Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

9 Обособленные обстоятельства и дополнения (Сысоева Е. В.).

Текст урока

  • Конспект

     
    Название предмета: русский язык.
    Класс: 11
    УМК: учебник «Русский язык. 10-11 классы», Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшина, М. «Русское слово», 2008
    Уровень обучения: базовый.
    Тема урока: «Обособленные обстоятельства и дополнения».
    
    Общее количество часов, отведённое на изучение темы: 1 час.
    Место в системе уроков по теме: урок обобщения раннее изученного материала.
    Цель урока: формирование пунктуационных правописных навыков в предложениях с обособленными членами предложения (обстоятельствами и дополнениями) 
    Задачи урока:
    1. организовать деятельность учащихся по обобщению знаний по курсу синтаксиса;
    2. способствовать развитию умений находить в предложении обособленные члены и выделять их на письме, умению применять теоретические знания на практике;
    3. воспитывать готовность к сотрудничеству на уроке, самостоятельность и способность к самоорганизации, чувство бережного отношения к природе.
    
    Планируемые результаты: 
    1) учащиеся должны знать условия постановки знаков препинания при обособленных  обстоятельствах и дополнениях;
    2) учащиеся должны уметь ставить знаки препинания при обособленных членах в предложении, делать разбор предложения.
    Техническое обеспечение урока: компьютер (презентация к уроку).
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока:  дидактический материал (карточки с вопросами и заданиями (для парной, групповой и индивидуальной работы
    Содержание урока.
    1. Организационный момент
    2. Актуализация знаний в начале урока
    - Начнём урок с разминки.
    Прочитаем текст, по которому вам необходимо будет выполнить ряд заданий. 
    Берегите природу.
           1)Вся природа и самая малая частица её: дерево в сквере, ромашковая поляна среди новых домов – всё это принадлежит нам. 2)Мы  хозяева пригородных лесов и лесопарков, речек и прудов, естественно украшающих нашу прекрасную землю. 3)Но если мы хозяева, то, конечно, и защитники, ибо нельзя только владеть, не платя за добро ответным добром. 4)Бездумно спиленный тополь, затоптанный сад, чересчур  большой букет лесных цветов, нередко приносимый с прогулки, выловленная молодь в реке – всё это удар по запасам природных богатств, а они не безграничны. 5)В больших городах и вблизи них вопрос стоит особенно остро, потому что тут каждое дерево – это наше с вами дыхание, следовательно, здоровье, такое нужное  каждому человеку. 
          6)Никакими законами не оградить природу от ущерба, если каждый из нас не осознает простой истины, что, нанося вред окружающей среде, мы тем самым наносим вред себе. 
           7)Природа – колыбель всего живого на земле, словно спрашивает: « Что делаешь ты, человек, чтобы сохранить мои богатства и красоту?»     
    Задания (устно):
    1. В каком слове правописание приставки определяется её значением – «близость расположения к чему-либо»(пригородных)
    2. Выписать из текста все причастия, определить их морфологические признаки (спиленный, затоптанный, приносимый, выловленная, окружающей).
    3. Верно ли утверждение, что в слове «вред» все согласные звуки звонкие? (нет, буква Д обозначает глухой звук Т
    4. Выписать из первого абзаца три словосочетания по одному на каждый вид синтаксической связи.
    5. Записать номер предложения, в котором есть деепричастный оборот.
    6.В каком слове правописание согласной в приставке зависит от последующего согласного? (безграничны)
    7.. Сделать синтаксический разбор предложения 2 (у доски).
    - Как вы думаете, почему для синтаксического разбора взято именно это предложение?
    (На предыдущих уроках мы изучали разные виды обособления в предложениях и правила постановки запятых при обособленных членах).
    - Как вы понимаете высказывание А.П. Чехова «Знаки препинания служат нотами при чтении»? 
    (Знаки препинания служат для придания тексту большей выразительности. Ведь нередко от того, как ты прочитаешь предложение, будет зависеть его смысл. И вообще без знаков препинания было бы очень сложно).
    
