Название предмета: русский язык.
Класс: 11
УМК: учебник «Русский язык. 10-11 классы», Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшина, М. «Русское слово», 2008
Уровень обучения: базовый.
Тема урока: Постановка тире в простом предложении.
Общее количество часов, отведённое на изучение темы: 1 час.
Место в системе уроков по теме: урок обобщения раннее изученного материала.
Цель урока: формирование пунктуационных правописных навыков постановки тире в простом предложении.
Задачи урока:
1. Повторить условия постановки тире между подлежащим и сказуемым.
2. Закрепить навыки постановки тире в неполном предложении.
3. Обобщить знания по темам «Словосочетание», «Простое предложение».
4. Формировать навыки по развитию речи.
Планируемые результаты:
1) учащиеся должны знать условия постановки тире между подлежащим и сказуемым, в неполном предложении;
2) учащиеся должны уметь ставить тире в предложении, делать разбор предложения.
Техническое обеспечение урока: компьютер (презентация к уроку).
Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: индивидуальные карточки, раздаточный материла (карточки для групп, текст)
Содержание урока.
I. Организационный момент (2 минуты)
- Хочется начать урок со стихотворения Ю.Левитанского:
Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы,
Шпагу для дуэли, меч для битвы -
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает по себе:
Щит и латы, посох и заплаты,
Меру окончательной расплаты -
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже, как умею.
Ни к кому претензий не имею -
Каждый выбирает для себя.
- Каждый из вас выберет свой путь в жизни, каждому из вас для этого нужно успешно сдать ЕГЭ, на это направлены все наши уроки русского языка. Сегодня цель урока – закрепить имеющие лингвистические знания по теме «Постановка тире в простом предложении» и уметь применять их на практике. Мы вспомним, что такое словосочетание, простое предложение.
II. Повторение и закрепление изученного материала по темам «Словосочетание», «Простое предложение» (10 минут).
1. Вопросы для повторения.
1) Что изучает синтаксис? (Синтаксис – раздел языкознания, изучающий словосочетания и предложения)
2) Что называется словосочетанием? ( Словосочетание – соединение двух и более знаменательных слов, связанных на основе подчинительной связи.)
3) Какие существуют типы подчинительной связи в словосочетании? (Согласование, управление, примыкание)
2. Индивидуальная работа ( 3 человека выполняют работу по карточкам)
1 карточка.
Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Выпишите все словосочетания, укажите вид подчинительной связи.
Я вн..мательно погл..дел кругом все лица выр..жали напр..жё(н,нн)ое ож..дание.
2 карточка.
Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Выпишите все словосочетания, укажите вид подчинительной связи.
Князь Андрей редко смеялся но когда смеялся то о..давалсявесь своему смеху.
3 карточка.
Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Выпишите все словосочетания, укажите вид подчинительной связи
Мы разр..дяли посадки что(бы) комнатные р..стения могли свободно разв..ват..ся.
3. Работа в парах.
- В конструкциях с управлением часто встречаются ошибки. Исправьте грамматические ошибки в данных словосочетаниях, взятых из заданий 6-7 ЕГЭ.
Оплатите за проезд (оплатить (что?) проезд);
поступил согласно приказа (согласно (чему?) приказу);
уверенность в победу (уверенность (в чём?) в победе);
опираться на фактах (опираться (на что?) на факты);
заведующий аптеки (заведующий (чем?) аптекой);
по окончанию спектакля (по окончании (=после) спектакля);
по приезду домой (по приезде домой);
скучаю по вам (скучаю по вас);
тревожиться о нём (тревожиться за него).
Проверка задания работы в парах.
4. Вопросы для повторения.
1) Что называется предложением? (Предложение – основная синтаксическая единица, которая имеет грамматическую основу и обладает интонационной и смысловой законченностью.)
2) Что такое грамматическая основа предложения? (Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое).
5. Синтаксический разбор простого предложения.
Россия – это океан земель, размахнувшийся на целую шестую часть света и держащий в касаниях своих раскрытых крыльев Запад и Восток. (Н.Рерих.)
- Обоснуйте постановку знаков препинания в предложении.
6. Итак, тире в данном предложении ставится потому, что подлежащее и сказуемое выражены существительными в именительном падеже. Когда ещё в простом предложении ставится тире?
III. Знакомство с теоретическим материалом
1. Работа с учебником (параграф 74). Анализ теоретического материала (постановка тире в простом предложении).
Тире между подлежащим и сказуемым при отсутствии глагола-связки
ставится
не ставится
1) сущ. им. п. — сущ. им. п.
Разоружение — веление времени
2) гл. н. ф. — гл. н. ф.
Жить — Родине служить
3) гл. н. ф. — сущ. им. п.
Написать ответное письмо — дело простое
4) сущ. им. п. — гл.н.ф.
