Название предмета: русский язык. Класс: 11 УМК: учебник «Русский язык. 10-11 классы», Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшина, М. «Русское слово», 2008 Уровень обучения: базовый. Тема урока: Постановка тире в простом предложении. Общее количество часов, отведённое на изучение темы: 1 час. Место в системе уроков по теме: урок обобщения раннее изученного материала. Цель урока: формирование пунктуационных правописных навыков постановки тире в простом предложении. Задачи урока: 1. Повторить условия постановки тире между подлежащим и сказуемым. 2. Закрепить навыки постановки тире в неполном предложении. 3. Обобщить знания по темам «Словосочетание», «Простое предложение». 4. Формировать навыки по развитию речи. Планируемые результаты: 1) учащиеся должны знать условия постановки тире между подлежащим и сказуемым, в неполном предложении; 2) учащиеся должны уметь ставить тире в предложении, делать разбор предложения. Техническое обеспечение урока: компьютер (презентация к уроку). Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: индивидуальные карточки, раздаточный материла (карточки для групп, текст) Содержание урока. I. Организационный момент (2 минуты) - Хочется начать урок со стихотворения Ю.Левитанского: Каждый выбирает по себе Слово для любви и для молитвы, Шпагу для дуэли, меч для битвы - Каждый выбирает по себе. Каждый выбирает по себе: Щит и латы, посох и заплаты, Меру окончательной расплаты - Каждый выбирает по себе. Каждый выбирает для себя. Выбираю тоже, как умею. Ни к кому претензий не имею - Каждый выбирает для себя. - Каждый из вас выберет свой путь в жизни, каждому из вас для этого нужно успешно сдать ЕГЭ, на это направлены все наши уроки русского языка. Сегодня цель урока – закрепить имеющие лингвистические знания по теме «Постановка тире в простом предложении» и уметь применять их на практике. Мы вспомним, что такое словосочетание, простое предложение. II. Повторение и закрепление изученного материала по темам «Словосочетание», «Простое предложение» (10 минут). 1. Вопросы для повторения. 1) Что изучает синтаксис? (Синтаксис – раздел языкознания, изучающий словосочетания и предложения) 2) Что называется словосочетанием? ( Словосочетание – соединение двух и более знаменательных слов, связанных на основе подчинительной связи.) 3) Какие существуют типы подчинительной связи в словосочетании? (Согласование, управление, примыкание) 2. Индивидуальная работа ( 3 человека выполняют работу по карточкам) 1 карточка. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Выпишите все словосочетания, укажите вид подчинительной связи. Я вн..мательно погл..дел кругом все лица выр..жали напр..жё(н,нн)ое ож..дание. 2 карточка. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Выпишите все словосочетания, укажите вид подчинительной связи. Князь Андрей редко смеялся но когда смеялся то о..давалсявесь своему смеху. 3 карточка. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Выпишите все словосочетания, укажите вид подчинительной связи Мы разр..дяли посадки что(бы) комнатные р..стения могли свободно разв..ват..ся. 3. Работа в парах. - В конструкциях с управлением часто встречаются ошибки. Исправьте грамматические ошибки в данных словосочетаниях, взятых из заданий 6-7 ЕГЭ. Оплатите за проезд (оплатить (что?) проезд); поступил согласно приказа (согласно (чему?) приказу); уверенность в победу (уверенность (в чём?) в победе); опираться на фактах (опираться (на что?) на факты); заведующий аптеки (заведующий (чем?) аптекой); по окончанию спектакля (по окончании (=после) спектакля); по приезду домой (по приезде домой); скучаю по вам (скучаю по вас); тревожиться о нём (тревожиться за него). Проверка задания работы в парах. 4. Вопросы для повторения. 1) Что называется предложением? (Предложение – основная синтаксическая единица, которая имеет грамматическую основу и обладает интонационной и смысловой законченностью.) 2) Что такое грамматическая основа предложения? (Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое). 5. Синтаксический разбор простого предложения. Россия – это океан земель, размахнувшийся на целую шестую часть света и держащий в касаниях своих раскрытых крыльев Запад и Восток. (Н.Рерих.) - Обоснуйте постановку знаков препинания в предложении. 6. Итак, тире в данном предложении ставится потому, что подлежащее и сказуемое выражены существительными в именительном падеже. Когда ещё в простом предложении ставится тире? III. Знакомство с теоретическим материалом 1. Работа с учебником (параграф 74). Анализ теоретического материала (постановка тире в простом предложении). Тире между подлежащим и сказуемым при отсутствии глагола-связки ставится не ставится 1) сущ. им. п. — сущ. им. п. Разоружение — веление времени 2) гл. н. ф. — гл. н. ф. Жить — Родине служить 3) гл. н. ф. — сущ. им. п. Написать ответное письмо — дело простое 4) сущ. им. п. — гл.