Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

6 Простое осложнённое предложение. Предложение с однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах предложения (Проняева Т. А.).

Текст урока

  • Конспект

     План-конспект урока русского языка в 11 классе
    Тема: Простое осложнённое предложение. Предложение  с однородными членами. Обобщающие
    слова при однородных членах предложения.
    Место урока в системе уроков по теме: 8 урок по теме
    Цели:
    Образовательные:
    1.Систематизировать знания о простом осложнённом предложении с обособленными однородными членами,  с обособленными определениями,  с обособленными обстоятельствами,  дополнениями;
    2.Закреплять умение   различать простое и сложное предложение от простого осложнённого предложения; умение находить их в тексте,  объяснять постановку знаков препинания, правильно интонировать  предложения с обособленными членами предложения и  передавать  смысловые отношения между частями предложения;
    3.Закреплять умение правильно расставлять знаки препинания в простых осложнённых предложениях; пользоваться  изученными конструкциями в собственной речи, соблюдать литературную норму при построении простого осложнённого предложения
    Развивающие:
    1. Создавать условия для развития  умения анализировать образную систему произведения.
    2. Обогащать активный словарный запас школьников.
    3.  Развивать у учащихся умение логически мыслить и обобщать изученные факты.
    Воспитательные:
    1.Воспитывать у учащихся нравственных качеств через образы художественного произведения.
    2.Воспитывать на отрывках произведений В. Астафьева ответственное отношение к жизни, окружающим, самому себе.
    3.Содействовать развитию эстетического вкуса учащихся.
    Планируемые результаты:
    Предметные:
    1.Систематизировать  прочные знания об обобщающих словах при однородных членах.
    2.Обобщить  умения правильно ставить знаки препинания при обобщающих словах.
    Метапредметные:
    - развивать умение  находить  обобщающие слова в тексте и употреблять их в своей речи;
    - развивать умение самостоятельно определять тему и цель своей работы;
    - развивать умение оценивать и анализировать собственную деятельность с позиции полученных результатов.
    Личностные:
    - создавать условия для развития эстетического вкуса, повышения культурного уровня через обращение к произведениям художественной литературы.
    Техническое обеспечение урока:
    Учебник «Русский язык. 10-11 класс» Авторы: Н.Г.Гольцова, И.В. Шамшин. Москва, «Русское слово», 2008 год; дополнительный материал для работы на уроке; презентация  учителя к уроку.
    Тип урока : Урок  комбинированный  (систематизации и  обобщения, контроля знаний, умений, навыков)
    
