Название предмета – русский язык Класс - 11 УМК (название учебника, автор, год издания) – «Русский язык 10-11 классы» автор –Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина Уровень обучения-базовый Тема урока – «Публицистический стиль, его признаки. Особенности функционирования» Общее количество часов, отведенное на изучение темы- 1 час Место урока в системе уроков по теме - данный урок является первым при изучении раздела «Публицистический стиль речи» и включает в себя следующее программное содержание: особенности публицистического стиля, используемые в нем средства эмоциональной выразительности (на основе содержащейся в учебнике информации). Цель урока- обобщить ранее полученные учащимися знания о публицистическом стиле речи, его чертах; закрепить умение анализировать текст с точки зрения его стилистической принадлежности. Задачи урока - развивать умения пользоваться общественно-политической лексикой, средствами публицистического стиля, эмоционального воздействия на слушателя, читателя; воспитание общечеловеческих ценностей (при помощи восприятия текстов нравственного характера). Планируемые результаты – учащиеся должны научиться: распознавать тексты публицистического стиля речи; строить свою устную и письменную речь в соответствии с орфоэпическими, орфографическими, лексическими, пунктуационными и стилистическими нормами современного языка; уметь вести беседу, дискуссию и составлять вопросы для интервьюера; применять в жизненных ситуациях правила речевого общения. предполагается понимание учащимися практической значимости грамотной речи, формирование видения речевых и грамматических ошибок и умения их исправлять, продуктивная подготовка к ЕГЭ. Техническое обеспечение урока - компьютер, экран, проектор, раздаточный материал, таблица. Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: 1. http://school-of-inspiration.ru/publicisticheskij-stil-cherty-i-primery 2. http://www.km.ru/referats/ 3. http://referatwork.ru/refs/source/ref-40226.html 4. http://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/teoriya/94pu 5. http://www.e-reading.club/book.php?book=34608 6. http://old-russian.chat.ru/08slovo.htm 7. http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2012/01/31/tablitsa-stili-rechi 8. http://www.socreklama.ru/ 9. https://ru.wikipedia.org/wiki 10. http://yanachup.livejournal.com/798.html 11. https://yandex.ru/images/search?img_url 12. «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи.10-11 классы» А.И.Власенков Л.М. Рыбченкова Москва «Просвещение» 2011 г. 13. «Поурочные разработки по русскому языку. Грамматика. Текст. Стили речи. 11 класс» И.В.Золотарева Л.П.Дмитриева Москва «ВАКО»2010 г. 14. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. « Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи.10-11 классы. Базовый уровень». Москва « Просвещение», 2010 год. 15. Современные педагогические технологии в преподавании предметов гуманитарного цикла: русский язык, литература, история, МХК, музыка Методическое пособие (Из опыта работы методистов ЛОИРО и учителей Ленинградской области) В.А. Терешина, О.Ю. Срабова, Н.П. Столова Под редакцией Л.К.Ивановой Санкт-Петербург 2009г. 16. Л.И. Пучкова. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. 10-11 класс. М.: «Интеллект-Центр», 2006г. 17. И.П. Цыбулько. ЕГЭ 2010. Русский язык. Сборник экзаменационных заданий. М.: «Веко» 2009г. 18. «Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ» И.П. Цыбулько, А.Ю. Бисеров, И.П.Васильевых, Ю.Н. Гостева, И.Б.Маслова, Н.В.Соколова АСТ «Астрель» Москва 2015 Содержание урока: Для реализации задач урока использованы следующие виды работ: Орфоэпическая разминка Слово учителя с элементами беседы Фронтальный опрос Индивидуальные опережающие задания –выразительное чтение текстов Анализ текста публицистического стиля Творческая работа в парах Контроль / Работа в парах/ группах/индивидуальная Работа с упражнениями учебника Подведение итогов урока Домашнее задание Ход урока I. Оргмомент. II.Орфоэпическая разминка (подготовка задания 1 ЕГЭ) Речь грамотного человека должна быть правильной, соответствовать нормам литературного произношения. Орфоэпия учит нас этому. Я предлагаю вам выполнить орфоэпическую разминку. В ЕГЭ это задание 1. На столах у вас листы со словами. Ваша задача - записать эти слова и правильно расставить в них ударение. У доски работают 2 человека. 1.Агент, балованный, добыча, закупорить, договор, торты, баловаться, черпать, жалюзи, свёкла. дефис, красивее. 