н.ф. Наша задача — защищать Родину 5) числ. им. п. — числ. им. п. Дважды два — четыре 6) сущ. им. п. — числ. им. п. Скорость — шестьдесят километров в час 7) сущ. им.п. — фразеол. оборот Сережка — седьмая вода на киселе тебе и мне 8) … — это (вот, значит) Точность и краткость — вот первые достоинства прозы (П.) 1) сущ. им. п.сущ. им. п. Прекрасный человек Иван Иванович! 2) сущ. им. п.НЕ сущ. им. п. Бедность не порок 3) ______ как (будто, словно)______ Звезды будто алмазы 4) ______, вводное слово,______ Риск, как известно, дело благородное 5) сущ.им.п. нареч.(союз, част.) сущ. им. п. Март только начало весны 6) _____втор. член предлож.______ Коля мне друг 7) __________(фразеолог. оборот) Дело дрянь. 8) личн.местоим._____ Я честный человек 9) _______ вопр.-отн. местоим. вопр.-отн. мест_______ Скажи мне, кто твой друг… 10) _______ прилаг. Погода несносная 2. Тире в неполном предложении 1) Тире ставится в неполном предложении, составляющем часть сложного предложения, когда пропущенный член (обычно сказуемое) восстанавливается из предшествующей части предложения и на месте пропуска делается пауза. Например: Я сел на своего доброго коня, а Савельич — на тощую и хромую клячу (П.). При отсутствии паузы тире не ставится: Алеша смотрел на них, а они на него (Дост.). 2) Тире ставится при наличии паузы в предложениях с пропущенным членом (обычно сказуемым), восстанавливаемым из текста самого предложения. Например: И по всему небу — облака, как розовые перышки (Пан.). Как правило, такое тире ставится в однотипно построенных частях предложения: У войны — короткий путь, у любви — далекий (Твард.). IV. Работа с текстом - В 2016 году наша страна отметила 55 –летний юбилей первого полёта человека в космос. Прочитайте текст. - О чём текст? ( О космонавтах и их работе) -Определите стиль и тип речи (публицистический стиль, типы речи: рассуждение и повествование) Космонавт - это человек, испытывающий космическую технику и работающий на ней в космосе Эта профессия появилась совсем недавно. Сейчас космонавты есть почти во всех странах. Но космические корабли строят и отправляют в космос только в двух странах: в России и в Америке. На российских космических кораблях работали космонавты со всего света: из Франции, из Америки, из Японии, из Китая и из многих других стран. Первый космонавт Земли - Юрий Алексеевич Гагарин. 12 апреля 1961 года на корабле "Восток" он облетел вокруг Земли один раз за 1 час 48 минут. Он вернулся на Землю живым и здоровым, и ученые решили, что человек может жить и работать в космосе. Сейчас космонавты по нескольку месяцев, а некоторые больше года проводят на космических научных станциях. Космическая станция "Мир" построена в России. Она летает и работает на околоземной орбите с 1986 года. Один экипаж космонавтов сменяется другим. Ни на один час не прекращается работа на космической станции. Космонавты наблюдают за звездами, планетами и Солнцем, фотографируют и изучают Землю, ухаживают за растениями и животными, которые живут на станции, ремонтируют свой космический дом, проводят много различных научных опытов. За космическим полетом следят с Земли из Центра управления. В космосе побывало уже более трехсот человек. Многие космонавты летали в космос по нескольку раз. Космонавты – мужественные люди. Они живут и работают в необычных условиях - невесомости, в безмолвном и опасном месте. V. Дифференцированная работа - По данному тексту мы будем работать в группах. 1) (Для слабых учащихся) Найдите в тексте предложения с постановкой тире в простом предложении. Выпишите предложения, объясните знаки препинания. 2) (Для сильных учащихся) Письменный ответ на вопрос: «Какие качества Ю.Гагарина, вы считаете, необходимы при выборе профессии космонавта? Почему? А какую профессию выбрали вы? Докажите свой выбор» При написании работы используйте простые предложения с постановкой тире. VI.Подведение итогов урока. Оценки за урок. - Да, каждый выбирает для себя и по себе, Юрий Гагарин, выбрав профессию космонавта, смог оставить яркий след в развитии космонавтики. А какой след от урока оставите вы в своей памяти? - Какие темы мы повторяли на уроке? Какие задания оказались для вас трудными? VII.Домашнее задание. 1) Упр. 388, 2) Упр.386. Прочитайте задание. Напишите письменную творческую работу к тексту упражнения.
Автор(ы): Алексеева Е. И.
Скачать: Русский язык 11кл - Конспект.docxАвтор(ы): Алексеева Е. И.
Скачать: Русский язык 11кл - Презентация к уроку.pptАвтор(ы): Алексеева Е. И.
Скачать: Русский язык 11кл - Приложение.docx