    Содержание  урока:
    I. Организационно-мотивационный момент.
    II. Орфоэпическая разминка (расставить правильно ударение). (Слайд 1)
    Аэропорты, бухгалтеров, вероисповедание, дефис, диспансер, досуг, жалюзи, каталог, некролог, квартал, корысть, краны, лекторов, местностей, почестей, челюстей, новостей, намерение, недуг, отрочество, сироты, средства, созыв, тортов, цепочка, шарфы, красивее, кухонный, мозаичный, оптовый, прозорлива, сливовый, взялась, восприняла, вручит, добрала, жилось, закупорить, клала, лгала, лила, наделит, надорвалась, обзвонит, облегчит, ободрить, озлобить. 
     ( взаимопроверка) (Слайд 2 )
    III.Формулировка цели и задачи урока.
    -Для того чтобы сформулировать тему урока, я предлагаю вам рассмотреть данные предложения. Какие пунктуационные правила их объединяют?
    Главное богатство — золотые души любимых родных и близких.
    Любовь к своим родителям: матери и отцу - это самое высокое чувство.
    Души предков живут в нашей памяти и в нашем сердце.
    От наших родителей мы получили величайший и бесценный дар — жизнь. Леонардо да Винчи
    -Эти предложения осложнены однородными членами предложения.
    Наша цель: систематизировать знания о простом осложнённом предложении с обособленными однородными членами,  с обособленными определениями,  с обособленными обстоятельствами,  дополнениями;  (Слайд 3)
    -Запишите, пожалуйста, тему урока (Слайд 4)
    IV. Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.
    - Так с какими же пунктограммами мы сегодня встретимся? (ответы учеников)
    - Каковы признаки простого предложения?
    - Предложение распространенное и осложненное – это одно и то же?
    -Что нужно учитывать при выборе знака препинания? (ответ ученика)
    - Да, верно, всегда необходимо «видеть» и учитывать строение предложения, так как в русском языке пунктуация связана со структурой предложения. Таким образом, вначале надо разобраться в строении предложения, а затем применять пунктуационное правило. Конечно же, надо помнить и о том, что знаки препинания выполняют и смысловую функцию.
    1.Повторение теории с попутным закреплением материала:
    -Чтобы у вас было ясное представление об этом, посмотрите таблицу. (Слайд 5)
    -Простое предложение может быть
    -распространено  при помощи    второстепенных членов (определений, обстоятельств, дополнений)
    -осложнено при помощи однородных членов предложения, обособленных оборотов (причастных, деепричастных, сравнительных)
    - слов, не являющихся членами предложения (обращений, вводных слов и предложений)
    - Какие из перечисленных пунктограмм вызывают у вас наибольшую трудность? (ответы учеников)
    - Предлагаю систематизировать процесс повторения и принять порядок изложения материала в соответствии с таблицей. Давайте начнем с однородных членов предложения.
    Закончите высказывания:
    Однородные члены предложения-это....
    Обобщающие слова – это....
    Обобщающие слова являются теми же членами предложения, что и...
    Обобщающие слова в предложении могут стоять...
    Тире ставится, если...
    Двоеточие ставится, если...
    Двоеточие и тире ставится, если....
    -Перед вами высказывание  В.П. Астафьева, замечательного русского писателя :
    …каждый человек есть отдельный мир, плохой ли, хороший ли, преступный, больной ли, но мир, и процесс самопознания есть процесс постижения смысла жизни “через себя”. (Слайд 6 )
    – Назовите ключевые слова высказывания.
    – В чем пытается убедить нас Астафьев?
    В.П.Астафьев предлагает каждому из нас постичь смысл жизни, познать себя и через это познание, возможно, измениться и найти свое место в жизни.)
    -Запишите предложение, расставьте знаки  препинания и объясните их постановку.
    -Проверка. (Слайд 7 )
    -Чем однородные определения отличаются от неоднородных?
    -Объясните пунктуацию при неоднородных членах предложения.
    -Составьте алгоритм действия при постановке  знаков препинания в предложениях с однородными и неоднородными определениями. (Слайд 8)
    -Запись под диктовку предложений из произведений В.П.Астафьева
    -Объясните постановку знаков препинания в предложениях:
    Запахом прогорклого затхлого зерна тянуло в ворота. (Астафьев В.)
    Снова зажило всё разомлелой, заторможенной жизнью, и только листья на яблоне всё дрожали, и сама, кривая, растопорщенная, яблоня напоминала брошенного, обманутого ребёнка. (Астафьев В.)
    -(В первом предложении определения не связаны между собой сочинительной связью, произносятся без интонации перечисления и между ними нельзя вставить союз и. Они называют разные признаки)
    -Проверка . (Слайд 9 )
    2. Повторение темы: “Обобщающие слова при однородных членах предложения”
    -Какие слова называются обобщающими при однородных членах предложения?
    -Какие знаки препинания необходимо поставить при обобщающих словах?
    А) Работа по таблице (Слайд 10)
    Если обобщающее слово стоит после однородных членов, то оно отделяется знаком тире.
    Учебники, тетради, карандаши – всё было выложено на стол.
    
    
    
