Пипко Р.Н. Тема: Обособленные и необособленные приложения. Цели: 1) Углубление и обобщение знаний об обособленных членах. 2) Формирование навыка умения отличать а) обособленные приложения от обособленных несогласованных определений б) обособленные приложения от необособленных 3) Использование полученных знаний при подготовке к ЕГЭ. Ход урока 1. Актуализация знаний по обособленным определениям ( повторение предыдущего материала, проверка домашнего задания) Задание: отредактировать предложения с обособленными определениями (предложения на экране). Вариант 1. 1)По узкой тропинке мы поднялись на площадку, извивающуюся между скал. 2)Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера смоченными дождем. 3) Мы любовались картиной бушующего моря у наших ног. Вариант 2. 4)На краю горизонта тянется серебряная цепь снегов вершин, начинающихся Казбеком и кончающихся Эльбрусом. 5)Он оглядывается и видит лицо сына, внимательно прислушивающегося к разговору. 6)Он остановился около стены, увешанными картинами местных художников. Теория: взаимоопрос в парах по теме: «Обособленные согласованные и несогласованные определения, что общего и чем отличаются». Привести пример. 2. Постановка проблемной учебной задачи и выход на проектную деятельность. Работа по теме. а) отработка навыка умения отличать обособленные приложения от обособленных несогласованных определений Теория: а) какие члены предложения называются приложением? ( Это вид определений, выраженных именем существительным в том же падеже, что и определяемое слово) б) чем они отличаются от несогласованных определений? ( Несогласованные определения тоже выражены именем существительным, но в другом падеже, чем определяемое слово) Таблица №1 (на экране) Обособленные приложения Обособленные несогласованные определения 1.Владимир Арсеньев (И.п.), неутомимый исследователь (И.п.) Дальнего Востока, посвятил свыше тридцати лет изучению его природных богатств. 1.Наташа (И.п.), в голубом платье (Пр.п.) с коротким рукавом, выглядела особенно нарядно. (Л.Н.Толстой) 2.Нам (Д.п.), россиянам (Д.п.), предстоит преодолеть еще немало трудностей на пути преобразований. 2.Яблоневый сад(И.п.), весь в солнечных пятнах (Пр.п.), спускался по склону холма. (К. Паустовский) 3. Продолжить таблицу самостоятельно 3. Продолжить таблицу самостоятельно 4. 4. Вывод (делают учащиеся). 3. Самостоятельная исследовательская работа по тексту (текст у каждого). Вариант 1. Задание: выписать предложения с несогласованным обособленным определением. Вариант 2. Задание: выписать предложения с обособленным приложением. Текст. 1)Художник, маленький, в бархатной толстовке, с большой черной шевелюрой, находился тут же, при картинах. 2) Л.Н. Толстой, прославленный русский писатель, много лет прожил в Ясной Поляне. 3) Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Невы. 4) С ярким румянцем на юных щеках, она была изумительно красива. б) отработка навыка умения отличать обособленные приложения от необособленных Таблица №2 ( на экране) Приложения обособляются Примеры 1) Любые приложения, относящиеся к личному местоимению Ровесники годами, они почти никогда не разлучались. ( И.Тургенев) 2) Распространенные и нераспространенные приложения , стоящие после имени существительного собственного Я старался вообразить себе капитана Миронова, моего будущего начальника, и представлял его строгим, сердитым стариком. ( А. Пушкин) 3) Приложения, стоящие после нарицательного существительного Березонька, красавица лесов, проснулась спозараночку от птичьих голосов.( В.Боков) 4) Приложение со словами: а именно, то есть, а зовут его, или Теперь я «черный посудник», или «кухонный мужик.» 5) Приложения, присоединяющиеся словами: по имени, по фамилии, по кличке Собачка эта, по кличке Чибис, была прелюбопытнейшим созданием. 6) Приложения, присоединяемые союзом как, если имеют значение причинности. Если в значение качества, то запятой не выделяются. Как истинный художник, Пушкин не нуждался в выборе поэтических предметов для своих произведений. Богат, хорош собою, Ленский везде был принял как жених. 4. Коллективная деятельность учащихся (комментарий таблицы, выводы). Задания: самостоятельная исследовательская работа с включением новых знаний с использованием таблицы. 1) Упражнение 383 с 1-6 предложения 2) Выписать из текста номера предложений с обособленными приложениями (1) Встречая ее на вокзале, Ульяна поразилась: сколько лет не виделись, а Наталья, эта удивительная женщина, не изменилась, вроде даже похорошела и помолодела. (2) Настоящая русская красавица, стройная, статная, ясноглазая! - (3) Ульяна, я все тебя хочу спросить.(4) Скажи мне честно, кто надоумил тебя, мою подругу, кто озарил помочь мне в тяжелую минуту? - (5) Не понимаю? – искренне удивилась Ульяна. – (6) Когда и чем я тебе помогала? (7) Все наоборот, по-моему, было. - (8) У меня была депрессия - полная разочарованность во всем. 5. Включение новых знаний в систему и повторение (подготовка к ЕГЭ). Задание: работа по тестам. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять знаки препинания, выделяющие обособленные приложения и определения. Вариант 1. 1.Однажды поселилась в чащобе косогора (1) пожалуй (2) одна из самых скрытных зверушек (3) белогрудая куница. 2. Толик завидовал Тёме (1) своему геройскому товарищу (2) и глядел на него уважительно (3) будто на взрослого. 3. Упав духом (1) прикрыв от стыда лицо плащом (2) спешил он домой и сначала даже не заметил (3) что следом за ним пошёл его друг (4) известный афинский актёр. 4. Последние три года (1) к счастью (2) я регулярно занимался айкидо (3) японской борьбой. 5. По длинному зыбкому плоту (1) сделанному из трёх связанных брёвен (2) мы перебрались через реку и пошли направо (3) держась недалеко от берега. Вариант 2 1. У Пушкина (1) отца русского искусства (2) в последующей литературе (3) по словам В.Г. Белинского (4) было два прямых наследника (5) Лермонтов и Гоголь. 2. На деревянных плотах (1) одном из старинных средств передвижения (2) наши предки (3) древние русичи (4) преодолевали огромные расстояния. 3. Молодым ученым (1) им было уже много сделано в медицине (2) науке (3) развивающейся быстрыми темпами. 4. Итак (1) два почтенных мужа (2) честь и украшение Миргорода (3) поссорились между собой. 5. Многие видели Архангельское (1) прекрасный памятник отечественной архитектуры (2) созданный руками крепостных. 6. Домашнее задание.
Автор(ы): Пипко Р. Н.
Скачать: Русский язык 11кл - Конспект.doc