Наша задача — защищать Родину
5) числ. им. п. — числ. им. п.
Дважды два — четыре
6) сущ. им. п. — числ. им. п.
Скорость — шестьдесят километров в час
7) сущ. им.п. — фразеол. оборот
Сережка — седьмая вода на киселе тебе и мне
8) … — это (вот, значит)
Точность и краткость — вот первые достоинства прозы (П.)
1) сущ. им. п.сущ. им. п.
Прекрасный человек Иван Иванович!
2) сущ. им. п.НЕ сущ. им. п.
Бедность не порок
3) ______ как (будто, словно)______
Звезды будто алмазы
4) ______, вводное слово,______
Риск, как известно, дело благородное
5) сущ.им.п. нареч.(союз, част.) сущ. им. п.
Март только начало весны
6) _____втор. член предлож.______
Коля мне друг
7) __________(фразеолог. оборот)
Дело дрянь.
8) личн.местоим._____
Я честный человек
9) _______ вопр.-отн. местоим.
вопр.-отн. мест_______
Скажи мне, кто твой друг…
10) _______ прилаг.
Погода несносная
2. Тире в неполном предложении
1) Тире ставится в неполном предложении, составляющем часть сложного предложения, когда пропущенный член (обычно сказуемое) восстанавливается из предшествующей части предложения и на месте пропуска делается пауза. Например: Я сел на своего доброго коня, а Савельич — на тощую и хромую клячу (П.). При отсутствии паузы тире не ставится: Алеша смотрел на них, а они на него (Дост.).
2) Тире ставится при наличии паузы в предложениях с пропущенным членом (обычно сказуемым), восстанавливаемым из текста самого предложения. Например: И по всему небу — облака, как розовые перышки (Пан.). Как правило, такое тире ставится в однотипно построенных частях предложения: У войны — короткий путь, у любви — далекий (Твард.).
IV. Работа с текстом
- В 2016 году наша страна отметила 55 –летний юбилей первого полёта человека в космос.
Прочитайте текст.
- О чём текст? ( О космонавтах и их работе)
-Определите стиль и тип речи (публицистический стиль, типы речи: рассуждение и повествование)
Космонавт - это человек, испытывающий космическую технику и работающий на ней в космосе Эта профессия появилась совсем недавно. Сейчас космонавты есть почти во всех странах. Но космические корабли строят и отправляют в космос только в двух странах: в России и в Америке. На российских космических кораблях работали космонавты со всего света: из Франции, из Америки, из Японии, из Китая и из многих других стран. Первый космонавт Земли - Юрий Алексеевич Гагарин. 12 апреля 1961 года на корабле "Восток" он облетел вокруг Земли один раз за 1 час 48 минут. Он вернулся на Землю живым и здоровым, и ученые решили, что человек может жить и работать в космосе. Сейчас космонавты по нескольку месяцев, а некоторые больше года проводят на космических научных станциях. Космическая станция "Мир" построена в России. Она летает и работает на околоземной орбите с 1986 года. Один экипаж космонавтов сменяется другим. Ни на один час не прекращается работа на космической станции. Космонавты наблюдают за звездами, планетами и Солнцем, фотографируют и изучают Землю, ухаживают за растениями и животными, которые живут на станции, ремонтируют свой космический дом, проводят много различных научных опытов. За космическим полетом следят с Земли из Центра управления. В космосе побывало уже более трехсот человек. Многие космонавты летали в космос по нескольку раз. Космонавты – мужественные люди. Они живут и работают в необычных условиях - невесомости, в безмолвном и опасном месте.
V. Дифференцированная работа
- По данному тексту мы будем работать в группах.
1) (Для слабых учащихся) Найдите в тексте предложения с постановкой тире в простом предложении. Выпишите предложения, объясните знаки препинания.
2) (Для сильных учащихся) Письменный ответ на вопрос: «Какие качества Ю.Гагарина, вы считаете, необходимы при выборе профессии космонавта? Почему? А какую профессию выбрали вы? Докажите свой выбор» При написании работы используйте простые предложения с постановкой тире.
VI.Подведение итогов урока. Оценки за урок.
- Да, каждый выбирает для себя и по себе, Юрий Гагарин, выбрав профессию космонавта, смог оставить яркий след в развитии космонавтики. А какой след от урока оставите вы в своей памяти?
- Какие темы мы повторяли на уроке? Какие задания оказались для вас трудными?
VII.Домашнее задание.
1) Упр. 388,
2) Упр.386. Прочитайте задание. Напишите письменную творческую работу к тексту упражнения.
Автор(ы): Алексеева Е. И.
Скачать: Русский язык 11кл - Конспект.docxАвтор(ы): Алексеева Е. И.
Скачать: Русский язык 11кл - Презентация к уроку.pptАвтор(ы): Алексеева Е. И.
Скачать: Русский язык 11кл - Приложение.docx