    
    Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие.
    На праздник пришли все: друзья, соседи, одноклассники.
    Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, но предложение не заканчивается ими, то после обобщающего слова ставится двоеточие, а после однородных слов – тире.
    Всегда: зимой, летом, весной,
    осенью – старец Порфирий ходил босиком.
    3.Работа с текстом В.П. Астафьева. Дождик.( на столах у обучающихся)
    В.П. Астафьев. Дождик.
    Шалый дождик налетел с ветром, пыль продырявил, заголил хвосты куриц, разогнал их во дворе, качнул и растрепал яблоню под окнами, убежал торопливо и без оглядки.
    Все замерло удрученно и растерянно. Налетел дождик, нашумел, но не утешил, не напоил.
    Снова зной. Снова зажило все разомлелой, заторможенной жизнью, и только листья на яблоне все дрожали, и сама, кривая, растопорщенная, яблоня напоминала брошенного, обманутого ребенка.
    а)чтение текста
    б)анализ текста
    -Сколько предложений в данном тексте?
    -Чем осложнено каждое из них? (однородными членами предложения, значит присутствует интонация перечисления: сказуемые передают движение, динамику окружающего мира, определения характеризуют состояние природы).
    -Что заключено в названии: тема или основная мысль? (тема, обращаем внимание на слова “дождик” и “дождь”, уменьшительно-ласкательный суффикс подчеркивает кратковременность и незначительность дождя).
    в)работа  по определению художественно-выразительных средств языка с указанием их роли в тексте.
    Метафорические эпитеты: “шалый”, “торопливо и без оглядки” – напоминают маленького ребенка, легкомысленного, озорного, беспечного.
    Однородные сказуемые, выраженные глаголами: “налетел”, “продырявил”, “заголил”, “разогнал”, “качнул”, “растрепал”, “убежал”, – подчеркивают быстроту событий, его молниеносность и скоротечность).
    Инверсия в сочетании с эпитетами помогает почувствовать состояние природы, а союз НО с противопоставлением (“налетел, нашумел, но не утешил, не напоил”) усиливает разочарование окружающего мира, передает сожаление автора о несбывшихся надеждах и мечтах.
    Лексический повтор (“Снова зной. Снова...”) в сочетании с развернутым олицетворением в последнем абзаце (образ яблони, ее незавидная судьба, испытания, выпавшие на ее долю) усиливают чувство досады, охватившее природу; подчеркивают невыносимость жары, которая затянулась и губительна для всего живого на земле.
    -Выпишите из текста 1-3 предложения с однородными членами, постройте схемы.
    -Проверка работы учащихся у доски (проверяют дети).
    4). Работа с задание по учебнику
    Выполнение упражнения 362
    -Перепишите 1-5 предложения, расставляя знаки препинания. Определите, какие члены предложения являются однородными, подчеркните их.
    1. Деревенские девочки свой первый в жизни венок сплетут не из купальниц и даже не из васильков, но из солнечных одуванчиков. (Сол.) 2. Митроша выучился у отца делать деревянную посуду: бочонки, шай­ки, лохани. (Пришв.) 3. Появилась Варвара, непричесанная, в ночных ту­флях, в измятой блузе. (М. Г.) 4. Заснул Клим на рассвете, проснулся по­здно утомленным и нездоровым. (М. Г.) 5. Я помню ее одетой в белое или светло-голубое, с толстой каштановой косой на груди. (М. Г.)
    5.Творческая работа
    -Перед вами схемы, в которых необходимо расставить знаки препинания.
    ОиОиО
    иОиОи О
    -Составьте  предложения к данным схемам, расставьте запятые, объясните их постановку.
    - Каким принципом расстановки запятых пользуемся? (Ставим запятые после каждого однород­ного члена предложения)
    -Ответы учеников.
    6.Работа с текстом (По В.П.Астафьеву)
    -Прочитайте текст и выполните задания
    1) В солдатской форме (гражданскую одежду не успел еще заработать и приобрести), с надраенными медалями и пуговицами я переправился через Енисей и высадился на родном деревенском берегу…
    2) Бабушка сидела на скамье возле кухонного окна и сматывала нитки на клубок.
    3) - Что ж ты стоишь, батюшко, у порога? 4) Подойди, подойди! 5) Перекрещу я тебя, милово.
    6) Я оправил гимнастерку, хотел вытянуться, гаркнуть заранее придуманное: 7) "Здравия желаю, товарищ генерал!" 8) Да какой уж тут генерал! 9) Я бросил клубок и сгреб бабушку в беремя.
    10) - Живой я остался, бабонька, живой!..
    11) - Молилась, молилась за тебя, - торопливо шептала бабушка и по- птичьи тыкалась мне в грудь. 12) Она целовала меня там, где сердце, и все повторяла:
    13) - Молилась, молилась...
    14) - Потому я и выжил…
