Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

3 Простое предложение (Пинаева Т. В.).

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета русский язык.
    Класс 11.
    УМК:  Русский язык. 10-11 классы./ Н.Г. Гольцова, М.А. Мищерина. – М.: ООО «Русское слово», 2008.
    Тема урока: «Простое предложение».
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы 1 час.
    Место урока в системе уроков по теме: данная тема рассматривается в разделе «Синтаксис и пунктуация», позволяет учащимся повторить и обобщить знания о простом предложении как синтаксической единице, формирует аналитические навыки разбора простого предложения.  
    Цель урока: систематизировать и обобщить знания учащихся о простом предложении.
    Задачи урока: 
    1) систематизировать знания о простом предложении через навык синтаксического анализа простого предложения;
    2) побудить учащихся к активности; воспитывать доброжелательное отношение учащихся друг другу; 
    3) учить ставить учебную задачу; анализировать речевой материал; разделять общее от частного; организовывать свои действия согласно плану и выработанной схеме.   
    Планируемые результаты: умение ставить учебную задачу; анализировать речевой материал; разделять общее от частного; организовывать свои действия согласно плану и выработанной схеме.
    Техническое обеспечение урока: компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация.
    
    
    Содержание урока
    
    I. Организационный момент
     Цель – создание рабочей атмосферы, положительного эмоционального настроя.
    
    II. Словарный  диктант 
    Цель – развитие навыков правописания гласных после шипящих и ц.
    
    Ажурный, жёлудь, жюри, ожёг руку, печёнка, пощёчина, мажорный, марципан, на цыпочках, никчёмный, решётчатый, трущобы, цикорий, чёботы, шёлковый, шоколад, чёт – нечет, шомпол, прожорливый, циферблат, чащоба, чопорный, шоу, чечётка, девчонка, кумачовый, медвежонок, плащом, тучей. 
    
    III. Постановка темы и целей урока
    Цель - умение формулировать тему и цель урока.
    
    Прочитайте дневниковые записи М.М. Пришвина. Определите, какие виды предложений по наличию грамматических основ   в основном использует автор в своей заметке. 
    
      5 м а я. Ясный, но ветреный день. Сколько в лесу у прудов соловьёв!
    Вчера вечером бродил… Лес наш полураскрытый. Каждый кустик убирается. Постепенно всё смыкается. На молодых берёзках листья уже большие и пахнут Троицей. Внизу иду между склонами. Солнце светит через деревья сверху. Тени ложатся… Первые тени на деревьях на лугу, как зелёная вуаль на красавице. Маленькие насекомые гудят в воздухе…
    Как хорошо в этих зелёных склонах. Так хочется признать единое великое значение всего. Что бы там ни было, но ведь это всё прекрасно. Всё это вне человека. 
    (М.М. Пришвин «Дневники»)
    - Какова тема нашего урока? 
    - Какие цели вы себе поставите?
    - Тема нашего урока «Простое предложение». Сегодня на уроке мы должны систематизировать и обобщить свои знания о простом предложении, полученные в 8 классе. 
    
    IV. Работа по теме урока 
    Цель - создать логическую цепочку изучения тем в разделе «Синтаксис»; создать схему видов простого предложения, вспомнить синтаксические определения и понятия. 
    Умения: выделять главное в устной речи лектора, записывать и систематизировать услышанное.
    1. Беседа.
    - Дайте определение предложения. (Предложением называется слово или несколько слов, в которых заключается сообщение, вопрос или побуждение (приказ, совет, просьба). Предложение характеризуется интонационной и смысловой законченностью, т.е. представляет собой отдельное высказывание. Предложение имеет грамматическую основу, состоящую из главных членов или одного из них).
    - Назовите предложения по наличию грамматических основ. (Простые, сложные).
    - Дайте определение простого предложения. (Это такое предложение, в котором есть одна грамматическая основа).  
    2. Выступление заранее подготовленных учеников по теме урока, составление схемы «Простое предложение». 
    
    Простое предложение
     
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    V. Закрепление изученного
    
    1. Анализ текста 
    Цель - продемонстрировать эффективность работы по составленной схеме, развивать умение синтаксического разбора.
    