2.Банты, водопровод, каталог, монолог, звонишь, столяр, щавель, засветло, затемно, озлобить, аэропорты, донизу. Проверьте себя..(слайд 3) III. Опрос домашнего задания: - Какие сферы человеческой деятельности обслуживает официально-деловой стиль речи? Перечислите его основные черты и функции. -Каковы общие черты, объединяющие научный и официально-деловой стили? -Почему для научного и официально-делового стилей не свойственна экспрессивность и эмоциональность? -О каких ещё функциональных стилях нам предстоит вспомнить? (См.таблицу) - Да, публицистический и художественный. IV. Работа по теме урока. 1.Вступительное слово учителя с элементами беседы с целью обобщения имеющихся знаний по теме, активации, мотивации для дальнейшей работы. Запись темы урока. На многих уроках русского языка мы обращаемся к текстам публицистического стиля. Данный стиль занимает особое место среди функциональных стилей, так как основная функция, которую он выполняет, - это функция воздействия. Публицистический стиль обращён к слушателям, читателям, об этом говорит уже происхождение самого слова «публицистический» (publicus, лат. – общественный). Слайд 4. - Назовите сферу употребления публицистического стиля? (общество, политика, экономика, культура). Слайд 5. -Где реализуется публицистический стиль? (в средствах массовой информации: в газетах, радио, телевидении и т.д.) Слайд 6. -Какие вы знаете жанры публицистики? (очерк, статья, фельетон, репортаж, интервью, реклама и т.д.).Слайд 7. -Каковы языковые приметы публицистического стиля: лексические, морфологические, синтаксические? Слайд 8-11. -Для чего в публицистических произведениях используются изобразительно-выразительные средства языка?(для усиления эмоционального воздействия на читателя и слушателя).Слайд 12. - В чём сходство публицистического и художественного стилей речи? (отражают индивидуальность автора).Слайд 13. - Известны ли вам примеры положительного воздействия публицистики в отечественной литературе? Слайд 14. ( А.Н.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву», А.С.Пушкин «К Чаадаеву», М.Ю.Лермонтов «Прощай, немытая Россия»; публицистика И.Г.Эренбурга, А.Н.Толстого, Л.М.Леонова в годы Великой Отечественной войны и др.) Учитель: Заполните таблицу «Общая характеристика публицистического стиля», пользуясь теоретическим материалом на стр. 394 учебника. (После выполнения проверяют правильность заполнения на слайде).Слайд 15-16. 2.Сообщения заранее подготовленных учащихся: 1.Чтение отрывка из «Слова о полку Игореве»- «Золотое слово Святослава». Слайд 17 -Определите сферу употребления данного обращения.(политика) - Почему речь Святослава, обращенная к русским князьям, названа "золотое слово"? - Какое значение имеет "золотое слово" в раскрытии идейного смысла поэмы? - Какие словесные приёмы для убеждения князей использует Святослав? 3.Чтение главы из книги Д.С.Лихачёва «Письма о добром и прекрасном» - «Молодость- вся жизнь». После прослушивания проводится комплексная работа с текстом.(раздаточный материал на партах) МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ Когда я учился в школе, а потом в университете, мне казалось, что моя «взрослая жизнь» будет в какой-то совершенно иной обстановке, как бы в ином мире, и меня будут окружать совсем другие люди. От настоящего не останется ничего… А на самом деле оказалось все иначе. Мои сверстники остались со мной. Не все, конечно: многих унесла смерть. И все же друзья молодости оказались самыми верными, всегдашними. Круг знакомых возрос необычайно, но настоящие друзья – старые. Подлинные друзья приобретаются в молодости. Я помню, что и у моей матери настоящими друзьями остались только ее подруги по гимназии. У отца друзья были его сокурсники по институту. И сколько я ни наблюдал, открытость к дружбе постепенно снижается с возрастом. Молодость – это время сближения. И об этом следует помнить и друзей беречь, ибо настоящая дружба очень помогает и в горе и в радости. В радости ведь тоже нужна помощь: помощь, чтобы ощутить счастье до глубины души, ощутить и поделиться им. Неразделенная радость – не радость. Человека портит счастье, если он переживает его один. Когда же наступит пора несчастий, пора утрат – опять-таки нельзя быть одному. Горе человеку, если он один. Поэтому берегите молодость до глубокой старости. Цените все хорошее, что приобрели в молодые годы, не растрачивайте богатств молодости. Ничто из приобретенного в молодости не проходит бесследно. Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь. Навыки в труде – тоже. Привык к работе – и работа вечно будет доставлять радость. А как это важно для человеческого счастья! Нет несчастнее человека ленивого, вечно избегающего труда, усилий… Как в молодости, так и в старости. Хорошие навыки молодости облегчат глубокой старости И еще. Есть русская пословица: «Береги честь смолоду». В памяти остаются все поступки, совершенные в молодости. Хорошие будут радовать, дурные не давать спать! Всем: - Определите тему, стиль текста, тип речи текста. Докажите. (Стиль – публицистический, тип речи – рассуждение-размышление; цель -привлечь внимание, воздействовать на читателя и слушателя, дать мудрый совет молодёжи). -Что вам известно об авторе этого текста - Д.С.Лихачёве? Слайд 18 Работа по группам. Задания первой группе: - Какие лексические особенности текста вы бы отметили? (использование лексики, обозначающей понятия морали, этики, переживания человека; использование отвлечённых существительных: дружба, жизнь, труд, молодость, богатство, открытость; речевые повторы- пора несчастий, пора утрат, неразделенная радость – не радость.) Задания второй группе: -Присутствуют ли средства эмоциональной выразительности? (Эпитеты: глубокой старости, подлинные друзья; метафоры: навыки молодости, богатств молодости, сердцевина счастья, гармония личности, молодость проходит, недостатки жизни, до глубины души; использование фразеологизмы - и в горе и в радости, унесла смерть; используется поговорка- «Береги честь смолоду»). Задания третьей группе: -Найдите синтаксические приметы публицистического текста. (Инверсия: человека ленивого; использование побудительных предложений, предложений с однородными членами, неполных предложений, восклицательного предложения; экспрессивный повтор отдельных слов: в радости ведь тоже нужна помощь: помощь, чтобы ощутить счастье до глубины души, ощутить и поделиться им. В предложениях в роли сказуемого часто выступают глаголы в форме повелительного наклонения. Сущ. в род. п. в роли несогласованных определений: внимание читателя, пора несчастий, друзья молодости). Заслушать выступления групп. Выводы. 4.Новая информация. Учитель: -В настоящее время широкое распространение получила реклама-особый вид текста, рассказывающая о различных видах услуг с целью оповещения потребителей и создания спроса на товары и услуги. Цель рекламы – привлечь внимание, сообщить краткую, но убедительную информацию. -Как построена реклама? Слайд 19 - лозунг(слоган), зачин(первая строка текста, вступление), основная часть, заключение. -Какая реклама называется социальной? Слайд 19 - с 1994 года в России появилась такая реклама. Её цель- пропаганда здорового образа жизни, благотворительность, помощь детям. VI. Закрепление. Тренировочные упражнения. Творческое задание в парах: придумайте текст соц. рекламы, посвященной защите животных – братьев наших меньших. Учитель: ряд заданий ЕГЭ как раз и предполагают проверку знаний особенности стилей речи – умения применять их к анализу текста. Это означает, что старшеклассники должны свободно владеть понятийным и терминологическим аппаратом: хорошо знать стили речи (и их основные особенности), типы текстов (и их признаки), средства и способы связи предложений в тексте и языковые средства выразительности. Класс делится на 3 группы, которые работают с текстами упражнений учебника и выполняет задание по вопросам: 1 группа – упр. 528, стр.395. 2 группа – упр. 529 («Сорный язык») стр.395. 3 группа –упр. 529 («Не наш русский») стр.396. Опорные вопросы к упражнениям: 1.Определите признаки публицистического стиля. 2.Каковы лексические особенности данных текстов? 3.Какой синтаксис используется авторами текстов? 4.Присутствуют ли средства языка, характерные для научного или художественного стилей? Заслушать ответы по выполненному заданию. Выставить оценки. V. Итог урока. Выводы по теме урока (комментарии). Вопросы: - Какие же признаки публицистического стиля мы повторили? - Где употребляется данный стиль речи? - Какой тип речи характерен для публицистического стиля? - Приведите примеры функционирования публицистического стиля. VI. Домашнее задание. Параграф 114, упр.529-531, вопросы и задания –стр.399. Задание для желающих: подготовить сообщение в форме мультимедиапрезентации. о публицистическом стиле речи.
Автор(ы): Погодина Л. И.
Скачать: Русский язык 11кл - Конспект.docxАвтор(ы): Погодина Л. И.
Скачать: Русский язык 11кл - Презентация к уроку.pptАвтор(ы): Погодина Л. И.
Скачать: Русский язык 11кл - Приложение.docx