    3. Целеполагание 
    - Обратимся к теме сегодняшнего урока, которая непосредственно связана со знаками препинания и условиями их расстановки. Как она будет звучать?
    Формулировка темы. Повторение по теме «Обособленные обстоятельства и дополнения»
    Постановка целей:
    1. повторить виды обособленных членов предложений;
    2. научиться ставить знаки препинания в предложениях с обособленными обстоятельствами и дополнениями;
    3. отработать правильность употребления в устной и письменной речи обособленных членов предложения.
    4. Фронтальный опрос.
    1. Какие члены предложения называются обособленными?
    (Члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно, называются обособленными).
    2. Назовите известные вам обособленные члены предложения.
    (Обособленные определения, обособленные приложения, обстоятельства, а также к обособленным членам предложения относятся уточняющие члены).
    3. Какие члены предложения можно отнести к обособленным определениям?
    (Причастный оборот, одиночное причастие, прилагательное).
    4. Что относится к обособленным обстоятельствам?
    (Деепричастный оборот, одиночные деепричастия; обстоятельства, выраженные существительными с предлогами).
    5. Что такое уточняющие члены предложения?
    ( Второстепенные члены, которые служат для конкретизации значений других членов предложения). 
    5. Самостоятельное, творческое использование сформированных умений и навыков
    
    1. Практические задания учащимся (групповая работа)
    
