Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

4 Постановка тире в простом предложении (Алексеева Е. И.).

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета: русский язык.
    Класс: 11
    УМК: учебник «Русский язык. 10-11 классы», Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшина, М. «Русское слово», 2008
    Уровень обучения: базовый.
    Тема урока: Постановка тире в простом предложении.
    Общее количество часов, отведённое на изучение темы: 1 час.
    Место в системе уроков по теме: урок обобщения раннее изученного материала.
    Цель урока: формирование пунктуационных правописных навыков постановки тире в простом предложении.
    Задачи урока:
    1. Повторить условия постановки тире между подлежащим и сказуемым.
    2. Закрепить навыки постановки тире в неполном предложении.
    3. Обобщить знания по темам «Словосочетание», «Простое предложение».
    4.  Формировать навыки по развитию речи.
    Планируемые результаты: 
    1) учащиеся должны знать условия постановки тире между подлежащим и сказуемым, в неполном предложении;
    2) учащиеся должны уметь ставить тире в предложении, делать разбор предложения.
    Техническое обеспечение урока: компьютер (презентация к уроку).
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока:  индивидуальные карточки, раздаточный материла (карточки для групп, текст)
     Содержание урока.
    I. Организационный момент (2 минуты)
    - Хочется начать урок со стихотворения Ю.Левитанского:	
    Каждый выбирает по себе
    Слово для любви и для молитвы,
    Шпагу для дуэли, меч для битвы -
    Каждый выбирает по себе.
    
    Каждый выбирает по себе:
    Щит и латы, посох и заплаты,
    Меру окончательной расплаты - 
    Каждый выбирает по себе.
    
    Каждый выбирает для себя.
    Выбираю тоже,  как умею.
    Ни к кому претензий не имею -
    Каждый выбирает для себя.
    - Каждый из вас выберет свой путь в жизни, каждому из вас для этого нужно успешно сдать ЕГЭ, на это направлены все наши уроки русского языка. Сегодня цель урока – закрепить имеющие лингвистические знания по теме «Постановка тире в простом предложении» и уметь применять их на практике. Мы вспомним, что такое словосочетание, простое предложение.
    II. Повторение и закрепление изученного  материала по темам «Словосочетание», «Простое предложение» (10 минут).
    1. Вопросы для повторения.
    1) Что изучает синтаксис? (Синтаксис – раздел языкознания, изучающий словосочетания и предложения)
    2) Что называется словосочетанием? ( Словосочетание – соединение двух и более знаменательных слов, связанных на основе подчинительной связи.)
    3) Какие существуют типы подчинительной связи в словосочетании? (Согласование, управление, примыкание)
    2. Индивидуальная работа ( 3 человека выполняют работу по карточкам)
    1 карточка.
    Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Выпишите все словосочетания, укажите вид подчинительной связи.
    Я вн..мательно погл..дел кругом все лица выр..жали напр..жё(н,нн)ое ож..дание.
    2 карточка.
    Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Выпишите все словосочетания, укажите вид подчинительной связи.
    Князь Андрей редко смеялся но когда смеялся то о..давалсявесь своему смеху.
    3 карточка.
    Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Выпишите все словосочетания, укажите вид подчинительной связи
    Мы разр..дяли посадки что(бы) комнатные р..стения могли свободно разв..ват..ся.
    3. Работа в парах.
    - В конструкциях с управлением часто встречаются ошибки. Исправьте грамматические ошибки в данных словосочетаниях, взятых из заданий 6-7 ЕГЭ.
    Оплатите за проезд (оплатить (что?) проезд);
    поступил согласно приказа (согласно (чему?) приказу);
    уверенность в победу (уверенность (в чём?) в победе);
    опираться на фактах (опираться (на что?) на факты);
    заведующий аптеки (заведующий (чем?) аптекой);
    по окончанию спектакля (по окончании (=после) спектакля);
    по приезду домой (по приезде домой);
    скучаю по вам (скучаю по вас);
    тревожиться о нём (тревожиться за него).
    Проверка задания работы в парах.
    4. Вопросы для повторения.
    1) Что называется предложением? (Предложение – основная синтаксическая единица, которая имеет грамматическую основу и обладает интонационной и смысловой законченностью.)
    2) Что такое грамматическая основа предложения? (Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое).
    5. Синтаксический разбор простого предложения.
    Россия – это океан земель, размахнувшийся на целую шестую часть света и держащий в касаниях своих раскрытых крыльев Запад и Восток. (Н.Рерих.)
    - Обоснуйте постановку знаков препинания в предложении.
    6. Итак, тире в данном предложении ставится потому, что подлежащее и сказуемое выражены существительными в именительном падеже. Когда ещё в простом предложении ставится тире?
    
    III. Знакомство с теоретическим материалом
    1. Работа с учебником (параграф 74). Анализ теоретического материала (постановка тире в простом предложении).
    
