Пипко Р.Н.
Тема: Обособленные и необособленные приложения.
Цели: 1) Углубление и обобщение знаний об обособленных членах.
2) Формирование навыка умения отличать
а) обособленные приложения от обособленных несогласованных определений
б) обособленные приложения от необособленных
3) Использование полученных знаний при подготовке к ЕГЭ.
Ход урока
1. Актуализация знаний по обособленным определениям ( повторение предыдущего материала, проверка домашнего задания)
Задание: отредактировать предложения с обособленными определениями (предложения на экране).
Вариант 1.
1)По узкой тропинке мы поднялись на площадку, извивающуюся между скал.
2)Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера смоченными дождем.
3) Мы любовались картиной бушующего моря у наших ног.
Вариант 2.
4)На краю горизонта тянется серебряная цепь снегов вершин, начинающихся Казбеком и кончающихся Эльбрусом.
5)Он оглядывается и видит лицо сына, внимательно прислушивающегося к разговору.
6)Он остановился около стены, увешанными картинами местных художников.
Теория: взаимоопрос в парах по теме: «Обособленные согласованные и несогласованные определения, что общего и чем отличаются». Привести пример.
2. Постановка проблемной учебной задачи и выход на проектную деятельность. Работа по теме.
а) отработка навыка умения отличать обособленные приложения от обособленных несогласованных определений
Теория:
а) какие члены предложения называются приложением? ( Это вид определений, выраженных именем существительным в том же падеже, что и определяемое слово)
б) чем они отличаются от несогласованных определений? ( Несогласованные определения тоже выражены именем существительным, но в другом падеже, чем определяемое слово)
Таблица №1 (на экране)
Обособленные приложения
Обособленные несогласованные определения
1.Владимир Арсеньев (И.п.), неутомимый исследователь (И.п.) Дальнего Востока, посвятил свыше тридцати лет изучению его природных богатств.
1.Наташа (И.п.), в голубом платье (Пр.п.) с коротким рукавом, выглядела особенно нарядно. (Л.Н.Толстой)
2.Нам (Д.п.), россиянам (Д.п.), предстоит преодолеть еще немало трудностей на пути преобразований.
2.Яблоневый сад(И.п.), весь в солнечных пятнах (Пр.п.), спускался по склону холма. (К. Паустовский)
3. Продолжить таблицу самостоятельно
3. Продолжить таблицу самостоятельно
4.
4.
Вывод (делают учащиеся).
3. Самостоятельная исследовательская работа по тексту (текст у каждого).
Вариант 1. Задание: выписать предложения с несогласованным обособленным определением.
Вариант 2. Задание: выписать предложения с обособленным приложением.
Текст.
1)Художник, маленький, в бархатной толстовке, с большой черной шевелюрой, находился тут же, при картинах.
2) Л.Н. Толстой, прославленный русский писатель, много лет прожил в Ясной Поляне.
3) Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Невы.
4) С ярким румянцем на юных щеках, она была изумительно красива.
б) отработка навыка умения отличать обособленные приложения от необособленных
Таблица №2 ( на экране)
Приложения обособляются
Примеры
1) Любые приложения, относящиеся к личному местоимению
Ровесники годами, они почти никогда не разлучались. ( И.Тургенев)
2) Распространенные и нераспространенные приложения , стоящие после имени существительного собственного
Я старался вообразить себе капитана Миронова, моего будущего начальника, и представлял его строгим, сердитым стариком. ( А. Пушкин)
3) Приложения, стоящие после нарицательного существительного
Березонька, красавица лесов, проснулась спозараночку от птичьих голосов.( В.Боков)
4) Приложение со словами: а именно, то есть, а зовут его, или
Теперь я «черный посудник», или «кухонный мужик.»
5) Приложения, присоединяющиеся словами: по имени, по фамилии, по кличке
Собачка эта, по кличке Чибис, была прелюбопытнейшим созданием.
6) Приложения, присоединяемые союзом как, если имеют значение причинности.
Если в значение качества, то запятой не выделяются.
Как истинный художник, Пушкин не нуждался в выборе поэтических предметов для своих произведений.
Богат, хорош собою, Ленский везде был принял как жених.
4. Коллективная деятельность учащихся (комментарий таблицы, выводы).
Задания: самостоятельная исследовательская работа с включением новых знаний с использованием таблицы.
1) Упражнение 383 с 1-6 предложения
2) Выписать из текста номера предложений с обособленными приложениями
(1) Встречая ее на вокзале, Ульяна поразилась: сколько лет не виделись, а Наталья, эта удивительная женщина, не изменилась, вроде даже похорошела и помолодела. (2) Настоящая русская красавица, стройная, статная, ясноглазая!
- (3) Ульяна, я все тебя хочу спросить.(4) Скажи мне честно, кто надоумил тебя, мою подругу, кто озарил помочь мне в тяжелую минуту?
- (5) Не понимаю? – искренне удивилась Ульяна. – (6) Когда и чем я тебе помогала?
(7) Все наоборот, по-моему, было.
- (8) У меня была депрессия - полная разочарованность во всем.
5. Включение новых знаний в систему и повторение (подготовка к ЕГЭ).
Задание: работа по тестам. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять знаки препинания, выделяющие обособленные приложения и определения.
Вариант 1.
1.Однажды поселилась в чащобе косогора (1) пожалуй (2) одна из самых скрытных зверушек (3) белогрудая куница.
2. Толик завидовал Тёме (1) своему геройскому товарищу (2) и глядел на него уважительно (3) будто на взрослого.
3. Упав духом (1) прикрыв от стыда лицо плащом (2) спешил он домой и сначала даже не заметил (3) что следом за ним пошёл его друг (4) известный афинский актёр.
4. Последние три года (1) к счастью (2) я регулярно занимался айкидо (3) японской борьбой.
5. По длинному зыбкому плоту (1) сделанному из трёх связанных брёвен (2) мы перебрались через реку и пошли направо (3) держась недалеко от берега.
Вариант 2
1. У Пушкина (1) отца русского искусства (2) в последующей литературе (3) по словам В.Г. Белинского (4) было два прямых наследника (5) Лермонтов и Гоголь.
2. На деревянных плотах (1) одном из старинных средств передвижения (2) наши предки (3) древние русичи (4) преодолевали огромные расстояния.
3. Молодым ученым (1) им было уже много сделано в медицине (2) науке (3) развивающейся быстрыми темпами.
4. Итак (1) два почтенных мужа (2) честь и украшение Миргорода (3) поссорились между собой.
5. Многие видели Архангельское (1) прекрасный памятник отечественной архитектуры (2) созданный руками крепостных.
6. Домашнее задание.
Автор(ы): Пипко Р. Н.
Скачать: Русский язык 11кл - Конспект.doc