    Класс делится на три группы. Каждая группа выбирает консультанта.
    - У каждой группы на столе распечатанные материалы и ниже даны задания. 
    Ваша задача – выполнить задания, применяя все теоретические знания и практические навыки, полученные при изучении темы «Обособленные члены предложения». 
    Задание 1 группы: записать предложения, вставляя слова, которые требуются заданием; рассказать об обособленных определениях, используя материал задания. Запись предложений, вставляются слова.
    1. Перед глазами ехавших расстилалась бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов.  (Обособленное определение, выраженное причастным оборотом.)
    (А. Толстой) 
    2. Все, побуревшее от зноя, оживало. (Обособленное определение, выраженное причастным оборотом.). (Н. Некрасов) 
    3. Раннее весеннее утро, прохладное и росистое.  (Обособленное определение, выраженное одиночными прилагательными)) (Л. Леонов) 
    4. Смышленые звери, бобры зимуют разумно(обособленное определение с добавочным обстоятельственным значением). 
    5. Мы, внуки, старались почаще навещать бабушку. (обособленное приложение). 
    Вывод (Делает консультант группы) 
    Обособленные определения и приложения выделяются на письме, если:
    - относятся к личному местоимению;
    - стоят после определяемого слова;
    - стоят перед определяемым существительным, если имеют добавочное обстоятельственное значение или отделены от определяемого другими членами предложения.
    Задание 2 группы: записать предложения, проверив правильность или неправильность постановки знаков препинания; рассказать об обособленных обстоятельствах, используя материал задания. 
    Проверьте расстановку знаков препинания в предложениях, объясните её правильность и неправильность.
    1. Он работал на поле, спустя рукава. (Запятая не нужна; фразеологизм). 
    2. Данко бросился вперёд,  высоко держа горячее сердце, и, освещая им путь. (Запятые не нужны, однородные деепричастные обороты). 
    3. Под облаками, заливая воздух серебряными звуками, дрожали жаворонки. (Правильно). 
    4. На другое утро, несмотря на упрашивание хозяев,  Дарья Александровна
    собралась ехать.
    (Не хватает запятой после слова «утро» и после «хозяев», т.к. есть обстоятельство с предлогом несмотря на). 
    Вывод (Делает консультант группы) 
    Обособл Задание 1 группы: записать предложения, вставляя слова, которые требуются заданием; рассказать об обособленных определениях, используя материал задания. Запись предложений, вставляются слова.
    1. Перед глазами ехавших расстилалась бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов.  (Обособленное определение, выраженное причастным оборотом.)
    (А. Толстой) 
    2. Все, побуревшее от зноя, оживало. (Обособленное определение, выраженное причастным оборотом.). (Н. Некрасов) 
    3. Раннее весеннее утро, прохладное и росистое.  (Обособленное определение, выраженное одиночными прилагательными)) (Л. Леонов) 
    4. Смышленые звери, бобры зимуют разумно(обособленное определение с добавочным обстоятельственным значением). 
    5. Мы, внуки, старались почаще навещать бабушку. (обособленное приложение). 
    Вывод (Делает консультант группы) 
    Обособленные определения и приложения выделяются на письме, если:
    - относятся к личному местоимению;
    - стоят после определяемого слова;
    - стоят перед определяемым существительным, если имеют добавочное обстоятельственное значение или отделены от определяемого другими членами предложения.
    Обособленные обстоятельства выделяются на письме, если это:
    - одиночные деепричастия и деепричастные обороты;
    - обстоятельства с предлогом несмотря на, имеющим уступительное значение.
    Задание 3 группы:  запишите предложения, подчеркните все дополнения и обозначьте, какими частями речи они выражены.
    В этом доме топили печи, давали каждому по пяти  поленьев, оставляли опоздавшим худшие, позволяли им греться горячим чаем. Ты напрасно бережно кутаешь
    мне плечи и грудь в меха. Я не хочу ни трепета, ни боли.
    — Какие дополнения прямые, какие - косвенные?
    — Какую частицу имеет дополнение при отрицательном сказуемом?
    Кроме стихов, М. Цветаева писала драмы. Все ранее написанные отрывки, включая "Распятие», А, Ахматова использовала в "Реквиеме". Поэзия, наряду с путешествиями, была любимым делом Н. Гумилева.
    Вывод (Делает консультант группы) 
    — Какие предлоги употребляются с дополнениями? (Кроме, вместо, за исключением, сверх, помимо, наряду с, включая, исключая.)
    — В каком случае обособляются дополнения? (Это дополнения, выраженные именами существительными с предлогами, имеющими значение включения, исключения и замещения.)
    — Когда не обособляются конструкции с предлогом вместо? (Когда вместо = за.)
    6. Тренировочные упражнения (закрепление).
    1) Теперь я прошу обратить ваше внимание на 1-й и 4-й примеры. Давайте подумаем, с помощью каких приемов можно отличить одиночное деепричастие от деепричастия, превратившегося в наречие образа действия? (Вопрос, интонация, перестановка). Потренируемся?
    1-я группа.
    Читать лежа вредно.
    Лежа на песке, мы слушали шум прибоя.
    2-я группа.
    Я хорошо знал, где лежит моя любимая книга, и мог взять ее не глядя.
    Не глядя на доску, трудно играть в шахматы.
    Теперь, я надеюсь, вы не ошибетесь? 
    2) Чтобы немного переключиться, давайте рассмотрим интересные случаи построения предложений с обособленными обстоятельствами.
    «Тут, старосту лизнув Лев милостиво в грудь, отправился в дальнейший путь». Найдите в этом предложении, взятом из басни Ивана Андреевича Крылова, подлежащее. Типичен ли такой порядок слов для русского языка?
    «Он морщит лоб, не в силах понять написанное». Что это за обособление? Оказывается, это «осколок» деепричастного оборота «будучи не в силах понять написанное», в котором деепричастие играло вспомогательную роль и поэтому исчезло без ущерба смыслу.
    3) На этом этапе слабые ученики получают индивидуальные карточки.
    Класс продолжает работу. Задание – составить предложение с данными деепричастными оборотами, причем 1-я группа ставит оборот в начале предложения, 2-я группа – в конце.
    Обороты:
    1. Побродив по лесу
    2. Вернувшись домой
    3. Проплывая самое глубокое место
    4. Улыбаясь
    Не забывайте, пожалуйста, подчеркивать обособленные обстоятельства и расставлять знаки препинания.
    7. Тестовая работа (раздаточный материал, на каждого учащегося)
    I.  В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
    Остап (1) воодушёвлённый красотами Кавказа (2) кричал что-то (3) стараясь (4) перебороть грохот и стоны Терека.
    1) 1, 2                                 2) 1,3                                 3) 3,4                           4) 1, 2, 3, 4
    II. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
    Для народов (1) жестикулирующих мало (2) русское общение (3) насыщенное жестами (4) кажется излишне эмоциональным.
    1) 1, 2                                2) 2,3                                 3) 3,4                            4) 1, 2, 3, 4
    III. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
    Великий комбинатор (1) заложив руки в карманы (2) гулял вдоль борта (3) не замечая оставшегося на берегу (4) Воробьянинова.
    1) 1                                   2) 2,3                                  3) 3,4                            4) 1, 2, 3, 4
    IV. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
    Материал (1) собираемый писателем для работы (2) хранится в записных книжках (3) представляющих особую художественную ценность.
    1) 1, 3                            2) 2                                       3) 3                                   4) 1, 2, 3
    V. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
    Птицы (1) сверху донизу занимавшие отвесные скалы (2) ни малейшего внимания не обращали (3) на проплывавшую внизу (4) шлюпку.
    1) 1, 2, 3, 4                   2) 1,3                                     3) 2, 3                               4) 1, 2
    VI. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
    Ипполит Матвеевич (1) погрязая в стыде (2) стоял под акацией и (3) не глядя на гуляющих (4) твердил три заученные фразы.
    1) 1, 2                      2) 1, 2, 4                                3) 1, 2, 3,4                         4) 3, 4
    VII. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
    Порыскав глазами по сцене (1) Ипполит Матвеевич увидел (2) свисающие с потолка (3) прямоугольники (4) выкрашенные в основные цвета солнечного спектра.
    1) 2, 3                            2) 1,4                         3) 1, 2, 3,4                             4) 4
    VIII. Объясните постановку запятых в предложениях.
    1. Знаменитая русская летопись «Повесть временных лет» составленная из созданных в несхожие эпохи разножанровых отрывков определила надолго исторические представления наших учёных.
    2. Типичный памятник ярославского зодчества – церковь Ильи Пророка – представляет собой хорошо освещённый изнутри храм окружённый крытыми галереями.
    3. Почти не отступая от сюжета гоголевской повести и по возможности сохраняя характерный гоголевский язык Н.А. Римский-Корсаков создал либретто оперы «Вечера на хуторе близ Диканьки».
    4. Современники Карла Брюллова воссозданные им на портретах – русские люди проникнутые благородными устремлениями жаждой жизни.
    5. Нет ни одного русского живописца который побывав у моря не пытался бы изобразить морскую стихию пронизанную лучами восходящего солнца.
    6. Узнавая в пути ранее неведомых нам людей приобретая друзей и недругов расширяя круг знакомых мы глубже постигаем самих себя.
    7. Искусствоведы убеждены что работая над образом поэта Николая Алексеевича Некрасова художник Крамской использовал созданные им ранее этюды и даже автопортреты поэта.
    8. Архитектура Москвы наследуя черты зодчества наиболее развитых древнерусских феодальных княжеств обрела отличающийся яркой самобытностью стиль.
    9. Можно лишь преклоняться перед гением Цветаевой создавшей совершенно неповторимый поэтический мир и свято верившей в свою музу. 
    10. Пройдя не один десяток вёрст и почувствовав сильную усталость я прилёг в тени густой ветлы сиротливо стоявшей на берегу степного пруда.
    11. Художник Айвазовский умел изобразить пену внезапно разбегающуюся по изгибам волн и морской песок просвечивающий сквозь пенистую воду.
    12. В опере «Война и мир» написанной Сергеем Прокофьевым по роману Льва Толстого есть сцены оставляющие поистине незабываемое впечатление: первый бал Наташи Ростовой ночь в Отрадном.
    13. Первая выставка передвижников открывшаяся в 1871 году убедительно продемонстрировала существование в живописи складывавшегося на протяжении 60-х годов направления нового по мировоззрению и средствами изобразительности.
    14. С высокого берега открываются залитые утренним блеском луга ещё не проснувшиеся от ночной дремоты спокойная синева реки блеск утренних небес и море травы.
    8. Итог урока.
    Беседа. 
    - Поделимся впечатлением о нашем уроке:  что вспомнили? Что узнали нового? В каких заданиях испытывали затруднения? Что понравилось на уроке?
    