    Тире между подлежащим и сказуемым при отсутствии глагола-связки
     
    ставится
    не ставится
    1) сущ. им. п. — сущ. им. п.
    Разоружение — веление времени
    2) гл. н. ф. — гл. н. ф.
    Жить — Родине служить
    3) гл. н. ф. — сущ. им. п.
    Написать ответное письмо — дело простое
    4) сущ. им. п. — гл.н.ф.
    Наша задача — защищать Родину
    5) числ. им. п. — числ. им. п.
    Дважды два — четыре
    6) сущ. им. п. — числ. им. п.
    Скорость — шестьдесят километров в час
    7) сущ. им.п. — фразеол. оборот
    Сережка — седьмая вода на киселе тебе и мне
    8) … — это (вот, значит)
    Точность и краткость — вот первые достоинства прозы (П.)
    1) сущ. им. п.сущ. им. п.
    Прекрасный человек Иван Иванович!
    2) сущ. им. п.НЕ сущ. им. п.
    Бедность не порок
    3) ______ как (будто, словно)______
    Звезды будто алмазы
    4) ______, вводное слово,______
    Риск, как известно, дело благородное
    5) сущ.им.п. нареч.(союз, част.) сущ. им. п.
    Март только начало весны
    6) _____втор. член предлож.______
    Коля мне друг
    7) __________(фразеолог. оборот)
    Дело дрянь.
    8) личн.местоим._____
    Я честный человек
    9) _______ вопр.-отн. местоим.
    вопр.-отн. мест_______
    Скажи мне, кто твой друг…
    10) _______ прилаг.
    Погода несносная
    2. Тире в неполном предложении
    1) Тире ставится в неполном предложении, составляющем часть сложного предложения, когда пропущенный член (обычно сказуемое) восстанавливается из предшествующей части предложения и на месте пропуска делается пауза. Например: Я сел на своего доброго коня, а Савельич — на тощую и хромую клячу (П.). При отсутствии паузы тире не ставится: Алеша смотрел на них, а они на него (Дост.).
    2) Тире ставится при наличии паузы в предложениях с пропущенным членом (обычно сказуемым), восстанавливаемым из текста самого предложения. Например: И по всему небу — облака, как розовые перышки (Пан.). Как правило, такое тире ставится в однотипно построенных частях предложения: У войны — короткий путь, у любви — далекий (Твард.).
    
    IV. Работа с текстом
    - В 2016 году наша страна отметила 55 –летний юбилей первого полёта человека в космос.
    Прочитайте текст. 
    - О чём текст? ( О космонавтах и их работе)
    -Определите стиль и тип речи (публицистический стиль, типы речи: рассуждение  и повествование)
      Космонавт - это человек, испытывающий  космическую технику и работающий на ней в космосе  Эта профессия появилась совсем недавно. Сейчас космонавты есть почти во всех странах. Но космические корабли строят и отправляют в космос только в двух странах: в России и в Америке.  На российских космических кораблях работали космонавты со всего света: из Франции, из Америки, из Японии, из Китая и из многих других стран. Первый космонавт Земли - Юрий Алексеевич Гагарин. 12 апреля 1961 года на корабле "Восток" он облетел вокруг Земли один раз  за 1 час 48 минут. Он вернулся на Землю живым и здоровым, и ученые решили, что человек может жить и работать в космосе. Сейчас космонавты по нескольку месяцев, а некоторые больше года проводят на космических научных станциях. Космическая станция "Мир" построена  в России. Она  летает и работает на околоземной орбите с  1986 года. Один экипаж космонавтов сменяется другим. Ни на один час не прекращается работа на космической станции. Космонавты наблюдают за звездами, планетами и Солнцем, фотографируют и изучают Землю, ухаживают за растениями и животными, которые живут на станции, ремонтируют свой космический дом, проводят много различных научных опытов. За космическим полетом следят с Земли из Центра управления. В космосе побывало уже более трехсот человек. Многие космонавты летали в космос по нескольку раз. Космонавты – мужественные люди. Они живут и работают в необычных условиях  - невесомости, в безмолвном и опасном месте.
    V. Дифференцированная работа 
    - По данному тексту мы будем работать в группах.
    1) (Для слабых учащихся) Найдите в тексте предложения с постановкой тире в простом предложении. Выпишите предложения, объясните знаки препинания.
    2)  (Для сильных учащихся) Письменный ответ на вопрос: «Какие качества Ю.Гагарина, вы считаете, необходимы при выборе профессии космонавта? Почему? А какую профессию выбрали вы? Докажите свой выбор» При написании работы используйте простые предложения с постановкой тире. 
         VI.Подведение итогов урока. Оценки за урок.
    - Да, каждый выбирает для себя и по себе, Юрий Гагарин, выбрав профессию космонавта, смог оставить яркий след в развитии космонавтики. А какой след от урока оставите вы в своей памяти?
    - Какие темы мы повторяли на уроке? Какие задания оказались для вас трудными?
       VII.Домашнее задание.
    1) Упр. 388, 
    2) Упр.386. Прочитайте задание. Напишите письменную творческую работу к тексту упражнения.
     

    Автор(ы): Алексеева Е. И.

    Скачать: Русский язык 11кл - Конспект.docx

Презентация к уроку

Задания к уроку