гладить белье и т.п. Неправильны конструкции, в которых общее зависимое слово находится при словах, требующих разного падежа или предлога: *Плохая погода препятствует или затягивает уборку урожая (препятствует чему?; затягивает что?). Подобные предложения обычно редактируются добавлением ко второму управляющему слову местоимения в нужном падеже: Плохая погода препятствует уборке урожая или затягивает ее. 5. Будем внимательны, включая в предложения определения, они должны быть согласованы с главными словами: *Пришлось продираться сквозь заросли, постоянно заслоняющими нам дорогу. - Пришлось продираться сквозь заросли (какие?), постоянно заслоняющие нам дорогу. *Среди вопросов, заданным на пресс-конференции, были и острые. - Среди вопросов (каких?), заданных на пресс-конференции, были и острые. V. Закрепление знаний учащихся по изучаемому материалу 1. Записать словосочетания, определить их тип по характеру главного слова и по способу связи слов в словосочетании. на письменном столе постучать в дверь корабль отплыл жить по-новому прыгнули с моста вследствие опоздания громко засмеялся в первых рядах платье в клетку будем работать проснуться утром сидел молча пропущенный урок сомневаться в сказанном бить баклуши за интересной книгой Какие сочетания не являются словосочетанием? 2. Самостоятельная работа. Из предложений выпишите словосочетания с указанным видом связи. Вариант 1. 1. Никогда, бывало, отец его, направляясь в лес, не забудет этого компаса. (Согласование.) 2. Кто не пробовал в жизни своей осеннюю клюкву и сразу бы хватил весенней, у него бы дух захватило от кислоты. (Примыкание.) 3. Митраша сразу успокоился, и друзья пошли по дороге. (Управление.) 4. Болотная сырость, казалось, проникла сквозь тело к костям и студила их. (Согласование.) 5. К этому вою давно уже прислушивался волк Серый помещик: (Управление.) 6. И Травка в ответ на слова человека тихонечко поползла. (Примыкание.) 7. Собака, начав делать свой круг по елани, с чем-то там встретилась. (Согласование.) 8. Совсем недалеко стояла и смотрела на неё большая рыжая собака. (Управление.) 9. Когда вода начинает спадать, плодородный ил нашего чернозёма садится на старую траву, и весь луг на необозримом пространстве становится чёрно-бархатным. (Примыкание.) 10. После родителей всё их хозяйство досталось детям: изба пятистенная, корова Зорька, телушка Дочка, коза Дереза, безыменные овцы, куры, золотой петух Петя и поросёнок Хрен. (Примыкание.) Вариант 2. 1. Осмотрев чудесную вещь, Митраша запер компас, чтобы стрелка в пути зря не дрожала. (Согласование.) 2. Деревья животному напоминают о его собственном горе. (Примыкание.) 3. Тогда верхний Косач, приветствуя солнце, перестал подпрыгивать и чуфыкать. (Управление.) 4. Затаив дыхание, сидели дети на холодном камне, дожидаясь, когда и к ним придут лучи солнца и обогреют их хоть немного. (Согласование.) 5. Митраша смело пошёл вперёд, пересекая чистую полянку. (Управление.) 6. Ветер предательски доносит волку жалкий вой покинутой человеком собаки. (Примыкание.) 7. Вот этот плач и не могла выносить Травка и, заслышав его, вылезала из ямы в ночь и в полночь. (Согласование.) 8. А лапы её между тем понемногу тоже засасывало. (Управление.) 9. Чёрный ворон, стерегущий своё гнездо на борине, облетая по сторожевому кругу болото, заметил маленького охотника с двойным козырьком. (Примыкание.) 10. Гадюка по-прежнему лежала, свернувшись колечком, в тёплом луче солнца. (Согласование.) (По М.М. Пришвину. Кладовая солнца.) 3. Отметьте предложения с нарушением норм управления и согласования. 1) Стороны подтвердили готовность соблюдать график работ согласно договора. 2) Одной из тем сочинения была рецензия по одному из новых рассказов. 3) Нашим олимпийцам помогла уверенность в победу. 4) Оплатите за проезд в течение одной остановки. 5) Жители микрорайона просили обратить внимание властей неблагоприятному состоянию детской площадки. 6) Павел Петрович упрекает Базарова в неуважении к авторитетам. 7) По приезду не забудьте сдать отчёт о командировке. 8) Ему удалось дотянуться до мяча и в падении забить гол. 9) По окончанию передачи смотрите рекламу. 10) Не перестаю удивляться разнообразием форм жизни. 11) Железнодорожный состав отправился в рейс вопреки расписания. 12) Чем отличаются буквы и звуки? 13) Оплата за телефонный разговор произведена вовремя. 4. Исправьте ошибки и запишите нормированные словосочетания. Выслать на рассмотрение Направить на рассмотрение Выдать кредит Предоставить кредит Вести контроль Осуществлять контроль Заводить уголовное дело Возбуждать уголовное дело Выполнить закон Исполнить закон Исполнить поручение Выполнить поручение Предпринимать меры Принимать меры Играть значение Иметь значение, но играть роль Повысить успеваемость Улучшить успеваемость VI. Информация о домашнем задании Повторить теоретический материал по теме «Словосочетание», выучить пары словосочетаний на правильное употребление с нормами управления.
Автор(ы): Григорьева О. А.
Скачать: Русский язык 11кл - Конспект.docxАвтор(ы): Григорьева О. А.
Скачать: Русский язык 11кл - Приложение.docx