    9. Домашнее задание.
    1. § 87- 88.
    2. Упражнения 431, 433.
    3. Повторить все об  обособленных членах предложения.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Проверочный тест
    
    1. Укажите, в каком предложении допущены пунктуационные ошибки при обособлении определений. 
    А. Мартовская ночь, облачная и туманная, окутала землю.
    Б. Изумленный он не сразу нашел подходящий ответ.
    В. Оглушенный тяжким гулом, Теркин никнет головой..
    Г. В тяжелой меховой шубе она не могла идти дальше.
    Д. Я, ваш старинный сват и кум, пришел мириться к вам.
    2. В каком примере надо поставить запятую перед союзом как?)
    А. Почему ты ходишь как в воду опущенный?
    Б. Брат похож на отца как две капли воды.
    В. Встала в небе радуга цветная как ворота на конце шоссе.
    Г.Камень мы использовали как стол.
    Д.  Цветы на поляне как драгоценные камни на шёлке.
    3.  Выберите правильный вариант расстановки знаков препинания: 
    Вдруг она пробежала мимо меня (1) напевая что-то другое (2) и (3) прищёлкивая пальцами (4) вбежала к старухе (5) и начала с нею спорить.
    А – 1, 2, 3, 4
    Б – 1, 2, 3, 4, 5
    В – 1, 4, 5
    Г – 1, 4.
    
    4.Какая характеристика соответствует предложению? 
    Над горной пустыней, окружавшей меня, сиял легкий лазурный купол.
    1) в предложении есть обособленное определение, выраженное деепричастным оборотом
    2) в предложении есть обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом
    3) в предложении есть обособленное определение, выраженное причастным оборотом
    4) в предложении есть обособленное обстоятельство, выраженное причастным оборотом
    5. В каком предложении есть обособленное приложение? 
    1) Стройная и гибкая, она легким и пружинистым шагом шла через площадь.
    2) Но пень, черный и большой, еще сохраняет тепло.
    3) Элегантный офицер, в фуражке с золотыми дубовыми листьями, кричал в рупор что-то капитану.
    4) На маяке жил только сторож, старый глухой швед, бывший шкипер.
    
    
     

    Автор(ы): Сысоева Е. В.

    Скачать: Русский язык 11кл - Конспект.docx

Презентация к уроку