    15) - Дай-кось я погляжу на тебя.
    16) Я послушно замер перед бабушкой. 17) На дряхлой щеке ее осталась и не сходила вмятина от моей Красной Звезды.
    18) - Жизня-то какая была! 19) Не приведи господи!.. - жаловалась бабушка. 20) - Устала я, батюшко. 21) Вся устала. 22) Восемьдесят шестой годок... 23) Работы сделала - иной артели впору. 24) Тебя все ждала. 25) А жданье крепит. 26) Ты уж, батюшко, приедь похоронить-то меня... 27) Закрой мои глазоньки...
    28) Вскорости бабушка умерла.
    29) Мне прислали на Урал телеграмму с вызовом на похороны. 30) Но меня не отпустили с производства. 31.) Начальник отдела кадров, прочитавши телеграмму, сказал:
    32) - Не положено. 33) Мать или отца - это другое дело, а бабушек, дедушек да кумовей…
    34) Откуда знать он мог, что бабушка была для меня и отцом и матерью - всем, что есть на этом свете дорогого для меня! 35) Мне надо было бросить рабoту, а я не сделал этого...
    36) И живет в сердце вина. 37) Гнетущая, тихая, вечная. 38) Я знаю, бабушка простила бы меня. 39) Но ее нет. 40) И некому прощать...
    (По В.П.Астафьеву)
    Задания к тексту
    1. В каком предложении отражена главная мысль текста?
    1) 18 2) 32 3) 24 4) 11
    2. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
    1) Предложение 38 содержит противопоставление по отношению к суждению, высказанному в предложении 36 текста.
    2) Предложения 1-2 текста содержат описательный фрагмент.
    3) В предложениях 18-21 представлено рассуждение.
    4) В предложениях 2-5 представлено повествование с элементами рассуждения.
    5) Предложения 35-38 представлено рассуждение.
    3. Из предложений 16-20 выпишите фразеологизм.
    4. Среди предложений 2-9 выпишите предложения с однородными членами. Укажите их номера.
    4. Среди предложений 18-26 найдите такое, которое присоединяется к предыдущему с помощью противительного союза и однокоренного слова. Напишите номер этого предложения.
    5. «Героя повести «Последний поклон», рассказывая читателям о своих сожалениях, подчеркивает, что ему не хватает именно родного человека, бабушки. Поэтому троп ____ предает его боль (предложении 36). Никогда из сердца героя не уйдет чувство вины. Синтаксическое средство выразительности ________( предложения 37,38,39,40) подчеркивает сожаления героя.
    Любовь бабушки к внуку передает лексическое средство________(предложения 11,13). В речи бабушки присутствуют___________( предложения 15,18,25), что создает естественность описания героини.
    Список терминов:
    1) метафоры
    2) эпитеты
    3) олицетворение
    4) устаревшие слова
    5) просторечные и разговорные слова
    6) лексический повтор
    7) сравнение
    8) парцелляция
    9) риторическое восклицание
    - Давайте проверим себя. Докажите, что ваш выбор ответа верен. Ответы учеников.
    7) Индивидуальные задания (карточки)
    Карточка-1
    1.Спишите, расставьте пропущенные знаки препинания. Составьте схемы предложений.
    Память накапливает добрый опыт и традиции и постоянно противостоит уничтожающей силе времени
    Люди, имеющие кровное родство обычно держатся друг за друга, стараются поддерживать семейный дух и традиции.
    Все живое на земле имеет свои истоки свое начало.
    Карточка-2
    Среди данных предложение найдите то, которое построено правильно (без грамматических ошибок).Запишите предложение в исправленном виде, составьте схему.
    1) Летом мы с друзьями не только побывали в Новгороде и Пскове, но и в Михайловском
    2) Вдоль дороги стояли небольшие лачуги, сложенные из булыжника и обнесены таким же забором.
    3) Каж­дый день я по­ли­вал и лю­бо­вал­ся этими не­обыч­ны­ми цве­та­ми.
    4) Все были рады, счастливы и веселые.
    5) Русские поэты 19-20 веков знали и использовали народную символику.
    V. Подведение итогов урока.
    А теперь подведем итоги урока. Сделаем это с помощью рефлексии.
    -Отметить положительные моменты урока, отметить недостатки. Прокомментировать оценки.
    Рефлексия. (Дети продолжают фразу учителя. (Слайд 11 )
    Мне сегодня на уроке понравилось….
    Я сегодня испытывал затруднение в ……
    Мне сегодня было интересно узнать о….
    Мне сегодня было легко…..
    Мне сегодня было трудно….
    Домашнее задание. (Слайд 12 )
    Упр. 363 из учебника или выписать 15 предложений из художественных произведений В.П.Астафьева с однородными членами предложения
     

    Автор(ы): Проняева Т. А.

    Скачать: Русский язык 11кл - Конспект.docx

Презентация к уроку

Задания к уроку