    (1) Гладь почти безветренная. (2) Мелкие волнишки мирно толкаются о борт. (3) Широкий след за кормой. (4) Простор, вода и небо. (5) Воздух такой чистый, что каждый вздох ощущаешь, как глоток свежей воды. (6) Лодка идёт легко, спокойно, устойчиво, чуть-чуть пожурчивает вода за бортом.   (7) Хочется не говорить, а молчать. (8) Мы и молчим, глядя, как удаляется берег. (9) Молчим, покорные этому щедрому бескрайнему свету, этому подрагиванию и покачиванию. (10) Вот уже и первая чайка. (11) Вот уже не видно  камней на нашем берегу. (12) Вот уже и людей не видать. (13) Вот уже слились в одну густую, плотную, чёрную толпу редкие прибрежные сосны, и за этой колышущейся толпой неразличима наша дача.
    (Л. Чуковская «Памяти детства) 
    - Обоснуйте постановку знаков препинания в тексте.
    - Подчеркните грамматическую основу предложений. Определите способы выражения главных членов предложения, тип сказуемых. 
    - Укажите номера односоставных предложений. 
    - Определите вид односоставных предложений, в том числе, входящих в состав сложного. (3 – назывное, 4 – назывное, 5 – определенно-личное, 7 – безличное, 9 – обобщённо-личное, 10- назывное, 11 – безличное, 12- безличное)
    - Укажите номера двусоставных простых предложений. (1, 2)
    - Укажите номера сложных предложений. (5, 6, 7, 13)
    
    2. Запись предложений под диктовку учителя.
    Цель – проконтролировать умение ставить необходимые знаки препинания и грамотность. 
    
    Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно  мчит сквозь леса и горы полные воды свои. Ни зашелохнется, ни прогремит. Глядишь и не знаешь, идёт или не идёт его величавая ширина, и чудится, будто весь вылит он из стекла, и будто голубая зеркальная дорога, без меры в ширину, без конца в длину, реет и вьётся по зелёному миру. Любо тогда и жаркому солнцу оглядеться с вышины и погрузить лучи в холод стеклянных вод и прибрежным лесам ярко осветиться в водах. Зеленокудрые они толпятся вместе с полевыми цветами к водам и, наклонившись, глядят в них и не наглядятся, и не налюбуются светлым своим зраком, и усмехаются к нему, и приветствуют его, кивая ветвями. В середину же Днепра они не смеют глянуть, никто, кроме солнца и голубого неба, не глядит в него.  Редкая птица долетит до середины Днепра. Пышный!  Ему нет равной реки в мире. 
    (Н.В. Гоголь «Страшная месть»)
    
    - Подчеркните односоставные предложения (в том числе и в составе сложных) одной чертой. 
    
    VI. Готовимся к ЕГЭ
    
    1. Решение тестовых заданий
    Цель – проконтролировать учебные навыки по синтаксическому разбору предложения
    
    Тест
    1. Укажите, чем выражено сказуемое:
    а) существительным;
    б) прилагательным:
    в) глаголом;
    г) наречием; 
    д) глаголом + существительным;
    е) глаголом + прилагательным;
    ж) глаголом + наречием;
    з) существительным + прилагательным;
    и) фразеологизмом.
    
    1. Вся земля была в тумане.
    2. Погода была не из приятных.
    3. Женя ниже Романа.
    4. Он был волшебником, как никто.
    5. Грамматика и математика суть наук.
    6. Наталья невестой стала бывать в доме Романовых.
    7. Она вышла за моего друга замуж.
    8. Утро вечера мудренее.
    9. Обитатели Горюхина большею частью росту среднего.
    10. Мой друг жил отшельником. 
    
    Ответ:  1- д, 2 – е, 3 – б, 4 – и, 5 – д, 6 – д, 7 – ж, 8 – б, 9 – з, 10 - д
    
    2. Определите вид сказуемого: 
    а) простое глагольное;
    б) составное глагольное;
    в) составное именное. 
    
    1. Вся комната лучами солнца озарена.
    2. День был не из лучших.
    3. Весёлую песню запел соловушка.
    4. Анастасия стала студентом университета.
    5. Деревья начинают желтеть.
    6. Он хотел дышать свежим воздухом.
    7. Я долго буду ждать твоего возвращения.
    8. Необработанные семена плохо всходят.
    9. В зной рада бродить по тенистым аллеям парка.
    10. Она была великолепной мастерицей на все руки.
    
    Ответ:  1- в, 2 – в, 3 – а, 4 – в, 5 – б, 6 – б, 7 – а, 8 – а, 9 – б, 10 – в
    
    VII. Итог урока
    - Дайте определение простого предложения.
    -  Расскажите об основных структурно-семантических типах предложений.
    - Расскажите о главных членах предложения.
    - Расскажите о второстепенных членах предложения. 
    
    VIII. Домашнее задание 
    § 68-75, упр. 355,356. 
    
    
     

    Автор(ы): Пинаева Т. В.

    Скачать: Русский язык 11кл - Конспект.docx

Презентация к уроку